Въ связи съ этимъ вопросъ. Скажите, повлiялъ ли школьный учитель русской литературы на ваши читательскiе вкусы и кругъ чтенiя? Можно уточнить: повлiялъ тѣмъ, что привлекъ вниманiе къ программынмъ произведенiямъ, или вывелъ за ихъ рамки?
Для себя отвѣчаю рѣзко отрицательно: влiянiе школы на мои вкусы и кругъ чтенiя нулевое.
vladimirpotapov
January 29 2013, 12:11:30 UTC 6 years ago
platonicus
January 29 2013, 12:11:33 UTC 6 years ago
Deleted comment
philtrius
January 29 2013, 12:20:21 UTC 6 years ago
Deleted comment
kanti
January 29 2013, 13:22:43 UTC 6 years ago
На мой круг чтения повлиял не только учитель русской литературы, но и истории.
plyazhnikov
January 29 2013, 14:01:32 UTC 6 years ago
Этот кружок длительностью в 3-4 месяца повлиял на мое восприятие литературы, творчества и т.п. гораздо больше всего школьного курса литературы.
newtricker
January 30 2013, 10:58:10 UTC 6 years ago
qwer314
January 29 2013, 12:14:23 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 12:19:37 UTC 6 years ago
lev_usyskin
January 29 2013, 13:56:33 UTC 6 years ago
kvakl_brodakl
January 29 2013, 12:20:43 UTC 6 years ago
Класса с седьмого, кажется, я проверяла за неё сочинения, ей было некогда.
Но читать я научилась задолго до школы и отбить любовь к чтению оказалось невозможно.
philtrius
January 29 2013, 12:24:14 UTC 6 years ago
kvakl_brodakl
January 29 2013, 12:26:22 UTC 6 years ago
Признаюсь, большее время жизни мне казалось, что только так и бывает.
Коренным образом моё отношение к школе вообще изменила та ситуация, которая была в школе у Гоша.
asia_datnova
January 29 2013, 12:24:50 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 12:26:01 UTC 6 years ago
john_petrov
January 29 2013, 12:25:30 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 12:27:08 UTC 6 years ago
john_petrov
January 29 2013, 12:29:01 UTC 6 years ago
poleteli_nozhi
January 29 2013, 12:26:57 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 12:28:31 UTC 6 years ago
poleteli_nozhi
January 29 2013, 12:30:25 UTC 6 years ago
pulman
January 29 2013, 12:27:17 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 19:16:49 UTC 6 years ago
cass1an
January 29 2013, 12:27:38 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 19:17:16 UTC 6 years ago
seakonst
January 29 2013, 12:28:43 UTC 6 years ago
kislin
January 29 2013, 12:29:26 UTC 6 years ago
yu_sinilga
January 29 2013, 12:36:22 UTC 6 years ago
Но нашу Валентину Фёдоровну любили и другие ребятишки - в ней много материнского было, сердечного. Меня она откровенно прикрывала от претензий других предметников, чьи уроки я игнорировала. Но мой случай нетипичный.
philtrius
January 29 2013, 19:18:05 UTC 6 years ago
yu_sinilga
January 29 2013, 20:02:08 UTC 6 years ago
dreamwalkerptiz
January 29 2013, 12:38:46 UTC 6 years ago
Зато влияние учителя истории ощущается и поныне.
platonicus
January 29 2013, 12:52:50 UTC 6 years ago
otrok_serje
January 29 2013, 13:36:32 UTC 6 years ago
Полагаю, мы были лишними в то время и в том месте.
korf
January 29 2013, 12:42:32 UTC 6 years ago
С началом перестройки она с восторгом устремилась ко всяким детямарбата, что волей-неволей заставило меня включать критическое мышление при их прочтении. Здесь тоже безусловная её заслуга.
philtrius
January 29 2013, 19:18:55 UTC 6 years ago
ascir
January 29 2013, 12:46:20 UTC 6 years ago
Но, правда, мама д.ф.н. по специальности 10.01.01. Это отягощает анамнез.
hoddion
January 29 2013, 13:04:09 UTC 6 years ago
eu_he_nio
January 29 2013, 13:23:39 UTC 6 years ago
А вот как мне мама прочла вслух "Горе от ума" - я тогда болел, но уже выздоравливал - вот это хорошо помню.
