philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Разрушенiе классическаго канона даже и въ малѣйшей мелочи — вещь не безъ послѣдствiй. Любите поздняго Мандельштама — извольте любить креативъ группы «Война».
Tags: pensieri
можно я не буду?
Между раннимъ и позднимъ Мандельштамомъ различiе качественное. Между позднимъ Мандельштамомъ и «Войной» — лишь количественное.

Съ первою фразой согласенъ, со второю - нѣтъ.

Съ одной стороны - не мнѣ бы вамъ объяснять - въ той или иной мѣрѣ канонъ разрушали уже не только Блокъ, не только Пушкинъ, но даже Державинъ. Съ другой - вотъ вы сами недавно похвалили мой стишокъ, который, конечно же, куда ближе по поэтикѣ къ Мандельштаму, чѣмъ ко классическому канону - готовы ли вы за то полюбить хрѣнъ на мосту?
Съ Пушкинымъ — да, очень болѣзненное противорѣчiе, его можно оправдать молодостью русской литературы и кризиснымъ возрастомъ. Но послѣ него формальное развитiе было уже немыслимо. Либо ничего не мѣнять, либо деградацiя (что и произошло).

Я не особый поклонник Мандельштама вообще, хотя то был Поэт с большой буквы. Но, как бы там ни было, креатив группы "Война" любить не готова.

А если рассуждать по теме, то разве разрушение канонов не создаёт в конце концов новые каноны? Без этого невозможно.
Канонъ можетъ быть только одинъ. Если его разрушить, новый поставить на его мѣсто невозможно, поскольку прiйти и замѣнить его на еще одинъ (или создать сколько угодно одновременно) можетъ любой. Разрушенiе единственнаго канона есть разрушенiе идеи и возможности канона въ принципѣ.

Это распространённая ошибка. Ситуации единственного канона исторически всегда противостоит ситуация нескольких канонов, а не полного их отсутствия или бесконтрольного размножения. Так, например, разрушение европейского языкового канона (все пишут по-латыни) не привело к тому, что все стали писать на своём родном диалекте, а, напротив, практически уничтожило диалекты благодаря олигархической системе нескольких национальных языков.
Это очень глубокая проблема. Не думаю, что Comœdia или Rerum vulgarium fragmenta были призваны разрушить канонъ — скорѣе восполнить… По большому счету канонъ съ Гомеромъ и Вергилiемъ въ центрѣ рухнулъ въ эпоху романтизма.

Вот да. Дидактический укор :))
"Не без последствий" - да, конечно, но ведь и не без причин ? А с "поздним Мандельштамом" опоздали немного - ну что к тому времени было разрушать ?
Мандельштаму можно было разрушить по крайней мѣрѣ собственное творчество. Учитывая его громадный талантъ — это очень дурной примѣръ.

Неоспоримо - кому много дано.. Но все же в случае Мандельштама есть кой-какие смягчающие обстоятельства. А вообще говоря, тему затронули очень серьезную - не жежешного формата.
А, к примеру, за Валерия Брюсова в ххххх хомяка не положено?
Не вполнѣ понялъ Вашу мысль.

1)Итак, любовь к позднему Мандельштаму практически принуждает любить засовывание мороженой куры и прочих зверюшек в малоприспособленные для этого места.
2) Учитывая, что "Но послѣ него формальное развитiе было уже немыслимо. Либо ничего не мѣнять, либо деградацiя (что и произошло)" следует ли налагать подобное обязательство на любителей Брюсова или Некрасова?
С точки зрения логики здесь логики нет-с ;)
Хотѣлъ бы явнаго обнаруженiя логическихъ ошибокъ.

Non causa pro causa!
Столь же неясно, но ладно, Богъ съ ней, съ логикой.

именно! вы сформулировали некоторую религиозную доктрину - нет сомнения, что сами искренне и глубоко в нее уверовали. а логика здесь - не при чем, в самом деле.
Если Вамъ удобнѣе думать такъ, — пожалуйста, я спорить не буду.

просто вы предположили наличие абсолюта, причем, что характерн, в прошлом - а абсолют бывает, увы, в одном только месте, так мне видится.
Могу только повторить сказанное прежде.

Под "поздним" следует ли понимать "Восьмистишия"?
Давно не перечитывалъ. Такихъ подробностей уже не помню.

Ну скажем так, считать ли такое уже поздним Мандельштамом?

И клена зубчатая лапа
Купается в круглых углах,
И можно из бабочек крапа
Рисунки слагать на стенах.

Бывают мечети живые,
И я догадался сейчас:
Быть может, мы - Айя-София
С бесчисленным множеством глаз.
Позднiй. Риѳмы правильныя, хотя и не интересныя, ну а смыслъ — придумаютъ чего-нибудь толкователи съ наливными рюмочками глазъ («Ламаркъ» какъ разъ на мой вкусъ очень даже, при — какъ это часто у него бываетъ — лишней послѣдней строфѣ).

Можно подумать, у канонических авторов рифмы бывают интересные. Интересные - это к Маяковскому.
У неинтереснаго автора и интересныя риѳмы неинтересны. А приведенное восьмистишiе — une pièce de galimatias sublime.

Там, на мой взгляд, и предпоследняя строфа необязательна, а так "Ламарк" очень хорош - ".. и в пену Океана завитком вопьюсь".
Я вот из той же посылки имею обыкновение выводить куда более обидные следствия. Практика их неизменно подтверждает. Вот, например, самое недавнее такое подтверждение:
http://lev-usyskin.livejournal.com/234215.html
Ну, что тутъ подѣлаешь… Умные люди понимаютъ, что даже у Пушкина не все равнымъ образомъ прекрасно и не все прекрасно. А съ Мандельштамомъ какъ-то этого пониманiя меньше обнаруживается…

Вот Вам бы опрос устроить - самое НЕлюбимое у Пушкина.
Я вот, например, всей душой ненавижу вот это место:

Не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком ...

Просто ужасно на мой слух.
Съ Вашего позволенiя воздержусь. Боюсь, и такъ уже на меня многiе косо смотрятъ…

Это-то как раз простят. А вот за М. от МНОГИХ - расстрел на месте.
Ну я, конечно, в шутку предложил. Тут 99,99% ответов никто не захочет выслушивать.