alexandrov_g (alexandrov_g) wrote,
alexandrov_g
alexandrov_g

Categories:

Дверь в стене -107

Вцепившись в Японию, не будем её отпускать, а, напротив, запустив в неё ещё один коготочек, подтянем её к себе и подтянемся к ней сами, сфокусируем глаз и вглядимся в Японию повнимательнее, интересно же что там было и что там стало. Как с культурой, так и вообще со всем, каковое "вообще всё" в понятие "культура" входит целиком, да ещё и место остаётся.

Так вот если рассуждать в терминах "было/стало", то нам никуда не деться от того, что японское "стало" от японского же "было" отличается гораздо больше, чем небо отличается от нашей грешной земной поверхности.

И дело даже не в том, что вся видимая нами внешняя оболочка современного японского государства состоит из прямых или косвенных заимствований американских реалий вроде политических партий, архитектуры, планировки городов, сети дорог, кино-телевидения, рекламы, системы образования, научных учреждений, моды, одежды, гольфа, бейсбола, молодёжного слэнга, популярной музыки и комиксов. Главное в другом - в смене гораздо более глубокого культурного "слоя".

До 1945 года Япония была государством, хотя и бывшим в состоянии построить линкор или подводную лодку, но при этом в социально-политическом смысле Япония представляла собою чрезвычайно примитивно устроенное феодальное общество, которое можно было отнести к монархии только по чисто формальным признакам, в реальности Япония была тем, что каким-то острословом метко обозначено "паханатом".

В Японии имелся император, совершенно официально считавшийся полубогом, витающим в неких высших сферах и освящающим своей божественной властью существующий в государстве порядок вещей, а порядок вещей складывался таким образом, что в реальности в монархической якобы Японии всем заправляла не аристократия, а так называемые Zaibatsu. В облагороженном русском произношении это слово звучит как Дзайбацу, в японской же приземлённой реальности Дзайбацу произносится немножко по-другому, что понятно, так как Дзайбацу для кого - Дзайбацу, а для кого, как выражаются японцы, - Заибатсу. Но не будем выражаться и воспарять, а вернёмся к культурным японским делам.

Дзайбацу это финансово-промышленный конгломерат, обладающий монополией на ту или иную сферу производственной жизни государства. Организационно каждое Дзайбацу было выстроено в то, что опять же вам хорошо знакомо и в русских реалиях называется "властной вертикалью". Каждое Дзайбацу контролировалось одной определённой семьёй (семьёй в самом буквальном смысле - папа, мама, сын и дочка) и была предприятием автономным примерно так же, как автономен вышедший в море ледокол. Автономность достигалась тем, что каждое Дзайбацу помимо собственных индустриальных и производственных мощностей обладало ещё и собственным банком. Само монопольно что хотело, то монопольно и производило, и само себя как хотело, так монопольно и финансировало. Ну и понятно, что какую цену на монопольно производимую продукцию хотело, ту монопольно и устанавливало. Не жизнь, а японская малина. И малина тем более, что закон "семьям" был неписан.

С законом в Японии было вообще не очень хорошо. По европейским меркам японское общество было обществом откровенно варварским. И совершенно непонятно (или наоборот очень хорошо понятно) каким образом японцы собирались отстроить, а потом удерживать японскую Империю, так как вместо того, чтобы завоёвывать "умы и сердца" новых подданных, они на захваченных территориях давали волю своим инстинктам, а они у японцев были такие, что азиаты, а особенно тоже не отличающиеся особым человеколюбием корейцы и китайцы, как вспомнят о древней японской культуре, так и вздрогнут. Очень многое о японцах говорит такой штрих - подписав акт капитуляции, они, мысленно поставив себя на место победителей, встретили американцев тем, что ожидали в побеждённых странах для себя - ещё до того, как нога интервента ступила на озаряемую великой богиней Аматэрасу священную японскую землю, японцы организовали несколько сот (!) публичных домов на потребу дорогим победителям. Этакие "хлеб-соль" по-японски. Делалось это с целью обезопасить японок, так как японское государство ожидало, что высадившиеся американцы немедленно начнут ловить разбегающихся с визгом гражданок японской национальности и насиловать их всех подряд. Кроме создания сети публичных домов была организована ещё и раздача пилюль с цианистым калием, чтобы те из японок, кто не пожелает подвергнуться надругательству, могли без промедления отправиться в лучший мир. Американцы же азиатским подарком пренебрегли и немедленно публичные дома разогнали, не так по морально-этическим соображениям, как потому, что эти вертепы были рассадником венерических заболеваний.

Но мораль моралью, а жизнь жизнью. А жизнь требовала с Японией что-то сделать. С Японией воевали, Японию победили и... Дальше-то что?

