Волков Сергей Владимирович (salery) wrote,
Волков Сергей Владимирович
salery

Categories:

Об ушедшем и оставшемся

На днях видел в блоге у bohemicus интересные размышления о роли аристократии в современной Европе. «Леопард» Д.Т. ди Лампедузы, послуживший поводом для разговора, я прочел в раннеотроческом возрасте (случайно наткнувшись в домашнем шкафу) и не имея представления о современной ситуации, но и тогда он не дал мне повода подумать о «меняющейся неизменности», а воспринимался именно как реквием уходящему миру. Несомненно, что Европа, сформированная своей аристократией, продолжает существовать под грудой мусора, но что сама эта среда, продолжает оставаться правящим слоем (как это было понято читателями блога) – очень большое преувеличение. Если европейская аристократия и остается в известной степени правящей «духовно», то, конечно, не «физически». А это не надо путать, чтобы не возникло ощущения ложности самой посылки.

Элита за 100 лет реально изменилась. То, что Габсбург много лет заседал в Европарламенте, 90-летний румынский король выступал в парламенте, а болгарский одно время даже был премьером – идет, скорее, по разряду «экзотики». Некоторые потомки сохранили и известный уровень благосостояния (4 года назад, гуляя в горах под Флоренцией, я несколько раз натыкался на отходящие от основной дороги ответвления, закрытые воротами с гербами). Да, иногда представители аристократии появляются на министерских постах, а в целом ее доля в составе элиты на порядок превышает ее долю в населении (во Франции, напр., составляя малые доли процента, она составляла в 70-х до 10-15% ряда элитных групп), но в целом это другая элита, хотя и находящаяся под эстетическим влиянием прежней. Иное было бы и странно. И вот почему.

Во-первых, ни одна социальная группа не может сохранять свое положение, не подпитываясь, взамен угасших, новыми родами – из близко к ней стоящих (англ. королева может, конечно, сделать лордом теннисиста, но это же совсем не то, когда графский титул давался человеку, имеющему несколько поколений дворянских предков). А с исчезновением монархий в странах, производящих основную массу европейской аристократии, она перестала пополняться.

Во вторых, решающим фактором является демография. Сокращение европейской рождаемости сказалось на этой среде не в меньшей мере. А роды устойчивы только при наличии необходимого количества детей. Так, скажем большинство родов шведского дворянства на протяжении всей его истории пресеклось в силу элементарного вымирания, причем лишь очень малая часть сыновей погибла на войне, в абс. б-ве случаев их просто не было. С другой стороны, когда это является предметом специальной заботы, аристократия может демонстрировать поразительную устойчивость. Напр., португальская, пока был стимул (до событий 1830-х), сохраняла неизменный набор семей: на протяжении 250 лет, лишь 7% исчезли по причине отсутствия прямых наследников (причем за последние 150 – ни один).

Наконец, далеко зашедшая «атомизация» общества. Такой фактор, как родовая солидарность на протяжении 200-300 последних лет подвергался постоянной эрозии. Как это хорошо видно и на отечественном примере, значение рода уже в ХУ111-Х1Х вв. было совершенно не тем, что в ХУ1-ХУ11, когда принадлежность к нему определяла для индивида абсолютно всё (почему и «местничали» до упора). Но и в Х1Х в. троюродные и даже четвероюродные братья считались еще вполне близкими родственниками и часто входили в реальный круг общения. В ХХ в. распад родственных связей в «белом» мире прогрессировал в сильнейшей степени. Думаю, каждый может сравнить то значение, которое имели родственники (в смысле как ощущения своей с ними связи, так и реального общения) для его дедушек-бабушек, родителей – и его самого. Не много найдется ныне людей, для которых даже двоюродные братья-сестры (а часто и родные) реально значат больше, чем друзья и даже знакомые по работе.

