Александр Каминский (a_kaminsky) wrote,
Александр Каминский
a_kaminsky

Categories:

ФЕВРАЛЬ. КТО СОЗДАЛ КОГО.



Как известно, со времен Петра I в Российской империи был создан высший орган церковного управления – Святейший правительствующий синод со статусом министерства и с надзорным органом государства за церковными делами – обер-прокуратурой. Главой церкви и государства был один и тот же человек, что давало возможность гибкого управления. В том числе, это придавало действиям власти необходимую легитимность и даже некоторую сакральность. Идеология православия призвана была сцементировать социально-политическое сообщество создаваемой русской нации, придавая ей определенную степень сплоченности и сформировать в массовом сознании позитивный образ как проводимого политического курса, так и политической силы, которая по этому курсу идет. "Духовные скрепы", ага.
Нравилась подобное положение вещей, однако, далеко не всем.
Во первых, это, конечно, люди древлего православия.
Во вторых, в начале XX века и в среде синодального духовенства все чаще стали звучать голоса с мнением, что, мол, Священный синод вовсе и не каноничен, да государственное управление церковными делами заело. Пора ставить вопрос о реформах в церковном управлении. Оченно церковным иерархам хотелось порулить.
По мнению епископата, структура управления Российской православной церкви должна выглядеть так: высшая административная и судебная церковная инстанция – Поместный собор, с патриархом в роли председателя, в промежутках между соборами церковью управляет Священный синод, руководить которым тоже должен был патриарх. Поместный собор должен был забрать на себя все полномочия, касающихся вероучения, выборов патриарха, открытия новых епархий, церковного суда, лишения епископов за проступки священного сана и т.д. То есть, церковь должна была быть полностью автономна. В то же время, государству надлежало церкви всемерно покровительствовать и оказывать поддержку. Мнение епископата было практически единодушно - практически все настаивали на созыве Поместного собора и восстановлении патриаршества. За исключением всего трех епископов.
Что характерно - во всех предлагаемых иерархами схемах новой системы церковно-государственных отношений для главы русского государства не находилось места.
Некоторые шли дальше и требовали десакрализации царской власти, как основного этапа в решении вопроса в пользу превосходства церкви над государственной властью. Доходило до того, что даже члены Синода вели речь о том, что, дескать, между царской властью и какой-либо иной формой власти нет никаких отличий. "Всякая власть – от Бога".
Звоночки были серьезные, потому с начала 1905 года на уровне Кабинета министров и Синода начались консультации по поводу перспектив такого рода реформ, и принято решение ходатайствовать перед Николаем о созыве в Москве всероссийского собора епархиальных епископов для обсуждения перемен в церковном управлении. Однако со стороны Николая последовал отказ.
Что и понятно. Ситуация была дикая. Во время войны на фронте и в тылу "Идеологический сектор ЦК КПСС ставит на пленуме ЦК вопрос об автономии от Генерального секретаря".
Для предварительного рассмотрения вопросов церковной реформы, в январе 1906 года Синод принял решение о создании особой комиссии – Предсоборного присутствия, в которую вошли вошли епископы, священники и известные богословы. 3 июня 1906 года Присутствием был принят документ «Об отношении высшего Правительства Православной Российской церкви к Верховной Государственной власти». В нем были изложены рекомендации будущему Поместному собору по введению в РПЦ патриаршества и очерчены права будущего патриарха.


Предлагалось с одной стороны - выполнение государством прежних политических, финансовых, охранительных и других обязательств перед РПЦ, а с другой, – не только существенное расширение прав церкви, но полное её самоуправление, с полновластием епископата.
Подобная схема могла привести к тому, что при возникновении самомалейших разногласий между церковью и властью, патриарх мог перейти в открытую оппозицию царю, тем самым создавая ещё один центр оппозиционно настроенных сил. Усугублялось всё тем, что при этом он был бы фактически неподсудным светским властям.
Подобная перестройка идеологического фундамента государства грозила обрушением всего здания. Поэтому Николай II выбрал политику лавирования между епископатом и обер-прокуратурой Победоносцева, по факту сохраняя существующий статус-кво. Следующее Предсоборное совещание было отложено до начала 1912 года.

В преддверии этой даты епископат решает усилить натиск на позиции обер-прокуратуры Синода, возглавляемую в то время Владимиром Карловичем Саблером. В качестве тарана выступил заматеревший к тому времени Гермоген.
В конце сентября 1911 года он приехал в Петербург для участия в заседании Синода. Взяв с собой в вояж свою сборную команду приживал, разместившуюся на Ярославском подворье. В том числе Илиодора, к тому времени официально изгнанного из Царицына за серию гнусных статей на смерть Льва Толстого. В январе 1911 года вышло постановление Синода о переводе Илиодора в Новосильковский монастырь Тульской епархии. Откуда он через месяц благополучно сбежал.
На этом заседании Гермогеном и был инициирован конфликт с обер-прокурором.
Обычно в литературе выпячиваются два спорных вопроса, приведших к конфликту - утверждение общества диаконисс Марфо-Мариинской общины в Москве во главе с великой княгиней Елизаветой Федоровной и введение разрешения церковных молитв за умерших инославных.
Елизавета Федоровна - принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, старшая сестра императрицы - после убийства мужа московского губернатора великого князя Сергея Александровича, продала фамильные драгоценности и решила основать женскую Марфо-Мариинскую общину сестер милосердия по протестантскому образцу. Сестры получали в обители серьёзную подготовку. Лекции читали лучшие врачи и богословы Москвы. Ходатайствовала об инкорпорировании сестер в православие в чине диаконисс. Причем, ходатайствовала только о вынесении вопроса на Поместный собор. Большинство членов Синода предложение поддержали. Против выступили только Гермоген и митрополит Санкт-Петербургский Антоний Вадковский - первый русский иерарх, посетивший Англию на 60-летний юбилей королевы Виктории. Миссию по сближению РПЦ и англиканской церкви исполнял удачно - вернулся в Россию доктором богословия и прав Оксфордского и Кембриджского университетов. Само собой, с таким послужным списком сам Бог велел покровительствовать священникам и студентам духовных школ, замешанных в революционном движении, в том числе и Гапону.
Что касается молитв за инославных, то предлагалось читать их только для утешения православных родственников в случаях смешанных браков.
Меж тем, подоплека скандала была несколько серьезнее. На заседании Гермоген обвинил Саблера в хищениях при строительстве монастыря Оптинской пустыни в Козельске. Намекая на то, что у него имеются тому доказательства.
По видимому, это по мнению Гермогена был козырь и он рассчитывал в этом деле на серьёзную поддержку. Но по каким-то причинам её не получил.
Поняв, что попал впросак, 15 декабря 1911 он отправляет пребывающему в Ялте Николаю телеграмму следующего содержания: "К величайшему прискорбию в настоящее время в Святейшем Синоде поспешно усиливаются проводить некоторые учреждения и определения прямо противоканонического характера, — так, учреждают в городе Москве чисто еретическую корпорацию диаконисс, и хоть остались при особом мнении митрополит Санкт-Петербургский и епископ Саратовский, но судьба особого мнения неизвестна и затем ещё вчера голосовали за введение грубо противоканонического чина заупокойного моления в Православной Церкви о еретиках инославных".
Бью, мол, челобитной к хранителю Православия, с нижайшей просьбой защитить Святейшую Мать-Церковь от еретических действий Синода.
Кляуза составлена по надуманному поводу - оба вопроса не были решены окончательно, обсуждалось только вынесение этих вопросов на рассмотрение Поместного Собора.
Никакой особой горячки не было, меж тем нарушение Гермогеном субординации было беспрецедентным. Обращаться напрямую к царю епископу было запрещено законом.
На следующий день Гермоген "набивает стрелку" своим приживалам в Ярославском подворье, на которой присутствует Сам, Илиодор, публицист СРН Иван Родионов и козельский мещанин Знобишин, по кличке "Митя Козельский". Туда же Илиодор привозит Распутина.
На этой сходке разыгрывается душераздирающая сцена. Распутина бьют деревянным крестом, Гермоген предает его анафеме, а Илиодор с "Митей Козельским" намереваются его кастрировать.
В общем, между почтенными священнослужителями разгорелся богословский спор.
О его подоплеке нам гнусавым поповским голосом гундят следующее:
Суть дела заключалась в том, что епископ Гермоген вместе с епископом Феофаном, в свое время введенные в заблуждение Григорием Распутиным, способствовали его приближению к царскому двору, а затем, увидев подлинное место «старца», стали открыто порицать его, пытаясь как-то исправить допущенную ошибку.