Весь мир и вы в том числе, заслышав упомянутые в одном смысловом ряду слова "Япония" и "Америка" немедленно вспоминаете об атомной бомбе, после чего от этого яркого образа вы отделаться уже не можете, как не можете и ни о чём другом думать. Самое интересное тут то, что американская пропагандистская машина, которая применительно к Японии могла бы рассказать вам всякое разное и очень интересное, тоже предпочитает дальше бомбы не ходить. Происходит это оттого, что образ "Бомбы" позволяет спрятать за собою цветущую сложность тогдашних событий, а события эти таковы, что могут кому-то показаться слишком уж привлекательными, а кого-то, напротив, "вспугнуть". Охотнику же ни то, ни другое совершенно ни к чему. Он не хочет раньше времени добычу спугивать, как не хочет и поневоле приманивать тех, кого он приманивать не хочет.

Вот что скрывает за собой японский ядерный гриб:

Технически перед американцами стояли три задачи - демилитаризация, демократизация и децентрализация Японии.

Демилитаризация выглядела самой лёгкой, но на практике она стала лёгкой только после десакрализации императорской власти. Этого удалось добиться тем, что данными Хирохито гарантиями американцы купили его "сотрудничество", после чего Макартур отправил японского императора в представительские вояжи по стране. Японские "массы" императора воочию никогда до того не видели, а тут он что ни день начал появляться на открытиях, презентациях и тому подобных мероприятиях. Божественный император стал тем, кто "разрезает ленточки", он во плоти предстал перед народом и он - кланялся, кланялся, кланялся. Если учесть, что американцы тут же не только в теории, но и на практике отделили от государства церковь (синтоизм), то понятны и кратчайшие сроки, в которые старая власть потеряла в глазах народа сакральность. Так было внутри Японии. Но формально сохранение представительной (конституционной) монархии было нужно Америке не только для того, чтобы император служил символом единения нации, но и чтобы он своим словом заставил сложить оружие японские гарнизоны, разбросанные по бесчисленным тихоокеанским островам и островкам.

В наше время трудно представить масштабы тех событий, после капитуляции и завершения военных действий в собственно Японию американцами было переправлено почти шесть миллионов человек. Три миллиона военнослужащих императорской армии и почти три миллиона гражданских лиц. Доставленных на родину японцев просто отпускали на все четыре стороны. Об уровне развития японского общества красноречиво свидетельствует тот факт, что бичом были туберкулёз, дизентерия и тиф. Японцы простодушно считали, что умирающие от туберкулёза люди умирают от голода. США первым делом дважды провели поголовную вакцинацию населения (а это более 80 миллионов человек), сразу же почти вдвое сбив смертность от туберкулёза, а от дизентерии и тифа на 90%.

Общественное сознание японцев, стокнувшись с американцами, испытало немедленный культурный шок. Макартур издал приказ по войскам, требовавший, чтобы военнослужащие армии США, входя в японские дома, снимали обувь. По понятным причинам в Японии было очень плохо с продовольствием, а если учесть, что был прекращён подвоз сельхозпродукции из Кореи, Китая и Юго-Восточной Азии, то положение с едой смело можно назвать катастрофическим. Поскольку "голодному человеку трудно объяснить, что такое демократия", американцам пришлось взяться и за эту проблему, продовольственная помощь обходилась им в миллион долларов в день. Пик был достигнут в 1949 году, когда США отправили в Японию продовольствия и медикаментов на 517 млн. долларов, по тем временам сумма очень большая. Помимо этого Макартур организовал за счёт армии кормёжку детей школьными завтраками, делалось это с задней мыслью заставить детей посещать школу, а посещая школу дети учатся, а учить их принялись по новым учебникам. И по новым учебникам учить их принялись новые учителя.

К учителям мы вернёмся чуть позже, а пока вспомним о Дзайбацу. Шестнадцать крупнейших из них были ликвидированы американцами и двадцать шесть распущены, а потом воссозданы в новом виде. Особое внимание было уделено "большой четвёрке" - Мицуи, Мицубиси, Сумитомо и Ясуда, контролировавшим треть индустрии и половину финансов Японии. На деле таким образом осуществлялась децентрализация японской промышленности, которая проводилась под видом борьбы с монополизмом. Никому не подотчётные гиганты были разбиты на множество средних и мелких фирм и компаний. Но это то, что касалось форм собственности и интересов послевоенного государства, однако американцы не забыли и о низовке, о тех, кто работает, а не управляет. Опираясь на новую японскую конституцию (которую они же и написали) США создали японские профсоюзы. Японцы получили не только трудовые организации, отстаивающие их интересы и заключающие коллективные договора с работодателями, но новая конституция давала им право ещё и на забастовки.

