philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

1. Очень нужно. Опять-таки не мнѣ, а для общественнаго блага.
Какъ-то говорилъ съ лингвистомъ ***; задалъ вопросъ, какъ соотносится школьная программа по русскому языку съ современнымъ состоянiемъ науки; отвѣтъ былъ — очень сильно отстала. Если бъ кто заинтересовался и написалъ статью, думаю, можно было бы обезпечить ей ВАКовскую публикацiю.
2. Самый извѣстный чайникамъ вродѣ меня башкиръ — пугачевскiй разбойникъ Юлаевъ. Татаринъ — поэтъ Тукай. Только слышалъ имя, никогда не читалъ, и было бы интересно сужденiе знающихъ языкъ.
Теперь, вѣроятно, самымъ извѣстнымъ казахомъ станетъ дважды покрытый нанопылью Абай. Нѣкоторые начали интересоваться его творчествомъ и выкладывать фрагменты. Хотѣлъ бы спросить — а ктiо-нибудь читалъ его въ оригиналѣ? И какого мнѣнiя о немъ?
Tags: безъ тэга
По второму пункту: моя супруга знает оба языка, и, скорее всего, Тукая читала. Подробнее узнаю вечером (по вашему утром :)
Спасибо!
Увы :( Говорит, что читала, но будучи еще школьницей, и ничего толком сказать не может.
По первому пункту: адскiй трудъ, по-моему :)

И, справедливости ради, надо сказать, что школьная грамматика очень далека отъ лингвистической научной вразумительности для всѣхъ языковъ, безъ исключенiй. (Включая классическiе, если что.)
Относительно труда — да, догадываюсь и, разбирайся я въ лингвистикѣ, сдѣлалъ бы самъ.
Но въ школѣ проходится не только и, думаю, не столько школьная грамматика. И, кажется, вовсе не русскiй языкъ. А что именно — я пока не понимаю.

В школе программа р. я. как-то вообще мало соотносится с лингвистикой.
Школьная программа по русскому языку всегда значительно отставала от современного ей состояния лингвистической науки, поскольку главной задачей школьного курса русского языка традиционно являлась выработка у учащихся устойчивых навыков грамотной письменной речи. Посему в первую очередь на уроках руссого языка всегда учили орфографии и пунктуации и в меньшей степени основам морфологии и синтаксиса (главным образом, в целях адекватного усвоения орфографии и пунктуации). По минимуму затрагивалась стилистика. Фонетика, лексикология, диалектология, историческая грамматика и пр. не упоминались вовсе.

Так что отставание школьной программы по русскому языку от современного ей состояния лингвистической науки, по моему скромному разумению, правильно. Школьникам не нужно знать последних открытий лингвистической науки, поскольку большинство из этих открытий никоим образом не влияет на орфографию и пунктацию, а также на базовые основы морфологии и синтаксиса.

Хороший учитель русского языка должен в первую очередь сделать учащегося грамотным, все остальное вторично.