alexandrov_g (alexandrov_g) wrote,
alexandrov_g
alexandrov_g

Categories:

Огаден - 8

Таких титанов, как товарищ Сиад, в истории человечества было немного, масштаб задуманного им "социалистического строительства" станет нам понятнее, если мы учтём человеческий материал, бывший в его распоряжении. Когда Сиад Барре захватил власть в Могадишу и объявил о построении там "научного социализма", сомалийское "общество" более чем на 60% было кочевым. И не просто кочевым, но ещё и клановым. Борьба за влияние на сомалийских кочевников шла издавна, дело было в том, что находившиеся в зоне их кочевий древние портовые города Бербера и Могадишу были самыми большими центрами работорговли на восточном побережье Африки. Когда во второй половине XIX века на Африканский Рог, вытесняя оттуда арабов, полезли англичане, то их резидент Ричард Бёртон, засланный в регион под видом "путешественника", свои впечатления о сомалийцах выразил так: "варварский народ, которому нельзя доверять и который нельзя оставлять без присмотра." И англичане принялись присматривать за "варварами", среди которых особым "варварством" выделялись сомалийские племена, кочевавшие в Огадене. Замечу, что англичане традиционно любили и любят кочевников и с удовольствием пользовались и пользуются их услугами в разных уголках планеты.

Получившее независимость в 1960 году Сомали немедленно выдвинуло территориальные претензии ко всем соседним государствам, объявив "исконно сомалийской землёй" сопредельные с Сомали районы, где издавна, веками, кочевали сомалийские племена. Представители появившихся сомалийских политических партий (а за каждой партией стоял вполне определённый клан) стали с переменным успехом эксплуатировать идеи "сомалийского национализма", в чём им с удовольствием помогали со стороны. Скажем, в 60-х, СССР, который демонстративно боролся за освобождение порабощённых народов, но при этом благоразумно избегал прямого участия в этом благородном деле, по-дружески попросил кубинцев и те в ответ на это предложение, от которого нельзя было отказаться, засылали своих нелегалов к сомалийцам, кочевавшим в северной Кении и в Огадене, и пылкие южноамериканцы на месте знакомили "варваров" с самым прогрессивным учением, а заодно обучали природных вояк азам партизанской стратегии и партизанской же тактики. Положение обязывало и СССР пощипывал "британских колонизаторов" и исподтишка втыкал булавки американской марионетке "так называемому эфиопскому императору". Даром, что тот был православным.

Когда Сомали в 1970 году политически переориентировалось на СССР, Сиаду Барре пришлось наступить на горло собственной песне. "Научный социализм" плохо сочетался с национализмом, да и России совсем не улыбалась перспектива быть втянутой в разборки Сомали с соседями. Москве была нужна Бербера, а вовсе не "Великое Сомали". В середине 70-х, когда в Эфиопии разразилась "эфиопская замятня" и, как следствие, хаос, сдерживать сомалийцев стало очень трудно. С этой задачей с грехом попалам справлялся "товарищ Сиад", скорый на суд и расправу, но делал он это без огонька, поскольку ему приходилось лавировать между главами сомалийских кланов, у которых проснулись древние разбойничьи инстинкты и у которых руки чесались вернуть своё, родное. В этих условиях, в 1975 году, в Огадене, который числился за Эфиопией, но населяли который сомалийцы ("населяли" не совсем то слово, которые там кочевали, так будет лучше) появилось движение, которое назвало себя WSLF - Фронт Освобождения Западного Сомали. Под Западным Сомали подразумевался Огаден. Ну, появилось и появилось, ну, провозгласили и провозгласили. Кому какое дело... В мире тогда происходило много всякого и чрезвычайно интересного, кого трогает какой-то там "фронт" какого-то там "Сомали". И где оно вообще, то Сомали, в какой стороне от Галапагосских островов? Кто стоял за созданным "фронтом" неясно, но, судя по тому, что появился он в Эфиопии именно тогда, когда Америка её теряла и то, что фронтом в дальнейшем манипулировали американцы, без них там не обошлось.