За рамки школьной программы выводил корпус БВЛ - для ребенка из провинциальной среднесоветской семьи это было очень много.
otrok_serje
January 29 2013, 13:32:40 UTC 6 years ago
lev_usyskin
January 29 2013, 13:54:56 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 19:19:45 UTC 6 years ago
lev_usyskin
January 29 2013, 19:57:19 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 20:05:40 UTC 6 years ago
lev_usyskin
January 29 2013, 20:30:37 UTC 6 years ago
то есть, я хочу сказать, что ЧД - не самая плохая книжка из тех, что способны принести ту или иную пользу читающему.
philtrius
January 29 2013, 20:33:48 UTC 6 years ago
plyazhnikov
January 29 2013, 13:56:31 UTC 6 years ago
На уроках литературы читал трехтомник Пушкина, академическое дореволюционное издание Лермонтова и т.п.
С 8 класса принципиально не имел тетради по литературе.
trombicula
January 29 2013, 13:59:49 UTC 6 years ago
Да, безусловно повлиял, именно тем, что привлек внимание к программным произведениям. Это была учительница литературы в физмат-интернате при универе, где я учился в 9-10 классах.
dadaha
January 29 2013, 14:29:13 UTC 6 years ago Edited: January 29 2013, 14:30:54 UTC
Помню, как спорили на "Отцах и детях". Все тогда перевернулось, и ранее "плохой" Павел Петрович Кирсанов показался нам всем вполне порядочным, а прогрессивный Базаров напротив.
Еще мы очень хорошо разбирали на уроках Толстого... :)
Из всех учителей нашей крайне застойной и депрессивной провинциальной школы я ее помню лучше всех и буду помнить. Людмила Васильевна. Она была единственным человеком, который примирял меня с учебным заведением.
philtrius
January 29 2013, 19:20:42 UTC 6 years ago
dadaha
January 30 2013, 04:56:34 UTC 6 years ago Edited: January 30 2013, 05:00:59 UTC
Но все-таки ваши призывы к изъятию уроков литературы мне непонятны. В них есть доля высокомерия. Мол, пусть быдло лучше веником машет, все равно ничего не поймет, а избранные сами все что нужно прочтут.
Нужно не изымать, а улучшать программу (разумеется, не в сторону Улицкой, а наоборот) и устраивать курсы повышения квалификации для учителей. Углублять, а не "модернизировать". И все будет. Просто наше перестроечное поколение было растерянным, учителя вообще не соображали, о чем говорить и во что верить. Что до советских уроков лит.ры -- так вся наша классика так диссонирует с советчиной, что вообще не очень понятно, как ее можно было преподавать в то время без фальши.
philtrius
January 30 2013, 05:07:00 UTC 6 years ago
dadaha
January 30 2013, 05:17:57 UTC 6 years ago
Но даже если и так, то без уроков литературы останутся ТОЛЬКО Донцовы.
Так хоть выбор есть. Есть хотя бы три часа в неделю, когда можно попытаться обратить внимание на что-то выходящее за рамки пи-эс-пи.
После вашей реформы производители комп. игр выпьют за ваше здоровье. Вы подарили им еще три часа в неделю. Можно впарить детям еще чего-нибудь новенькое -- благо время освободилось.