Так вот в куче немедленно появившихся профсоюзов оказался и профсоюз учителей. И как в любом профсоюзе ведущие позиции в нём были захвачены людьми левых убеждений, учивших японских детишек вовсе не тому, что солнышко Хирохито восходит на востоке. А если учесть, что главными политическими партиями, с лёгкой американской руки возглавившими политический процесс в стране стали партия либералов и партия социалистов, то возник определённый левый крен, который требовалось как-то выправить. И как это сделать, придумал всё тот же Макартур.

Нам сегодня трудно представить не только масштаб тогдашних событий, но и масштаб тогдашних людей, взять хотя бы Макартура, армейского генерала, фактически выстроившего целое государство, известное нам как современная Япония. Сам он относился к своему положению как к миссии и на слушаниях в американском сенате, объясняя почему в той или иной ситуации он поступает так, а не иначе, Макартур сказал - "вы должны понять, что мы вынуждены обращаться с ними как с двенадцатилетними детьми." И с политической точки зрения американцы, попав в Японию, действительно очутились в положении землян на "обитаемом острове".

Либерализм это не левая партия, но в Японии создалось положение, когда и либералы и социалисты разделяли примерно одни и те же ценности, а противопоставить им напрашивающуюся правую милитаристки-националистическую партию не представлялось возможным, ситуация выглядела неразрешимой, однако выход был найден. И найден вроде бы совершенно неподходящим для этого человеком - Макартуром, предложившим провести земельную реформу. Более половины трудоспособного населения императорской Японии было занято в сельском хозяйстве. И гораздо более половины этой половины (до 70% крестьян) были либо батраками, либо мелкими арендаторами, арендующими землю у богатых землевладельцев, земельных "магнатов". В сельском хозяйстве Японии дело обстояло примерно так же, как и в промышленности с её Дзайбацу.

Макартур был южанином, кондовым республиканцем, яростным антикоммунистом и крайне набожным епископатом, к месту и не к месту через слово поминавшим Бога, "по понятиям" выходило, что его симпатии должны были быть целиком на стороне японских "крепких хозяйственников", но вот что сделали возглавляемые Макартуром оккупационные власти - американцы практически отняли землю не только у крупных землевладельцев, но даже и у тех, кто для обработки своей земли был вынужден прибегать к помощи батраков, в каждом хозяйстве был оставлен надел, который мог обрабатываться силами семьи владельца, а остальное выкуплено за символическую плату и за символическую же плату передано вчерашним батракам и арендаторам. Поскольку инфляция на глазах съела выкупные платежи, то "помещичья" и "кулацкая" земля досталась безземельным крестьянам фактически даром. Был разом создан целый класс мелкого собственника, который, как пророчески заявил Макартур, "хочет он того или нет, но будет теперь вынужден защищать свои интересы политически."

Так был создан политический правый фланг даже и без создания крупной правой партии, после чего появилось политическое поле для игры, где справа были крестьяне, а место слева занимали то социалисты, то либералы, в зависимости от того, как складывался "политический момент", что давало возможность то тем же социалистам, то либералам играть роль центра.

Образование.

Старая система образования, позаимствованная японцами в Пруссии, была заменена на известную американскую, которая выглядит как 6-3-3-4, шесть лет начальная школа, три года начальной средней, три года высшей средней и университет. Что касается университетов, то американцы создали положение при котором каждая японская префектура обязана была иметь по меньшей мере один университет.

Поскольку речь зашла о культуре как культуре, то немаловажным будет отметить, что оккупационная администрация США на свои средства отреставрировала храмовые комплексы в Никко и Киото и открыла закрытые во время войны по причине нехватки средств музеи. Но всё это мелочи, самым большим фактором в смене культурной матрицы стала жёстко проведённая несмотря на противодействие приверженцев японской старины женская эмансипация. В 1945 году японская женщина впервые в японской истории стала равной мужчине.

Женщина получила право голоса на выборах. Жена получила равные права с мужем. Отныне женщина могла владеть недвижимостью и могла разводиться с мужем на тех же основаниях, что и он с ней, дочери получили право наследования одинаковое с сыновьями, мужчина в 18 лет, а женщина в 16 могли жениться и выходить замуж не испрашивая на то разрешения родителей. Проституция стала нелегальной, и одновременно женщина получила легальное право на аборт. Для того, чтобы представить себе, что всё это означало в 1945 году, следует знать, что когда в расположение американских войск приезжали жёны военнослужащих, то среди японцев вызывало фурор зрелище мужчины и женщины, во время прогулки держащих друг друга за руки. А уж если они целовались, то это было чуть ли не концом света.

Но так было давно, а что было, то прошло. На первых же выборах в парламент к избирательным урнам вышли две трети японских женщин, а 39 депутатов первого послевоенного японского парламента были освобождёнными женщинами Востока.

