alexandrov_g (alexandrov_g) wrote,
alexandrov_g
alexandrov_g

Categories:

Rear Window

Пришла мне в голову забавная мысль, подумалось мне о том, что нахожусь я в ситуации героя очень хорошего фильма, снятого Хичкоком в далёком и достопамятном 1954, когда новому миру, появившемуся на свет после смерти Сталина, не исполнилось ещё и года. Назывался фильм Rear Window. На русский его название переводят как "Окно во двор". Кино известное, помните, там Джимми Стюарт играет фотокорреспондента, привыкшего мотаться по миру, перепрыгивать из столицы в столицу, из Нью-Йорка в пустыню, из пустыни в джунгли, а из джунглей на открытие Олимпийских Игр, этакого гражданина мира, в чей глаз вкручен телеобъектив, а в голове беспрерывно с шорохом падает шторка.

И вот теперь с нашим фотографом вышла незадача, он сломал ногу, и страдает от неподвижности и летней духоты, почёсывает зудящую под гипсовой колодой ногу и натужно развлекает себя, наблюдая за жизнью дома напротив, переводя взгляд от одного светящегося окна к другому. Подсматривает за чужой беззвучной жизнью, подглядывает, любопытничает. Шпионит. Вот так и я. Наблюдаю, прямо как фотограф Джеффрис, за жизнью в доме, что выходит углом своим на перекрёсток внизу, перекрёсток, где геометрически точным перпендикуляром сходятся улицы "Эсэсэсэровская" и "Эрэфская", наблюдаю из тёмного окна напротив, подношу иногда к глазам старый, потёртый бинокль, покручиваю колёсико настройки, навожу на резкость, слежу.

Действо передо мною разыгрывается захватывающее. Каждый вечер, как только дом зажигает огни и становится похож, как то заметил однажды полузабытый ныне немецкий классик, на плывущий в ночи корабль с пылающими адским огнём иллюминаторами, я устраиваюсь поудобнее, выключаю свет и смотрю, смотрю, смотрю. В каждом оконце напротив - жизнь, в каждом - своя, там живут люди, все такие разные, но есть и кое-что такое, что делает их всех очень похожими. Их всех объединяет немота. Я могу видеть, как они открывают и закрывают рот, как они жестикулируют, я вижу как они смеются, гримасничают, иногда плачут, но я не слышу ни звука и странным образом это даёт мне преимущество, я не слышу, но зато я вижу, мне не нужно совершать усилие, чтобы отделять слуховую реальность от визуальной, мне не нужно отвлекаться на то, что люди изобрели для обмана других людей - на слова.

Вам кажется, что вы находитесь в выигрышном положении потому, что вы слышите своего собеседника, ну что ж, но зато вы не видели, куда он заходил перед тем, как позвонить в вашу дверь, я не слышу интонации, с которой вошедший вот к той девушке молодой человек объясняется в любви, то, что это так, я могу видеть по её сияющим счастьем глазам, я глух, это так, но зато я зряч и я видел, куда он заходил перед этим, даже и сейчас, стоит лишь мне перевести взгляд и я вижу другую девушку, она стоит этажом выше, стоит у окна, смотрит наружу, в темень, мечтательно улыбается и погружает лицо в букет, принесённый ей тем самым человеком, что в эту самую минуту произносит слова любви другой.

Видеть гораздо интереснее, чем слышать. Вот вон та женщина, что она делает? Что за белый порошок она высыпает в стакан с водой, тщательно размешивает, искоса мимоходом оглядывает себя в зеркале, несёт в соседнюю комнату и с ласковой улыбкой подаёт держащемуся за голову бедняге? Что в стакане - яд? А может быть это просто заботливая жена облегчает щепоткой соды муки страдающего со вчерашнего ещё похмелья мужу? А может это - лекарство?

Дом живёт своей жизнью, плывёт, плывёт в ночи корабль, куда он держит курс? Придёт рассвет и пассажиры в каютах вновь обернутся жильцами дома, переборки превратятся в стены. Окна погаснут, жизнь замрёт, уйдёт ночь, явное опять станет тайным, своё возьмут слова. Настанет день и все ослепнут, корабль привычно превратится в дом и встанет на якорь всё на том же рейде, всё на том же перекрёстке. Куда он поплывёт следующей ночью?

