Попов Александр (sssshhssss) wrote,
Попов Александр
sssshhssss

меня посчитали!

Ребенок, который способен в одинаковой степени интересоваться семнадцатью предметами – столько требовал ректор Императорского Московского университета Гейм для учеников коммерческих училищ, причем «знатнейшие европейские языки» были в этом перечне только одним пунктом, – или двадцатью четырьмя, или даже десятком, как в разумно организованной школе, страдает определенным расслоением сознания шизофренического типа. Отсутствие интереса к предмету у ребенка – защитная реакция его личности, инструмент борьбы за ее самостоятельность. И когда мы предъявляем педагогам требование заинтересовать наше чадо тем или иным предметом – мы хотим и ненужного, даже вредного, и, к счастью, в большинстве случаев невозможного.

Посмотрим на предмет с несколько другой стороны. Ситуация может сложиться – с некоторым упрощением – тремя способами. Либо мы имеем дело со школой, где все учителя – средние и заинтересовать ничем не способны. Либо у нас есть одна-две ярких фигуры, превосходящие коллег на голову. Либо перед нами продвинутая школа, где яркими и интересными личностями являются все преподаватели.

Для индивидуальной траектории ребенка наиболее опасна вторая ситуация – ибо при отсутствии либо недостаточно раннем проявлении подлинных интересов за таковой можно принять привязанность к конкретному педагогу. Он может увлечь за собой – и это увлечение для ребенка порой оборачивается весьма серьезными последствиями, если оно становится профессией. Первая и третья не столь опасны, ибо предметы в равном положении, и ребенку легче выявить и проявить подлинные интересы. Третья лучше тем, что они могут найти пищу в школе, но и опаснее: не интересоваться предметом, который преподает мастер, – тоже по-своему трудно.

philtrius

В средней школе у меня была ситуация три-наоброт. То есть по гуманитарным и естественным предметам у меня были отвратительные учителя, и мой выбор интереса (изначально широкий, "шизофреничный") определялся от обратного до 9 класса. В старших же классах, как ни парадоксально, проявившийся с нормальными учителями гуманитарный уклон оказался невостребован. Катапульта физмата зашвырнула меня в технический ВУЗ.

Tags: разное
>...одна-две ярких фигуры, превосходящие коллег на голову...
>...при отсутствии либо недостаточно раннем проявлении подлинных интересов за таковой можно принять привязанность к конкретному педагогу. Он может увлечь за собой – и это увлечение для ребенка порой оборачивается весьма серьезными последствиями, если оно становится профессией.


Можно даже не быть яркой фигурой, а просто не являться ярко выраженной сволочью. Нормальный человек в условиях советской школы - уже огромная редкость. Видимо, излишняя.
Ужасный вывод, но справедливый. :(

Deleted comment

Справедливое замечание!

Наверное в период становления советской школы произошло наложение идей коммуны на культурные реалии, когда семья (вчерашние крестьяне) мало что могла дать ребенку.