В связи с этим мое внимание привлекли и любопытные (безотносительно к их актуальности) размышления enzel’я (от 19 июля) о проблеме рекрутации в новый правящий слой чаемой возрожденной России. Первый эшелон («при отборе для назначения на особо ответственные посты, требующие добротной, непроблемной генеалогии») ему видится состоящим из прямых потомков дореволюционного культурного слоя (т.е. лиц, «имеющих, как минимум, среднее образование по стандартам РИ»). Второй – таковых предков не имеющих, но «вполне чистых в отношении критериев отрицательных». Критериями же отрицательными выступает происхождение от революционеров, советской номенклатуры, сексотов, а также функционеров нынешнего режима РФ (выделенные по ним лица четырех групп подлежат ограничениям, если только не «заявят публично и документально о своем отношении к деятельности своих предков»). То есть, как видим, происхождению здесь придается вполне самодовлеющее значение.
Но это как раз тот случай, когда для этого менее всего оснований. До середины прошлого века подобные критерии, конечно, имели смысл, хотя и не имели значения (потому что тогда еще были живы и в дееспособном возрасте «настоящие» люди), но по прошествии 100 лет такой подход утратил и то, и другое. Увы, эта культура ушла вместе с последними ее представителями (людям моего поколения хотя бы довелось еще видеть их и общаться с ними). Для того, чтобы преемственность сохранялась, не достаточно отдельным детям расти при отдельных «хороших» предках, необходимо чтобы существовал и взаимообщался, занимая при этом достойную социальную нишу, целый слой таких лиц. Но такой возможности Совок, понятно, не предоставлял (иначе сам не мог бы быть). Поэтому она не восстановима. Как античная или древнекитайская.
Что же до потомков… По самым оптимистичным прикидкам людей, генетически связанных с культурным слоем старой России (имеющим среди дедушек-бабушек хотя бы одного его представителя) насчитывается никак не более 3-4%, из которых, в свою очередь 90% эту связь никак не ощущает, не знав лично ЭТИХ предков, либо вовсе не знает о ней, либо, зная, не придает этому никакого значения. Более того, абсолютное большинство людей с самой «беспроблемной» по enzel’ю генеалогией давно и прочно осоветилось. Совок ведь к чему ни прикоснется – все в дерьмо превращается, и при попытках следовать этому критерию нас ожидало бы такое количество скандальных и постыдных конфузов, что превратило бы затею в полное глумление над вынашиваемой идеей.
Не говоря уже о том, что за четыре поколения происхождение так перемешалось, что великое множество лиц может быть одновременно отнесено и к самой «предпочтительной», и к «ограничительным» группам. Но если потомки «достойных» лиц в большинстве не придают значение своим предкам, и на практике не занимают общественно-политическую позицию в зависимости от этого, то, с другой стороны, и позиция потомков «недостойных» никак не в большей степени определяется для них подобными обстоятельствами: духовная связь с «плохим» предком у его потомков в большинстве наблюдаемых случаев столь же малая. Конечно, поведение некоторой активной части политиков, публицистов вполне обусловлено именно сознанием своего происхождения, но распространять это на сколько-то широкий круг, а тем паче на всю массу населения нет никаких оснований.
Но если все-таки не расставаться с «мечтами о прекрасном», то о чем может идти речь? Думаю, разве что о построении какой-то новой системы, использующей хотя бы отдельные элементы традиции исторической России, но, во всяком случае, напрочь отвергающей традицию ее разрушителей. Построенной людьми, для которых это будет носить характер осознанного личного выбора – вне зависимости от происхождения.
Мертвая высокая культура сама по себе не способна в массовом порядке «облагородить» тех, кто завладел ее наследием (ни австро-польские галицийские, ни немецкие прибалтийские города не сделали заселенную ими к середине ХХ в. публику чем-то иным, чем она была до того, как в ходе исторических потрясений туда перебралась). Но у такой культуры есть свойство очаровывать и пленять собой отдельных, наиболее продвинутых представителей «варваров». Потому что помимо «происхождения» и «воспитания» существует и действует еще фактор «образования». И если таких представителей набирается некоторая критическая масса и они оказываются достаточно дееспособными, то «что-то получается».