К 1911 году окончательно утвердилось влияние Распутина на императорскую чету. К этому же времени рассеялось заблуждение самого епископа Гермогена, как и многих других, касающееся личности Распутина: все суждения о Распутине, как о человеке распутном, оказались вполне справедливы. Кроме того, многие из фактов, касающихся жизни Распутина, стали достоянием гласности, вместе с этим стал достоянием гласности и факт доверительного общения с ним императорской семьи. Глубоко скорбя о происходящем на глазах всех беззаконии, епископ Гермоген вознамерился защитить Императора, а вместе с ним и Россию.
Ни епископ Гермоген, ни другие архиереи и благочестивцы, боровшиеся против нашедшего себе приют в императорском дворце шарлатана, не учитывали трудности и даже полной невозможности объясниться с людьми, находящимися в состоянии прелести.

Из этого набора слов понятно только, что "архиереи-благочестивцы" планировали одно, а получили не совсем то, на что рассчитывали.
Чтобы попробовать понять "подлинное место" Распутина немного отмотаем плёнку. О его появлении в епархии Гермогена "Русское слово" от 8 января 1910 года писало так:
Провинцiя.
Блаженный старец Григорий.(От нашего царицынского корреспондента).
Недели за две до Рождества саратовский епископ Гермоген привез в Царицын к иеромонаху Илиодору какого-то человека.
— Блаженного старца Григория, — объясняли лица, вхожие в илиодоровскую обитель. Блаженный старец Григорий — уроженец села Покровского, Тюменьского уезда. Там у него свой дом.
Живет же он большей частью в Петербурге.
Блаженный старец Григорий — мужчина средних лет. Говорит на „о“, скороговоркой. На нем дорогие лакированные сапоги, поддевка дорого сукна и шелковая рубаха. Поклонники и особенно поклонницы Илиодора охотно приглашают к себе „блаженного“ для беседы.
Мне удалось присутствовать при одной из таких бесед, познакомиться с самим старцем Григорием и поговорить с ним.
— Где вы живете? — задал я ему вопрос.
— Везде... В Саратове, в Самаре, в Казани. Но больше в Петербурге. А в Царицын приехал по скорбям Илиодорушки... Помог ему... Теперь все кончилось благополучно... Он остается в Царицыне, а я еду в Петербург... Дела там есть... Совет будет...
— А по какому адресу вам писать, братец? — вмешалась в наш разговор хозяйка.
— Пишите в Петербург, в духовную академию, епископу Феофану, для Григория Ефимовича Новых...
На мой вопрос о его средствах к жизни старец ответил, что занимается и духовными и светскими делами...
— Субсидию получаете?
Блаженный подозрительно воззрился на меня.
— Да ты в Бога-то веруешь? К Илиодорушке-то ходишь?
После заверения хозяйки, что я человек вполне благонадежный, „блаженный“ как будто успокоился, но все же, бросив на меня еще раз подозрительный взгляд, зачем-то произнес:
— Скоро доберемся мы до этой „тилигенции“...
Во время дальнейшей беседы поддевка «блаженного» распахнулась, и из-под нее мелькнул массивный золотой крест.
Мы попросили дать нам посмотреть этот крест. После минутного колебания, „блаженный“ согласился.
Крест большой, около 3 ½ дюймов длины. На лицевой стороне — распятие, на оборотной — надпись: „Спаси и сохрани“. В середине золотой цепи, на которой висит крест, — медальон.
— Это мой дорогой подарок, — заметил „блаженный“, указывая на медальон. В дальнейшем разговоре старец часто упоминал о своих папаше и мамаше, которые все могут сделать.
Этим он беседу и закончил:
— Только сказать папаше, — все будет...
Я расспрашивал некоторых случайных посетительниц „блаженного старца“ Григория, беседовавших с ним наедине.
Жалуются. Говорят, что старец имеет привычку гладить свои собеседниц, обнимать их за талию, пробовать мускулы. При этом он неизменно повторяет:
— Ох, искушение! Ох, искушение!
Одной пришедшей к нему гимназистке старец напрямик заявил, что любит ее больше всех.
— Поедем со мной, — предложил старец гимназистке. — Я тебя возьму, если хочешь...
Гимназистка не захотела.
„Блаженный старец“ Григорий предполагает основать в Царицыне женский монастырь. Деньги на это у него, по его словам, найдутся.

Гм, гм.. "папаша, мамаша, всё будет.." Кого мы тут видим?
Почему то всплывают в памяти "И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!". Ну, или Дети знаменитого папаши из всем известной Книги.
То есть, перед нами шарлатан-приживала. Шарлатанство, собственно, и не отрицается. Что-то плетут про "деньги царицы", которые через Распутина передавались Илиодору, но ревизия нашла финансовые дела епархии Гермогена "в тяжелейшем состоянии", а после изгнания Илиодора из Царицына выяснилось, что он "под монастырь" наделал долгов на астрономические 500 000 рублей. "Царица передавала", ага.
Распутин многозначительно плёл про своё влияние на "папашу и мамашу", за то его и пригрели. В нужный момент, когда потребовалась поддержка "папаши и мамаши", выяснилось распутинское "подлинное место". ПУСТОЕ.

На заре английского фотошопа.
Желающие могут обратить внимание на тени на лице и на пол под ногами старца

После беспрецедентного нарушения субординации, обнаглевшему епископу мягко предложили удалиться в свою епархию. 2 января 1912 года обер-прокурор Саблер подготовил доклад об увольнении Гермогена от присутствия в Синоде в Саратовскую епархию.
Гермоген упирается, решение исполнять отказывается, выходит в сеть и устраивает пресс-конференции для столичных либеральных газет. В прессе разгорается нешуточный скандал. К скандалу подключаются серьезные люди и издания.
В ответ на это Синод потребовал немедленного выезда Гермогена в Саратов.
Гермоген повышает ставки - "пан или пропал". "Троллит". Итнтервью выходят в "Свете", "Новом Времени", "Московских ведомостях", и даже "Биржевых ведомостях". Про репосты в других изданиях мы помним.
12 января Синод вынес определение "с выражением осуждения и порицания преосвященному Гермогену".
В ответ 14 января Гермоген дает новое интервью, перепечатанное почти целиком в вечерних газетах и переданное по телеграфу в газеты Киева, Харькова, Одессы и помещенное почти во всех московских газетах.
Фельетонист "Русского слова" по поводу этого интервью иронизировал:
А еще жалуются, что в России свободы нет. Какой же еще свободы, когда епископ публично поносит, на чем свет стоит, высшее учреждение, именуемое и Святейшим и Правительствующим. Обер-прокурора называет палачом, членов Синода — Исавами, продавшими свое первородство за чечевичную похлебку.