Соответственно, жизнь строится не на родовых (определяемых единством происхождения), а на иных связях – деловых, служебных, дружеских и родственных по бракам (т.е. «новоприобретенных»). Определяющими в смысле влияния становятся семейно-политико-экономические кланы именно такого типа, вбирающие в свой состав самый разнородный элемент. И традиционной аристократии не остается здесь много места.

Deleted comment

Deleted comment

Это точно: хамьё достало конкретно, сил нет, да...
Езжайте в Грозный, там аристократии на каждом углу.
У меня около 70 троюродных (правда двоюродных всего 2) и те из них которые по отцу близки мне по особому.
а у остальных как друг с дружкой между собой (из тех 70) ? Просто бывает так, что кто-то один или немногие из дальних родственников остаются объединяющими прочих, и без них прочие бы не общались бы между собой...
У меня, как и у любого наверно, троюродные делятся на четыре части, по числу бабушек и дедушек, эти части вообщем то не общаются между собой т.к. между ними нет родства.
А внутри частей ?

У меня в предыдущем поколении две части не общались (т.е. общались внутри каждой части, может быть), а две немного общались и вне, т.к., кажется, именно мои дедушка и бабушка объединяли ветви родственников (они были оба младшими в своих поколениях - и соответственно поэтому стали в конце концов старшими в своих линиях). Но это давно было, до конца 70-х.

Но по одной из линий двоюродные-троюродные у меня общаются, хотя живут в разных городах и даже странах. Я тоже с этой ветвью с удовольствием общаюсь, когда они проездом в Москву заезжают, хотя и довольно плохо их знаю, т.к. со многими виделся считанные разы в своей жизни и в гости не ко всем ездил даже хоть по разу. Те, к кому в гости не ездил ни разу, тоже один-два раза со мной виделись, причем не все, всего же там по этой линии человек 15-20 (с 12-15 общался, с 5-8 - довольно регулярно).

Главный фактор ИМХО в этом - общался ли в детстве, т.е. своем или родственника, когда он младше. В этом случае перестаешь общаться, если есть особо противные (есть один пример таких троюродных или четвероюродных, с которыми в детстве общался много).
Внутри частей на разном уровне и честно говоря, затруднюсь ответить однозначно по каким причинам так сложилось. Общение в детстве конечно очень важно, но оно проистекает из чего-то, к примеру, близостью общения ваших родителей со своими двоюродными.
Ого! Если Вы хотя бы с дюжиной поддерживаете регулярные отношения - это редкий случай.
User nesterovich1 referenced to your post from Об ушедшем и оставшемся saying: [...] Оригинал взят у в Об ушедшем и оставшемся [...]
А я, вот, перестал читать Богемикуса, в основном, почему-то не вызывает доверия. Почему - не знаю, но как-то много в тексте латентного самодовольства.
Латентного? Скорее уж неприкрытого.
Ничего удивительного. Когда двухлетний карапуз с гордостью сообщает о своей машинке или как утром он героически справился с манной кашей это мило, кавайно и ожидаемо не воспринимается всерьёз. Но космических масштабов выводы взрослого человека на основаниии рецептов свежевыжатого берёзового сока просто-напросто глупы.
Мне кажется, что Богемик отчасти имел в виду наличие живого аристократического образца, как по-прежнему действующего социального механизма. Недаром он в своё время писал о чешской интеллигенции КАК об аристократии. Аристократов - по крайней мере во многих обществах - по-прежнему уважают и они там занимают подобающее им высокое место, хотя и вынуждены отчасти мимикрировать и драпироваться в угоду "демократическому" этосу. Но для этого должна сохраняться преемственность - как в той же Италии, которая пусть и республика, но со старыми семействами, деньгами и виллами. Это и есть признак нормальности, когда всё вроде бы переменилось, но что-то стержневое, вековое по-прежнему присутствует, и не в виде печальной руины, а в качестве живой социокультурной традиции. Я так для себя понял посыл данного блоггера.
за годы советской власти чехи получили лошадиную прививку реализма, так что пока этот народ видит мир каким он есть. Читать "беседу" президента Клауса с евробюрократом Даниэлем Кон-Бенди и присными в 2008 году - пиршество. Как написал один из журналистов, у чехов традиция выкидывать таких гостей в окна королевского замка, слава Богу, в этот раз не вспомнили.
А Богемикус проецирует чешское (достаточно условное, на мой взгляд)здоровье на всю остальную Европу, вто время как ржавична - она есть ржавчина, а со смолой дело можно иметь только в герметичноем костюме. Это не позволят.
Чешское здоровье, разумеется, не абсолютно, но и нездоровье других стран Европы относительно. Вопрос, с чем сравнивать.
Это не вызывает возражения, но у него так написано, что многие, как явствует из ком-в, поняли слишком буквально - что "старая" элита просто замаскировалась (типа ушли в подполье и оттуда всем управляют).
Насколько я понял, он и исходит из того, что реальными собственниками значительной части собственности являются аристократы. В качестве косвенного доказательства Богемик приводит стабильность аристократических семей. Скажем, тех же Ротшильдов.