Нетрудно заметить, что то, что сделали, оккупировав Японию, американцы было самой настоящей революцией сверху. Причём революцией несомненно левой. Так же трудно не заметить, что эта революция была синхронной левой революции сверху, проводившейся в те же годы в Великобритании. Разница только в том, что в Англии революцию сверху проводил опиравшийся на элиту монарх, а в Японии революция была осуществлена внешней силой, "оккупантами".

Ту Японию, которую вы знаете, американцы вылепили как из куска пластилина.

Хорошо это или плохо? Чёрт его знает. Согласно последним опросам значительная часть японских подростков считает Макдональдс исконно японским заведением, там же и зародившимся, а в качестве молодёжной субкультуры в Японии цветёт и пахнет сакурой хип хоп. Японцы, правда, называют его hippu hoppu и речитатив у них исконно свой, японский. Особой роли, впрочем, это не играет, не в последнюю очередь потому, что слова лишь фрагмент хип хопа и фрагмент далеко не самый важный. В конце концов и сами американцы, нечаянно услышав вроде бы английский текст очередного хип-хоповского хита, плохо понимают о чём там. И зачем.

Г.А.
Впечатляет. Но тем не менее, несмотря на всю эмансипацию и вестернизацию, Япония ведь так и осталась Японией - даже в качестве "тигра" - сугубо азиатским.

Собственно, на какой именно момент можно считать, что американцы сочли задачу выполненной, и отправили Японию в свободное плавание? - вплоть до сегодняшнего состояния практически единственной азиатской страны из Первого Мира.
Японцы азиаты в том смысле, что они монголоиды и говорят на японском языке, но живут они не в азиатском государстве. То же верно и в отношении Южной Кореи и в меньшей степени Тайваня. А вот КНР это азиатское государство, в котором живут азиаты.

Г.А.
Япония напоминает искусственно выведенную сельскохозяйственную культуру, которая даёт прекрасные плоды под чутким руководством, но никто не может предсказать, что с ней случится, если её оставить один на один с дикой природой. И современная японская даже не культура, а публичная жизнь до сих пор не избавилась от какого-то сходства с диснейлендом. Но под ним ведь наверняка что-то зреет, не может быть вечен диснейленд с живыми людьми.
Столько японистов, а как приятно почитать факты и анализ без надутых щёк и подсюсюкивания.

irreal_politics

June 5 2012, 00:08:03 UTC 7 years ago Edited:  June 5 2012, 00:09:30 UTC

>а в качестве молодёжной субкультуры в Японии цветёт и пахнет сакурой хип хоп. Японцы, правда, называют его hippu hoppu и речитатив у них исконно японский.

...а зародившееся в Японии под влиянием западного глэм-рока эстрадное направление «visual kei» определило стиль и имидж небезызвестной группы «Tokio Hotel». Между прочим, немецкой, поющей преимущественно по-немецки и весьма популярной у англоговорящих подростков середины двухтысячных. Круговорот влияний и заимствований в природе.
a какoво сегодняшнее положение старой элиты, наследников "паханата"?
Кто-то разоружился перед партией, поделился неправедно нажитым и потихоньку начал расти опять, а кто-то пошёл по миру. Особенно плохо пришлось крупным землевладельцам, в помещики традиционно идут люди умом попроще.

Г.А.
Отличный текст, на двенадцатилетних я даже прослезился!
Вы, как ранее писали, конечно же не знаете жизни в современной России, однако, из Вашего же описания у нас сейчас именно этап становления Заибатсу, лишь родственных связей не хватает.
Про знание жизни естественно представители патриотического дискурса писали.
Когда-то основной темой журнала было посмотреть/показать, как различные нации выправляются после поражений. Очень полезное дело.
Теперь куда вырулили? Главное - проиграть умным дядькам, они всё настроят?
как куда? ясно же, в прославление великой америки, которая, по выражению автора "вышла в финал и победила". правда, автор так и не ответил, закончилась ли на том Великая Игра.
Отвечал. Игра закончится с созданием всемирной империи, готовой ко второму пришествию. До этого далековато.
Прославление? Вряд ли. В цикле "Социализм и монархия" Вы тоже видите прославление Англии? Просто пример правильного поведения в ситуации проигрыша, полезный нашей проигравшей стране. Вполне практическая польза от текста, хотя бы на уровне призыва "Трепыхайся".
И тут вдруг несколько постов подряд с читаемым "Расслабься и получай удовольствие".
Будем ждать развития сюжета.
судя по последним постам про "культурное доминирование америки" - имено прославляет. во всяком случае, оценивает не совсем адекватно в положительную сторону.
Чем дольше читаю - тем больше вспоминаю Автострадные Танки(с). Интересно, когда появится Антиалександров?
Что там Лёха Ножик про курс рубля-то говорит, не отключат в РФ всю "энергоёмкость" за долги?
всё идет своим чередом, и рубль, и баррель, и другие не менее занятные события, разворачивающиеся у нас на глазах.
Сейчас - то, что делают с проигравшим.
Вот много чего читал про Японию, а в этом посте что ни слово то откровение)) Действительно Америка, Япония - Хиросима, Нагасаки, а все остальное через эту призму.
Отличнейший цикл, спасибо большое!
Помню, недоумевал, как весь мир можно было заставить дрыгать руками и ногами, якобы в каратэ, и нести в кассу денюжку за каратистские боевики.
«цветущую сложность тогдашних событий»

