Волков Сергей Владимирович (salery) wrote,
Волков Сергей Владимирович
salery

Category:
Было тут выражено высочайшее недовольство высокими чиновниками, избравшимися в АН. Это, видимо, надо было понимать как уважение к науке. Объект, однако, был выбран не совсем удачно, в членах АН такие лица как раз вполне уместны: это, в общем-то, клуб директоров (среди которых встречаются и ученые), такая же разновидность статусной структуры, как правительство, Дума, СФ и т.д., и изображать из себя ученых там вовсе не обязательно. А вот обретение ученых степеней нечто такое предполагает. Эта «медалька», несмотря на повальное увлечение ей начальствующих лиц, на самом деле сугубо специфична и символизирует «продвинутость» только в одной узкой сфере – науке. Тут бы и отделить котлеты от мух, запретив защиты лиц, не работающих профессионально в науке. Так ведь нет… даже от нападок «Диссернета» защитили козлищ сроком давности.

Хотя в общем-то вполне очевидно, что по-настоящему написание диссертации в качестве побочного занятия невозможно. Даже в аспирантуре, предназначенной только и специально для этого, и даже в советское время, когда подгоняли и боролись за «план», лишь около 10% представляли диссертации в положенный срок, а до половины вовсе их не написали (по АН СССР в 80-х этот показатель составлял 6-8%, причем представляли диссертацию только 51%). В одних случаях требуется доступ к экспериментальной базе, в других - многие сотни часов в архивах и библиотеках, на что чиновник времени иметь по определению не может (если может – должность надо упразднять).

Ссылки на международную практику тут неправомерны. Да, к концу ХХ в. стало вполне обычно, что административно-политическая элита самых разных стран включала заметную долю обладателей ученых степеней: в некоторых странах меньше (напр., в Испании - 14,4%), в некоторых больше (в Ю.Корее – 36,4%, США примерно 40%). На этом фоне «перестроечный» СССР (около трети), РФ 90-х (чуть более 40%) и нынешняя (подозреваю, более половины, точно не считал еще) выглядят, вроде бы, вполне нормально. Если бы речь на самом деле не шла о принципиально разных явлениях. Но все дело в том, что сущность сопоставимых цифр совершенно разная.

В принципе, если представитель власти имеет ученую степень, это не плохо, а очень даже хорошо, ибо в нормальном случае означает, что во власть пришел ученый. Человек профессионально работал в науке, защитил в ходе этого диссертацию, а потом взят был на госслужбу, ушел в политику и т.д. Заниматься полноценно наукой он уже больше, естественно, не может, но власть обретает сочлена с аналитическим мышлением, квалификацией, интеллектом и т.д. Именно так в нормальных странах и происходит (тамошние доктора в большинстве случаев «настоящие», это СНАЧАЛА доктора, а ПОТОМ политики-чиновники).

Но в СССРФ дело обстоит совсем иначе: тут человек, никогда наукой не занимавшийся (во всяком случае, не защитивший диссертацию в ходе профессиональной работы в ней), сначала становится начальником (чиновником или политиком), а потом обретает ученую степень. Т.е. это явление иного рода: не приход ученых в начальники, и не начальников в ученые (что до отставки невозможно), а вот то самое, что есть – присвоение «знаков отличия», не имеющих прямого отношения к роду деятельности (ну как если бы директоров роддомов награждали орденом «Мать-героиня»). И чего они именно к науке прицепились… если уж не достаточно быть «советником №-го ранга», «народный (заслуженный) артист» - уж куда как ближе.
Comments for this post were disabled by the author