philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Category:
Одинъ изъ принциповъ моей эстетики, несправедливый, но плодотворный.
То, что написано въ XX в., не заслуживаетъ прочтенiя.
Tags: pensieri
Вообще всё?
Любой эстетическiй принципъ не стоитъ абсолютизировать. Здѣсь есть свои ограниченiя: 1) XX в. начался довольно поздно, и эпоха первыхъ двухъ десятилѣтiй можетъ быть отнесена къ предшествующему перiоду, 2) она дала довольно длинный шлейфъ — Соболевскiй, умершiй въ 60-хъ годахъ, сталъ ординарнымъ профессоромъ и дѣйствительнымъ статскимъ совѣтникомъ еще при Императорѣ, 3) есть просто исключенiя —для меня кое-что въ русской прозѣ брежневской эпохи. Но отъ эстетическихъ исканiй и интеллектуальнаго дискурса (точнѣе, набора оныхъ) XX в. я далекъ и дѣвственно независимъ.
а нерусская литература?
У меня есть проблема — не люблю читать въ переводахъ. Правда, иногда приходится (то, что я читалъ Камю, было по-русски, кромѣ одного эссе, — надо бы его основныя вещи прочесть въ оригиналѣ).
А вотъ незнанiе испанскаго языка позволяетъ мнѣ игнорировать громадное количество латиноамериканской продукцiи — ее не просмотрю даже въ теорiи (по личнымъ потребностямъ португальскiй — для Камоэнса — впереди испанскаго. Хотя тоже все проблематично). А въ общемъ и цѣломъ логика такая: какъ можно думать о Сякомъ-то, когда еще не прочтенъ Силiй Италикъ!?!
Германiя — отдѣльная проблема. Сейчасъ виландъ упорно доказываетъ мнѣ (очень убѣдительно, надо сказать), что нѣмецкаго я не знаю. Но для того чтобъ заглянуть въ Хайдеггера/Ремарка — нуженъ ужъ очень сильный стимулъ…
Понимаю, я даже предвидел такой ответ.
Собственно, я имел в виду Кафку, Джойса, Пруста.....
Банально, конечно, но тем не менее...
Кафки прочелъ полстраницы «Процесса» — не понравилось; въ студенческiе годы, кажется, даже читалъ (на сей разъ въ переводѣ) «Замокъ», впечатлѣнiе — нулевое; Джойсъ (съ полутора страницъ въ переводѣ) не понравился жутко, и даже ситуацiя экзамена не могла заставить это прочесть; аналогичное было и съ Сартромъ (но не съ Камю). Относительно Пруста — это дѣйствительно дыра, потому что его — никакъ, никогда, ни при какихъ обстоятельствахъ — не прочелъ ни строчки.
Интересно, что к Джойсу у меня в точности такое же отношение - именно примерно с полутора страниц.
Я не переношу Кафку, Джойса, Пруста.
Особенно 1-го и 2-го. Меня начинает подташнивать после 2-3 страниц.
(то же самое - Сартр. Вот Камю я некоторые вещи прочитал несколько раз, но местами он мне кажется проводником вредных идей).
От Пруста - засыпаю.
Кругом такой диктат интеллектуалов, что бывает страшновато вслух высказывать подобные впечатления.
Я на это обычно предлагаю почитать Розанова и Василия Осиповича Ключевского.
Розанова очень люблю, Ключевского читал мало.
Аналогично.
Упомянутая логика не есть корректный логический аргумент. Как можно читать Силия Италика, когда в Африке дети всё ещё голодают?
Это не ко мнѣ. Боюсь, и не къ тебѣ.
А как Вам драматургия 60-х - 70-х (Вампилов)?
Никакъ.
:) Есть у нас один проф. И., известный подобными высказываниями - он считает, что русская литература закончилась c XIX веком вместе; исключение делает только для Бунина и Горького (могу тут ошибаться).

Но ведь это субъективная позиция, поза, если хотите; Вы тут обречены на идейное (почти) одиночество, так ведь?
Хм, И. или И.?
ДПИ. Не ААИ же!
Меня мало смущаетъ фактъ одиночества. Собственно, объ этомъ были всѣ «катакомбныя» реплики.
А музыка XX в. однозначно не заслуживает прослушивания.
А Бродский? Битов?
По первому Вам явно вот сюда: http://www.livejournal.com/users/philtrius/66101.html
Недооценили:) Бродский - гений,и точка:)
Безблагодатный радикализьмЪ
«На кого капля, а на тебя, Государь, излiяся вся благодать». Но, повѣрьте, въ Вергилiи ея не меньше.
СубъективизьмЪ.

