Вотъ типичный отрывокъ изъ публицистики: Для того чтобы понятия Свобода, Равенство, Братство, начертанные на знамени, провели батальон марсельцев до Тюильри — требовался век Просвещения. Для того чтобы апрельские тезисы волновали толпу — требовался век работы марксистов. Хронологiя коробитъ даже меня, съ моей отвратительной памятью на даты. Но и помимо хронологiи — разсужденiя о «метаязыкѣ», основанныя на полномъ историческомъ невѣжествѣ, предназначены для ужъ очень непритязательной публики, поскольку иная на такой культурологическiй взглядъ даже не съ высоты птичьяго полета, а откуда-то съ марсiанской наблюдательной вышки не клюнетъ и сужденiямъ о психологiи марсельскаго санкюлота и пензенской бабушки не повѣритъ. Интересное же здѣсь то, что какъ противостоящiя разсматриваются ситуацiи типологически сходныя — поскольку большинство населенiя предреволюцiонной Францiи не интересовалось просвѣщенческими идеями и не имѣло о нихъ ни малѣйшаго представленiя, простой народъ въ предреволюцiонной Россiи не имѣлъ представленiя о «метаязыкѣ» марксистовъ, и сейчасъ политическiя идеи какого бы то ни было толка оставляютъ большинство населенiя равнодушнымъ.
Обратимся къ текстику. Онъ состоитъ изъ двухъ заблужденiй, коими все его интеллектуальное содержанiе и исчерпывается. Одно изъ нихъ мы охарактеризовали бы какъ безсознательное, другое — какъ сознательную хитрость. Первое представляетъ собой агрессивную моралистическую реакцiю на непрiятный анализъ (справедливый или нѣтъ, вопросъ другой), — реакцiю, которая съ ходу глушитъ любую попытку пониманiя. Это очень естественный ходъ мысли, и ему поддается подавляющее большинство людей. Ахъ, вы разсуждаете о качествѣ населенiя? Значитъ, наше простонародье вамъ не нравится? А кто за васъ въ бою будетъ кровь проливать? — Все очень хорошо, но качество населенiя представляетъ собой вполнѣ объективную вещь. Если у васъ величина прогула послѣ получки пропорцiональна размѣру этой самой получки, поскольку, кромѣ водки, инаго способа потратить деньги значимая доля населенiя себѣ не представляетъ, этотъ факторъ вводитъ опредѣленныя ограниченiя на военно-технологическiя возможности вашей страны. Относиться къ этому можно по-разному. Либо просто не обращать вниманiя (на нашъ вѣкъ хватитъ); либо пѣстовать и лелѣять (во многихъ отношенiяхъ такое населенiе удобнѣе, чѣмъ «продвинутые» горожане), либо разсматривать это какъ тяжелую проблему и пытаться рѣшить (какъ — это другой вопрос). Но переводъ констатацiи въ моральную плоскость — съ интеллектуальной точки зрѣнiя непродуктивенъ. Впрочемъ, мнѣ не привыкать: какъ только начинаешь разсказывать, какъ работаетъ образовательная система, тебя сразу же подозрѣваютъ въ намѣренiи загнать низшie классы въ гетто. А борьба съ естественнымъ ходомъ вещей подъ моралистическими лозунгами оборачивается тѣмъ, что въ гетто оказываются всѣ.
Второе заблужденiе, на мой взглядъ, представляетъ собой сознательную ложь. Противопоставленiе добродѣтельнаго народа и заѣвшейся элиты игнорируетъ тотъ фактъ, довольно очевидный и, полагаемъ, въ умственномъ отношенiи посильный автору, что фигурантовъ не двое, а трое. Есть «народъ», управляющая элита и оппозицiя. Терминъ «элита» (его основной смыслъ все-таки соцiологическiй) правильно было бы адресовать второй группѣ; тогда всѣ упреки были бы справедливы, поскольку ни *** и никто другой изъ этой группы не замѣченъ въ желанiи жертвовать жизнью или чѣмъ бы то ни было за что бы то ни было; но стрѣлка искусно переводится, и люди, которымъ тревожно въ силу большей чуткости къ очень многимъ проблемамъ страны и которые въ большинствѣ своемъ къ элитѣ не относятся ни въ какомъ смыслѣ, получаютъ порцiю обвиненiй, справедливую по отношенiю къ нимъ не больше, чѣмъ къ остальнымъ.
Между этими двумя видами лжи болтается — какъ цвѣтокъ въ проруби — довольно наивное представленiе о моральномъ лидерствѣ элиты. Если — какъ пишетъ авторъ — для илота незазорно соврать, то имѣетъ смыслъ и вспомнить, что два основныхъ поприща аристократiи — война и внѣшняя политика. Тотъ же офицеръ, который правдиво информируетъ противника о времени и силѣ своего удара, называется не «честнымъ», а какъ-то иначе. Отъ элиты требуется именно невозможное — сохранять честь, совершая безчестные поступки (объ этомъ, когда продумаю, какъ-нибудь напишу). Какъ разъ съ моральной точки зрѣнiя разница между простолюдиномъ и аристократомъ — минимальна, и заключается она въ стилистикѣ. А вотъ обязанность болѣе значительныхъ образовательныхъ усилiй съ элиты никто не снималъ…
yu_sinilga
October 16 2012, 10:57:48 UTC 6 years ago
philtrius_minor
October 16 2012, 11:06:40 UTC 6 years ago
hoddion
October 16 2012, 11:07:20 UTC 6 years ago
суггестивно-агрессивный стиль. И пошло-поехало.
philtrius_minor
October 16 2012, 11:17:18 UTC 6 years ago
yu_sinilga
October 16 2012, 13:57:27 UTC 6 years ago
seakonst
October 16 2012, 11:09:45 UTC 6 years ago
philtrius
October 16 2012, 11:20:34 UTC 6 years ago
medvejenok_dima
October 16 2012, 11:16:08 UTC 6 years ago Edited: October 16 2012, 11:16:46 UTC
philtrius
October 16 2012, 11:21:46 UTC 6 years ago
platonicus
October 16 2012, 11:26:54 UTC 6 years ago
philtrius
October 16 2012, 11:33:09 UTC 6 years ago
platonicus
October 16 2012, 12:06:45 UTC 6 years ago
mininand
October 16 2012, 16:57:04 UTC 6 years ago
eu_he_nio
October 16 2012, 18:51:47 UTC 6 years ago
platonicus
October 16 2012, 19:19:14 UTC 6 years ago
ivan_babicki
October 16 2012, 12:34:03 UTC 6 years ago
philtrius_minor
October 16 2012, 12:39:56 UTC 6 years ago
ivan_babicki
October 16 2012, 13:23:34 UTC 6 years ago
philtrius
October 16 2012, 15:05:25 UTC 6 years ago
o_huallachain
October 16 2012, 13:57:00 UTC 6 years ago
philtrius
October 16 2012, 15:05:52 UTC 6 years ago
mininand
October 16 2012, 16:54:00 UTC 6 years ago
philtrius
October 16 2012, 17:01:35 UTC 6 years ago
mininand
October 17 2012, 07:31:22 UTC 6 years ago
salery
October 17 2012, 10:41:46 UTC 6 years ago
В "качественном" смысле это, впрочем, так и есть. Но вот в социологическом - такое самуничижение (элиты первого-третьего эшелонов отдают право на этот "красивый" термин эшелону четвертому) выглядит весьма забавно.
eu_he_nio
October 19 2012, 11:19:37 UTC 6 years ago
Вот что-нибудь подобное Вам скоро напишут (или уже написали). Не принимайте всерьез.