Газетная шумиха приняла грандиозные размеры. В дело включается Илиодор. 15 января его интервью печатаются в "Речи" и "Петербургском листке".
Наглость раздухарившихся Дедов Морозов переходит все границы.
17 января Николай утверждает постановление Синода об увольнении епископа Гермогена от управления Саратовской епархией с назначением ему пребывания в Жировицком монастыре Одновременно было утверждено постановление Синода о перемещении иеромонаха Илиодора из Царицына во Флорищеву пустынь Владимирской епархии. К Гермогену являются высокие полицейские чины.
Наконец-то до него доходит, что он зарвался и проиграл. Покочевряжевшись для вида пару дней, Гермоген отбывает в ссылку.
Илиодор тем временем вбрасывает в сеть распечатанные на гектографе фальшивые "амурные письма царицы и великих княжен к Распутину".
Обретение их описывается так. Пребывая в гостях у Распутина в его деревне, Илиодор воспользовался доверием старца, показавшего ему свои сокровища и выкрал у простака эти письма. Доча Распутина позже вспоминала, что письмо было всего одно и то "со слов отца". А потом их оказался "целый узелок".
О том же, что Илиодор их "выкрал", Распутин вспомнил только через четыре года. При этом всем "старец" НЕ УМЕЛ ПИСАТЬ И ЧИТАТЬ.
"Копии писем" ходят по рукам ошарашенных обывателей, редакциям газет и великосветским салонам. Столицы полнятся ужасающими сплетнями.
К "теме" пристраивается Гучков, решивший на волне "скандальных разоблачений" запузырить серию статей на "распутинскую тему" в своих "Голосе Москвы" и "Вечернем Времени".
Клеветническая волна начинает принимать не шуточный оборот. Цензурному ведомству с огромным трудом удалось волну погасить, изъяв выпуски газет и вручением редакторам судебных повесток. О содержании статей можно судить по тому, что они были конфискованы на основании закона, запрещающего порнографию.
В ответ Гучков подает запрос о нарушении свободы печати в Государственную Думу. Гучков гневно вопрошал об "опасностях угрожавших святыне алтаря и святыне трона".
А его газеты тем временем надрывались:
Государственная Дума ждет ответа от правительства по поводу запроса о странном покровительстве, оказываемом этому человеку, уже давно ставшему «притчею во языцех». Нам кажется, что теперь своевременно будет опубликовать один из документов, ярко рисующих личность этого «старца»... Оговариваемся, из печатаемого документа мы вынуждены были выпустить места, совершенно неудобочитаемые, особенно в газете.

Далее волна постепенно пошла на спад, хотя "распутинская тема" то и дело вспыхивает то тут, то там.

На этом фоне, начавшееся в конце февраля Предсоборное совещание, не только оставляет неизменной предложенную ранее модель церковно-государственных отношений, но и решает расширить полномочия будущего Патриарха, дав ему право "начальственно контролировать работу всех центральных церковных учреждений", по сути заменив собой царя и обер-прокурора.

Князь Жевахов в эмиграции вспоминал: "В предреволюционное время натиск на Царскую Россию вели не только пиджаки и мундиры, но и смиренные рясы, а этим последним Патриарх был нужен лишь для опоры их революционных замыслов и вожделений"
После февраля 1917-го епископат, как известно, наконец, своё стремление реализовал.


Опальный Гермоген покинул заточение в монастыре и получил Тобольскую епархию, куда по странному стечению обстоятельств отправили в ссылку и царскую семью.
Илиодор в монастыре продержался недолго и в том же 1912 году был расстрижен. После чего покаялся перед евреями и предложил свои услуги революционерам.
Позднее распутинскую тему пытались раскрутить масоны из ВВНР. Размноженную на пишущей машинке брошюру распространяли по частным каналам.
Ну а после февраля для раскрутки в том числе и распутинской темы, была создана Всероссийская чрезвычайная следственная комиссия. ВЧСК пыталась найти компромат на Распутина и царскую семью, но уже летом 1917 года Керенский был вынужден признать, что "в действиях Николая II и его супруги не нашлось состава преступления". Об чем и доложил английскому послу Бьюкенену.
Тогда англичане подключили Горького.
Горький нашел Илиодора, который накропал и с его помощью тиснул в изательстве Рябушинского пасквиль «Святой Чёрт». После чего Илиодор снялся в Штаты, где вел счастливую жизнь лакея в чикагском отеле. Там, кстати, вышла в 1917-м году фильма о падении монархии с падением Распутина.
Пасквиль был настолько очевидно фальшивым, что не пошел даже в годы революции.
В 1918-м тиснули издания мемуаров самого (не умеющего писать) старца, якобы надиктованных им в 1915 году.
"Григорий Распутин. Мои мысли и размышления. Краткое описание путешествия по святым местам и вызванные им размышления по религиозным вопросам. 1915. Посмертные издания: Петроград 1918."
Через три года вышел "Дневник Владимира Пуришкевича" 1921 г. Выпуск II. Смерть Распутина. Вильно.
В 1922-м англичане через Алексея Толстого издали фальшивый дневник Вырубовой.
"Страницы из моей жизни Автор: А.А. Танеева (Вырубова) Издательство: Париж, Русский очаг"
Ну а дальше пошла писать губерния
1922-й год. Распутин и Россия (Историческая справка) Автор: Борис Алмазов Издательство: Прага: Акционерное общество «Славянское издательство» .
1923-й год. Палеолог Морис. Царская Россия накануне революции. Перевод с французского Д. Протопопова и Ф. Ге. Государственное издательство, Москва — Петроград.
1927-й год. Юсупов Ф. Ф. «Конец Распутина» (воспоминания)
1932-й год. Спиридович А. И. Начало Распутина. Иллюстрированная Россия (Париж). № 15 (361). Редактор А.И. Куприн
И так далее и тому подобное. Скоро сто лет, как губерния пишет и пишет.
В начале нулевых на Острове, видимо, посчитали, что писаний недостаточно и результат надо закрепить "документальным кино".
В 2002 году английский канал Viasat Explorer выпускает "документальную ленту" Rasputin: The Devil in the Flesh (Распутин: дьявол во плоти).


Зрителю битый час показывают фотографии царской семьи, то и дело сопровождая показ закадровым текстом об огромных грязных ногтях "дьявола" и исходящей от него козлиной вони.
В 2004 году ВВС выпустила тоже "документальный фильм" "Кто убил Распутина?".
Оказывается, замысел убийства разработан в Интеллидженс сервис, а исполнен английскими рыцарями плаща и кинжала под прикрытием наивных русских неумех из револьвера "Webley 455".
Мотив убийства такой: Британия опасалась, что Распутин уговорит безвольных царя и царицу на сепаратный мир с Германией. Были, мол, основания.
Помимо книг и фильмов в РФ всячески увековечивается память об истинном царе. Собянин открыл "музей усадьбу", а в Тюмени поставили красивый памятник.


Прекрасный монумент на тротуарной плитке "от Иры Бордюр".
Хотя, лицезреть подлинные шедевры русским не по масти. Бюст, вылепленный с натуры, авторства Наума Аронсона хранится в национальном художественном музее в Тель-Авиве.


Чтоб никто не сомневался, под шедевром фотография, как Мастер работает с натурой.(Заглавное фото)

Что, в общем, и понятно. Реликвия дорогая, "английской работы". Полагаю, там ей самое место.

Русские же поставят другой памятник. Памятник беззаветной преданности, чести и безупречному исполнению служебного и гражданского долга.
В 1907 году после смерти лейб-медика Гирша царская семья рассматривала кандидатуры на освободившуюся вакансию. Императрица на вопрос, кого бы она хотела видеть в этом качестве, ответила: "Боткина. Того, что был на войне".
Речь шла о сыне бывшего лейб-медика и знаменитого доктора Сергея Петровича Боткина, Евгении Боткине.



Блестящие способности Евгения Боткина проявились еще в гимназии. В 1889 году Евгений Сергеевич успешно окончил Военно-медицинскую академию, получив звание "лекаря с отличием" и был удостоен именной Пальцевской премии, которую присуждали "третьему по старшинству баллов в своем курсе".
В 1893 году блестяще защитил диссертацию. Официальным оппонентом на защите был нобелевский лауреат Иван Павлов.
С началом Русско-японской войны в 1904-м убыл в действующую армию добровольцем, став заведующим медицинской частью Российского общества Красного Креста в Маньчжурской армии. За отличие был награжден многими, в том числе и боевыми, орденами.
Дальнейшее развитие событий показало, что царский выбор был безошибочным.



Придворным Боткин был известен своей исключительной сдержанностью. Никому из свиты не удавалось узнать ничего о болезнях царской семьи. Какие-либо пересуды и сплетни о царской семье считал всегда совершенно недопустимыми.



Получив в детстве блестящее воспитание, в таком же духе воспитывал и своих детей.


