philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

De erratis

Три вещи — чтобъ не дѣлать поспѣшныхъ выводовъ.
1. Въ любомъ гоусдарствѣ и обществѣ есть довольно значительная масса людей, враждебныхъ аристократической культурѣ.
2. Въ любомъ гоусдарствѣ и обществѣ есть критическая масса людей, готовыхъ выполнить любой, самый жестокiй и нелѣпый приказъ.
3. Для большинства людей дiапазонъ возможныхъ формъ поведенiя въ зависимости отъ соцiальнаго контекста достаточно широкъ.
Tags: pensieri, реакціонное
1. А знаете ли Вы что для лечения аристократизма добрый доктор Гильотен изобрел специальную машинку?
А вы знаете, что князь цу Виндишгрец утверждал что "человек начинается только с барона".

А я как раз с утра сочинял о пунктах 2 и 3.
Ужъ слишкомъ часто это все не учитывается.

И про единство этих трех пунктов давно хочу написать. Только я, конечно, не догадывался так сформулировать.
Про 2.-3.:
в своих книгах Зимбардо (Zimbardo) (он поставил знаменитый Stanford prison experiment - опыт по симуляции тюрьмы; и был консультантом в расследованиях по Абу-Грейб) --- утверждает, что любой самый хороший человек в определённых условиях способен на самый жестокий и страшный поступок. Что фактически каждый из нас должен понимать, видя палача, что и мы - сложись ситуация должным образом - могли бы пытать и мучить людей как отменные садисты.
несть числа дуракам, кои из этой посылки делают вывод, что Россия и Англия - это однно и то же.
Не очень понял ваш комментарий - но такой вывод у умного человека не должен следовать. Ведь всё дело в сложившийся системе, в установленных и поддерживаемых правилах игры. В одном случае они, как минимум, не осуждают насилие; а в другом система пытается с ним бороться, хотя бы называя плохое - плохим.
Если доброго порядочного человека отправить охранником в концентрационный лагерь то он, если не сбежит оттуда, вскорости тоже станет равнодушным садистом. Беда когда такой лагерный режим расползается (в разных формах) за стены лагеря на всё государство.
не должен, факт
А какая культура является сегодня аристократической в России? Не составить ли опись? Тогда можно будет зафиксировать конкретные примеры враждебности. Такой-то разжигал вражду к личности и произведениям В. А. Жуковского. С этим можно начинать работать.
Я бы предположилъ (если что, хозяинъ поправитъ), что имѣется въ виду любая культура, воспрiятiе которой требуетъ серiозной подготовки.
А та, что не требует, выходит, демократическая. Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи.
Словомъ "демократiя" еще Аристотель ругался, - что васъ удивляетъ? Культура вообще область аристократическая, равенства тамъ никакого нѣту.
Я и говорю про Платонов с Сократами. Нам, может, стоит другую пару найти? Потому что какой уж тут аристократизм, где их сегодня напастись, аристократов-то.
Зачѣмъ? Хозяинъ журнала никогда не прочь подразнить гусей.
Ради точности. Точность! Я немею перед точностью, как Чичиков перед законом.
Можно сказать и такъ. А можно — та, которая дѣлаетъ своего носителя лучше (или по крайней мѣрѣ стремится къ этому).

Что именно считается "лучше" - предмет споров.
А разве в существующей РФ есть аристократия?
Так и культуры не особо видно. Например (по моему мнению), праздник зона (sic!) шансона в Кремле.
Последствия большевистского переворота: шансон в кремле, министр образования, говорящий надлежащим образом с подчиненными, куча диссертаций, не представляющих научной ценности, Сердюков с товарисщами....Я почему то не удивлен, подсознательно даже ожидающий подобное, все как отражение в кривом зеркале ненормальной жизни
Аристократической культуре, полагаю, враждебны (пассивно или явно) все, кто не способен ее воспринять, т.е. более 90% населения любого о-ва. Это константа. А вот по п.2 достаточно именно "критической массы", которая количественно может заметно отличаться в зависимости от типа общества.
При нормальномъ моральномъ климатѣ въ обществѣ есть и такiе, кто аристократическую культуру, не будучи въ силахъ освоить, все же уважаютъ, и степень враждебности разная; но въ зависимости отъ ситуацiи наверху, конечно, мѣняется и вредоносность позицiи (равнодушiе не мѣшаетъ при аристократичныхъ верхахъ, но очень мѣшаетъ при нынѣшнемъ типѣ).

А что Вы подразумеваете, указывая на п. 2? Ведь отдавать самый жестокий и нелепый приказ может только соотв. гос-во, уже возникшее, т.е. это уже состояние ПОСЛЕ крушения нормальности. Если же Вы имеете в виду не гос-во, как субъект приказа, а некую иную инстанцию, притязающую на власть, то вопрос в соотношении сил, в конкретной ситуации, весьма разнящейся. Кто-то пойдёт за ними, кто-то будет против, отстаивая традицию и норму. Единственное, когда это может быть важно, это в случае выступления против анормального режима неких "сил добра", когда многое может зависеть от наличия этой критической массы и её готовности защищать близкую им гадость, ежели та обратится к ним с призывом сделать это.
Я имѣю въ виду, что государство, отдающее приказы любаго уровня нелѣпости и жестокости, всегда сможетъ сформировать изъ наличнаго человѣческаго матерiала кадры, которые станутъ исполнять эти приказы не только безъ внутренняго сопротивленiя, но и съ удовольствiемъ.

Это вне всякого сомнения так.