philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

* * *


Достопочтенный ivanov_petrov недавно писалъ о спорѣ съ самимъ собой — другаго возраста. Мнѣ недавно попался дневниковый фрагментъ 13-лѣтней давности, и появилась возможность (скорѣе поводъ) вспомнить и сравнить.

Разумѣется, съ основными характеристиками личности время ничего не дѣлаетъ. Боюсь, что такъ же обстоитъ дѣло и съ научными прiемами — прогресса нѣтъ, позитивистъ остался позитивистомъ. Произошла только небольшая коррекцiя во взглядахъ. Балансъ «западничества» и «славянофильства» тогда смѣщался въ пользу втораго (конечно, съ большими коррективами: для такого хищника-индивидуалиста кошачьей породы, какъ Фильтрiусъ, въ общинности и соборности никогда не было и не могло быть ничего привлекательнаго). Въ болѣе практической области я тогда считалъ, что совокупность западныхъ странъ враждебна намъ и слѣдуетъ ей противостоять; я сочувствовалъ старикамъ, жизнь которыхъ была обезсмыслена ельцинскими реформами, и потому много мягче относился къ ностальгiи по СССР. При этомъ сама по себѣ совѣтская идеологiя для меня была непрiемлема всегда, и къ соотвѣтствующему общественно-экономическому строю я относился рѣзко отрицательно. Но сами по себѣ измѣненiя — больше отъ среды: одинъ и тотъ же человѣкъ всегда будетъ испытывать разныя чувства къ трупу поверженнаго врага и къ оживающему на глазахъ вурдалаку.
Не помню, кстати, писалъ ли объ истокахъ своего отношенiя къ марксизму. Когда я былъ школьникомъ, мнѣ стало понятно, что это воззрѣнiе несовмѣстимо съ красотой; поскольку мнѣ всегда думалось, что красота, истина и добро имѣютъ одинъ онтологическiй корень, изъ этого легко заключить, что и съ остальными двумя оно несовмѣстимо тоже. Что и подтверждается всѣмъ ходомъ современной исторiи во всѣхъ областяхъ.
А вообще активнѣе использовать скрывающiй глазъ — и можно превратить LJ въ полноцѣнный дневникъ.

Скажите, френды, на чьей сторонѣ ваше сочувствiе — ахейской или троянской? И чѣмъ вообще оно опредѣляется въ конфликтахъ, гдѣ вы никакъ не заинтересованы въ исходѣ?
Tags: безъ тэга
На стороне Трои, разумеется.
Моя чаша весов очевидным образом склоняется в сторону троянцев. Проступок Париса - это понятное действие подростка, типично человеческое, ничего особенного. В то же время, ахеяне безумны. Они дикие варвары, которые в ответ на оскорбление царьку бросают всю мощь на войну, десять лет ведут осаду, хитростью берут и сжигают прекраснейший из городов. В их лагере цветут распри, они относятся к врагам, как дикари, не выказывая ни грана уважения. И это при том, что враги явно превосходят их в воинском деле, у них есть армия, а не сборище героев, и не соединись коварство с открытой помощью богов, победы им бы не видать. В конечном счете, нельзя забывать и то, что наша цивилизация создана потомками Приама, а не Менелая.
Ну да, "онижедети". Но, если набедокурил, будь готов ответить.
На троянской.
Конечно, на троянской.
При этом интересно замечать, что автор однозначно на ахейской, но проявляется это главным образом в том, что в единоборствах побеждают почти всегда данайцы. Даже тогда, когда ситуация на фронте развивается в пользу Трои.
И даже в прерванном поединке Аякс наносит Гектору бОльший ущерб. А Патрокла Гектор убивает только после того, как его Аполлон тяжело ранил. И т.п.
В детстве и молодости - на ахейской. Сейчас - на троянской. Заодно могу сказать, что в Махабхарате - на стороне Кауравов.
На троянской.
"И чѣмъ вообще оно опредѣляется въ конфликтахъ, гдѣ вы никакъ не заинтересованы въ исходѣ?"
тем, кто, по моему мнению, прав.
Степенью развития и гуманизма сторон, конечно.
Но на практике в нашем глобализованном мире всякий конфликт отражается на всех обитателях, хоть и не поровну.

