philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Не знаю, описывать ли дебютъ въ качествѣ санитара лѣса; потому — нѣсколько LJ-реакцiй.

Весьма рѣзкая здѣсь подзамочная запись у лжеюзера rhesos. Она была бы куда болѣе рѣзкой, если бы содержала угадываемыя имена (въ комментарiяхъ они отчасти присутствуютъ).
По этому поводу подумалось: а вѣдь мое лучшее филологическое достиженiе — кандидатскую диссертацiю (забавно, но сложилось именно такъ) — полностью прочли человѣкъ шесть, можетъ, семь. Ея выводы извѣстны еще двумъ десяткамъ. Можетъ быть, они будутъ помнить; но лѣтъ черезъ сорокъ, не исключаю, оные можно будетъ спокойно переоткрыть, уже почти не имѣя возможности провѣрить, были они сдѣланы или нѣтъ. Виноватъ, конечно, я самъ, поскольку нѣтъ ни желанiя, ни досуга ихъ пропагандировать; но, съ другой стороны, и обстановка для такой работы крайне неблагопрiятна.
Вотъ еще очень интересныя мысли — здѣсь. Сформулируемъ основныя пункты несогласiя сначала съ фактической стороной дѣла. Поскольку ничего не понимаю въ музыкѣ, ограничусь словесностью.
1. Я не считаю, что «Живи и помни» Распутина въ какомъ бы то ни было отношенiи уступаетъ военнымъ произведенiямъ XVIII–XIX вв. Русское крестьянство, передъ тѣмъ какъ сойти съ исторической сцены, свое слово сказало — не менѣе глубокое, нежели слово до сихъ поръ говорившаго русскаго дворянства.
2. О Брынскомъ козлѣ — тамъ есть еще и въ комментарiяхъ. Дѣло не въ томъ, что онъ былъ патологически невѣжественъ для своего не бѣднаго образованными и умными людьми времени, а въ томъ, что у него не было своихъ мыслей. Источниковѣдческiй анализъ его критической прозы — задача, которая по вполнѣ понятнымъ причинамъ не привѣтствовалась въ эпоху Венгеровыхъ и Ивановыхъ-Разумниковъ и была невозможна въ совѣтскую эпоху, но она очень увлекательна и перспективна — правда, анализировать придется не книги (ихъ Б. к. по вполнѣ понятнымъ причинамъ не читалъ), а разговоры. Это — область, гдѣ даже изъ вторыхъ рукъ мало, все больше изъ третьихъ и четвертыхъ.
Пушкинъ, Гоголь и Достоевскiй въ своей славѣ, какъ и въ своей интерпретацiи, ничѣмъ ему не обязаны. Скорѣе наоборотъ — при жизни Пушкина Б. к. давалъ ему весьма сдержанныя оцѣнки, всецѣло раздѣляя «общественное» мнѣнiе о его паденiи. А съ Гоголемъ сочиненiя Б. к. — это вообще запредѣльный паѳосъ крѣпостничества. «Обрабатывай мою натуральную дѣлянку и сойти съ нея не моги».
Теперь — по существу. Если я правильно понялъ, то подъ «качествомъ генiя» и «качествомъ культуры» имѣется въ виду слѣдующее. При прочихъ равныхъ высшихъ успѣховъ достигаетъ тотъ, у кого болѣе мощная культурная подготовка.
Въ общемъ видѣ это, конечно же, вѣрно, но спорно въ примѣненiяхъ. Филологическое (и вообще образовательное) качество Серебрянаго вѣка ужъ точно выше, чѣмъ пушкинской эпохи. Кто въ Золотой вѣкъ зналъ древнiе языки? Маргинальный архаистъ Катенинъ, Востоковъ, славянофилы… А ужъ поверхностность историческихъ и философскихъ текстовъ той эпохи, написанныхъ «съ высоты птичьяго полета…».
Кстати, для своей эпохи крупнѣйшiе — Пушкинъ и Блокъ — вовсе не выдѣляются (особенно Блокъ) образованностью.
Самъ я тоже склоненъ цѣнить золото русской словесности много выше серебра. Но скорѣе потому, что считаю это неравенство слѣдствiемъ неравенства въ талантахъ.
А вообще это споръ съ самимъ собой, конечно же. Спроси меня, какъ повысить качество культуры, и я отвѣчу — изученiемъ древнихъ языковъ. И мысли объ интересѣ къ Египту и Месопотамiи мнѣ тоже кажутся вполнѣ справедливыми.

