Начнём с простого - ну вот почему одни люди живут всю жизнь и никаким таким искушениям не подвергаются? Вроде бы загадка, но эта загадка из лёгких, ответить на неё нетрудно. Искушение это ведь экзамен, и точно так же, как есть отличники, переходящие из класса в класс экзаменов не сдавая, есть и такие счастливцы, которые "всё понимают правильно", чего их испытывать, учёного учить - только портить, а наряду с отличниками есть и закоренелая "камчатка", ей прямая дорога из школы жизни в школу другую, где что ни испытание, то ступенька вниз, и таковских хочешь - учи, хочешь - нет, всё бестолку, их сколько ни учи, но больше не испортишь. Но вот всех тех, кто чинно руки на столешнице сложив, сидит уходящими в перспективу рядами позади отличников, но перед второгодниками, всех тех, кто ни холоден, ни горяч, тех строгий Экзаменатор испытует. "А покажи-ка мне, брат, чему ты на уроках научился!"
И, хочешь не хочешь, а приходится билет тащить. А пишет вопросы на бумажных квадратиках, а потом билетики мешает Искуситель, ему, затейнику, на нашем экзамене быть - попущено. И вот берём мы предложенное, читаем, и... и... А чего - "и"? Дальше бывает по-разному, бывает так - "говно вопрос", счастливая улыбка, оттарабанил как по-писанному, и - на свободу с чистой совестью. "Отлично!"
Бывает, что мучается человек, мучается, но на троечку тоже вымучивает, и мучаемый им Экзаменатор, уже не чая бедолагу с глаз своих сплавить, со вздохом говорит: "Ладно, ладно, хватит, хватит, удовлетворительно, идите, батенька, идите, и вы уж, пожалуйста, впредь не грешите больше, пожалейте нас обоих, и себя, и меня."
Ну, и бывает, что готовился, готовился, на экзамен - с высоко поднятой головой, билет, не глядя, - хвать, и - провалился. А экзамен наш такой, что проваливается человек в самом буквальном смысле. "Неуд!" - и лючок под ногами - раз! и распахнулся жадно.
И при всём при том человек ведь создание хитрое, и иногда он дохитривается до того, что отказывается искушение считать искушением. Обманывает он при этом себя, Бога-то не обманешь, Бог вздохнёт горестно и подсуропит ещё чего-нибудь. Ему это нетрудно, и нетрудно тем более, что чем человек глупее, тем он ловчее сам себя обманывает, и кажется он себе при этом умнее умного.
Пример хрестоматийный - толстовский отец Сергий. Тот ведь вообще пальцы себе рубил, только чтоб на экзамен не ходить. И казалось ему, что поступил он не только умно, но и в высшей степени "по учению", однако вышло плохо, Экзаменатора своим умничанием он только рассердил и заставил Он Сергия явиться на экзамен новый, а там Искусителю было попущено на билетике такой вопрос Сергию подсунуть, что тот перед Экзаменатором с опущенными глазами стоял, стоял, бледнел, краснел, да так ни слова и не сказав, вышел молча вон. И всем за него неловко стало, даже и Искусителю.
А без экзамена-то - никуда, и пришлось Сергию опять на экзамен идти. И опять. И опять. И с каждым разом Экзаменатор был с ним всё строже и строже, и задавал Он Сергию дополнительные вопросы один сложнее другого. Трудно было Сергию. Бог не любит даже когда мы сами себя обманываем, что уж говорить о наших попытках обмануть Бога. Богу наш палец не нужен, Ему нужны мы все, целиком.
Между прочим, никто как-то не замечает, что главным искушаемым в рассказе был ведь не отец Сергий, а была им та самая женщина, которую принято принимать за искусительницу. Простодушный читатель читать читает, а не видит, что по-настоящему экзамен был устроен для неё, и она от этого экзамена не уклонялась, она на него явилась честно, и это на её билетике было написано "отец Сергий", и она свой экзамен выдержала. И выдержала с блеском. На отлично.
Г.А.
Deleted comment
Re: первыйнах.
alexandrov_g
December 2 2010, 18:43:03 UTC 8 years ago
Г.А.