Звонкая фраза только вряд ли имевшая отношение к панике Макартура и его бригады.
Завидный трофей – получить 80 млн. специфически агрессивного хмурого исторически злого народу на прокормление и «на усмирение». И что то надо с ним делать. Потащили на горбу. И что то надо нести ещё с трибуны сената. И ещё миру доказывать преимущества американской оккупации перед советской. В ООНе бороться. Тьфу! Будь он джапан проклят! Тапочки ещё снимать!
Что симпровизировали – то и как то срослось худо бедно с японским – всё же победители куда японам деваться. Кланялись им покамись.
Неужели автор и впрямь верит что у САСШ был такой креативный игровой эксперимент с японцами как автор представил здесь. Едва дух перевели от такой победы. А джапы ещё и технологий и международного статуса потребовали. Уважения. Равенства на рынках. Трёхсторонняя комиссия. Это там ли марионетка американова – япония сиживает.
Из зверя дворняжку не сделаешь. Кто кто а штатовцы знают. Сами (почти?) такие
А правда ли, что доблестный пилот Энолы Гей сошел с ума?
Надо ему было к Макартуру обратится. Глядишь - вырулил бы.
Как то Вы... скомкали про Хиросиму.
Неправда.
Вас послушать, так Маринеско, потопив Густлова, должен был непременно сойти с ума.

И что можно скомкать про Хиросиму? Там бомбу сбросили, она взорвалась и это весь мир знает. Даже и до вас вон какие-то слухи дошли.

Г.А.
Не знаю, такое впечатление, что пост про русских женщин, хоронящих трупы фашистов, и этот пост писали разные люди.
Я просто представляю себе японскую девочку, одну, лет пяти-шести, сгоревшую. И ее пепел стучит в мое сердце. Я мог бы написать матом про американское спокойствие (с трупным запахом), но мат допустим в беседе с друзьями. А при спокойном обсуждении технологии войны с технологами и конструкторами - недопустим.
Поэтому - очень спокойно, выбирая позицию: русский вояка держит на руках немецкую девочку (памятник такой), а американский, в Хиросиме, что держит на руках?
Думаю, пачку долларов.
Да и - ради Бога. Только не надо при этом делать хорошую мину.
Вот сейчас посмотрел японский фильм Затоичи 2003 года. Затоичи порубал как обычно всех плохих в капусту. Как раз успевает к фестивалю сбора урожая. А на фестивале счастливые жители деревни отплясывают чечётку как в голивудских фильмах 30 - 40 х годов прошлого века. Ну естесвенно в традиционной японской деревянной обуви. Это последние 7 минут фильма.

Смотрел фильм и думал о том, что написано в этом посте.

А вот новый фильм - Итчи. Роль Затоичи рубящего в капусту плохишей выполняет симпатичная девушка. Феминизм в средневековой Японии. М-да...
"Бжезинский несрьёзный человек, комментировать его заявления это то же самое, что комментировать сенатора Маккейна. Или Жириновского."

А вот некоторые "товарищи" считают что Жириновский довольно таки серьёзный человек, а несерьёзен всего лишь персонаж которого он играет "на сцене".
возможно Бжезинский за кулисами не менее серьезен, чем Жириновский.

cornelius_max_v

June 6 2012, 16:17:16 UTC 7 years ago Edited:  June 10 2012, 19:22:11 UTC

Не знаю. По Бжезинскому у нас тов. Александров специалист.
Збжезинский - просто русофоб. Со шляхтичами это бывает.
Для проведения и озвучивания соответствующей политики, наверное, может быть полезен. Он же ж искренне, от всего сердца ;)
Нащщёт его серьёзности - она сильно сомнительна.
Да я не сомневаюсь, что дома и с друзьями Жириновский душа человек, а уж когда он партийный бюджет расписывает, то серьёзен он так, что дальше некуда, но вот то, что его устами сахарными озвучивается, выглядит крайне несерьёзно и обращено к таким же несерьёзным людям.

Г.А.