UPD. Я уже стеръ оригиналъ этой записи, будучи увѣренъ, что она есть въ журналѣ; оказалось, забылъ! А касательно предъидущей — если кто хочетъ выразить солидарность съ лжеюзеромъ, о коемъ тамъ идетъ рѣчь, не стѣсняйтесь! Лучше намъ разстаться сразу.
Tags: lj, pensieri
Касательно апдейта: какая предыдущая запись? Обыскалась... :)
Эта Вамъ не видна? По идеѣ она должна быть доступна для всѣхъ френдовъ.
Сейчас увидела. Абсолютно не знаю, о чём речь. Но мне думается, что свои претензии или замечания тот юзер мог высказать Вам приватно. Очень некрасиво получилось.
Не вдаваясь въ подробности — я прочелъ рѣзко отрицательный отзывъ на соотвѣтствующую диссертацiю. А если бъ онъ мнѣ высказалъ приватно то, что высказываетъ публично, эффектъ для отношенiй былъ бы точно тотъ же.
С моей скромной точки зрения, значение "малой" литературы XIX столетия весьма и весьма недооценивается. Мы знаем Гоголя; но, недавно открыв для себя "Очерки бурсы", я, кажется, начинаю святотатственно помышлять о том, что Гоголь был не лучшим - ибо многое утеряно во тьме, многое запрещено и забыто.
Мнѣ изъ авторовъ малыхъ формъ этого перiода очень нравится Гаршинъ.
Блок был из академической семьи, и это (практически) всегда довольно высокий образовательный уровень
А Вы не думали, что отмена изучения древних языков и древней истории в "школе" общее для тоталитарных режимов, аналогии слишком очевидны будут.
Вот не знал, что Гаршин - представитель "малой" литературы :)
Ну вродѣ у него все въ одинъ томикъ умѣщается…
а т.е. это в "измерительном" смысле, а Александр Сергеевич в одной пьесе :)
Александр Сергеевич Г.?
А Тютчев тоже в одном томике собран.
А в чем проблема то? Кто-то что-то п о в т о р и л?
Превентивно, если найдутся желающiе.
В Золотом веке жили тем, что в Серебряном было только поводом к проявлению эрудиции. Я имею в виду античность. Неважно, что тогда меньше знали о самих языках. Важно, что больше тянулись к ним и к античной культуре. Может быть, потому, что это было в новинку. И потом - в своем перечне знатоков Вы забыли Гнедича.
Относительно Египта и Месопотамии та же история. Пока это было ново и свежо, даже модно, существовала египтомания (хотя так и не возникло ассиромании). Теперь все египетские реалии и грамматические формы многократно изучены, но эстетического интереса больше нет. Немодно.
Особого неравенства в талантах золотистов и серебристов я не нахожу. А вот неравенство в знаниях и стремлениях налицо. Золотые глубже, потому что вынуждены домысливать из-за недостатка знаний, они угадчики древней культуры. Серебряные могут распоряжаться всеми достижениями науки, но весьма поверхностны в осмыслении прочитанного. Да, и еще нужно учесть такой фактор: золотисты были исторически ближе к древности, чем последующие поколения. Античные переводы Фета по эмоциональной близости к подлиннику гораздо дальше пушкинских переложений.
Пушкин и Блок были очень образованными людьми, но широко, а не глубоко образованными. Они широко знали и глубоко осмысляли.
Не могу согласиться — не больше Пушкинъ жилъ Горацiемъ, чѣмъ Анненскiй Еврипидомъ.
О Блокѣ — Вы противорѣчите себѣ же. Да и, помнится, онъ отказался отъ встрѣчи съ Верхарномъ ради плохаго французскаго…
Гнѣдича да, забылъ. Скорѣе потому, что мнѣ дика идея переводить «Илiаду» гекзаметрами.
Въ античныхъ переводахъ Фета все размазано километрами и мегатоннами. Сконцентрировать это въ пушкинскомъ объемѣ — по плотности будетъ черная дыра.
Исторически ближе — и да, и нѣтъ. Пушкинское поколѣнiе энтузiастически пережило революцiю, которая покончила съ античностью. Въ новинку — не согласенъ: вторая половина XVIII вѣка для Рима — перенасыщенный растворъ.
Все эти мегатонны сконцентрированы в 50-ти лучших стихотворениях Фета, которых, разумеется, просто не было бы, если б он не переводил латинских классиков. Понятие совершенства ему было вменено, Блоку - уже нет, поэтому (не смотря на свою любовь к Фету и свою явную от него зависимость) стоит он много ниже (хоть он и первый поэт России прошлого века).

Рискну предположить, что автор текста в блоге banshur69 тоже не большой любитель и знаток античной классики: иначе бы он не давал имени искусства потугам кретина (Хлебникова или комаровского бедняги).

Относительно обоихъ — полностью раздѣляю Вашу точку зрѣнiя.
Ну не надо уж так-то, в полемическом задоре. Хлебников не кретин. Кретин - это слабоумный с зобом, который двух слов связать не может. (А "дева ветреной воды" - это целых три слова). Больной человек, чья болезнь усугубилась плохим временем, в которое он попал - но безусловно с зачатками большого таланта. Комаровского вот не читала, не могу ничего сказать.
Разница между золотым и серебряным веком - не в образовании, тут они примерно равны, а в органичности. Золотые еще были русскими и писали по-русски, стояли на земле - а эти уже малость витали в пространстве, как аэростат на веревочке. Иначе говоря - те были материнским молоком выкормлены, а эти - искусственной смесью.
комаровский бедняга - это про музыканта - поклонника Сати, живущего в поселке Комарово.
Каравайчук что ли? - я не поняла, думала, Вы про графа В. К.
Популярность таких фигур - самая ненавистная мне черта русской публики. Впрочем, если (в связи с Хлебниковым) вспомнить о Якобсоне и пр., то картина получает немного другое освещение.
Почему именно русской? Всегда люди склонны были в безумии видеть проблески гениальности, а иногда и святости - и не всегда при этом ошибались, тут крайности могут сойтись. Вот кто действительно отвратителен - это вполне здоровые, расчетливые люди, намеренно имитирующие алогизм и якобы высокое косноязычие. Полно таких знаю, даже и поблизости.
...каким образом изучение древних языков коррелирует с качеством культуры? (Не подумайте только, что я против изучения древних языков)
Изученiе языковъ — никакъ. Только литературъ.
Просто идею поэтическаго совершенства проще всего осваивать на Вергилiи и Горацiи. У остальныхъ въ такой чистотѣ не научишься.
Вы знаете, вот так уж получилось, что среди моих друзей и знакомых читавших (к примеру) Горация примерно столько же, сколько и не читавших. И я как-то никакой разницы не замечаю особенной, увы.
Ах, вот что. Вы имеете в виду поэтическую культуру, а не культуру в целом. Тогда я скорее склонен с Вами согласиться.