WSLF всплыл на поверхность в 1977 году. И всплыл в самый нужный момент. В мае 1977 года Менгисту вернулся из Москвы, где он подписал пакет из тринадцати межправительственных соглашений и Сиаду стало ясно, что Москва предпочитает Эфиопию и предпочитает до такой степени, что дальнейший шантаж ухудшением сомалийско-советских отношений работать не будет. Сиад понял, что если перед Москвой встанет выбор между портом Бербера и целой Эфиопией, то она выберет Эфиопию, собственно, она её уже и выбрала. Сиад крепко задумался, как же ему быть. Долго думать ему не пришлось. В том же мае месяце 1977 года WSLF объявил о своей цели - цель была в высшей степени возвышенной, никому не известная жалкая партия верблюжатников провозгласила создание единого сомалийского государства площадью примерно в 625 000 кв. км. Оставить без внимания такое многообещающее начинание Сиад никак не мог и ценральный комитет WSLF был приглашён в Могадишу на встречу с "коммунистом" Сиадом. На встрече Сиад (положение обязывало, ведь это же Африка!) сидел на почётном месте в президиуме. Коготок у птички постепенно увязал.

Сегодня, когда у нас на глазах в очередной раз переписывается История, началом войны в Огадене считается "вторжение в мае 1977 года вооружённых отрядов WSLF численностью в 3000-6000 человек с территории Сомали в Огаден." Это не совсем так. Ну, или совсем не так. С тем же успехом можно говорить, что каждый год с территории Пакистана происходит "вторжение" пуштунских племён в Афганистан. А какой-нибудь "ревизионист" может со всей ответственностью заявить на это - "неправда! а правда в том, что раз в год происходит обратное - пуштуны вторгаются из Афганистана в Пакистан!" Самое интересное, что доля правды будет и в том, и в другом случае. Примерно то же и с Огаденом. В действительности же война началась не так. Началась она вот как - в июне 1977 года мировые СМИ вдруг как с цепи сорвались. Ну, мы-то с вами знаем, что СМИ это "четвёртая власть", что делают они, что хотят, что пишут они даже не то, что хотят они, а чего хочет их левая нога. Ну и вот, в июне 1977 года всем левым ногам вдруг захотелось написать об одном и том же - о WSLF, о том, какая это могучая организация, какая свободолюбивая, какие у неё благородные задачи, как ловко она борется с "коммунистической диктатурой" негодяя Менгисту, и, главное, как она успешно воюет, стремясь к объединению многострадального сомалийского народа - вы только подумайте, эти могучие фронтовики, эти сорви-головы совершили неслыханное - ОНИ ПЕРЕРЕЗАЛИ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ МЕЖДУ АДДИС-АБЕБОЙ И ДЖИБУТИ! Боже... На щит искусственно поднималась никому решительно не известная крошечная партия "сомалийских националистов". Адресатом вакханалии, поднятой западными СМИ, был не западный обыватель, который понятия не имел, где находится Джа... Дж... Джибути. Адресатом был один человек и звали его Сиадом Барре. И адресат смысл послания понял вполне. А чтобы он понял ещё лучше, 15 июля выступая по какому-то случаю, никто иной как президент Соединённых Штатов товарищ Картер пропел всем уже знакомую песню о правах человека, а во последних строках своего письма вдруг заявил, что США готовы оказать военную и политическую поддержку Сомали. "Сиаду Бог послал кусочек сыру..."

Затаивший зло на вероломный СССР Сиад сделал выбор. Да у него и выбора-то, собственно, не было. "Но чой", как говорят живущие в Америке китайцы. 24 июля 1977 года регулярная армия Сомали силами примерно в 35 тысяч человек вторглась в Эфиопию. Началась война за Огаден.

Г.А.
а сейчас вот ни с того ни с сего СМИ начали тарахтеть про Конго.