1_9_6_3
January 29 2013, 15:23:31 UTC 6 years ago
А вот мысль, которая мне впервые подумалась благодаря Вашему вопросу: что касается русского языка, то школьное обучение и учителя сыграли заметную роль в моем его восприятии. Это несомненно.
philtrius
January 29 2013, 19:22:07 UTC 6 years ago
1_9_6_3
January 30 2013, 04:37:40 UTC 6 years ago
Зато в школе - даже в русле, возможно, дремучей методики и постоянными усилиями неярких, но весьма старательных учительниц - мое сознание столкнулось именно с какой-то систематической структурой русского языка. Самое устойчивое школьное воспоминание собственного интереса к этой структуре: морфологический разбор слов, разбор структуры предложения. Я это впитывал как чистое знание форм и через них, вероятно, начал что-то понимать о содержательной стороне языка.
philtrius
January 30 2013, 04:43:57 UTC 6 years ago
1_9_6_3
January 30 2013, 05:27:09 UTC 6 years ago
Нет, конечно, 10 лет, просиженных в советской школе, в целом я могу характеризовать как тормоз в развитии, как пребывание в извращенной системе умственного труда. И каждая встреча с нестандартным, ярким учителем (в моем случае это были скорее яркие люди, нежели яркие учителя) приотпускало этот тормоз, и начиналось какое-то живительное ускорение.
Однако даже извращенная система дает сознанию представление о системе. Если оно успело до встречи с косной системой хоть как-то окрепнуть, в чем-то самостоятельно проявить себя.
great_decorator
January 29 2013, 15:52:57 UTC 6 years ago
В прочем же - нулевое.
skatovets
January 29 2013, 16:28:57 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 19:31:15 UTC 6 years ago
conceptualist
January 29 2013, 16:45:24 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 19:32:31 UTC 6 years ago
conceptualist
January 29 2013, 19:56:14 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 19:58:19 UTC 6 years ago
nina_chatte
January 29 2013, 17:05:28 UTC 6 years ago
С теплым пушистым приветом
Нина
nina_chatte
January 29 2013, 17:07:14 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 19:33:27 UTC 6 years ago
curiosus002
January 29 2013, 17:25:20 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 19:34:41 UTC 6 years ago
Я, впрочемъ, плохо внушаемъ насчетъ принциповъ.
ex_juan_gan
January 29 2013, 17:32:35 UTC 6 years ago
Вся эта дрянь была как будто нарочно предназначена взрастить ненависть к русской литературе.
philtrius
January 29 2013, 19:35:40 UTC 6 years ago
Со мной — въ скобкахъ — этотъ номеръ не прошелъ, а отецъ такъ и не смогъ преодолѣть отвращенiе.
ex_juan_gan
January 29 2013, 19:38:46 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 19:42:04 UTC 6 years ago
ex_juan_gan
January 29 2013, 20:52:57 UTC 6 years ago
archmaxat
January 29 2013, 17:40:15 UTC 6 years ago
Кстати, именно поэтому, будучи, как это сейчас принято стало называть, человеком воцерковленным, ни за что не выберу для детей в школе курс Основы православной культуры - просто чтобы уберечь их от вероятной реакции отвращения.
philtrius
January 29 2013, 19:43:14 UTC 6 years ago
lingua_stulta
January 29 2013, 17:43:40 UTC 6 years ago
Естественно, в школе она долго не проработала - выживали ее так, что даже нам это было видно.
Вообще же школу я ненавидела лютой ненавистью, шла туда каждый день как на казнь (конфликты с учителями, одноклассниками и пионерской организацией), и эти уроки были еще и тем светом, который дал возможность не сломаться и как-то все это выдержать.
philtrius
January 29 2013, 19:51:02 UTC 6 years ago
lingua_stulta
January 29 2013, 19:56:27 UTC 6 years ago
mininand
January 29 2013, 18:33:10 UTC 6 years ago Edited: January 29 2013, 18:33:45 UTC
philtrius
January 29 2013, 19:41:20 UTC 6 years ago
dvigenie
January 29 2013, 18:51:44 UTC 6 years ago
На круг чтения повлиял учитель истории. Соответственно стала читать литературу по истории, до этого не интересовалась.