Как-то мелькнуло в СМИ, что даже формально собственниками всех крупных предприятий в РФ, кроме пресловутого Мечела, являются компании, зарегистрированные в офшорах. И реальных владельцев вычислить практически невозможно. Может, те же Ротшильды, а то и Виндзоры? :) Кстати, их семьям, похоже, не угрожает опасность остаться без наследников.

Не знаю, существует ли возможность как-то проверить эти оба предположения - по поводу доли собственности и по поводу стабильности семей.

Да, еще о семьях. Вроде, все семьи российских дореволюционных предпринимателей - Демидовых, Морозовых - постепенно сошли на нет.
Это касается только отдельных представителей. От той собственности, которая принадлежала им в осн.странах (Австр-Венгрия, Германия, Италия), мало что осталось.
Конечно, аристократия не правит. Наоборот, она "прогибается" перед уравнительно-демократическим духом даже на самом верху - последним подтверждением стала планируемая реформа престолонаследия в Великобритании (корона перейдёт к старшему ребенку независимо от пола).

Deleted comment

Какие-то ее представители (а вернее "выходцы из"), возможно, и имеют. Я говорю, что она в абс. б-ве стран не существует больше как взаимосвязанная соц.группа с самостоятельными особыми интересами. Во всяком случае, ее положение несопоставимо с тем, чем она была еще накануне ПМВ. СОбственно, вопрос о ее выживаемости в прежнем виде стоял с сер.Х1Х в., но к нач.ХХ решился еще, в общем-то, положительно. Но не в последующее столетие. Если провести, так сказать, "инвентаризацию" по сост. на нач.ХХ (от элементарной численности до занимаемого положения и благосостояния) и посмотреть, что осталось, это со всей очевидностью и обнаружится.
Скажите, а начиная с какой доли от элементарной численности до занимаего положения и благосостояния, можно говорить, что аристократии нет?
Не то чтобы вообще "нет", а "нет" как действующей соц. группы. Не знаю, возможно ли тут четко назвать цифровую границу, но попробую пояснить. Численность группы, которую так принято называть в Европе (а это даже не все дворянство, коего 1-2%) вообще очень невелика: это единовременно неск. тыс. чел. Представим себе, что 200-300 из них занимают видное полит.положение, а вся группа владеет, скажем третью или хотя бы 15-20% собственности. При этом имеет место групповая солидарность, опр.замкнутость и прямое влияние на высшего носителя власти (монарха). Это одна ситуация. Совсем другая, когда нет ни солидарности, ни выхода на первое лицо (президента-премьера), в полит."генералах" - лишь десятка полтора представителей группы, а абс. б-во ее представителей к числу крупнейших собственников вовсе не относятся. Это - другая.
Видимо, дело в термине соц. группа. Точнее, как говорит вики, в значимом социальном признаке такой группы. Копья у Богемикуса по большей части ломаются по поводу признака - Власть. Но при этом оппоненты рассматривают древность, манеры, чистоту происхождения и прочее чуть ли не искусство фехтования. Именно в таком ключе, на мой взгляд, Вы и упомянули тему "советской аристократии". Хотя с другой стороны, как может быть у власти группа? В конечном-то итоге решение остаётся за одним человеком и разговор о любых цифрах для такого это всего лишь "бухгалтерия".