Продолжение - Политбюро ЦК КПСС

"В Англии, например. Называется этот орган Her Majesty."
------------------------------------------------------------------------------

В этом контексте, когда Вы пишете "Her Majesty", то имеете в виду именно королеву, всю королевскую семью или что-то другое?
У неё советы имеются, например. Тайный, земский, судебный. Советская в буквальном смысле.
Я не знаю, как там у них "унутри" всё устроено. Но судя по тому, что они вот уже несколько сот лет живы здоровы, сколочено там крепко. "По-советски."

Г.А.

cornelius_max_v

June 5 2012, 19:19:44 UTC 7 years ago Edited:  June 10 2012, 19:31:16 UTC

Немножко поздновато, но всё же - What the hell is going on

Один чувак который баллотировался в президенты РФ говоря о Калининграде обещал что он отменит визы (в одностороннем порядке) для европейцев и введёт там европейские законы (частично), а для среднеазиатских стран вообще введёт визовый режим. И всё это из самых лучших побуждений - чтобы развивался бизнес и хорошие отношения (в первом случае) и чтобы прекратилась поставка наркотиков из Афганистана. Кстати, кто-то считает что его использовали для того чтобы был ток и люди выбрали кого надо. Это всё хорошо, но забавен тот факт, что за этого чувака проголосовало целых 8 процентов по всей РФ (а в самой Калининградской Области - 13,5 процентов).

P.S. Совсем забыл - "бляди в шампанском", Куршевель. Это про него.

cornelius_max_v

June 5 2012, 21:31:45 UTC 7 years ago Edited:  June 11 2012, 17:00:55 UTC

Offtopic - Syria

1. Как Вы считаете - а если французы с немцами договорятся между собою и решат что нужна военная операция в Сирии и именно в определённое время, против которой будут США, они могут пойти на такой же шаг как в своё время США, в 2003 в Ираке (послать всех к чёрту - "Эта наша корова...") ?

2. А в самом Ливане французы ещё сохраняют влияние? Или Ливан ушел вместе с Сирией?
Французы с немцами не могут действовать вне рамок НАТО. Вернее могут, но на уровне Сенегала или Чада, да и то им нужно даже и в этом случае получить "согласование". А с Сирией у них и руки связаны и ноги. И Ливан да, привязан к Сирии, потеряв влияние в Сирии, французы потеряют и остатки влияния в Ливане.

ГА
Да, технологии «прогрессоров» ХХ века описаны популярно. Хотя почему-то слабо выделены финансовые механизмы, которые по действенности посильнее военной оккупации. Тем не менее, самостоятельность (и «самобытность») японская культура сохранила, переварив все те подарки, которые оказались по вкусу, и дистанцировавшись от остальных, и во много превзошла оккупантов. Аниме – это гораздо мощнее чем комиксы, точная механика и роботроника японцев – лучшая в мире, японский менеджмент в японской среде дает немыслимые на Западе результаты старательности и результативности, а публичных домов всегда было-есть-будет достаточно независимо от их законности. Хотя с успехами в создании классической музыки у них по-прежнему слабо))). Публичные объятия и даже поедание мороженого на улице – по-прежнему экзотика, способ выделиться для продвинутых тинейджеров. Если Америка ослабеет и снизит свое давление на Японию – картина снова изменится в азиатскую сторону, и при этом не деградирует.
>>Аниме – это гораздо мощнее чем комиксы

серьёзно?
есть такое мнение)
как кино мощнее театра теней, звуковое чем немое, цветное кино - чем чернобелое, etc.
а не кажется ли вам, что даже название "аниме" намекает на некоторую вторичность и изначальную не-японскость этого явления?
Слово «аниме» достаточно японское по той причине, что комфортно произносится в ограничениях японской фонетики. Хотя пожалуй недостаточно японское, потому что пишется в японском не иероглифами, а катаканой. Однако то что этимология у слова «аниме» европейская, в условиях культурной войны даже плюс. Английский мир с затруднением воспринимает то, что далеко от западной культуры, поэтому слово с европейскими корнями американцу или англичанину легче запомнить и всё равно связать с Японией.

При несомненной «изначальной не-японскости» «некоторая вторичность» сомнительна уже потому что американские мультсериалы, подражающие японскому аниме, на порядок качественнее американских же, базирующихся на западной культуре. Чтобы конкурировать с японскими коллегами, американцам приходится уделять значительно большее внимание и качеству рисунка, и сценарию, и постановке. Это означает скорее всего то, что максимальная (но не средняя) планка качества японского аниме заметно выше, чем у западных мультфильмов.

Anonymous

June 8 2012, 02:18:53 UTC 7 years ago

Bullshit to all of the above. First and foremopst because compered to American cartoons, anime is shittily animated, with repeat shots used in any lengthy serias to the point of ad nauseum.