Ход времени не остановить. Так что придется читать
Это мы еще посмотримъ.
Каков период смотрения? Боюсь, что нашей жизни не хватит
Онъ какъ разъ и равенъ жизни.
Нигилизм в любой его форме неплодотворен. В том числе и нигилизм в эстетике
Да. Только у меня онъ сознательный, а у тѣхъ, кто не читаетъ Вергилiя, — неосознанный.
У них он вполне осознанный. Им это неактуально, и они это понимают.
Такъ все дѣло въ актуальности? Тогда пусть ужъ лучше актуальными будутъ Вергилiй съ Херасковымъ, чѣмъ Джойсъ съ Битовымъ.
Могу утешить. С этой точки зрения, Джойс с Битовым тоже не актуальны. Актуальны Акунин, Коэльо, Донцова, Устинова, Мураками и пр.
Ни въ кого изъ упомянутыхъ не заглядывалъ.
Еще не вечер
Когда соберусь, онѣ уже потеряютъ актуальность.
а как же Даниил Иванович Хармс?

Вотъ это ужъ совсѣмъ не мое.
А можно вопросить, отчего такое?
Давно мучающая меня интеллектуальная проблема — какъ складывается вѣрная оцѣнка. Очень по-разному на самомъ дѣлѣ — моего любимого Андре Шенье казнили въ 1794 году, а первый сборникъ стиховъ вышелъ въ 1819-мъ. При жизни онъ былъ извѣстнымъ политическимъ публицистомъ, а поэтомъ — для очень узкаго круга друзей. А Вергилiй сразу же былъ оцѣненъ — еще при жизни — и уже не исчезалъ съ горизонта.
Для современныхъ эта работа не проведена. Авторитетныхъ сужденiй нѣтъ. Силъ на поискъ достойнаго ушло бы много.
Это — съ одной стороны. А съ другой — по личному ощущенiю это болѣе скудная эпоха, чѣмъ хотя бы XIX в.
То есть, все-таки личное восприятие подсказывает, что та эпоха (эпохи) - более полновесна и насыщена?..
Просто авторитеты - авторитетами, а нутро - оно соврать не даст.

Эх, мало я, к стыду и сожалению, во всем этом понимаю - не интеллектуал и не интеллигент, отчего порой ощущаю себя маленько ущербным.
А Гаспаров?
Я, конечно же, не имѣлъ въ виду научную литературу. Переводы гаспаровскiе я не читаю, какъ и любые другiе, «Записи и выписки» — трудъ въ духѣ Авла Геллiя — безусловно заслуживаютъ прочтенiя, работы по теорiи стиха меня не интересуютъ въ силу отсутствiя интереса къ самому ихъ предмету.
Это совершенно изолированнле явленiе; разсуждать, читать ли оригинальнае гаспаровскiе стихи или нѣтъ, не имѣетъ смысла, потому что прочесть ихъ быстрѣе.
Хм, если все не заслуживает прочтения, почему Бродский выдвинут для отдельного обсуждения? Наводит на подозрения;)
Почва для подозрѣнiй, конечно, есть. Одинъ изъ факторовъ — то, что Бродскiй въ моихъ глазахъ прекрасно вписывается въ XX вѣкъ и является его воплощенiемъ (въ то время какъ Распутинъ, которого я цѣню высоко, связанъ съ куда болѣе древними культурными пластами, и въ XX в. ему скучно, и онъ чувствуетъ себя не на своемъ мѣстѣ.
Хочу так жить:

"немного скучно строго, но гигиенично.

Однако слабость и повадливость в себе не искоренив в года юности, искушаюсь на каждом шагу.
Увы.
Но шапку всегда скину перед Принципом Духа.
А каково Там, у Вас, о френд: уютно ли душе?

Это скорѣе принципъ экономiи времени, чѣмъ душевнаго уюта.
Но и жить современными интересами тоже какъ-то скучно. Почему бъ не загорѣться тѣмъ, чѣмъ горѣли въ другiя, болѣе щастливыя времена?
Преданием о золотых временах человечества от Ваших слов пахнУло.
А и то: как же не предпочесть их,времена, навещая которые обретаем мы счастье (или подобие его для себя - это сути не меняет в данном случае) - "черни-крови на серебре" (=веку двадцатому).
Что ж до меня... Н-даааа... При иных исходных данных (возраст, гендерные характеристики)страстным моим желанием было б испрашивать у Вас позволения в ученики к Вам записаться.
Вотъ какъ разъ учитель изъ меня совсѣмъ никудышный.
Ну, при тех иных-прочих условиях, мною оговоренных,
слепота фанатизма заставила бы все равно исполнять выбор :мне - мой. Ибо не Вы ж "школу-академию" создавать вознамеривались.
А к вам путник запоздалый вдруг в окошко постучал. Ужель в уроке бы отказали?!