Старший сын Дмитрий, хорунжий лейб-гвардии Казачьего полка, попав в 1914-м в окружение, сдаче в плен предпочел отстреливаться до последнего патрона. После чего был убит немецкими солдатами.

Последний русский лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин выполнил свой врачебный и человеческий долг до конца, сознательно оставаясь с царской семьей до последнего вздоха в ипатьевском подвале.



О своем мнимом коллеге Евгений Сергеевич писал так:
Если бы не было Распутина, то противники царской семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из Вырубовой, не будь Вырубовой, из меня, из кого хочешь.


Не сделали бы, Евгений Сергеевич. Из Вас не сделали бы. Не сделали при жизни, не сделали за 100 лет после смерти, а сейчас и подавно не сделают.
Кончилось советское время.
1
Реформа церковной жизни была объективно нужна. Всякое устройство власти отражает уровень развития общества. С конца 19в Россия быстро менялась. И чрезмерно архаизированные структуры (особенно РПЦ) оказывались неадекватны жизни, они были созданы в послепетровское время, в другом обществе и в другой стране. К РПЦ было множество претензий - и не только от либеральной публики, даже внутри церкви хватало недовольных. Сводить все к англичанке и к глупости тогдашних реформаторов неверно. Хотя конечно хватало и того и другого.

Мне кажется, Николай все понимал. И после завершения 1МВ были бы не только реформы государства, но и реформа церкви.
Надо было пойти навстречу этим деятелям. Только с бюджета их снять. Всех. Хотят сами управлять? пусть управляют как хотят. На пожертвования верующих. А то зарплаты от царя а власть себе.
Ну, съесть-то он съесть. Всякая структура тянет одеяло на себя. На то и есть верховная власть, чтобы интересы балансировать. РПЦ пора было отпускать на поводок подлиннее. И это неизбежно случилось бы при переходе к конституционной монархии после 1МВ, где сакрализация монарха уже не требовалась бы в такой мере, как при самодержавии.
Реформы можно проводить двумя путями - методом поиска компромиссов и методом слома через колено.
Люди не совсем верно представляли себе свое место в системе общественных отношений и на компромисс идти отказывались.
Ошибочность их точки зрения доказана самой жизнью. С февраля до октября люди с упоением решали свои вопросы. Когда вопросы порешали, новая волна революционеров стала решать их. Пачками.
По человечески жаль, но люди получили, что хотели. "Этот день мы приближали, как могли."
Да все так, конечно. Но это сейчас нам легко судить, имея панораму на 100 лет вперед. А тогда да, очень много иллюзий было. Как впрочем и у советских, когда СССР ломали. "Забыли про овраги".

oboguev

May 19 2016, 18:52:26 UTC 3 years ago Edited:  May 19 2016, 18:56:10 UTC

Увы, описание

"Люди не совсем верно представляли себе свое место в системе общественных отношений и на компромисс идти отказывались. Ошибочность их точки зрения доказана самой жизнью."

относимо ведь ко всем тогдашним общественным слоям и "сферам" без изъятия, императорскую власть (и не только в поколении Николая) не исключая.

Нетрудно умозрительно представить себе сцену: на небесах сидят Николай (или даже Александр III) с П. Струве, и взаимно сокрушаются о слепости, каждый со своей стороны.
Императорская - это и была власть. Видно, что люди делали, к чему вели и какие методы использовали.
У церковников видно только неуемное и неугасимое ЖЕЛАНИЕ власть получить. Получили.
Покатились под горку кубарем с миллионами верующих.
Пользователь andrey_rus сослался на вашу запись в своей записи «ФЕВРАЛЬ. КТО СОЗДАЛ КОГО.» в контексте: [...] Оригинал взят у в ФЕВРАЛЬ. КТО СОЗДАЛ КОГО. [...]
Спасибо! Тема участия православных иерархов в развале РИ покрыта мраком. А жаль, одна только история Иосафа Калистова, во время 1МВ быстренько перебравшегося из Варшавы в Москву, и занявшего буквально после Февраля пост московского митрополита, чего стоит. Про всем известную историю выписанного из США Тихона (как раз сменившего Иосафа на посту митрополита) и том как его избирали патриархом и говорить ничего не надо. Ваш герой Труфанов как раз уехал в США и одно время служил в Епархии у Платона, креатуры Николая Николаевича и по совместительству сменщика Тихона в США, отлично поработавшего вместе с Питиримом (внезапно архиепископом СпБ в 1915-17) на "благо" РПЦ в Грузии.

Ну и Н2, как обычно, оказывал посильную помощь в развале Империи и на этом направлении - им было назначено 8 обер-прокуроров, 4 предыдущих императора ограничились 9...Почти половину периода правления последнего императора (11 из 23) должность занимал, назначенный еще при Александре 2 Победоносцев. Средний срок занятия должности обер-прокуроров, назначенных Николаем 2 - 17 месяцев!
ну вы и подлец...
Информативно. А что не так написано?
Арифметика в этом вопросе самая последняя вещь.
Нужна была фигура компромиссная для всех сторон.
Её подбирали по послужному списку, а потом смотрели на результат работы.
Если человек не справлялся или нужен был (лучше подходил) для другой должности - его меняли.
Обычная управленческая практика. Победоносцевы рождаются не каждое столетие.
Но ведь тоже самое было, например, с министрами гос.иуществ и министрами путей сообщений. Даже для таких второстепенных должностей искали "фигуру компромисную для всех сторон"? А почему другие императоры так не поступали - не меняли обер-прокуроров и других министров раз в 1,5 года? Да и в других странах во все времена подобна управленческая практика мягко скажем не совсем обычна. Можно сравнить кадровую чехарду 90-х и стабильность в новом тысячелетии и сопоставить с обстановкой в стране и уровнем гос.управления в заданные периоды.

-- Победоносцевы рождаются не каждое столетие.--
Но ведь можно было назначить какого-нибудь Толстого, Протасова или Мещерского. Предыдущие императоры веди их как-то находили, при куда более скромном выборе. Кроме Победоносцева Н2 от А3 досталось выдающееся кадровое наследство в лице Витте, Делянова, Вановского, Муравьева и др., но Николай за 23 года не смог найти им достойную смену (только Коковцева можно вспомнить) и 1917 год встречал без своей команды и лично ему преданных людей на высоких должностях. Отсюда и переворот.
Но ведь тоже самое было, например, с министрами гос.иуществ и министрами путей сообщений. Даже для таких второстепенных должностей искали "фигуру компромисную для всех сторон"? А почему другие императоры так не поступали - не меняли обер-прокуроров и других министров раз в 1,5 года?
Это вас кто-то обманул. В Англии чехарда бывала покруче. Там вообще кабинет меняется каждые четыре года. При смене кабинета ничего не меняется, кроме пары вывесок на Даунинг стрит. Рулит всем АППАРАТ.
И кто же? Вы разумеется напишите мне фамилию обер-прокруроров работавших менее 2 лет, благо выборку можно взять не с министерской реформы, а с Петра1. Яковлев уставший бороться с жуликами-иерархами и попросивший увольнения по собственному желанию и Карасевский ушедший по болезни не считаются. И да, 4 и 1,5 года - совсем не одно и тоже. 3-6 лет оптимальной срок в должности, среднее - 4-5 лет - стандартный срок ротации высших сановников в цивилизованных странах. 1,5 года оочень мало.
А то, что Николай II правил конституционной монархией, а его предшественники - абсолютистской, Вы в расчет не берёте?
Во-первых, вопрос о том была ли РИ конституционной монархией с 1905 - дискуссионный. Гос. дума и Гос. Совет предлагали Императору законопроекты, которые он либо утверждал либо нет. Т.е. по сути это был законосовещательный орган. Кроме того, Император мог принимать указы и манифесты имевшие силу закона. Т.е. по сути ограничения полномочий Императора на какие-либо действия не было
Во-вторых, какое это имеет значение? Разве Дума или Гос.совет принимали участие в назначении хоть какого-то сановника?
Тоже считаю это большим просчетом Николая II.
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
прекрасный цикл.
Спасибо.
К своему стыду, не знал, что Боткиных было два врача - отец и сын.
Спасибо))
Боткиных было три врача. Сергей Петрович - отец, Сергей Сергеевич - старший сын, и Евгений Сергеевич - четвертый сын.
Двое Боткиных были лейб-медиками. Отец - у Александра II и Александра III. Сын - у Николая II.
Спасибо! Надеюсь на продолжение
Спасибо. Думаю, будет))
Спасибо!
Спасибо
Спасибо!
Вот тут:
Лекции лучшие врачи и богословы Москвы.
...видимо, слово "читали" пропущено.
Да, спасибо, поправил.
По изданиям.

