"Ваххабистический либераст."
Ничего особо фантастического в такой перспективной терминологии нет, подобное в русской истории уже было, причём не очень давно, вы просто об этом запамятовали. Если же вылущить из более поздних смысловых наслоений саму основу, то в своём первоначальном виде ваххабизм это что-то вроде протестантского пуританизма в западном христианстве или "древлего благочестия" в Православии. Это религиозное учение, призывающее вернуться к основам, отринув послабительные наслоения с течением времени замутившие чистый источник веры.
И нет ничего удивительного в том, что настроения эти возникли в Нежде, в глубине (сердцевине) Аравии, после чего появилась потребность как-то эти настроения сформулировать и облечь в слова. А когда появляется общественный запрос, то неизбежен и ответ в виде (в облике) некоей личности, которая и ответственна за формулирование и облекание. И если мы Историю попросим нам такую личность предъявить, то она не замедлит это сделать - термин "ваххабизм" обязан собою жившему в Нежде в XVIII веке исламскому богослову по имени Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб.
Потребность отделить зёрна от плевел и избавиться от оттенков серого возникла не от хорошей жизнь, хорошая жизнь именно и располагает к "либерализму", жизнь же в нечерноземной полосе Аравийского полуострова располагала мало к чему, так как была она не жизнью, а выживанием. Условия существования в Аравии всегда были не сахар и борьба за жизнь там была борьбой за жизнь в самом прямом смысле. Без дураков. На Фландрию Аравия не похожа сегодня, а в XVIII веке она на неё походила ещё менее. И жестокость окружающей среды диктовала свои условия, а условия эти требовали и соответствующего мировоззрения. Не так простого как ясного. Чёрное это чёрное, а белое это белое. И никаких оттенков серого, не говоря уж о том, что и сам по себе серый цвет - это зло.
Аль-Ваххаб был богословом или, выражаясь другими, более современными словами - идеологом. А идеология это то, чем пользуется Власть, описывающая при помощи идеологии окружающий мир своим подданным. И в нашем случае тут же возник союз слова и дела - версия картины мира, автором которой был Мухаммед аль-Ваххаб была взята на вооружение его тёзкой Мухаммедом ибн Саудом, бывшего, как то видно из имени, предком того самого ибн Сауда, о котором мы и ведём речь. И этот наш (повествовательно "наш") ибн Сауд вёл ту жизнь, которую он вёл, и другой жизни он себе не представлял, да, по чести, другой жизни он себе и не хотел. Его жизнь была жизнью война. Если три сына шарифа Мекки получили образование в столице Оттоманской Империи и вели жизнь по сравнению с жизнью в Нежде вполне (если не сказать чересчур) цивилизованную, то жизнь ибн Сауда состояла из таких атрибутов как шатёр, скакун, сабля, набег. Вода, золото, рабы. И рабыни. И если шариф с сыновьями добивались своего с помощью политических интриг (как они их понимали), то ибн Сауд железной левой рукой нагибал непокорных, а правой рубил им головы. Лично и в беспощадной реальности. И при этом он отнюдь не был человеком примитивным, он не был простаком. Просто жизнь выставила ему некие условия и он принялся на эти вызовы отвечать как умел. He did his best. "Не он такой, а жизнь такая." А жизнь выглядела так - по пустыне, по долам, нынче здесь, завтра там. То ибн Сауд преследовал врагов, то враги преследовали ибн Сауда. И по ходу этой вроде бы хаотической круговерти чем дальше тем больше стало выясняться, что ибн-Сауду не интересен сам по себе набег, не итересна сама по себе добыча, не интересно "золото", не интересно даже тогда, когда оно блестит.
Выяснилось, что ему интересны люди. И выяснилось, что ему интересны земли. Выяснилось, что ибн Сауд из тех, кого называют "собирателями". Также выяснилось, что у него это получается очень хорошо, он был тем, что сегодня называют "харизматиком", он имел доступ к сердцам и умам, он был прирождённым вождём. Не потому, что родился в шатре вождя, а потому, что он таким родился. В нём счастливым образом соединились слово и дело. Я очень давно не читаю "литературу на русском", а потому не знаю, что и как пишут об ибн Сауде в РФ, но вот в англоязычной историографии его ставят в один ряд с такими людьми как Джордж Вашингтон, Ленин и Мао Цзе-дун. И ещё одно - вдобавок к врождённому умению повести за собою людей в ибн Сауде клокотала ещё и жажда власти. И это обстоятельство изменило очень многое, так как "собирателя" могли использовать в своих интересах другие люди (другие "властители"), но если "собиратель" собирался собирать не для других, а для себя, то он немедленно превращался в конкурента.