Deleted comment
alexandrov_g
December 2 2010, 19:27:19 UTC 8 years ago
Г.А.
octorus
December 2 2010, 18:55:09 UTC 8 years ago
alexandrov_g
December 2 2010, 19:13:05 UTC 8 years ago
Г.А.
octorus
December 2 2010, 19:26:15 UTC 8 years ago
alexandrov_g
December 2 2010, 19:32:57 UTC 8 years ago
Г.А.
octorus
December 2 2010, 19:42:46 UTC 8 years ago
"Очарованный странник" Лескова мне нравится, но в целом я с Вами по поводу Лескова соглашусь.
Странно, чем вам обоим Лесков не угодил
zamglavred
December 27 2010, 12:21:16 UTC 8 years ago
Как будто ни "Захудалого рода", ни "Запечатленного ангела"?..
Re: Странно, чем вам обоим Лесков не угодил
octorus
December 28 2010, 12:09:39 UTC 8 years ago
Ну были косяки у человека
zamglavred
December 28 2010, 13:49:58 UTC 8 years ago
А у Салтыкова-Щедрина даже и язык - карикатура! И уж тем более Лесков никогда не опускался до такой низости, чтобы, зарабатывая деньги и статус на госслужбе, обличать государство и быть вождем журнальной оппозиции. Тут я бы Салтыкова скорее с Азефом сравнил.
Re: Ну были косяки у человека
octorus
December 28 2010, 14:40:36 UTC 8 years ago
Скажите, если не секрет, кто тов. Александрова в "Наследник" догадался позвать?
В принципе, у нас весь редсовет этот блог читает
zamglavred
December 28 2010, 16:05:13 UTC 8 years ago
Так что решение как-то спонтанно было принято. Важно было найти удобный повод и тему.
А язык Лескова для меня с юности остается одним из трех базовых источников ЖИВОГО русского языка (два других - Гоголь и Бунин). Читать его просто очень ВКУСНО, даже когда не согласен с содержанием. Хотя, повторюсь, ничего более трогательного и правдивого о русском провинциальном дворянстве XIX в., чем "Захудалый род" (и м.б. бунинский "Суходол") я не читал.
А еще Лескова много лет гнобила русская либеральная критика. Это для меня почти знак качества.
Гляньте сюда, например http://az.lib.ru/b/bogdanowich_a_i/text_0150oldorfo.shtml
Re: В принципе, у нас весь редсовет этот блог читает
octorus
December 28 2010, 16:30:22 UTC 8 years ago
Последний вопрос, прошу прощения за назойливость, кто же первый в "Наследнике" вывел вас на скромного Г. А.? :)
Re: В принципе, у нас весь редсовет этот блог читает
zamglavred
December 28 2010, 18:50:51 UTC 8 years ago
А на вопрос о первенстве я точно не смогу ответить. Как-то не акцентировалось. Просто обменивались ссылками постоянно, а кто первый нашел, сложно уже вспомнить.
Хотя ту же книгу "Империя" я прочитал последним, т.к. постоянно живу не в Москве, и достать ее здесь проблематично.
biverbaclan
December 3 2010, 01:00:22 UTC 8 years ago
EditorProV
editorprov
December 2 2010, 19:02:17 UTC 8 years ago
Re: EditorProV
alexandrov_g
December 2 2010, 19:40:07 UTC 8 years ago
Г.А.
Re: EditorProV
alexius_lj
December 2 2010, 21:57:29 UTC 8 years ago
Re: EditorProV
alexandrov_g
December 2 2010, 22:19:28 UTC 8 years ago
Г.А.
Re: EditorProV
alexius_lj
December 3 2010, 06:08:57 UTC 8 years ago
В рамках русской православной традиции явление «двоеверия» проявляется в отождествлении у народа некоторых христианских святых с языческими божествами (например, Илья Пророк — Перун, Святой Николай или святой Власий — Велес/Волос) и в языческом происхождении некоторых признанных православием особо почитаемых народом языческих аграрных праздников (например, масленица).
Выдержка отсюда: http://ru.wikipedia.org/wiki/Двоеверие
Re: EditorProV
alexandrov_g
December 9 2010, 17:55:13 UTC 8 years ago
Г.А.
Re: EditorProV
alexius_lj
December 9 2010, 18:26:22 UTC 8 years ago
Кстати, сегодня получил по почте вашу книгу, еле нашел ее, кстати. Вы не думаете издавать остальные сериалы? Я бы купил.