> Тогда англичане подключили Горького. Горький нашел Илиодора, который накропал и с его помощью тиснул в изательстве Рябушинского пасквиль «Святой Чёрт».

Горький, конечно, участвовал во всем этом, однако рукопись книжки "Святой черт" и отдельные выдержки из нее публиковались за границей еще в 1915 году. Ведь еще до революции Труфанов хотел шантажировать Царя и Царицу угрозами полного издания своей рукописи.

> В 1918-м тиснули издания мемуаров самого (не умеющего писать) старца, якобы надиктованных им в 1915 году.
"Григорий Распутин. Мои мысли и размышления. Краткое описание путешествия по святым местам и вызванные им размышления по религиозным вопросам. 1915. Посмертные издания: Петроград 1918."

В 1915 году и было первое издание "Моих мыслей и размышлений" Распутина. О чем читателей тогда же осведомила и повременная печать со своим разбором брошюры Григория Ефимовича. Распутин свои книжки надиктовывал, потом их редактировали (Лохтина, Императрица, Филиппов).

> Через три года вышел "Дневник Владимира Пуришкевича" 1921 г. Выпуск II. Смерть Распутина. Вильно.

Первое издание записок Пуришкевича о его участии в убийстве Г. Е. Распутина вышло в Киеве в 1918 году еще при его жизни.

> В 1922-м англичане через Алексея Толстого издали фальшивый дневник Вырубовой. "Страницы из моей жизни Автор: А.А. Танеева (Вырубова) Издательство: Париж, Русский очаг"

Здесь Вы спутали подлинные воспоминания Вырубовой с фальшивкой, которую Толстой и Ко начали печатать через несколько лет после выхода собственно воспоминаний.
Спасибо. У Вас очень ценная информация. К сожалению системной информации нигде нет приходится буквально по крупицам собирать из разных, зачастую сомнительных.
Не могли бы Вы подсказать источники по каждому пункту.
Да, конечно.

О рукописи Труфанова "Святой черт" сообщали, например, журнал "Отклики на жизнь" (01.11.1915, № I) и газета "Вечерний курьер" (25.11.1915, № 451), а также многие газеты в марте 1916 г. в связи со скандалом с Хвостовым, Белецким и Ржевским. Была еще интрига начать издание в США, даже был анонс в одном из журналов, но до Февральского переворота воздерживались.

О выходе книжки Распутина "Мои мысли и размышления" сообщили газеты и журналы: "Искры", 12.07.1915, № 27; "Ермак", 30.07.1915, № 358-359; "Биржевые ведомости",14.08.1915, № 15025; "День", 20.08.1915, № 228.
Скан оригинала книжки: http://archive.org/details/moimysliirazmysh00rasp
В ВК есть еще вариант скана с другого экземпляра: http://vk.com/grigori_yefimovich_rasputin?w=wall-23375822_1501

Дневник Пуришкевича 1918 года очень редкое издание, и сохранились, по-видимому, считанные единицы экземляров. Один из них есть в музее "Наша эпоха" в Москве. Скан титульного листа с автографом самого Пуришкевича: http://sergey-v-fomin.livejournal.com/23988.html

"Страницы моей жизни" Вырубовой, выходили в 1922 и 1923 гг. на английском, русском и, насколько помню, то ли шведском то ли финском языках, так как она проживала тогда в Финляндии. От этих своих воспоминаний Анна Александровна никогда не отреклась, более того в 1930-е гг. намеревалась выпустить более расширенный их вариант. Но как только до нее дошли слухи о выпуске в СССР (и подхваченного керенскими "Днями") некоего ее "дневника" в 1927 г. — она письменно заявила, что данная вещь не имеет к ней никакого отношения. Опровержения дала также Л. В. Головина, которая по словам фальсификаторов переписывала этот "дневник". Об этой истории в последние годы много писали, в любой биографической статье о Вырубовой (в т.ч. Вики) должно быть написано.
Вы сейчас взрываете людям шаблон, ведь Галковский сказал, что никакого Распутина не было, текст уважаемого хозяина этого блога к данному постулату и подводит.
"Борьба с Галковским" приводит людей к печальной слепоте.
Во первых, они никогда не смогут доказать, что "Галковский сказал, что никакого Распутина не было"
Во вторых, поразительным образом исчезает способность понимать текст.
Почему же мне отлично знакома его конспирологическая теория - Распутин был, но никакого отношения к Императорской семье не имел, данного персонаж искусственно создала злобная англичанка, Вы работаете в том же направлении. В выходные выдержки его цитат приведут. А сейчас некогда, хоккей начинается).
Приписывание Галковскому "конспирологических теорий" это уже смешно. Как и упоминание советским человеком слова "конспирология".
Вы, однако, славно переобулись на лету:. из "Галковский сказал, что никакого Распутина не было" плавно получилось "Распутин был, но никакого отношения к Императорской семье не имел,"
Прогрессируете.
--Приписывание Галковскому "конспирологических теорий" это уже смешно. Как и упоминание советским человеком слова "конспирология".--
Так быстро на личности перешли? Был о Вас лучшего мнения. Если что в школу я пошел, когда СССР уже не было. И чего же всех галковскоманов так корежит от слова консприрология? Если его теория о том, что Россия - криптоколония ВБ, не конспирология, то что же тогда конспирология вообще?

--Вы, однако, славно переобулись на лету:. из "Галковский сказал, что никакого Распутина не было"--
Блатной жаргон Вам не идет или мы что-то не знаем о Вашем уголовном прошлом? "Переобуваюсь" увы не я:
Цитата Мэтра "Кого же в чаду распада выбрали сибирские альфонсы-гипнотизеры (разумеется, НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ – легенда о Распутине выдумана после февральского переворота)." (слово НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ выделено ДЕГом).

-- "Распутин был, но никакого отношения к Императорской семье не имел," --
Опять же пруф от Дмитрия Евгеньевича: "Ведь Распутин был мелким служащим церковного сектора придворного ведомства, два-три раза мельком видел Высочайших особ".
Если что в школу я пошел, когда СССР уже не было.

Да это не имеет значения. Есть советские люди после СССР родившиеся. Зайдите на ВИФ-2НЕ.

Так быстро на личности перешли? Был о Вас лучшего мнения.

Личности вашей я тут не вижу, вижу текст. Переходить потому мне некуда. А забота об чем либо мнении обо мне находится на последнем месте в списке моих забот.

И чего же всех галковскоманов так корежит от слова консприрология?

"Корежит" это не верный глагол. Приведите свое определение этого понятия и его характерные черты. Заодно расскажите, что этому безобразию противостоит.

Блатной жаргон Вам не идет или мы что-то не знаем о Вашем уголовном прошлом?

Конечно не знаете. Пять сроков, семь судимостей. Это же сразу определяется по слову "переобулся".

Цитата Мэтра

Выдернув текст из контекста можно утверждать следующее: "Огромной ошибкой было бы думать". И сослаться на том сочинений Ленина с точной атрибуцией.

--Есть советские люди после СССР родившиеся. Зайдите на ВИФ-2НЕ.--
И как их тогда определять? Не хочу заходить на ВИФ-2НЕ, а то вдруг действительно стану "советским"

--Личности вашей я тут не вижу, вижу текст. Переходить потому мне некуда.--
Правильно "советский человек" ведь не личность, видимо, поэтому и не видите.

--"Корежит" это не верный глагол. --
А какой лучше - злит, бесит, напрягает?