Я конечно не монархист, и даже очень не монархист и всеже.
С друзями , В августе месяце посетили замов в деревне НЕЛАГОЗЕВЕС который пренадлежит аристократам Лобковицам . Мне понравилось обращение к нам экскурсовода, если перевести на простой яэык, оно звучало примерно так - Вас пустили в приличный дом, так, что постарайтесь себя вести подобающим образом".
И я думаю что Лобковицы владеющие, большим количеством гектаров земли в Чешской республике, способны влиять на управление этого государство, да и к томуже всегда могут обратится за помощью к соратнику по оружию графу Шварценбергу . И ни еакой Бабишь или Келнер им не помеха.
Не очень себе это представляю. Чтобы их не обижали - пожалуй. Но если Лобковицы захотят чего-то такого, что идет вразрез с намерениями правящего б-ва в парламенте, едва ли Шварценберг станет им содействовать, ибо сам утратит свои позиции.
Ну так уж прямолинейно никто действовать не будет.
"Мне понравилось обращение к нам экскурсовода, если перевести на простой яэык, оно звучало примерно так - Вас пустили в приличный дом, так, что постарайтесь себя вести подобающим образом"
Вам понравилось это хамство? Удивительно.
Вы стояли у меня за спиной? вы слышали наш рвзговор? Какое хамство? Это всего лишь ваши домыслы. Я ничего подобного не утверждал.
"Я ничего подобного не утверждал."
Это ваши слова: "Вас пустили в приличный дом, так, что постарайтесь себя вести подобающим образом"? Ваши. Возможно, вы неправильно передали речь экскурсовода, но в таком виде это однозначное хамство. Удивительно, что вы его не ощущаете.
Цепляйтесь к комунибудь другому, если вы не заметить сарказм в написанном - это ваша проблема.
Другими словами, вам не _понравилось_, а "понравилось". Прошу простить - сарказма, действительно, не заметила.
Дословный перевод таков:"Сейчас мы пройдемся по семейному замку господ Лобковицких.Точнее по тем комнатам , которые открыты для общественного просмотра. ПРосьба выключить телефоны , спрятать в сумки бутылочки с водой и пепси коллой. И постарвйтесь с вниманием и осмотрительностью отнсится в экспонатам . Я постарался , умысленно упрстить напутствие экскурсовода. Посколку сам смысл в реальной обстановке был таков, как я описал. Если внимательно прочитаете первый коментарий, то увидите, что я намекаю, на упрощение перевода.
"увидите, что я намекаю, на упрощение перевода"
Lost in translation? ))) Да, вы существенно упростили, и это упрощение вызвало некоторое смещение акцентов.
-- Мне понравилось обращение к нам экскурсовода, если перевести на простой яэык, оно звучало примерно так - Вас пустили в приличный дом, так, что постарайтесь себя вести подобающим образом". --

Да нет, это обычный заезд чешской обслуги по отношению к руссо туристо. Могли и покрепче приложить. Только что вам в этом понравилось - ума не приложу. Вы себя непотребно вели и вам сделали замечание? Или вы себя никак еще не успели проявить, и вас оскорбили в превентивных целях?
Сергей Владимирович прав, "Гепард" ди Лампедузы - это именно "конец славной эпохи". Это даже в фильме Висконти "Леопард" явственно передано, хотя там князь Салина не умирает.

А всего грустнее, что мезальянс с ростовщической дочерью оказался безплодным. Не спаслась грязными деньгами старая аристократия.