В этом месте события перешли на следующий уровень. Ибн Сауд начал с собирания в единое целое сперва "внутренней" Аравии - Нежда. Главным врагом был клан Рашидитов. И когда ибн Сауд начал одолевать, то Рашидиты не нашли ничего лучшего, как прибегнуть к помощи оттоманов. Они жалобно воззвали к туркам. Внутренние районы Аравийского полуострова не входили в Оттоманскую Империю, так что происходившее там турков если и заботило, то не очень сильно, но они тем не менее отозвались. Однако, то ли они действовали спустя рукава, то ли просто потому, что они турки, но ничего у них с ибн Саудом не получилось. А мы с вами знаем, что то, что нас не убивает, делает нас сильнее. И ибн Сауд вышел из этих передряг сильнее, чем он был до того, и Саудиты додушили Рашидитов и захватили в 1902 году эр-Рияд, и объединили Нежд. На этом этапе случилось важное, происходившее обратило на себя внимание тогдашних небожителей - англичан. Для них картина выглядела так - в Аравии появилась "сильная рука", эту руку по недомыслию оттолкнули от себя турки, а турки силою вещей были союзниками Германии, а это превращало их во врагов Англии, а потому та же самая сила вещей превращала ибн Сауда в союзника Англии. Кроме того, взбодрившийся ибн Сауд принялся алчно поглядывать вокруг, не лежит ли там что плохо, а ближе всего к нему лежал Кувейт, а Кувейт с 1899 года был протекторатом Британии и англичане решили избегнуть могущего возникнуть двусмысленного положения и вытекающего из него "недопонимания". После чего Англия по своей инициативе заключила с ибн Саудом договор. А это уже само по себе стоило очень, очень многого.
Ибн Сауд обязался не вторгаться в Кувейт, а за это контролируемые им территории подпадали под протекторат Британии, кроме того ибн Сауд начал получать от англичан не очень значительные суммы на подкуп вождей с целью усилить их лояльность и кое-что из "стрелковки". Но что ещё важнее, ибн Сауд посредством договора с англичанами получил выход на международную арену и приобрёл бесценный личный опыт ведения переговоров с "бледнолицыми".
Кроме того, договор никак не оговаривал взаимоотношений ибн Сауда с шарифом Мекки, Хуссейном бин Али, а ибн Сауду только того и надо было, так как это оставляло его руки развязанными. Дело в том, что и шариф не смог удержаться от ябедничества. После того как Саудиты объединили Нежд и влияние их выросло, пропорционально выросло и влияние ваххабизма, что шарифу Мекки пришлось не по вкусу и он принялся жаловаться туркам и взывать о помощи. Хеджаз был вилайетом Оттоманской Империи и оставить подобную жалобу без внимания турки не могли, но, так же как и в случае с помощью клану Рашидов, поделать с ибн Саудом им ничего не удалось. Поступок же шарифа выглядел очень некрасиво, он жаловался туркам на человека одной с ним крови и одного языка и жаловался из идеологических соображений, жаловался на инакомыслие. Непонятно, правда, каким образом турки могли шарифу помочь. Вышло у него плохо, так как и Стамбул ему не помог и в лице ибн Сауда он нажил себе смертельного врага, врага до гроба, так как политическое соперничество оказалось отныне обильно сдобрено чёрным перцем соперничества ещё и религиозного.
А как любил выражаться ибн Сауд - "... я всего лишь проповедник и я вижу своё предназначение в том, чтобы нести в мир веру, если удастся - с помощью убеждения, а если не получится - то мечом."
Ну, а там война подошла к концу, кто смел, тот и съел, а в смысле смелости шарифу до ибн Сауда было далеко, так что неудивительно, что Саудиты принялись "выдавливать" шарифа из Мекки в узком смысле и из Хеджаза в смысле широком. Шариф, посопротивлявшись (потрепыхавшись), сдал полномочия старшему сыну, Али бин Хуссейну, провозглашённому королём Хеджаза в октябре 1924 года, но и у сына ничего не вышло, и всего через год ибн Сауд захватил Хеджаз со всем, что там было. Шариф уехал к сыну Абдулле в Амман, а Али - в Ирак к младшему брату Фейсалу. Интересно то, что англичане в происходившее не пожелали вмешаться, хотя легко могли склонить чашу весов в пользу шарифа. Однако делать они этого не стали, посчитав, что, подарив "хашимитам" два трона, они свои обязательства перед ними выполнили. Оставив же шарифа на месте, Англия отдавала в руки семейства слишком многое, по сути шариф и сыновья получали сразу и кесарево, и божье:
"Жирно будет" - подумали, наверное, в Лондоне. И Мекка досталась ибн Сауду. А он у нас кто был? Правильно, ваххабит.