--Приведите свое определение этого понятия и его характерные черты.--
У меня в предыдущем посте был пруф на вики. Общеизвестное определение оттуда Вас чем-то не устраивает?

--Конечно не знаете. Пять сроков, семь судимостей. Это же сразу определяется по слову "переобулся".--
Спасибо за комплимент! Брал мастер-класс у Мэтра

--Выдернув текст из контекста можно утверждать следующее: "Огромной ошибкой было бы думать". И сослаться на том сочинений Ленина с точной атрибуцией.--
Я так не утверждаю, а привожу законченные по смыслу предложения от Дега. Если Вы хотите сказать, что жульничую с цитатами Метра и вырываю их из контекста, то я привел источники из которых я их брал.
И как их тогда определять?

Да просто определять. Верующий в Распутина, самоотрекшегося безвольного царя неумеху и проигрывающую ПМВ слабосильную Российскую империю - вот и советский паттерн.

Правильно "советский человек" ведь не личность, видимо, поэтому и не видите.

Да зачем мне видеть? Я в сеть поговорить вышел, а не искать крестного для ребенка.

У меня в предыдущем посте был пруф на вики. Общеизвестное определение оттуда Вас чем-то не устраивает?

Там нет никаких определений. Точнее, много всяких, пляшущих вокруг какого-то бреда про "заговоры".
Например, такое:
Конспирология приписывает отдельным людям и небольшим группам сверхъестественные возможности контроля и управления сложнейшими социальными и политическими процессами, представляя любой частный конфликт как часть всеобщей борьбы добра и зла
А так мне пофигу, главное чтобы вас устраивало. И вы забыли, что "конспирологии" противостоит.

Спасибо за комплимент!

Если для вас комплимент "Конечно не знаете", то на здоровье.

Я так не утверждаю, а привожу законченные по смыслу предложения от Дега.

Смысл там в том, что правительства якобы назначались сибирскими е*арями-гипнотизерами. Чему нет ни одного ни документального ни какого либо минимально логического объяснения. То есть, в таком качестве никакой распутин никогда не существовал.
Вы же этому безоговорочно верите. Вот уж где конспирология.
--Да просто определять. Верующий в Распутина, самоотрекшегося безвольного царя неумеху и проигрывающую ПМВ слабосильную Российскую империю - вот и советский паттерн.--
И кто установил такие критерии отнесения людей к "советским"? Я, кстати, не верую, что Россия проигрывала в ПМВ, получается что Вы обозвав меня советским человеком ошиблись?

--Смысл там в том, что правительства якобы назначались сибирскими е*арями-гипнотизерами.--
--Вы же этому безоговорочно верите. --
ДЕГ бы это назвал игрой на понижение: нормально общение по теме - переход на личности - блатной жаргон и наконец подвал - низменные сексуальные фантазии. Мне Вас искренне жаль(
Вашим сексуальным фантазиям я, безусловно, не верю, " чему нет ни одного ни документального ни какого либо минимально логического объяснения"
Вы напрасно пытаетесь меня задеть, обсуждая моё неблаговидное поведение.
Вы ПО ТЕМЕ что-нибудь напишите.
Официальная версия распутиниады такова - Распутин при помощи сверхъестественных способностей приблизился к царской семье, имел огромное влияние на императрицу, вплоть до смещения и назначения высших чиновников и влияния на внешнюю политику. Кроме того, лечил не имея НИКАКОГО образования наследника Алексея.
В соседнем треде вы "подписались под каждым словом" госпожи Рахлис, уверенной в подобном положении вещей.

Цитирую на бис определение из приведенной вами ссылки:
Конспирология приписывает отдельным людям и небольшим группам сверхъестественные возможности контроля и управления сложнейшими социальными и политическими процессами

После этого вы заводите песню о "конспирологической теории Галковского" у которого нет никакой "теории", и тем более нет ничего ни про чьи-либо сверхъестественные способности.
Логика это и есть "сверхъестественные возможности".
Чудеса творит. Люди поражаются, как все знает, шайтан.
Ну так то да))
> Официальная версия распутиниады такова - Распутин при помощи сверхъестественных способностей приблизился к царской семье, имел огромное влияние на императрицу, вплоть до смещения и назначения высших чиновников и влияния на внешнюю политику. Кроме того, лечил не имея НИКАКОГО образования наследника Алексея.
В соседнем треде вы "подписались под каждым словом" госпожи Рахлис, уверенной в подобном положении вещей.

Да нет никакой "официальной версии" какой-то "распутиниады". В массовой культуре занимались мифотворчеством кто во что горазд, в исторической науке создавались свои мифы. Серьезно вопросом о том, какое место занимал Григорий Ефимович около Царской Семьи историки озаботились только в последние лет 20. И единого мнения у них нет. А Вы уже приписываете людям и мне лично невесть какие "распутиниадские версии".
Я потому и попросил коллегу написать, что конспирологии противостоит.
ТОЧНО ТАКИЕ ЖЕ мифы, только завизированные подписями государственных объяснялкиных, имеющих от государства соответствующим образом оформленный патент КИНа или ДИНа.
Завизированный подобными "спецами" тугамент считается истиной в последней инстанции. При этом полностью исключена возможность диалога. Истинам надо безропотно внимать.
Потому люди, вдохновенно слюнявящие ярлыки "конспиролога" на все, отличное от государственного мифотворчества, показывают степень успешности проведенного в свое время программирования.
В котором логика процесса мышления поставлена с ног на голову.
Постулируется, например, необходимость доказательства отсутствия. При этом информационные фильтры настроены "в другую сторону". Несмотря на то, что во всех учебниках для "спецов" написано, что доказывается наличие, а любой источник ОБЯЗАТЕЛЬНО подвергается внутренней и внешней критике. Прежде анализа содержания текста, выясняется кто его автор, в каком контексте текст создан и что автору было надо.
Я, собственно, об этом.
А официальная историческая легенда о Распутине есть и она преподается в школах и ВУЗах. И она именно такова.
У очень умного и достойного автора этого блога в части РИ 20-го века включается религиозное мышление - есть версия событий Галковского и неправильная. Даже на личности и маты готов перейти, лишь бы неочевидность версии ДЕГа не бросалась в глаза.
Уже Анастасия ответила, мне к ее словам добавить нечего
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» 11 класс
по учебнику «История России XX – начало XXI века»
I. Причины революции. (Работа в группах)
Я бы хотела, чтобы вы вспомнили те проблемы, которые существовали в российском обществе к началу 1917 года. Обсудите и сформулируйте причины февральской революции, используя данные учебника и свои знания, анализируя документы, приведите факты и аргументы. Время работы 5 минут. (Приложение №1)
Представители группы называют по одной причине. Записываем в тетрадь (запись на экран через проектор):
слабость самодержавной власти (дело Распутина, недовольство самодержавной властью даже среди членов императорской фамилии);
продовольственные трудности (очереди за хлебом в Петербурге);
продолжение войны (устали от войны, рассчитывали на коротковременную, истощение ресурсов, выгодно монополистам);
бездействие правительства (чехарда министров);
революционные настроения в армии (большевики лозунг добивайтесь поражения своего правительства в войне, братание);
усиление национальных противоречий на окраинах России(черносотенцы, еврейские погромы);
нерешенный вопрос о земле (малоземелье, вопрос о земле не решила ни одна дума, разногласия в партиях по земельному вопросу);
тяжелое положение рабочих; (увольнение рабочих с Путиловского завода);
неудачи в Первой мировой войне (неудачи в кампании 1916 года, Николай 2 главнокомандующий не удачный).


Вот это официальная советская история. Идите по ней с "Анастасией" детей учите.
Жалуйтесь на Галковского, "скрытый мат" и переходы на вашу драгоценную личность.
Это после того, как вы у меня в гостях меня два раза назвали уголовником.
--Вот это официальная советская история. Идите по ней с "Анастасией" детей учите. --
Я не учитель, думаю, по этим учебникам дети могут учиться с помощью квалифицированных преподавателей. А почему Вы имя Анастасии берете в кавычки?

