philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Я уже давалъ ссылку на эту запись. Тамъ есть одинъ аспектъ, который не даетъ мнѣ покоя, и все хожу вокругъ него кругами…

Майкъ выдѣляетъ двѣ культуры — высокую и народную, причемъ высокая оказывается интернацiональной. Какъ рабочiй инструментъ это годится, но реально культурное поле сейчасъ куда сложнѣе. Есть совѣтская культура, которая тоже существуетъ въ нѣсколькихъ варiантахъ, по крайней мѣрѣ двухъ, есть модернизмъ, и, навѣрно, общее пространство можетъ быть описано исходя изъ этихъ пяти центровъ, хотя нѣкоторые изъ нихъ существуютъ чисто теоретически.
Русская высокая культура нисколько, разумѣется, не интернацiональна: если рѣчь идетъ объ оригинальности, то послѣ античной Грецiи она невозможна (подробно объяснять не буду), если объ открытости-закрытости — русская также не оригинальна и въ своей открытости. Внѣшнiй признакъ усвоенiя — для носителя русской дворянской культуры пушкинъ актуальнѣе литературной современности (эрудицiонныхъ требованiй выстраивать не будемъ — они невозможны тамъ, гдѣ 90 лѣтъ вообще нѣтъ средняго образованiя).
Русская народная культура дѣйствительно — какъ писалъ Майкъ — практически не существуетъ.
Совѣтская культура по самой своей природѣ не можетъ обладать аристократическимъ полюсомъ. Демократическая ее грань — блатнякъ; элитарная — Окуджава-Бродскiй и все, что вырастаетъ напрямую изъ революцiонной традицiи; центръ — чрезвычайно грубая поддѣлка подъ старое, восходящая къ сталинской культурной политикѣ (этой грубостью и опознается).
Русскiй модернизмъ въ лицѣ футуристовъ претендовалъ въ свое время на то, чтобы стать совѣтскимъ оффицiозомъ; судьба распорядилась иначе. Но изначально самосознанiе модернистовъ — чисто совѣтское. Современный модернизмъ — достоянiе, насколько я понимаю, узкихъ круговъ (здравое эстетическое чувство народа не позволяетъ считать искусствомъ по принципу «Такъ и я могу», и грязная свинья Хрущевъ, не будучи, однако, народу вовсе чуждъ, это здравое сужденiе и продемонстрировалъ), но эта плесень захватила авансцену и моду.
Если бы я руководилъ русской культурной политикой, мой принципъ былъ бы — превратить Россiю въ страну съ нулевой терпимостью по отношенiю къ модернизму. И безъ бульдозеровъ его можно задавить костлявой рукой голода — подробнѣе излагать не буду. Центръ совѣтской культуры разсыпется самъ, его только не нужно ремонтировать (дурное качество строительныхъ работъ + соотвѣтствующiе матерiалы), а торжество старой русской культуры можетъ быть достигнуто правильнымъ воспитанiемъ наиболѣе способныхъ дѣтей. Замѣнить блатнякъ на фольклоръ, конечно, трудно, да и не нужно, но создать болѣе прiемлемый варiантъ массовой культуры въ русскомъ духѣ вполнѣ возможно.
Tags: pensieri
Я бы думал не о том, как задавить какую-то плохую культуру, а о том, как возникает хорошая. Из чего. Можно нагородить много о социальных условиях, но я бы пошел дальше, до корня6 из глубоких идей, которые овладевают людьми, возникают произведения какой-то культуры. Так что не очень важно, какого цвета пена на поверхности - серая, розовая или черная. Все в одну цену. Важнее, может ли возникнуть что-то стоящее, или пародирование непонятых строк, написанных прежними пародистами, так и будет составлять культурный фонд.
Собственно, предложенный мой комплексъ мѣръ, — то, во что консерватизмъ превращается въ ситуацiи нового времени, а именно реакцiя. Въ медицинско-политическомъ смыслѣ слова. Хорошiй культурный фонъ какъ разъ и возникаетъ за счетъ правильной подготовки элиты — она и для народа разработаетъ вполнѣ недурные образцы фолка. Но если на литературу вся эта пѣна не влiяетъ, то другiе виды требуютъ и болѣе значительныхъ инвестицiй — и потому для нихъ нужно банально расчистить поле (предложивъ бизнесмену, коллекцiонирующему модернъ, платить налогъ въ 1000 % съ каждой покупки, и отлучивъ его отъ государственныхъ заказовъ навсегда).