And as for copying the Japanese style? Fucking please. Name me three other titles outside of teen titans and we'll talk. Oh, and Max Fleischer and Bruce Timm would like to have a word with you too.

Christ, fucking weeaboos and their fucking anime.
Учите русский, юноша. Не сомневаюсь, что Вы уже отрастили знатную бороду, поэтому пора бы Вам для пущей солидности уже и родной язык выучить. Откройте для себя, словно товар из рекламы, разницу между словами «подражать» и «копировать» в русском языке. И, более того, «подражать аниме» не означает всенепременно «подражать изобразительным приёмам». Подражать можно и путём написания более-менее удобоваримого сценария, чтобы получился хотя бы «Exosquad». А то после этих ваших Ди-Си и Марвелов в России даже кошки и собаки быстро находят, где у телевизора выключатель.

Господи, откуда только берутся эти гуглифицированные англоманы, которым боль ниже спины доставляет чужой комментарий хоть на дари, хоть на суахили. А предложение пообщаться с Максом Флейшером и вовсе напоминает бандитскую угрозу.
очевидно, мы по-разному понимаем "культурную экспансию". Я вот, например, обычный потребитель медиа-контента, ходящий в кино. Смотрю то, что мне там показывают. Анимэ я там не припомню. Знаю "Пиксар" и "Дримворкс", а вот названия японских студий вообще в памяти не всплывает. Очевидно, это заговор прокатчиков: замалчивать такие выдающиеся, сценарно прекрасно проработанные и изготовленные на высочайшем техническом уровне мультфильмы. Шрека знаю, Валл-И знаю, диснеевскую Белоснежку знаю... Из японцев крутятся в голове некто Пикачу и Сейлормун - где-то я их видел, наверно. Если честно, по сравнению с американскими персонажами этих "японцев" даже сравнивать неприлично. Боксофисы американских мультфильмов выше на порядок чем японских. Сейчас погуглил: самые-рассамые кассовые японские анимэ-фильмы собирают порядка 50-100 млн. долларов по японским кинотеатрам. Про зарубежный прокат ничего не пишут, возможно, стесняются. Серия м/ф про Шрека по миру собрала 3,5 миллиарда, а их средние бюджеты превышают общие сборы самых кассовых японских м/ф. Аналогично и с экранизацией комиксов: Бэтмена знаю, 300 спартанцев знаю, Миллера знаю... Японских героев манги не знаю вообще никого.

Одним словом, американцы и японцы играют в настолько разных лигах, что сравнивать их просто некорректно. Ну а говорить про культурную экспансию анимэ... Это не то чтобы совсем несерьёзно, но такого комплимента японцы пока явно не заслужили.

irreal_politics

June 8 2012, 14:32:53 UTC 7 years ago Edited:  June 8 2012, 14:34:48 UTC

>очевидно, мы по-разному понимаем "культурную экспансию".

Ещё бы. Подход у американцев с Голливудом и японцев с их мощными мультипликационными студиями принципиально разный по причине их разного положения в мире. Американские мульт-блокбастеры ориентированы на культурное влияние на «удерживаемых» и выпускаются в «полном метре». Японские хиты чаще расчитаны не на большой экран, а на телевизионный показ. Средства распространения, что называется, прямые - прямо на дом, через телеэфир и интернет. Телевидение всё-таки играет важную роль в американской культуре, и заставляют телевизионную отрасль американской мультипликации напрягаться, чтобы не терять позиции, именно японцы.

И потом, «удерживающий» снимает блокбастеры, чтобы удерживать остальных, а японская аниме-культура направлена на самого «удерживающего». Раз Г. А. считает что дело движется к полной виртуализации реальности, то японскую ставку на ТВ и интернет можно рассматривать как упреждающую меру.
"роботроника японцев – лучшая в мире,"

Например?

К перестройке СССР был, и что?
Посмотрите на разные "МонсантЫ" - у амеров самих сейчас полно супер-"Заибатсу"
Вы считаете компанию с полутора миллиардами прибыли супер-заибатсу? По какой категории у нас тогда будет проходить Волмарт? Да и потом у Монсанто какие-то неприятности с законом, посмотрим, чем у них закончится.

Г.А.
Когда растят карманных драконов, наверно их кастрируют. Каких яиц не хватает Японии?
Волосатых.

Г.А.
т. Александров, такие вопросы:

1982-1985.
Есть мнение, что именно в этот период СССР проиграл войну. Есть мнение, что 2 Генсека были выбиты, почему выбиты – потому что два подряд. Что в этот период произошел «последний бой», а Горбачев поставлен победителем для начала операции «перестройка», сутью которой было переформатирование ментального пространства народа проигравшей стороны.
Так ли это?