"Мы были гепардами и львами, а нам на смену придут шакалы и гиены", - говорит старый князь о демократической Италии.

Богемикус как-то поверхностно воспринял этот роман/фильм.
вот. я тоже воспринял этот фильм (не роман) именно как "конец славной эпохи", но не как "изменений для неизменности". быть может из романа подобное понимание следует?
В фильме трагизм смягчен красотой. В романе всё неожиданно предстает в новом свете, когда старая дева Кончитта на склоне лет узнает, что юный кузен любил все-таки ее, а не вульгарную горячую красотку Анжелику с приданым из двадцати мешков золота и с рощами-землями. Все поголовно остались несчастными. Кроме шакала-ростовщика, вползшего в высший свет. Так что в романе тщета и распад подчеркнуты еще ярче.
Прошу простить за длинную цитату:

"Верхний слой высшего класса, иногда называемый «голубой кровью» или просто «высшим обществом», — это менее 1% американцев (Warner & Lunt, 1941, Coleman & Neugarten, 1971; Baltzell, 1995). Принадлежность к нему почти всегда определяется рождением; это выражено в саркастическом замечании, что самый простой способ стать членом «высшего общества» заключается в том, чтобы родиться им. Большинство таких семей обладают огромным состоянием, доставшимся им по наследству. Потому и говорят, что верхушка общества располагает «старыми» деньгами.

Отстранившись от других людей благодаря своему богатству, представители высшего слоя живут в исторических, престижных районах, например Бекон-Хилл в Бостоне, Риттенхауз-Сквер или Мэйн-Лайн в Филадельфии, Голд-Кост в Чикаго и Ноб-Хилл в Сан-Франциско. Их дети посещают частные школы, где учатся вместе с другими отпрысками столь же именитых семей; продолжают образование в очень престижных колледжах и университетах. Следуя традициям европейских аристократов, они предпочитают гуманитарные науки и свободные искусства, а не приобретение профессиональных навыков.

Американки, принадлежащие к данной социальной группе, нередко занимаются благотворительной деятельностью. Таким образом они помогают обществу, хотя в то же время устанавливают связи, расширяющие власть элиты (Ostrander, 1980,1984).

Нижний слой высшего класса. Большинство людей из высшего класса на самом деле относятся к нижнему его слою. Многим они кажутся такими же привилегированными, как и верхний слой. Однако этот слой (куда относится и Стив Джобс, о котором говорилось в начале главы) составляют «работающие богачи»; основной источник их дохода — заработок, а не унаследованное богатство. Семьи нуворишей обычно живут в престижных районах, однако большинство из них не вхожи в элитные клубы и не являются членами ассоциаций, в которых состоят владельцы унаследованных состояний.

Американская мечта всегда заключалась в том, чтобы заработать достаточную сумму денег и оказаться в нижнем слое высшего класса. Спортсмен, подписывающий многомиллионный контракт; актер, получающий звездную роль в голливудском фильме; «компьютерный гений», ставший удачливым интернет-бизнесменом, — вот те талантливые и удачливые люди, которые относятся к нижнему слою высшего класса."

(Джон Масионис. Социология. 2004. С. 374-375)

Неправильно - я понимаю - цитировать здесь учебник, но когда-то он был единственным "несоветским" доступным мне, и цитированное произвело на меня большое впечатление, одновременно показавшись очень "естественным".

Может быть, ситуация в США радикально отличается от "шведской"?