--Жалуйтесь на Галковского, "скрытый мат" и переходы на вашу драгоценную личность.
Это после того, как вы у меня в гостях меня два раза назвали уголовником.--
Вы сами себя так назвали, не надо приписывать мне того, что я не говорил.
Интернет это протокол TCP/IP, да. Всё записывается и фиксируется без участия следователя.

t_blzer 20 мая 2016, 12:57:41
Блатной жаргон Вам не идет или мы что-то не знаем о Вашем уголовном прошлом?

Пришел к вам с улицы в гости Нонейм, уложил ноги на стол и иронизирует, а мож ты мил человек ПОДЛЕЦ И ВОР?
Дык ты скажи, мож мы чего не знаем, хе-хе
Ну это ещё ладно.
После подобного хамства Нонейм начинает читать морали с грустными смайликами про "понижение диалога" и "переходы на личности".
Идите, идите. К "квалифицированным преподавателям". Убережете детей от конспирологии. Спасибо скажут, когда вырастут.
Тут уголовники и патологическое конспи
Согласитесь, что фраза: "Это после того, как вы у меня в гостях меня два раза назвали уголовником"
И мой вопрос относительно использования Вами блатной лексике: "Блатной жаргон Вам не идет или мы что-то не знаем о Вашем уголовном прошлом?"
Совсем нерелевантны.

И позвольте поинтересоваться, кто такой этот Нонейм, на которого Вы мне жалуетесь?
Я читала версию Галковского. Его мнение об отношениях между Распутиным и Царской Четой, вернее о практически несуществовавших отношениях, по-моему, является частным случаем предположения Галковского о подделке переписки Царя и Царицы и дневника Государя. В данном случае с ДЕГом я совершенно не согласна. Даже исключив в качестве источников поставленное им под сомнение, остается множество сведений об общении Царской Семьи и Распутина, причем источники этих сведений совершенно различные - от самых верных Им людей до врагов и просто случайных свидетелей.
Подпишусь под каждым Вашим словом. У Вас очень познавательный блог
Спасибо.
По рукописи Труфанова известно со слов Мельгунова, издание в США ("Метрополитен"Ъ, если верить тому же источнику отложили, поскольку "нашли, что сенсационные разоблачения Илиодора имели слишком голословный характер". Илиодор объяснил всё интригами русского правительства, но верить Илиодору это, как бы помягче..

Скан "Мои мысли и размышления" это хорошо. А есть скан 1918 года? Или это он и есть? Там тоже нет выходных данных.

"Дневник Пуришкевича" - это какая то брошюра изданная собственным его Комитетом пропаганды при "Обществе борьбы с большевизмом". Ни тиража, ни выходных данных, ничего.
Все крупные тиражи и переводы на другие языки сделаны с варианта 1923 года.
А откуда взято, что было издание книжки Распутина в 1918 году? Я сейчас посмотрела каталоги РНБ и РГБ - у них такого издания нет. За то в РГБ написаны выходные данные издания 1915 года: "Петроград тип. В.Д. Смирнова 1915".

Текст "дневника Пуришкевича" 1918 и 1923 годов идентичен, иначе исследователи, которые с ним работали обязательно бы упомянули об этом. О том, что его книжка выходит в Киеве наверняка писала гетманская повременная печать 1918 г., упоминает об этом и Симанович, который также был тогда в Киеве.
А откуда взято, что было издание книжки Распутина в 1918 году?

Потому что, до 1918 года оно в продажу не поступало. Вышло в продажу "Посмертное издание".

Текст "дневника Пуришкевича" 1918 и 1923 годов идентичен, иначе исследователи, которые с ним работали обязательно бы упомянули об этом.

Дело не в том, идентичен он или нет. Дело в масштабе распространения. Одно дело 100 пробных экземпляров "для своих". Другое дело 1000 экземпляров. Третье - 1 000 000 экземпляров.
Тираж в 1000 тоже, конечно, библиографическая редкость. Но чтоб из него остался ОДИН, да в эпоху развитого печатания...
То есть, киевский тираж могли вообще не заметить. Ещё и в 1918-м, при немецко-петлюровско - большевицкой свистопляске.
> Потому что, до 1918 года оно в продажу не поступало. Вышло в продажу "Посмертное издание".

Откуда Вы взяли это утверждение? По-моему, как раз открытое обсуждение его книжки на страницах печати в 1915 году является зримым доказательством выхода и распространения ее тогда же.

> Дело не в том, идентичен он или нет.

Тогда вопрос с Пуришкевичем считаю закрытым. История выпусков книги Пуришкевича собственно к биографии Распутина отношения мало имеет. Главное, что он написал ее еще при жизни и это не подделка.

sidorovmax

May 19 2016, 06:29:56 UTC 3 years ago Edited:  May 19 2016, 06:30:04 UTC

Интересно, что сам распутин думал про свою популярность?
А чего тут думать? Это его хлеб. Единственный источник дохода.
Спасибо. Интересно.
Вам спасибо))
Спасибо за продолжение цикла. Очень интересно.
Спасибо))
Пользователь fomasovetnik сослался на вашу запись в своей записи «ФЕВРАЛЬ. КТО СОЗДАЛ КОГО.» в контексте: [...] Оригинал взят у в ФЕВРАЛЬ. КТО СОЗДАЛ КОГО. [...]
Спасибо, очень интересный цикл.
Дмитрий Евгеньевич еще писал, что "открытие" Распутина совпало с разрешением порнографии в 1917 году. Он стал популярным персонажем, да в общем-то и продолжает оставаться порносимволом. Секс игра- императрица и мужик.
Вам спасибо.
Спасибо. Как всегда метко. "Николай совершенно не разбирался в людях, приблизил к себе всякую шпану - Распутина, например..." Как с этим "неумением разбираться в людях" соотносятся Боткин, Столыпин, Нахичеванский и прочая "шпана" - непонятно.
Спасибо
Спасибо большое!
Вам спасибо.
Напротив создание синода было одним из величайших преступлений Романовых. Церковь не только соперничала за власть, но и играла роль альтернативного политического центра. Который своим авторитетом укреплял политическую систему и поддерживал монархию. Церковь сыграла важную роль в преодолении ига и смуты. Подчинив церковь, Романовы тупо замкнули все функции на персону монарха и окружающую его бюрократию. В результате при очередном кризисе, в обществе не оказалось альтернативных сил способных поддержать порядок и своим авторитетом защитить официальную власть.
В РККА до 1942 года в каждом штабе - от батальона и выше - сидел свой священник. Имевший отдельную линию подчинения на вершине которой сидел Усатый Патриарх. Самый мудрый и самый религиозно подкованный из всех живущих на Земле. Более того, каждый священник - от батальона и до Патрирха имел право вмешиваться в оперативные вопросы.
Воевали успешно - Украины и Белоруссии нет, Крыма с Севастополем нет, Петербург в блокаде, Москва в осаде.
Потом решили, что всё таки надо бы единоначалие. Патриарх, правда стал верховным главнокомандующим с маршальскими погонами. А священникам в оперативные вопросы лезть запретили и подчинили армейским командирам.
Сразу воевать стало намного легче.
Священника воспитывали, как чиновника, чиновником он по сути и являлся. Учили, растили и содержали за государственный счет. И его и культовые сооружения.
Император и был главой РПЦ, как королева Великобритании - главой англиканской, например. Попытка отобрать у него этот статус, примерно как сейчас генералам отобрать у Путина статус верховного главнокомандующего.