Г.А.
shoehanger
June 11 2013, 20:37:01 UTC 6 years ago
alexandrov_g
June 12 2013, 01:49:41 UTC 6 years ago
Г.А.
virgilius_magic
June 12 2013, 10:37:16 UTC 6 years ago
ivanoff272
June 11 2013, 20:41:49 UTC 6 years ago
alexandrov_g
June 12 2013, 01:53:03 UTC 6 years ago
Г.А.
probawxy
June 13 2013, 18:03:35 UTC 6 years ago
Дверь в стене - 168
livejournal
June 11 2013, 21:08:43 UTC 6 years ago
strukturnyj_elf
June 12 2013, 09:25:43 UTC 6 years ago
virgilius_magic
June 12 2013, 10:24:03 UTC 6 years ago
zamglavred
June 12 2013, 12:43:41 UTC 6 years ago
alexandrov_g
June 14 2013, 23:10:10 UTC 6 years ago
Г.А.
zamglavred
June 15 2013, 01:20:34 UTC 6 years ago
Там очень интересно (хотя и кратко) повествуется об англо-французской борьбе в Аравии в 1812 году. С английской стороны фигурирует некая леди Стенхоуп, племянница самого Питта-младшего, которая занималась именно с ваххабитами. В итоге агенты Наполеона тогда у них выиграли. Но леди пробыла в пустыне аж до 1839 г.
alexandrov_g
June 15 2013, 01:56:24 UTC 6 years ago
http://en.wikipedia.org/wiki/Lady_Hester_Stanhope
http://www.cojs.org/cojswiki/Restoring_the_Reputation_of_Lady_Hester_Lucy_Stanhope%2C_Neil_Asher_Silberman%2C_BAR_10:04%2C_Jul/Aug_1984.
Г.А.
zamglavred
June 15 2013, 09:05:35 UTC 6 years ago
Вот русский обзор событий той эпохи http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/VAKHAB.HTM
О вмешательстве Европы не сказано ни слова, но было бы странно его не предположить (слишком уж синхронно совпадают события). Османская империя в целом (и конкретно Египет) были тогда под влиянием Франции. А британцы поднимали саудитов уже тогда, судя по всему.
strukturnyj_elf
June 12 2013, 12:43:50 UTC 6 years ago
alexandrov_g
June 14 2013, 23:14:04 UTC 6 years ago
Г.А.
strukturnyj_elf
June 15 2013, 06:31:58 UTC 6 years ago
zamglavred
June 12 2013, 12:44:52 UTC 6 years ago
Из принципа или по обстоятельствам?
Anonymous
June 14 2013, 01:11:25 UTC 6 years ago
alexandrov_g
June 14 2013, 23:32:26 UTC 6 years ago
G.A.
alexandrov_g
June 14 2013, 23:29:16 UTC 6 years ago
Г.А.
zamglavred
June 15 2013, 01:27:45 UTC 6 years ago
alexandrov_g
June 15 2013, 02:04:29 UTC 6 years ago
Г.А.
stils
June 12 2013, 15:06:35 UTC 6 years ago
Дверь в стене - 168
livejournal
June 12 2013, 17:51:26 UTC 6 years ago
novoross_988
June 13 2013, 10:32:34 UTC 6 years ago
А на фото эпический такой араб : сразу видно, что муЩЩина знает, что главное в этой жизни, а что -- фуфло.
PS : Надеюсь, что даже если очень давно не читаете "литературу на русском", то к Русской Литературе ваша тяга всё-таки не ослабла, несмотря на долгое питание соками из американской земли.
cornelius_max_v
June 13 2013, 11:39:47 UTC 6 years ago
Да неужели СССР имел меньше влияния на своих "подопечных", чем США на своих? Замечу что в 1945 - 1991 в локальных конфликтах по всему шарику где Америка напрямую участвовала, была именно что Коалиция. (Корея, Вьетнам, Ирак, даже какая-то Гренада).
Этим можно кое-как маскировать истинные намерения, разделить ответственность и т.д.
_alarih_
June 14 2013, 04:28:33 UTC 6 years ago
alexandrov_g
June 14 2013, 23:54:58 UTC 6 years ago
СССР мог, конечно, сподвигнуть "страны народной демократии" к участию в "отдаче интернационального долга свободолюбивому народу Афганистана", но за всё на свете приходится платить и во время наверняка проводившихся накануне вторжения в Афганистан консультаций демократы очевидно выставили такой счёт (в политическом смысле), что советское руководство посчитало заломленную цену чрезмерной.
Г.А.
cornelius_max_v
June 26 2013, 17:47:18 UTC 6 years ago
Ибн Сауд в Аммане:
http://s1251.photobucket.com/user/cornelius_max_v/media/ibn_saud_in_amman_zps20665639.jpg.html
Ибн Сауд:
http://s1251.photobucket.com/user/cornelius_max_v/media/lj_ibn_saud_zpsa8016fdf.jpg.html
Мекка 1910:
http://s1251.photobucket.com/user/cornelius_max_v/media/lj_mecca-1910_zpse55e5a4e.jpg.html