И не образовалась ли в Швеции позже новой "элиты-1" ("элоев")? Кто у них землёй сейчас владеет?
Разница между "высш. о-вом" и слоем, высшим по богатству, восходит к концу Х1Х в. (когда и стали впервые составляться "регистры"). Вполне возможно, что и в наст.время "высш. о-во" сохраняет стиль жизни, отличный от прочих богатых. Дело, однако, в том, что абс. б-во его членов не входит в число наиболее крупных собственников, и не это "о-во" в целом не является правящей элитой страны (тогда как до посл. трети Х1Х в. так и было). В этом смысле, как ни странно (при известных отличиях США от Европы), амер. "аристократия" (пусть и не столь древняя) прошла тот же путь, что европейская.
Я-то склонен как раз придавать весьма большое значение наследственности положения в США, но видели бы Вы, что началось, когда я неск. мес.назад об этом написал, утверждая (даже не касаясь "высш. о-ва" и "старых денег"), что б-во крупнейших собств-ков наследственно принадлежат к этому слою.

Как человек совсем нерегулярно посещающий эти ЖЖ, я не знаю, видно, того, что здесь знает почти каждый. Об аристократии можно спорить, но бесспорно одно, что человеку вроде bohemicusа явно комфортнее там, где он живет сейчас, нежели в РФии.

Опять-таки с рядом утверждений этого юзера можно и поспорить, но мне чрезвычайно досадно, что такой интересный человек, судя даже по его активности в нете, требующей все-таки кучу времени, абсолютно, судя по всему, не востребован ни одним сегментом нынешнего марсианского об-ва РФии.

Хоть он и утверждает, что оно страшно как отличается от советского ))) Правда, может быть, и задействован, только вот я не знаю.

Прошу заранее прощения за несоответствие основной теме.

Кстати, и об "аристократии". Недавно при любопытных обстоятельствах увидал портрет своего прапрадеда: контр-адмирала Российского императорского флота. Поскольку в высшей степени ленив и нелюбопытен, то не придавал особого значения генеалогическому древу, потому и не знаю: можно ли теперь и как именно добраться до нашего герба (он в XIV томе Гербовника РИ)?

Может ли кто-нибудь помочь советом?



А какая проблема? Гербовник - печатное издание и доступен.

Этот том уже не был отпечатан, не успели. В этом проблема.
До 1840 г. было издано 10 частей. Почему 4-я не попала? Но в любом случае все последующие части хранятся в РГИА в СПб. и в принципе тоже доступны.
В принципе, всё так и есть. Но этот автор (не читал его, сужу по Вашим словам) прав в том, что наши люди обычно судят о западном обществе либо по прессе, либо - в лучшем случае, если имеются реальные личные, не туристические, естественно, контакты - по тем людям, с которыми они эти контакты имеют. Аристократия, разумеется, почти никогда в этот сегмент не попадает. Между тем, в Англии, например, - это один из вполне реальных и довольно значимых слоёв населения, численно, конечно, небольшой, но вполне сохранившийся именно как слой, со своими традициями, стилем жизни и т.д. Политически власть принадлежит не ему (хотя и определённое влияние он имеет), но тем не менее. В несколько более размытом виде, но тем не менее, также вполне реально аристократия существует в Германии и даже в такой демократической стране, как Нидерланды (и там, и там они подстраиваются под "средний класс", но пр ближайшем рассмотрении спутать их слоно - они даже говорят по-другому).

А вообще лучше всего на эту тему писал Марсель Пруст. Его герой (Сван, а на самом деле, он сам) принадлежал к буржуазии, у к-рой была в руках политическая власть, но очень стремился попасть в аристократические круги, у к-рых власти в республиканской Франции никакой не было вообще, но общаться с к-рыми было "престижно", в частности, потому что они были носителями высокой культуры.

