И вот теперь с нашим фотографом вышла незадача, он сломал ногу, и страдает от неподвижности и летней духоты, почёсывает зудящую под гипсовой колодой ногу и натужно развлекает себя, наблюдая за жизнью дома напротив, переводя взгляд от одного светящегося окна к другому. Подсматривает за чужой беззвучной жизнью, подглядывает, любопытничает. Шпионит. Вот так и я. Наблюдаю, прямо как фотограф Джеффрис, за жизнью в доме, что выходит углом своим на перекрёсток внизу, перекрёсток, где геометрически точным перпендикуляром сходятся улицы "Эсэсэсэровская" и "Эрэфская", наблюдаю из тёмного окна напротив, подношу иногда к глазам старый, потёртый бинокль, покручиваю колёсико настройки, навожу на резкость, слежу.
Действо передо мною разыгрывается захватывающее. Каждый вечер, как только дом зажигает огни и становится похож, как то заметил однажды полузабытый ныне немецкий классик, на плывущий в ночи корабль с пылающими адским огнём иллюминаторами, я устраиваюсь поудобнее, выключаю свет и смотрю, смотрю, смотрю. В каждом оконце напротив - жизнь, в каждом - своя, там живут люди, все такие разные, но есть и кое-что такое, что делает их всех очень похожими. Их всех объединяет немота. Я могу видеть, как они открывают и закрывают рот, как они жестикулируют, я вижу как они смеются, гримасничают, иногда плачут, но я не слышу ни звука и странным образом это даёт мне преимущество, я не слышу, но зато я вижу, мне не нужно совершать усилие, чтобы отделять слуховую реальность от визуальной, мне не нужно отвлекаться на то, что люди изобрели для обмана других людей - на слова.
Вам кажется, что вы находитесь в выигрышном положении потому, что вы слышите своего собеседника, ну что ж, но зато вы не видели, куда он заходил перед тем, как позвонить в вашу дверь, я не слышу интонации, с которой вошедший вот к той девушке молодой человек объясняется в любви, то, что это так, я могу видеть по её сияющим счастьем глазам, я глух, это так, но зато я зряч и я видел, куда он заходил перед этим, даже и сейчас, стоит лишь мне перевести взгляд и я вижу другую девушку, она стоит этажом выше, стоит у окна, смотрит наружу, в темень, мечтательно улыбается и погружает лицо в букет, принесённый ей тем самым человеком, что в эту самую минуту произносит слова любви другой.
Видеть гораздо интереснее, чем слышать. Вот вон та женщина, что она делает? Что за белый порошок она высыпает в стакан с водой, тщательно размешивает, искоса мимоходом оглядывает себя в зеркале, несёт в соседнюю комнату и с ласковой улыбкой подаёт держащемуся за голову бедняге? Что в стакане - яд? А может быть это просто заботливая жена облегчает щепоткой соды муки страдающего со вчерашнего ещё похмелья мужу? А может это - лекарство?
Дом живёт своей жизнью, плывёт, плывёт в ночи корабль, куда он держит курс? Придёт рассвет и пассажиры в каютах вновь обернутся жильцами дома, переборки превратятся в стены. Окна погаснут, жизнь замрёт, уйдёт ночь, явное опять станет тайным, своё возьмут слова. Настанет день и все ослепнут, корабль привычно превратится в дом и встанет на якорь всё на том же рейде, всё на том же перекрёстке. Куда он поплывёт следующей ночью?
Но это всё романтика, а есть ещё и будни. Я бы на месте Джимми Стюарта страдал куда меньше, ведь у него была красавица Грейс Келли, у фотографа Джеффриса была неверующая во всякую чепуху возлюбленная по имени Лиса Кэрол Фремон, она, искренне его любя и жалея, на все подозрения насчёт подсмотренного преступления отвечала шуткой, а на просьбу сделать бутерброд отвечала так: "Да, конечно, дорогой, сию секунду сделаю и даже вместо масла намажу тебе на бутерброд немножко здравого смысла." Вот и мне здравый смысл подсказывает, что как только заходит солнце, где-то двумя-тремя этажами выше меня кто-то, точно так же, как и я, усаживается у окна, отдёргивает тяжёлую штору и принимается наблюдать за тем же домом, что и я. Только этот "кто-то" в руках держит не допотопный бинокль, а прибор ночного видения, а к прибору у него есть новейшие приспособления, позволяющие при помощи лазерного луча, отражённого от колебимого вашим голосом оконного стекла, вас слышать. Он не только зряч, как я, но он к тому же обладает ещё и тончайшим слухом. Как вы. Он вас не только слышит, но он вас ещё и видит. Даже тогда, когда вы думаете, что вас не видит никто.
Г.А.
Anonymous
July 2 2007, 17:23:51 UTC 12 years ago
2. http://i-delyagin.livejournal.com/26557.html
i_delyagin
July 2 2007, 17:25:05 UTC 12 years ago
alexandrov_g
July 2 2007, 17:44:57 UTC 12 years ago
Хорошее наблюдение, дело только в том, что при помощи технических средств нельзя создать реальность, то-есть невозможно превратить виртуальную толпу в толпу реальную, а когда дело доходит до войны или революции, то ход "Истории" определяет толпа реальная, поэтому при помощи того, что мы собирательно называем "пропагандой", современное государство в целях безопасности стремится подменить реальную толпу людей (это вообще-то сверхоружие) в толпу "телевизионную". Дело в том, что хотя сегодня много распространяются на тему управления толпой, никто не знает, как поведёт себя в той или иной ситуции сверхсущество "толпа". Вывод людей на улицы - это крайнее средство. "Пан или пропал."
Г.А.
ortsarbeiter
July 3 2007, 14:39:54 UTC 12 years ago
Но стараются узнать. Уж больно часто стали обкатку проводить. Ставрополь вот из недавнего.
test_f
July 3 2007, 14:56:48 UTC 12 years ago
vova_belkin
July 2 2007, 18:20:03 UTC 12 years ago
Новелла про одинокую женщину, которая куда-то собирается, а позже накрывает "ужин на двоих" для несуществующего гостя - это просто шедевр.
alexandrov_g
July 2 2007, 18:26:01 UTC 12 years ago
Г.А.
Anonymous
July 3 2007, 12:40:58 UTC 12 years ago