А можете рассказать про книги, которые вы считаете важными и нужными для понимания происходящего в мире? В геополитике, я имею ввиду. Понятно, что понимать нужно не книжками, а мозгами, но мозгам-то нужно от чего-то отталкиваться. Что порекомендуете в качестве пищи для размышлений?
Re: EditorProV
alexandrov_g
December 9 2010, 18:42:42 UTC 8 years ago
Г.А.
Re: EditorProV
octorus
December 28 2010, 16:45:46 UTC 8 years ago
ДЛя такой оказии могу поделиться инвайтом на этот закрытый трекер.
Re: EditorProV
alexius_lj
December 29 2010, 09:11:47 UTC 8 years ago
Re: EditorProV
octorus
December 29 2010, 13:20:50 UTC 8 years ago
krajn
December 2 2010, 19:43:39 UTC 8 years ago
---
Что касается поста, то в повести про о.Сергия нет места линейной логике. Или даже нелинейной. Шедевр не поддается анализу, вернее, его бессмысленно пытаться анализировать. В лучшем случае получится сочинение отличника в средней школе.
Если же отвлечься от творчества Л.Н.Толстого и проанализировать структуру Божественных экзаменов, то на своем опыте (удивительным образом совпадающим с) вижу, что каждому дается испытание по его силам.
octorus
December 2 2010, 19:52:51 UTC 8 years ago
krajn
December 2 2010, 20:05:40 UTC 8 years ago
Я валяюсь.
выбрал он ...христианскую Троицу
editorprov
December 2 2010, 19:53:58 UTC 8 years ago
Язык же наш, речь наша свидетельстуют об обратном. И никто, как всегда, ничего не выбирал.
Через колено, и всё.
krajn
December 2 2010, 20:04:56 UTC 8 years ago
Re: выбрал он ...христианскую Троицу
alexandrov_g
December 2 2010, 20:10:49 UTC 8 years ago
Г.А.
Re: выбрал он ...христианскую Троицу
ritovita
December 2 2010, 21:41:26 UTC 8 years ago
Чего? Это когда на Руси такое было?
Re: выбрал он ...христианскую Троицу
alexandrov_g
December 2 2010, 21:49:01 UTC 8 years ago
Г.А.
Re: выбрал он ...христианскую Троицу
ritovita
December 2 2010, 21:59:45 UTC 8 years ago
Это я не в упрёк, поскольку "внутреннюю логику" понимаю, но кто бы говорил...
Re: выбрал он ...христианскую Троицу
alexandrov_g
December 2 2010, 22:08:04 UTC 8 years ago
Г.А.
Re: выбрал он ...христианскую Троицу
ritovita
December 2 2010, 22:28:05 UTC 8 years ago
Re: выбрал он ...христианскую Троицу
alexandrov_g
December 2 2010, 22:36:08 UTC 8 years ago
А насчёт "гнать", так вы ведь, по-моему, в хороших отношениях с Егором Холомогоровым, попростите его и он наверняка найдёт пяток минут, чтобы открыть вам глаза на дохристианскую историю России.
Г.А.
Re: выбрал он ...христианскую Троицу
ritovita
December 2 2010, 22:58:39 UTC 8 years ago
Ну так правильно назвал
editorprov
December 3 2010, 04:57:01 UTC 8 years ago
Anonymous
December 3 2010, 07:30:28 UTC 8 years ago
Спасибо Вам большое.
seriy5
December 3 2010, 15:10:04 UTC 8 years ago
Но, скажите как быть вот с этим: "пусть первым бросит камень кто без греха". Ведь человек по своей природе грешен. Практически нету таких людей которые здали все экзамены на отлично. Не может быть так что лючок открывается сразу после неуда. По идее Бог любит людей такими какие они есть, вместе со всеми грехами. Или нет?
vova_belkin
December 3 2010, 17:36:00 UTC 8 years ago
И пост хорош, и повесть Толстого хороша.
alexius_lj
December 6 2010, 10:33:02 UTC 8 years ago
alexandrov_g
December 9 2010, 18:05:15 UTC 8 years ago
Г.А.
martinakz
January 3 2011, 16:16:47 UTC 8 years ago