great_decorator

August 17 2014, 22:10:06 UTC 4 years ago Edited:  August 17 2014, 22:27:58 UTC

В детстве - за ахейцев, за компанию с Афиной ("за мудрость").
не касаясь ахейцев и троянцев.
заметил удивившее меня.
в молодости я был за северян в американской гражданской войне и за др. греков в их противостоянии с персами. а потом мои симпатии кардинально изменились.
Южане собирались освободить негров, но не одним указом, а после 30 лет просвещения и воцерковления. Интересно, как бы сложилась судьба США вообще и черной общины, в частности, если бы этот 30-летний план удался.
На стороне "Трои высокотвердынной". Гомера очень не хватает в воскресные "Вести", чтобы заглушить стенания солдатских матерей и мужиков в трениках.
На троянской, однозначно.
Я уже некоторое время занимаюсь историей этой войны (настоящей, а не гомеровской, с археологической точки зрения), там все очень сложно. Но как читатель Гомера я однозначно на стороне троянцев :) И что это значит - не заинтересованы???

rus_harbin

August 18 2014, 05:34:28 UTC 4 years ago Edited:  August 18 2014, 05:37:59 UTC

Парис был в летах, но так и остался сластолюбцем. Похитив Елену стал вором, покусился на честь, нанес оскорбление. Оскорбление могло быть смыто только кровью, ахейцы сделали то, что были должны сделать - восстановить статус кво.
Вообще непонятно, как можно принять сторону похотливого старикашки, развязавшего войну по глупости и высокомерию.
Ай, ну мы же с Вами взрослые люди и понимаем, что война была за контроль над проливами. И воспоминание об этой войне переплелось с мифом о похищении и возвращении богини растительности (Елены).
Гектора мне было жаль, но на ахейской. Они безупречные ребята.
Четкого предпочтения нет, но скорее на троянской.
На троянской, но не гомеровой, а вергилиевой Энеиды, не то что бы мне нравился Рим, но за ним, Энеем, было будущее.
На ахейской, конечно. Они не могли иначе, поставьте себя на их место.

Deleted comment

Ахейцев. Ахиллес, Одиссей, Агаме́мнон, - как не любить таких героев? В таких конфликтах проще выбрать тех, кто вызывает симпатию по эстетическим или этическим или иным причинам.
А.
За ахейцевъ - и, видимо, потому, что для Гомера "наши" все-таки они (сейчасъ уже трудно опредѣлить мотивы тогдашняго воспрiятiя - все же мнѣ лѣтъ 5-6 было).
Если говорить о холодных доводах разума, то победа ахейцев открывала многое, что осталось за скобками мифа: снятие внутренних противоречий, открытие пути на восток, колонии, по своей сути.

Сердце же тоже лежит не на стороне троянцев - никогда я не любил изоляционистов и тех, кто прикрывается подчёркнуто мирной позицией.
За Бредда Питта, т.к. принимаю режиссерское видение :-)
Ну, конечно же.
На троянской. С детства ахеяне раздражали дикостью и некоторой подловатостью (да и боги-покровители их гораздо менее мне симпатичны).
За ахейцев. Наверное, из-за законов жанра. Падение Трои и всё, оному предшествующее, - это трагедия, которая и должна была быть. Если же война кончилась изгнанием ахейцев и триумфом траянцев, то в ней было бы что-то фарсовое. Непонятно, ради чего было бы это всё.

bohemicus

August 19 2014, 08:27:36 UTC 4 years ago Edited:  August 19 2014, 08:30:21 UTC

Кажется, Вы единственный автор в ЖЖ, способный задать вопрос, который заставит меня сначала задуматься, а потом признать, что я не в состоянии на него ответить.

Так уже было, когда Вы спросили о языке протеста оппозиции. Я обдумывал свой ответ года полтора. За это время оппозиция рассосалась, и поиск адекватного языка протеста потерял смысл.

В детстве я симпатизировал ахейцам. В юности - троянцам. В зрелом возрасте я стал более или менее одинаково относиться ко всем сторонам любых конфликтов, если только конфликт не имеет однозначной идеологической окраски и не затрагивает интересы России.