philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Достопочтенный kislin здѣсь написалъ первую серiю размышленiй о непригодности идеологiй николаевской эпохи.
А мнѣ вотъ подумалось — а не является ли идеологiя офицiальной народности такой же фикцiей, какъ и идеологiя Третьяго Рима? Я помню сiи воззрѣнiя по одной статьѣ Шевырева и одной запискѣ Уварова; если говорить о проводникахъ, то у Уварова и инструментовъ иныхъ не было, кромѣ какъ гонимый цензурой «Москвитянинъ» и оффицiальный ЖМНП (а активно ли она пропагандировалась тамъ? надо посмотрѣть, но сомнѣваюсь).
Оффицiальная идеологiя III Отд. С. Е. И. В. канцелярiи была совсѣмъ другой — и проповѣдовалась въ другихъ органахъ, о чемъ прекрасно писалъ въ «Литературныхъ скандалахъ» достопочтенный o_proskurin.
А здѣсь чрезвычайно свѣжее, любопытное и забавное предложенiе объ окончательномъ искорененiи антисовѣтизма.

UPD. Вотъ почему антисовѣтчикамъ нынѣшняя власть кажется совѣтской, а совѣтчикамъ — антисовѣтской?

UPD ІІ. Достопочтенный alexvelikoross заглянулъ въ запись объ искорененiи антисовѣтизма — и огребъ порцiю самой безгрѣшной и чистой совѣтской православной любви по полной программѣ.
Tags: ссылки
А я думала, откуда ко мне эта либераствующая хрень достопочтенный представитель советской интеллигенции забрёл. От Вас, многоуважаемый Алексей Игоревич. Спасибо. Знала бы, не стала с ним так церемониться.
Въ проповѣди любви и въ отвращенiи къ ненависти Вы послѣдовательны. А впрочемъ, все идетъ по плану, и ждать другаго было бы наивно.
Вы высказали очень здравую идею - я предложил бы даже распространить её на Католическую церковь. Опять же - ругают нацизм за какие-то свои обиды, не понимая, что тогда и с целомудрием, и с прессой, и с любовью к Родине, и со всем остальным всё было как должно - не то что нынешняя Германия с засильем космополитов, педерастов и инородцев. Особенно нынешний папа должен бы одуматься - неужели ему не больно видеть, как поливают грязью историю его страны?

Deleted comment

Вы прелесть!
Спасибо Фильтриусу.
Это потому, что свободна от лапши либеральной пропаганды :))
А при чём тут нацизм?
Фиктивность идеологии - свойство оной имманентно присущее. Но, не сравнивая уваровскую модель с развитыми гос. идеологиями вроде большевистской, нужно сказать, что была она все же отнюдь не непригодной. Просто ее как сжатую установку закинули в общество, а общество уже как могло подстраивалось и порождало развернутые интерпретации и применения, зачастую далековатые как от исходных установок, так и от других интерпретаций. Анализ литературого процесса той поры, архитектуры, живописи, и т.п. показывают, насколько мощным было интерпретационное поле "триады", к-рое все время подпитывалось гос. импульсами, вплоть до императорской воли (вся история возвышения Тона, напр., и утверждение его рус-византийских арх. альбомов). "Противоречий очень много", это да. Но и марксизм-ленинизм менял установки каждые три примерно года :)
Честно говоря, я не могу вспомнить, какъ эту идеологiю транслировали. Какъ закидывали эти импульсы?
Мнѣ, можетъ, лично и нравится «Москвитянинъ», но подписчиковъ у него было — Вы лучше меня знаете сколько. Самъ масштабъ подпитки въ глазахъ нашей эпохи мнѣ кажется преувеличеннымъ.
Кстати, удалось ли Вамъ осилить мой опусъ о Херасковѣ? А я сейчасъ новый пишу…
В 1830-х за право толковать "триаду" (и подмахнуть Уварову) боролись и Телескоп, и Моск. Наблюдатель, и даже новые Отеч. записки, не говоря о Пчеле и БдЧ. Вы раннего Белинского почитайте - вы там такую триадную клюкву найдете, что куда там Погодину с Шевыревым. А расцвет основного "идеологического жанра" - исторического романа во главе с Загоскиным? Это ведь не просто мода на Вальтера Скотта, а вполне последовательная попытка отформатировать русскую историю по нормам "триады". А Кукольник с Глинкой откуда вылезли? И Вы думаете, что пушкинские простонародные сказки и лермонтовское "Бородино" просто так появились, а не в результате социального заказа и поощряемой сверху моды на "народность"?

Статью с удовольствием прочла, все собираюсь вот сформулировать впечатления.
Относительно конвенцiональной клюквы у Брынскаго козла — кто бъ удивлялся? За корректировку — спасибо (я грѣшнымъ дѣломъ относилъ всю идеологiю къ болѣе позднему перiоду и связывалъ съ «Москвитяниномъ»).
Реакцiи Вашей жду не безъ нѣкотораго страха.
Позже все это развивалось и диверсифицировалось, усложнялось. Разные общественные интерпретации триады стали бороться друг с другом, а официальная позиция - хиреть и выхолащиваться. Все мечтаю, когда кто-нб напишет эту историю идеологической деривации при Николае Павловиче, а то все отдельные сегменты несвязно исследуются. Да куда там, ведь даже и для куда более монолитный идеологический тренд Александра III описан плохо.

Незачем меня бояться, мне понравилось. Но напишу ужо, в недальнем будущем.
ничего удивительного с такой цитатой в начале постинга. я св. Иоанна Кронштадтского почитаю, но подписываться под околочерносотенными взглядами -- не очень хочется.
Мнѣ кажется, что проповѣдникъ въ любую эпоху долженъ и будетъ говорить то же самое…
проповедник не должен лезть в политику и вступать в черносотенные организации.
нет времени на развернутый ответ по всем пунктам(об анти - и предтечи советизма).
Это надо бы было перелопатить от Греции и Рима до наших дней все такие же "ниспослания будущим поколениям".Где то "совершались" кем то "революции",где то эволюции.Падение нравов? -уже несколько тысяч лет ...перед как они вообще появились,нравы.
Как Земля жива? ;)
И не нуженъ развернутый отвѣтъ!
Вы совершили риторическую ошибку, вторгнувшись въ милый совѣтскiй междусобойчикъ. Переубѣждать тутъ некого, самыя большiя усилiя могутъ претендовать лишь на ничтожный результатъ. Спорить имѣетъ смыслъ тамъ, гдѣ есть неопредѣлившiйся свидѣтель спора, — и только тамъ, и только для него, но тамъ и для него уже серьезно, демонстрируя неосновательность по пунктамъ и противопоставляя свою картину.