--В результате при очередном кризисе, в обществе не оказалось альтернативных сил способных поддержать порядок и своим авторитетом защитить официальную власть.--
Ну почему же была целая куча навоза альтернативных блюстителей церкви борющихся против Империи. Церковных сил активно защищающих Государство почему-то не оказалось. Наверное, неспроста нынешняя РПЦ, отделенная от государства и имеющая своего патриарха, курировала серый импорт табака и спирта канонизировала одного из героев этого текста, такими действиями она поддерживает порядок и своим авторитетом защитить официальную власть))
Англиканская церковь национальная. Протестантсво вообще является движением за национализацию католицизма. Со всеми сопутствующими -начиная с перевода Библии на национальный язык. Национальной церкви национальный лидер. Православие напротив денационализировали. Начиная с реформы Никона и запрета строить шатровые храмы-до перестройки церковной иерархии с её подчинением светской власти. Протестанты подчиняли церковь государству под лозунгом национального освобождения от космополитичного Рима. В РИ власть в итоге навесила на церковь минусы и протестантов и католиков. Церковь оказалась космополитичной и далёкой от народа как католическая и рабски зависимая от государства как протестантские секты типа англикан и лютеран. И как итог авторитет православной церкви к началу ХХ века оказался помножен на ноль.
К созданию Распутина вроде приложил руку младший сын Боткина-Глеб.
Что за фотография с крестного хода, позвольте поинтересоваться? У господина на переднем плане значок одесского СРН.
Приветствуют Тихона 1917 год. Петербург, вроде бы.
Есть алфавитный список участников.
http://www.petergen.com/bovkalo/sp/sobor1917.html
Святитель Тихон Московский и всея России (Белавин), патриарх, Избрание на Патриарший престол во время собора 1917 года. Москва, Храм Христа Спасителя
Спасибо! Вы проделали большую работу.
Спасибо))
Спасибо за статьи, отличный цикл!
Вам спасибо))
Блестящий цикл, честная работа.
Спасибо на добром слове))
Пользователь zadumov сослался на вашу запись в своей записи «ФЕВРАЛЬ. КТО СОЗДАЛ КОГО. Грязная легенда Распутина создана врагами России» в контексте: [...] Оригинал взят у в ФЕВРАЛЬ. КТО СОЗДАЛ КОГО. [...]

Deleted comment

Старообрядчество в России было неоднородным. Вообще говоря, в России в начале века не знали точного их числа.
Никакой точной статистики не было. В среде староверов были различные течения, а некоторые группы даже формально состояли в приходах господствующей церкви. Основные два - поповцы и беспоповцы. Безпоповство , в свою очередь, делилось на множество согласий и толков.
Поповцы были структурированы в Белокриницкую, по другому в австрийскую иерархию, по названию центра старообрядчества, основанным в сороковых годах 19 века в Белой Кринице, на Буковине, в тогдашней Австро-Венгерской империи. Староверы австрийского согласия имели свою разветвленную подпольную и глубоко законспирированную сеть в России. И использовались для подрывной деятельности против русского правительства.
Верхушку старообрядчества в 19 веке надули английскими деньгами и технологиями в текстильной промышленности.
Образованная таким образом финансовая и полиическая база активно использовалась в 1905-м и в феврале 1917 года.
Объективно это были враги России. Так я к ним и отношусь
Были же ещё т.н. "единоверцы" - лояльные к официальному православию. У них даже были монастыри.

Про этих вообще не говорят. Видимо, после революции их зачистили
Они в СРН состояли. "Черносотенцы". Умучали евреев непрерывными АНТИЕВРЕЙСКИМИ погромами.
Интересно бы знать, сколько единоверцев действительно состояло в СРН.

Ещё очень интересно размещение богатейших купцов по согласиям. Наверное, за переход кого-либо "в единоверцы" могли и убить. Не дожидаясь революций
Я когда статью готовил, прошерстил несколько источников, в том числе научные монографии.
Не было в РИ такой статистики вовсе. Явных раскольников ещё как-то учитывали, пытались увещевать миссионерами. А скрытых и сочувствующих не учитывали вовсе. По тому же СРН статистики с гулькин нос.
К тому же были противники РПЦ, для сохранения спокойствия ходившие в церковь с кукишем в кармане.
При большевиках понятно ЛЮБОЙ верующий - это враг. "Воинствующие безбожники" валили всех в одну кучу.
По идее, государство должно было лояльных раскольников спонсировать, а сознательную верхушку - переманивать. Тех же купцов. И статистика должна быть в исправности.

И тем не менее, толком даже непонятно, какие купцы были в каком согласии.

Ну, Рябушинские-то понятно, с ними, древлее благочестие насаждали прямо на фабрике

А вот Мамонтовы - они как? А Третьяковы?

_nekto

May 24 2016, 01:18:34 UTC 3 years ago Edited:  May 24 2016, 02:19:47 UTC

>Поповцы были структурированы в Белокриницкую, по другому в австрийскую иерархию, по названию центра старообрядчества, основанным в сороковых годах 19 века в Белой Кринице, на Буковине, в тогдашней Австро-Венгерской империи.

А вот тут, вроде бы, как-то не так выходит.
Официально утверждается, что поповцы отнюдь не все подчинены Белокриницкой иерархии. То есть существуют разные русские поповские старообрядческие церкви.

-- Одна - Ру́сская Правосла́вная Старообря́дческая Це́рковь "старообрядцев-поповцев, принимающих окормление Белокриницкой иерархии; рассматривает себя как продолжение исторической русской православной церкви, существовавшей до реформ Патриарха Никона; не находится в молитвенно-евхаристическом общении с другими церквами, за исключением Русской Православной Старообрядческой Церкви в Румынии. Несмотря на снятие в 1971 году «клятв» со стороны Московского патриархата, последний не признаёт иерархию РПСЦ"
То есть это -- Белокринницкая Иерархия, as is.

-- Другая "Русская древлеправославная церковь" -- " беглопоповцы, принимавшие священство, переходящее от новообрядческой церкви и не признавшие белокриницкой иерархии."
Это -- по внутр. номенклатуре, "по понятиям", -- "Новозыбковская Архиепископия"

С точки зрения Вашего подхода -- это что-нибудь означает?
Там еще есть течений и течений. Из тех же беглопоповцев выделилось ещё стариковское согласие и спасово согласие. Которые имеют свои течения - федосеевцы, поморцы, староспасовцы, новоспасовцы, поющие нетовцы, отрицанцы и т.д. и т.п.
То есть, это люди "без руля". Бесхозные.
В австрийском согласии руль был.
Да, там указано, что из "Новозыбковской" дальше еще повыделялись другие.

Но почему "В австрийском согласии руль был", вроде, они, белокриницкие и есть до сих пор?
Не факт, что именно надули англоденьгами.Так, например, с начала 19 в. в нескольких губерниях существовали "корабли" скопцов.Одни из "кормчих" Платицыны уже при Александре 1--Николае 1---миллионщики.А ведь это секта и не сильно влиятельная.Кстати Платицын 2 из Моршанска не был даже скопцом.
У Горького в "Жизни Клима Самгина" персонажи сразу нескольких старообрядческих толков выведены, хоть и с разной степенью подробности.
Привели плохую цитату нехорошего человека:
"Князь Жевахов в эмиграции вспоминал:"
Не читал всех коментариев, возможно повторяюсь, но, по-моему, Вы довольно сумбурно и бегло изложили то, что уже давно популяризировали такие исследователи как Бабкин и Боханов.
Пользователь bogomilos сослался на вашу запись в своей записи «ФЕВРАЛЬ. КТО СОЗДАЛ КОГО.» в контексте: [...] Оригинал взят у в ФЕВРАЛЬ. КТО СОЗДАЛ КОГО. [...]
> Ни епископ Гермоген, ни другие архиереи и благочестивцы, боровшиеся
против нашедшего себе приют в императорском дворце шарлатана, не
учитывали трудности и даже полной невозможности объясниться с людьми,
находящимися в состоянии прелести.


Ха-ха, а почему же советы этого "шарлатана" оказывались правильными почти всегда?
И почему англичанам пришлось его убивать?
И главное, под себя он не грёб, имея такое влияние.

> выяснилось распутинское "подлинное место". ПУСТОЕ.

Есть свидетельства Великого князя Алексея Михайловича
(который вроде бы в перевороте не был замазан)
«Воспоминания»
http://ldn-knigi.lib.ru/R/VKAlekMich1-2.djvu
страница 179
(признаёт что Распутин был влиятелен при дворе, влиял на назначение министров)
Пользователь turan01 сослался на вашу запись в своей записи «Историческое эссе - окончание» в контексте: [...] Оригинал взят у в ФЕВРАЛЬ. КТО СОЗДАЛ КОГО. [...]
кончилось советское время в 1991 году.