Deleted comment

Во-первых, никакой власти у Палаты лордов нет, во-вторых, там уже давно наследственных пэров было немного, а при Тони Блэре их вообще оттуда выгнали.
Ну да, даже в Нидерландах есть, там этой слой в конце 60-х был представлен даже 10% в парламенте. Но с т.з. того, что я имел в виду, существенно то, что перед нач.ПМВ он там составлял 50, а в 80-х гг. Х1Х в. - более 70%.
Вот-вот, речь идёт об обаянии аристократии и аристократического, присутсвующем в неаристократических слоях. Это и есть признак - один из - социального здоровья.
-"Это и есть признак нормальности, когда всё вроде бы переменилось, но что-то стержневое, вековое по-прежнему присутствует, и не в виде печальной руины, а в качестве живой социокультурной традиции. "
-"они даже говорят по-другому "

Заострила внимание на этих точных замечаниях. Вполне очевидно ,что нам в нашей мимикровавшей совдепией встреча с чем то подобным ,кроме как на страницах литературы, не грозит .Слишком старательно товарищи и товарки вытаптывали нашу отечественную аристократию. Вот и имеем ,то,что имеем: всё "стержневое и вековое" загублено ,страна покрыта руинами разрушенных храмов и усадеб,"живой социокультурной традиции" взяться неоткуда. Плывёт совдеп без руля и ветрил.Остаётся утешаться ,что "партия наш рулевой" нынче на относительно вегетарианской диете и "чёрные воронки пока по ночам стоят в чекистских гаражах праздно...
Зато сложилась аристократия советская, утверждающая свою традицию.
О советской аристократии вы ..пошутили.. ?
Нет, недавно был повод подумать на эту тему, тем более, что ее влияние в РФ гораздо выше, чем остатков старой аристократии в Европе. Как ни крути, уже четвертое поколение от утверждавших Совок... напишу, наверное...

Для исследования. Для статьи хотя бы. Совершенно с Вами согласен, именно что ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ее влияние, чем влияние аристократов в Англии. В некоторых сферах просто 100 процентное, таки да.



Недавно об этом Ю.Латынина говорила на ЭХЕ :"Аристократическое чувство предполагает служение родине " . Я бы сказала , что в Российской Империи в аристократических семьях
служение Вере, Царю, и Отечеству было национальной идеей. Это и было живой социокультурной традицией.Аристократизм налагал на человека некий свод обязательств.
-Человек чести...

Та часть русской интеллигенции ,что пошла служить большевикам ,была в подавляющем разночинна, национальность её была сомнительна, моральные побуждения не доступны пониманию. В подавляющем своём большинстве они очень скоро раскаялись в своих действиях ,но было поздно .Из страны террора было не убежать , пришлось с фигой в кармане жить...Многим жилось неплохо, выживать помогала та червоточина в их душах, что толкнула их к большевикам. Окончательный расчёт наступил в Большой Террор. Так что из этой публики в аристократы совковые выбились немногие.

Очевидно подавляющее большинство совецких "аристократов" ведёт свой род от других корней .
От банального быдла, ох ,простите плебса , которое заняло места растерзанных и расстреляных. Вселилось в их квартиры , разграбило их имущество ,училось у "бывших и ещё недобитых" пользоваться краденым столовым серебром ,освоило носовой платок, приовщилось к личной гигиене.Их отродье освоило грамоту ,а внуки даже до высшего образования поголовно дошли, полетели в космос ,сделали ракету и перекрыли енисей...
потом эти "аристократы" свою родную партию убийц переименовали в партию жуликов и воров.Научились воровать в осбокрупных государственных масштабах, наворованное хранят в швейцарских банках...
Отрадно ,что перестали стесняться своих ФИО. Не прячут более за псевдонимами .Гордо носят свои кошерные аристократические фамилии :абрамовичи,явлинские...и прочие шнеерсоны. Имя им легион. Одно слово элита.... "утверждают свою традицию"...
Есть мнение жежистов о предательстве именно высшей, наивышайшей службы Царя и Отечества.
Чекистская.
Да нет, эта макс. во втором поколении. А вот интеллигентская...
А, дете-внуко-арбатская, антоново-овсеенковская...
Может быть родственные связи имеют отношение к пассионарности нации и государства, почитать французскую классику 19 века дядюшки, тетушки, братья и сестры, как родные так и троюродные и пр... и не только во Франции и в Англии и у нас.Что-то или кто-то разрушило эти связи, которые цементировали нации и гос-во на протяжении веков
Я об этом и говорил: совр. стиль и образ жизни неизбежно "атомизируют" общество.
Дело не в этом. Просто в современном обществе так жить (нуклеарной, а не мегасемьёй) - удобнее. Реальная жизненная необходимость существования клановой мегасемьи отсутствует.
Хорошее дополнение к статье Богемикуса, после которой, действительно - складывается слишком уж оптимистичное представление о неизменности устоев старушки Европы.
User nesterovich1 referenced to your post from Об ушедшем и оставшемся saying: [...] Оригинал взят у в Об ушедшем и оставшемся [...]