philtrius
January 29 2013, 19:39:57 UTC 6 years ago
mnemtsev
January 29 2013, 19:29:44 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 19:38:48 UTC 6 years ago
mnemtsev
January 29 2013, 19:43:42 UTC 6 years ago
yojik_ali
January 29 2013, 19:34:32 UTC 6 years ago
philtrius
January 29 2013, 19:37:31 UTC 6 years ago
Только возникаетъ маловѣроятная до невѣроятности ситуацiя съ двумя хорошими учителями, какъ выясняется, что и безъ нихъ можно обойтись, ибо на сцену выходитъ бабушка…
yojik_ali
January 29 2013, 20:06:08 UTC 6 years ago
dyak
January 30 2013, 06:11:36 UTC 6 years ago Edited: January 30 2013, 06:12:35 UTC
Я понимал, что от меня требуется размазать мысль "если герою грустно, то на улице грязь, дождь и холод" на десять страниц, но ощущал свою полную в этом некомпетентность.
philtrius
January 30 2013, 06:19:53 UTC 6 years ago
andybonhomme
January 30 2013, 10:02:45 UTC 6 years ago
Французы занимаются Вольтером уж никак не меньше и не хуже, чем русские Пушкиным. Тем не менее, очевидное калькирование Овидия в начале такого важного произведения как “Le Mondain”, было обнаружено, кажется, лишь в 2007 (в книге Stéphanie Loubère: "L'art d'aimer" au siècle des Lumières, Oxford).
Regrettera qui veut le bon vieux temps,
Et l’âge d’or, et le règne d’Astrée,
Et les beaux jours de Saturne et de Rhée,
Et le jardin de nos premiers parents;
Moi, je rends grâce à la nature sage
Qui, pour mon bien, m’a fait naître en cet âge
Tant décrié par nos tristes frondeurs:
Ce temps profane est tout fait pour mes moeurs.
Ср.:
Prisca juvent alios; ego me nunc denique natum
Gratulator; haec aetas moribus apta meis
(Ovid. Ars am. III, 121-122)
Человеку свойственно быть невнимательным…
Извините за отклонение от основной темы.
philtrius
January 30 2013, 10:22:39 UTC 6 years ago
andybonhomme
January 30 2013, 10:35:10 UTC 6 years ago
(Ябедничая): А Заборов в своей книге почему-то отрицает связь Le Mondain с описанием дня Онегина.
kitowras
January 30 2013, 08:02:34 UTC 6 years ago
1. Из учителей литературы, с которыми доводилось учиться, была одна, которая, выйдя за рамки школьной программы, познакомила нас с русской поэзией середины XIX века. В моем круге чтения это отразилось прочтением С.Минаева и А.К. Толстого.
2. С другой стороны, последние два года в школе сильно повлияли на круг чтения за счет общения с более развитыми в этом отношении одноклассниками.
А.
mata_ariki
January 30 2013, 08:57:29 UTC 6 years ago
Впрочем, никого из "школьных классиков" я так и не полюбил всей душой.
newtricker
January 30 2013, 10:50:41 UTC 6 years ago Edited: January 30 2013, 11:12:49 UTC
Из школьной программы во время течения ее вряд ли прочел что-либо. В памяти об этом не сохранилось ничего. Учительницы было у меня две, обе меня или сильно или очень сильно третировали. Причем, вторая была классной руководительницей и я испытывал постоянное давление с ее стороны, в котором литературная составляющая была минимальна, более - дисциплинарная. Сочинения если и писал (такое было крайне редко), то где брал слова для текста - ума к тому не приложу сейчас.
Был единожды случай с сочинением уже перед переменой школы, когда было свободное по теме сочинение и то, что я написал решившись сам, воспринято было с восторгом и до завуча дошло. Думаю, что это был педагогический прием хотя и с основанием каким-то, чтобы хоть чем-то мне помочь. Но, поезд уже ушел.
Дома читал очень много. Книг дома не было, но в соседним подъезде была библиотека.
Вот! Если кто и повлиял на развитие моей речи и мысли посредством чтения книг, то - библиотекарша.
Но, чтение это было некритическим, хаотичным, увлеченным.
kot_begemott
February 14 2013, 01:27:19 UTC 6 years ago