monster of incuriosity (vishka) wrote,
monster of incuriosity
vishka

Categories:
  • Mood:
  • Music:

roots :: мир как он есть

А знаете ли вы что означает слово "Идиот"?
Id"i*ot\, n. [F. idiot, L. idiota an uneducated, ignorant, ill-informed person, Gr. ?, also and orig., a private person, not holding public office, fr. ? proper, peculiar. See Idiom.] 1. A man in private station, as distinguished from one holding a public office. [Obs.]
То есть, оригинальным и самым первым его значением было буквально следующее: Человек, не занимающийся политикой.

Интересно, что с Греческим языком связано огромное количество подобных казусов, например если открыть книгу Т. Б. Перфилова - “Афинская демократия”, то очень многое можно узнать и о изначальном значении слова Демократия:
Чтобы понять концепцию demokratia в V в. до н. э., пишет Р. Сили, необходимо освободиться от ассоциаций, которые вызывает фраза "правление народа", идущая от времени Жан Жака Руссо. Анализируя контекст употребления слова "демократия" в сочинениях античных авторов (Геродота, Фукидида, Псевдо-Ксенофонта), исследователь приходит к выводу о том, что в V в. до н. э. оно имело скорее негативный оттенок, впрочем как и слово "олигархия", означающее "правление немногих". Поэтому сторонники "правления большинства" старались избегать термина "демократия", предпочитая говорить об isonomia - "равноправии", "равенстве перед законом" (27, с. 281). Некоторые изменения можно проследить начиная с 411-410 гг., когда слово "демократия" впервые появляется в афинских официальных декретах, обретя таким образом "некоторую респектабельность" (27, с. 293).
Таким образом, мы видим отчётливую тенденцию к изменению значений Греческих слов с положительного, на отрицательный, а так же наоборот. Однако в случае со словом “Идиот” существует и вторая, альтернативная версия происхождения. Так, например, бытует мнение, что это не более чем эвфемизм, и слово образовано от греческого корня “идиос”, т.е. обособленный, не такой как все”.

Существует множество подобных примеров и на Латинском языке, образовывавшихся в тот момент, когда нужно было назвать что-то постыдное, благодаря чему, в средние века и вырабатывались подобные эвфемизмы, имеющие условную связь с латинским корнем и используемые для того, что бы смягчить смысл.
Пожалуй, самым ярким примером эвфемизма может служить слово “Туалет”, чьё изначальное значение вполне определено, и совершенно не связано с соответствующей комнатой. Обозначение же этим словом санитарно-технической комнатки, есть именно такой устоявшийся эвфемизм, давно употребляемый исключительно в этом, новом значении. Вот как это произошло:
Лет 20 тому назад, слово уборная стали заменять новым эвфемизмом - заимствованным словом "туалет", казавшимся, как и всякое иностранное слово, более "приличным", чем свое. Сначала туалетами назывались уборные в театрах (где имеются "артистические уборные"), в ресторанах (см. толковый словарь под ред. Ушакова). Затем название "туалет" распространялось все шире, и всякую общественную уборную стали называть туалетом, а сторожа при ней - туалетчиком.
В архивах же газеты "ПРАВДА" за 1957 год, есть, можно сказать, настоящее живое свидетельство такой перемены.
Весной 1957 года жительнице Норильска Галине Владимировне Зенгер очень не понравилось, что в школе, где учился ее сын, слово "уборная" заменили на слово "туалет". Галина Владимировна посчитала вторжение французского слова в русскую лексику совершенно неуместным. Летом 57-го норильчанка вступила в переписку со столичными учеными, пытаясь найти истину.
Вообще, большинство “постыдных слов” – почти всегда являются цепочкой эвфемизмов. Подобным же образом обстоят дела и с национальностями. Яркий пример – США, когда старый эвфемизм становится слишком прямолинейным, его начинают боятся произносить вслух и начинают заменять другим словом как в случае с negro - black – afroamerican.

Но, пожалуй, самое интересное в эвфемизмах это то, что их невозможно назвать устоявшимися, они не постоянны и меняются с переодичностью в каждые 50 лет. Это обусловлено их “огрубением”. Подумайте только, сейчас “уборная”, звучит на порядок чище, чем надоевший и режущий слух “туалет”. История повторяется.
По Платону одна из самых слабых форм правления - это демократия, чуть более продвинутая - олигархия... Но самое продвинутое государство в истории человечества, наиболее приближенное к "идеальному государству", как не странно - Третий Рэйх (во всяком случае мне так показалось)! Так есть об чем подумать.
На самом деле самое продвинутое государство ещё не было построено, хотя уже давно и существует в теории. Я говорю об обществе основанном на свободе и самоорганизации, то есть, обществе либертарианском.

Однако мне хотелось бы узнать, по каким причинам ты видишь построение государства по примеру “Третьего Рейха” наиболее приближенным к так называемому Идеальному Государству, ибо в моём понимании, общество, построенное на запрете не может быть эффективным. Или ключевыми для тебя являются какие-то другие моменты?
С проходящими праздниками:)

Я думаю что наше современное понимание демократии имеет очень слабое отношение к той демократии о которой писал Платон и говорил Сократ. Мне кажется что мы идеализируем не предмет мировозрения древних и немного забываем о том, что в те времена действительно возможно было собрать всех жителей полиса на единой площади и испросить их мнения по тому или иному вопросу. К тому же большая часть жителей не имела права голоса, не говоря о рабах.

Что касается "Идеального государства", то безусловно я значительно упрощаю свой взгляд на тему, но отталкиваюсь от следующих моментов:
1. Руководить "идеальным государством" должны философы - я думаю, что через двести лет Ленин и Гитлер будут восприниматься не как строители двух тоталитарных государств, а как видные философы наших дней, коренным образом изменившие миропонимание всего человечества.
2. "Идеальное государство" у Платона имеет такие моменты, насколько мне помниться - дети должны отлучаться от родителей и воспитываться в воспитательных заведениях таким образом чтобы воспитатели не могли знать где чей ребенок. Представляешь это на практике! Как оно будет выглядеть... и добиться этого, как мне видится, возможно только методами имевшими место в Третьем Рэйхе. И вообще в таком государстве дисциплина должна быть на высшем уровне, как в "1984".
3. Профессиональное занятие каждого человека должно определяться на этапе воспитаня по принципу у кого что лучше получается. В идеале это замечательно, но на практике это значит, что человек в детстве имевший склонность играть на скрипке обязан будет этим заниматься всю жизнь. В то время я знаю достаточно примеров, когда человек в детстве любил рисовать, а теперь счастлив от того что поёт или вообще работает жестянщиком на автобазе. А что делать с "немодными" профессиями, если ребенок любит играть с совком и веником его что в дворники записывать? :) Ну, а что делать с теми кто не согласиться с выбором воспитателей?

Не знаю может я не прав. Но очень сильно надеюсь что "Идеальному государству" никогда не суждено будет реализоваться на практике ибо жить там будет хорошо только тем кто согласен с его устройством на все 100, остальных будет ждать изгнание в лучшем случае, да и вообще скучно там как-то все выглядет в этом "идеальном государстве".
а эти два объема термна идиот не могут пересекаться?
не заниматься политикой (как общественной деятельностью) и быть обосолнным (от общества).
мне более симпатично вторая , албтернативная версия (я только о ней и знал),
идиография однако