Но это всё романтика, а есть ещё и будни. Я бы на месте Джимми Стюарта страдал куда меньше, ведь у него была красавица Грейс Келли, у фотографа Джеффриса была неверующая во всякую чепуху возлюбленная по имени Лиса Кэрол Фремон, она, искренне его любя и жалея, на все подозрения насчёт подсмотренного преступления отвечала шуткой, а на просьбу сделать бутерброд отвечала так: "Да, конечно, дорогой, сию секунду сделаю и даже вместо масла намажу тебе на бутерброд немножко здравого смысла." Вот и мне здравый смысл подсказывает, что как только заходит солнце, где-то двумя-тремя этажами выше меня кто-то, точно так же, как и я, усаживается у окна, отдёргивает тяжёлую штору и принимается наблюдать за тем же домом, что и я. Только этот "кто-то" в руках держит не допотопный бинокль, а прибор ночного видения, а к прибору у него есть новейшие приспособления, позволяющие при помощи лазерного луча, отражённого от колебимого вашим голосом оконного стекла, вас слышать. Он не только зряч, как я, но он к тому же обладает ещё и тончайшим слухом. Как вы. Он вас не только слышит, но он вас ещё и видит. Даже тогда, когда вы думаете, что вас не видит никто.

Г.А.

Anonymous

July 2 2007, 17:23:51 UTC 12 years ago

1. Иеремия Бентам. Паноптикум

2. http://i-delyagin.livejournal.com/26557.html
Это я был.
Теперь соседство стало необязательным, техническое средство, телевидение, образует толпу вне соприсутствия людей в одном месте. Как и в каждой толпе отдельный человек потерян. Жители одного дома непосредственно знакомы с друг другом меньше, чем каждый раз присутствуют в неосязаемом единстве толпы, создаваемой ежевечернее и ежедневно работой телевидения. Городской человек слышит от другого человека слов меньше, чем от средств массовой информации, а те что слышит, есть более представление строя индустриального общества, чем слова, исходящего от самого человека.

Хорошее наблюдение, дело только в том, что при помощи технических средств нельзя создать реальность, то-есть невозможно превратить виртуальную толпу в толпу реальную, а когда дело доходит до войны или революции, то ход "Истории" определяет толпа реальная, поэтому при помощи того, что мы собирательно называем "пропагандой", современное государство в целях безопасности стремится подменить реальную толпу людей (это вообще-то сверхоружие) в толпу "телевизионную". Дело в том, что хотя сегодня много распространяются на тему управления толпой, никто не знает, как поведёт себя в той или иной ситуции сверхсущество "толпа". Вывод людей на улицы - это крайнее средство. "Пан или пропал."

Г.А.
Дело в том, что хотя сегодня много распространяются на тему управления толпой, никто не знает, как поведёт себя в той или иной ситуции сверхсущество "толпа".

Но стараются узнать. Уж больно часто стали обкатку проводить. Ставрополь вот из недавнего.
возможно они средства контроля проверяют
Очень хороший фильм. Меня немного раздражало наличие в нем сюжета - если б удалось обойтись без банального в общем-то убийства-расследования было б пожалуй даже лучше.
Новелла про одинокую женщину, которая куда-то собирается, а позже накрывает "ужин на двоих" для несуществующего гостя - это просто шедевр.
Да, Хичкок был талантливым человеком. А фильм он сделал по какому-то рассказику, там человек со сломанной ногой по той причине, что является сторонним наблюдателем, обнаруживает некую несообразность, а потом соображает, что уровень пола в квартире, за которой он наблюдает, разный, в одной комнате он вдруг становится выше, чем в другой и понимает, что убийца спрятал труп под полом. Жуткий, вообще-то, рассказ. Не для меня. Как и фильм, вообще-то. Как и Хичкок, вообще-то.

Г.А.

Anonymous

July 3 2007, 12:40:58 UTC 12 years ago

Насчет того,что смотрит - да, присматривает...Но это - не Государство..