Учинили ли мятеж сторонники Гюлена (разборка между бывшими соратниками-исламистами), или это была отчаянная попытка остатков прежней армии – не так важно. Важно, что Эрдоган воспользовался им по полной («напрашивающаяся» версия «это он сам все устроил», обыкновенно глупа: так на самом деле при минимальной вменяемости правителя никогда не бывает, ибо цена вопроса слишком высока, а не может быть гарантий, что кто-то из тех, кому поручена инсценировка, не воспользуется возможностью в своих интересах обратить ее в реальность).
За сутки-другие выявлено аж несколько тысяч «заговорщиков», причем, судя по их составу, главной силой военного мятежа оказались судьи, прокуроры, чиновники, полицейские, журналисты и др., каковых арестовано многократно больше, чем офицеров. Понятно, что эти люди были давно известны как оппозиционеры. Это та среда, которая не так давно инициировала коррупционный скандал против эрдогановского окружения. Тогда тех, кто расследовал его, самих посадили, но это была малая часть, а ныне представился повод для полноценного «37-го года».
Какой, однако, замечательный подарок этими событиями был сделан нашему Пу! (Верующим в величие его «хитрых планов» впору решить, что это один из них и был.) Очевидно, что: 1) Гюлен это или остатки прежней армии – в любом случае для США и Европы они были бы при победе предпочтительней Эрдогана; 2) отношение к ним знающего это Эрдогана ухудшится; 3) он теперь окончательно перестанет стесняться, установит неприкрытую диктатуру и жестоко расправится с оппозицией; 4) это вызовет еще большее напряжение в отношениях с ЕЭС; 5) резкое ухудшение отношений Турции с США и ЕЭС стимулирует сближение ее с РФ; 6) неизбежное усиление эрдогановой «мягкой исламизации» хорошо наложится на путинское антизападническое «евразийство»; 7) окончательно утвердившийся курс Турции как самостоятельного игрока на БВ создаст возможность договоренности ее с РФ в обход (если не в ущерб) США.
Конечно, на Западе постараются предотвратить или максимально уменьшить эти тенденции. Не исключено даже, что США выдадут Гюлена, а уж Европе к унизительным уступкам туркам не привыкать. Существенно, однако, что это Эрдоган, а не Обама, выступил инициатором ухудшения отношений. Не осудить мятеж на Западе было невозможно: «поражение всегда сирота», но то, что РФ выступила с этим первой (даже невнятно вякнув что-то о готовности предоставить помощь), а подавление комментировалось масимально благожелательно (типа «народ сорвал планы заговорщиков»), совершенно логично. Будет ли это в будущем исправлено или нет – а пока результат событий однозначен: отношения Турции с Западом стали хуже, чем были, а с РФ – в перспективе лучше.