Рапутин и его роль.
У Вас много про Николая, и нет про Распутина (или я не нашел).
Судя по тому, какой это Миф, все очень не просто. Если учесть, что водка Распутин – главная водка девяностых, то совсем интересно. И почему никого не удивляло то, что в рекламе он говорил с немецким акцентом (а может и с английским – не понять), и акцент этот, он как – тонкий глумёж?

Про ГКЧП.
Вы как то упоминали, что ГКЧП был некой ширмой по прикрытию Ельцина, позволивший ему сконцентрировать власть и ликвидировать окончательно СССР.
Так вот те люди, которые организовали ГКЧП, они не смогли, ширмой работали или их разыграли?

Спасибо!
Offtopic - EU & NATO

Недавно узнал про одну интересную вещь. Оказывается есть некоторые соглашения между ЕС и НАТО - "Berlin Plus agreement" - которые были подписаны в 2002. Согласно этим соглашениям НАТО позволяет ЕС что-то там делать в военном плане (не очень многое, кстати). Наверное это ещё один (пусть маленький) шаг к независимости ЕС.
Там всё строится на том условии, что сперва НАТО должно отказаться от вмешательства в ту или иную ситуацию и только после этого одна или несколько стран ЕС могут предпринять очень ограниченные действия, опираясь при этом на натовскую же военную структуру. На практике воплотить в жизнь такое очень трудно, если вообще возможно. Идея НАТО - идея гениальная без всяких кавычек.

Г.А.
Если мы всё о Голливуде...

А Вы обратили внимание на то что иногда американские же фильмы (причём хорошие как фильмы, это даже не оспаривается) встречают в Америке на штыках? Они как бы не вписываются в некие шаблоны, их считают "не американскими". А ведь их делает тот же Голливуд.

--------------------------
"Это не по нашему"
Example, please.

G.A.
Почитал - чуть не прослезился: где они все теперь, старания американской военщины? Как странно они мутировали на японской земле... и какой хреновый гибрид от них родился.

Очень интересно и поучительно изучить историю "разгосударствления и разукрупнения" дзайбацу. Когда в единый день на месте десятка огромных концернов возник десяток конгломератов отдельных и абсолютно не взаимосвязанных между собой фирмочек - по странному стечению обстоятельств владеющих акциями друг друга и никогда не отдающих в чужие руки эффективного контрольного пакета всей группы. С тех пор японские корпоративные юристы стабильно считаются лучшими в мире: это надо быть юридическим гением, чтобы подписать сделку от имени Fuji Heavy Industries и не наступить на согласованные интересы Mitsubishi Daichin или Itochu Machinery. При этом видел я однажды схемку владения контрольными пакетами крупнейших японских корпораций. Там у каждой "пирамидки" верхушки гербами размечены - и отнюдь не корпоративными. Война эти гербы не подкосила.

Про пожизненный найм, по-моему, уже сказано достаточно. Про запрет проституции тоже (как-то не прижился, хотя и остался навеки закреплен в законе). Система образования, реформированная американцами, постепенно мутировала обратно к прусскому стандарту и осталась где-то посредине.

Лично меня несказанно удивило формальное восстановление в правах армии: казалось бы, все так разумно и надежно устроилось, есть Силы Самообороны, способные лихо дать в репу кому угодно вплоть до России и Китая, есть статья Конституции, запрещающая существование армии - а вот решили-таки привести терминология в соответствие с реальностью.

Единственное, что из всей этой икебаны сохранилось и прижилось на японской почве - это некоторое своеобразное равноправие женщин.

ext_920329

June 19 2012, 12:29:15 UTC 7 years ago Edited:  June 19 2012, 12:30:37 UTC

Еще Японию называют "зомби с инсталированной в нее внешней силой программой". Если не так сгущать, то это бабочки в гербарии: все эти икебаны, самураи, каратэ. Они - красивые, но они - неживые. Если в руководстве по чайной церемонии (руководстве!) расписывают, под каким углом держать чашку, и как должен быть расположен татами, значит сами люди уже непричастны этой культуре. В свое время это понималось интуитивно: чайная церемония, как таинство - корни утеряны. А традиционная поэзия в Японии очень завязана на ландшафт - это не европейские трансцендентности, хоть из тюрьмы, хоть из выгребной ямы - об ангелах, свободе и о чем угодно. Нет, в Японии, если камыш шелохнулся, то о нем и пишется, там нет умозрений. А если нет камыша (разрушен вмещающий ландшафт, забетонирован, например), то и поэзии не будет. А то, что будет на ее месте - эрзац. Фаст-фуд, не более. Та же история и с Южной Кореей (только тут уже и сами японцы успели потрудиться до войн Севера и Юга).