Неприязнь «народа» к всему тому, что выше него и желание расправиться с тем, что стоит между ним и верховной властью (которая единственно бывает объектом признания) вполне традиционны и обычны («чиновников», «олигархов», «богатеев», «бояр», «политиканов» нигде не любят). В условиях же РФ, где элита не отличается от массы населения ни происхождением, ни культурой, ни образованием («чем мы хуже») такая неприязнь тем более логична. Ну и объективно-то достаточно очевидно, что без «снесения» практически полностью этого слоя «ничего хорошего» не будет (он элементарно «не годится»).
И вот власть, как и вообще ей свойственно поступать, в этом вопросе ведет себя крайне непоследовательно и неуверенно. Она ни в коем случае не хочет и не может реально поступить в «грозно-сталинском» духе, но очень хотела бы потрафить народному сознанию и убедить население, что нечто такое очень даже возможно, поддерживая его в соответствующих ожиданиях. Однако при этом и особо переборщить тут побаивается.
Помню, летом по главному офиц. каналу в «Вестях» прошел большой сюжет про грядущий орловский памятник – и в крайне отрицательном духе, практически теми словами, что ныне звучат от противников установки монумента. Затем, однако, когда «патриотическая общественность» (с которой тоже в условиях усиления внешней конфронтации открыто ссориться не резон) проявила настойчивость, позиция поменялась вплоть до того, что Садовничему поручили поддержать установку от имени МГУ (самому «народному академику», будь он хоть трижды воплощением «Грядущего Хама», проявить такую инициативу в голову не пришло бы просто в силу дисциплинированности).
То есть решено было поступить, «как всегда»: на памятник любуйтесь, надейтесь и ждите, а с боярами – это мы посмотрим («бережное отношение к кадрам» - это ж тоже хорошая советская традиция). А кроме населения, есть же еще и «уважаемые партнеры», которых тоже по пусту раздражать не хочется (раз уж стремиться найти с ними «компромисс» по реально значимым поводам). Меня вот очень позабавило, что одновременно с установкой монумента (логично дополняющего череду бюстов «советскому Грозному» по городам и весям) возникла идея назначения на ключевую должность по внутренней политике «младореформатора» Кириенко. Пусть, вот, кто хочет, попытается представить его в роли Малюты Скуратова.
Плевок в «патриотическую» душу? Ну что вы, что вы – душу-то мы вам еще как памятником-то согрели. Получили свое, так не могите возмущаться. Это как совковая атрибутика в роли болеутоляющего от «социальной несправедливости» средства в более общем ключе. Ничего нового, но занятно.