Алексей, вы рассуждаете как человек, задумавший выращивать картошку на воде. Екатерина хотя бы в почву ее сажала (при всей моей нелюбви к Великой).
Фольклор может родиться только из жизни. Нет жизни на земле, в природе, в традициях - нет и фольклора. Он и заменен попсой из телевизора.
Еще вопрос: а как же модернизм в других странах? Где не было совка?
Любая реакция и подавление вызывает "обратную реакцию". Как же вы этого не понимаете? Всегда удивляюсь этой черте в Вас.
Я и не собираюсь создавать фольклоръ (фолкъ — это въ моемъ представленiи нѣсколько другое, это и есть условная «попса» въ фольклорныхъ традицiяхъ, сарафаны, кокошники и пр.).
И никого подавлять я не собираюсь. Бульдозеровъ не будетъ. Будутъ высокiй налогъ для потенцiальнаго покупателя и голодная смерть для художника-модерниста, упорствующаго въ нежеланiи зарабатывать на жизнь честнымъ трудомъ.

А каких модернистов вы имеете в виду? Я не понимаю. Еще живы постмодернисты и, говорят, уже есть даже литературные постструктуралисты:) Всех голодной смертию уморить?
А как же мой любимый Веничка Ерофеев? Он тоже в некотором роде модернист :((
Ну Венедикт Ерофеев если и модернист, то кроткий. А речь, как понимаю, о модернистах воинствующих. И, по грехам нашим, торжествующих.
Не нужно, мне кажется, воевать с воинствующими. Нужно создавать альтернативу.
И люди потянутся:) Они только и ждут, куда бы потянуться. А некуда.
Высокий налог, однако, равносилен бульдозеру и кое-чему похуже.
Вот просто отказать в государственной поддержке - это да.
Только сначала закрыть границы.
Зачѣмъ? Чужiе модернисты мнѣ не нужны, но врядъ ли и прiѣдутъ, а своимъ — скатертью дорога!

Так ведь будут за границей продавать.
Не думаю. Онѣ будутъ въ такихъ условiяхъ, что дома не раскрутятся. И о нихъ никто не будетъ знать.

В СССР как-то справлялись.
Согласен - в части "как развалить". Но вот это - "а торжество старой русской культуры можетъ быть достигнуто правильнымъ воспитанiемъ наиболѣе способныхъ дѣтей"... С положительной программой всегда проблемы. Первый вопрос - кто инициирует торжество русской культуры, как много их и хватит ли их для "торжества"? Не имею ни малейшего статистического представления.

Когда-то, во времена сомнительные, я читал книги так - проглядев первые и последние страницы разворачивал пополам и приступал.. Вот и вышеизложенное надо читать тем же манером - "Русская народная культура .. не существует" - это и есть, собственно, начало и конец.
Все правильно там про модернизм (еще и мало, моя бы воля - о Хрущеве со слезами вспоминали), можно и про образование добавить и еще.. Только это все условия необходимые, но не достаточные.
Въ культурномъ творчествѣ достаточныхъ условiй и не бываетъ.

"подробнѣе излагать не буду"

а жаль.

А еще согласен с ув. Ивановым-Петровым - с положительной частью программы у Вас пробел.
Это запись въ электронномъ дневникѣ, а не программа.

Ну так и я, читатель почтительный читатель оного дневника, а не научный (политический) оппонент (рецензент) :))
Модернизм модернизму рознь, всё-таки.

Одно дело - условный Маяковский, и другое - условный Брюсов, Вяч. Иванов и пр.
Условныхъ Брюсова съ Вяч. Ивановымъ я и не отношу къ модернистамъ. Признакъ модернизма — сознательное культивированiе уродства и форма по типу «такъ и я смогу» со стороны зрителя.


Радость какая!

Потомки додумались задавить неправильное эстетическое движение костлявой рукой голода, пухленькими ручками налоговой полиции и чистыми руками полиции обычной.
Да не ради Рабочего Человека и Светлого Завтра - мы ж не звери! - а ради Пушкина.
Если есть другой, болѣе эффективный способъ задушить модернизмъ безъ кровопролитiя и тюрьмы, я готовъ выслушать.
Но - чувство стиля у каждого своё! - я предпочту брутальность бандита "брутальности" филолога.