Столица Прикамья становится первым и практически единственным региональным центром, куда на постоянное место работы переезжают «культурные» москвичи. Известный галерист Марат Гельман возглавил Музей современного искусства, продюсер, режиссер и художественный руководитель театра «Практика» Эдуард Бояков готовится руководить экспериментальной площадкой в Пермском академическом Театре-Театре, Кирилл Серебренников, Евгений Миронов и Чулпан Хаматова планируют провести фестиваль «Территория».
Одна из идей-фикс нашего губернатора - это сделать Пермь эдаким культурным центром страны. В прошлом году он решил добавить столичного перчика, видимо, для интенсификации процесса. Начался этот проект с выставки "Русское бедное". Я об этом писал:
...Экспонаты - ноты, напечатанные на сале, деревянный сортир, из которого доносятся песни, картонные коробки, в которых дерутся и занимаются сексом...
Уровень, я думаю, понятен.
Впрочем, дальше пошло на повышение, что конечно же радует. Вот только совсем не радует, что проект напоминает какое-то вторжение. Пермь все-таки не табула раса. Здесь и своего хватает, особенно в области театрального искусства. Есть замечательный классический театр оперы и балета. В драме есть (были?) интересные шоу, тот же гремевший в свое время "Балет толстушек" Панфилова. Есть интересные небольшие театры, например театр "У моста", пусть и довольно попсовый, но бывают и откровенные удачи. Только вот все это как-то осталось за бортом сегодняшнего праздника.
В экспертовской статье довольно точно сказано:
В результате на фестивале мы увидели экспансию хорошего московского продукта. Между тем собственная история, выращенная независимо и вопреки, задолго до «культурного взрыва», осталась абсолютно незамеченной. Не было даже попытки взаимодействия с этими исключительными явлениями. Скорее в фестивале ощущалась замкнутость на собственной столичной позиции и просветительский пафос открытия нового.
Фестиваль «Новая драма. Пермь» остался проектом для своих. В нем были ажиотаж и эйфория слияния в одной рабочей группе для подготовки читок московских и пермских актеров и режиссеров; просмотры и обсуждения, где эмоционально остро обсуждалась современная драматургия. Но все-таки пермская тусовка осталась пермской, а московская — московской. Колонизаторский подход нескрываем и неискореним.
Думаю, тут дело не в "москальском" презрении к "провинциалам", а в самой сути проектного подхода. Вот есть проект экспансии московской культуры в Пермь. Замечательно, но проблема в том, что проект строго отработал в своих рамках и все. Что дальше то? Москвичи бюджет окончательно освоят и уедут. И чё? Да, ничего. Концерт окончен, все по домам.
Если уж так хочется выстраивать культурный центр чуть ли не всероссийского масштаба, то работать то надо СИСТЕМНО! И ведь изначально ставилась во главу угла здравая мысль о том, что фундамент должен быть пермский. Но, увы, что-то про это стали забывать. Ни к чему не приведут такие редкие наезды столичных гостей плюс остапбендеровские речитативы о том, что мы тут ого-го-го что забабахаем, будут тут у нас Нью-Пермюки! На весь мир греметь будем! Не будем. Деньги кончатся и все пшиком завершится. Будем дальше сидеть в Васюках.
Надо было как-то объединить пришлое и местное. Показать их что-ли друг другу. Показать то ведь есть что. Идея "Культурной столицы" не такая уж фантастическая. Но москвичи за нас это не сделают, даже за очень большие деньги. Но нет, опять кампанейщина и растрата денег на проекты личностей с сомнительной репутацией (это я про Гельмана и про его современное "художественное искусство"). Что, кстати, особенно смачно смотрится после фактического разгона пермских художников. Подозреваю, что после всех заклинаний о Нью-Пермюках, история закончится так же, как и в оригинальном произведении, т.е. пустыми карманами местных аборигенов. Хотел бы ошибиться.
kosarex
May 7 2009, 06:43:55 UTC 10 years ago
wanderv
May 7 2009, 07:45:51 UTC 10 years ago
за ссылки спасибо
kosarex
May 7 2009, 07:59:30 UTC 10 years ago