Deleted comment

Если для "сов.аристократии" кавычки еще как-то уместны, то уж элита в моем (чисто социологич.) применении термина - это всегда группа, выделяемая по факту ее высокого положения. Если она представлена какими-то совершенно свинскими рожами - что поделать... это лишь опр.образом характеризует режим.
Кстати, я думаю пассионарность нации определяется во многом родственными связями.
Сергей Владимирович,извините , но на мой взгляд,термин "советская аристократия" как минимум нужно брать в кавычки.
Немного не по теме: нет ли у Вас более подробных данных о сестрах Мерсье, в ине-те только очень коротко написано
Пожалуй, но и то... если понимать аристократию более абстрактно, как вообще всякую наследств.среду, сохраняющую свое влиятельное положение в к-л сфере, то можно и не употр.кавычки.

А при сестер и в самом деле ничего более и не известно, кроме того, что они окончили АВУ в 1917 по пулем. отд., уч. в окт.боях в Москве, с нояб.17 в ДА, в 1-м Куб. походе во 2-й роте Корн. полка. Вера погибла в походе, а Мария - летом-осенью1919 под Воронежем. Ну есть фото Марии. Больше ни в каких источниках они не встречались.
По-моему, отношение британцев к своей аристократии ясно выражено в бестселлере Джоан Роулинг, где "древние магические фамилии" со своими замками и генеалогическими деревьями обрисованы самыми чёрными красками. Единственные положительные герои из этих фамилий - те, что порвали со своими семьями.
Вы какой-то другой бестселлер читали. ))) В том семитомнике, что сделал Ролинг миллиардершей, сам ГГ - из старых (хотя с изрядной примесью свежей крови) и его друг - из старых, а подруга - всеми легко принимается за "старую", его дублер - из старых, его крестный - из старых, и даже его якобы противник, потом в итоге успевший переметнуться на нужную сторону, - из старых. Но из таких старых, которые вечно молоды, ибо умеют обновляться.

Отец ГГ - маг, женатый на дочери маглов. Подруга - из магловской семьи. Друг - из старой магической семьи, но женится на подруге. Снейп - полукровка. В общем, хороший старый маг - либо женатый на магле, либо плод такого брака.
Отец ГГ - маг старый, женатый на волшебнице новой, но не на магле. Подруга - волшебница новая, но с таким уровнем магии, что и многим старым до нее, как до Луны (и вообще ее легко принимают за старую, ибо и род такой магический имеется), выходит замуж за друга (мага старого).

Из того, что вы перечислили, только Снейп - истинный полукровка. Ну так он - далеко не однозначная фигура. И уж во всяком случае, в магической иерархии - несмотря на свое профессорство - где-то в задних рядах. А по изображению Ролинг он - зЁбра, но такая, в которой даже белые полосы, скорее, серого цвета.

В общем, не получается отрицательного отношения к аристократии. Совсем не получается. Зато получается возможность (и даже необходимость) стремительных социальных лифтов и неприятие насилия.
Про современную "аристократию" в лондонском суде: Абрамовича и Березовского слушаешь и не находится слов для письменных реплик
Сергей Владимирович, а какие были неписанные требования элементарной порядочности
Аристократии Российской Империи и как они поддерживались в обществе???