alexandrov_g (alexandrov_g) wrote,
alexandrov_g
alexandrov_g

Category:

Шаман и его бубен

Ну, вот и понедельник. Глянул утром на последнюю запись в дневнике, чтобы посмотреть на чём мы там остановились, и обнаружил, что речь зашла о джазе. Я не великий знаток джаза, как и музыки вообще, руководствуюсь в своих пристрастиях я личными ощущениями, "нравится - не нравится" и, если исходить лишь из этого, то лучшее в том, что сухие педанты классификаторы называют jazz cool - это звуковая дорожка к старому фильму (опять кино!) "Лифт на эшафот" наигранная Майлзом Дэвисом в далёком во всех смыслах Париже, в декабре 1957 года. Да, да, речь о той самой знаменитой пластинке "Ascenseur pour l'echafaud", где в прилагаемом буклете излагается миф о кусочке кожи с губы Дэвиса, попавшем в трубу, в которую он дул, пуча глаза, и благодаря которому якобы и родился тот чарующий и неповторимый звук. Я, сколько не прислушивался, не смог найти ни малейшей разницы в том характерном зудении, с которым звучит труба Дэвиса что на этой, что на всех остальных пластинках этого замечательного человека и трубача. Но музыка и в самом деле потрясающая. И тут вот какие мыслишки начинают сновать в моей бедной голове. Каким образом появляются на свет такие вот "удачи"? Что должно совпасть, какие созвездия в каких галактиках должны выстроиться в одну линию, стрела какого Одиссея должна пройти в отверстия всех топоров, чтобы родилась Музыка? Если вы - любитель джаза, и когда-нибудь слушали "Jazz at Massey Hall" Чарли Паркера и компании, то вы понимаете о чём я. Каким образом совпадают внутренние Миры нескольких человек в момент Творения? Ведь происходит это чрезвычайно редко. Тому же Майлзу Дэвису это почти, почти удалось на концерте в Карнеги Холле, на том концерте, где они играли композицию "Teo" продолжительностью в 9 минут и 14 секунд. Но только лишь почти. Чуть-чуть не дотянул Майлз, чуть-чуть не долетел. И мне кажется, что я знаю почему так происходит. Знаю просто потому, что я - русский, а русские знают всё. Давным-давно, когда я был моложе и глупее, я жил в славном городе Москве и в ус не дул. Однажды мой товарищ, который продолжал жить в городе нашего детства, позвонил мне и попросил приютить на одну ночь своего научного руководителя, который возвращался с какой-то там конференции. Я, конечно же, дал согласие. Здесь я должен сказать вам, что товарищ мой и его руководитель трудились на тучной ниве советской психиатрии, и ищущий пристанища на ночь профессор был одним из славной когорты психиатров, взращённых товарищем Снежневским, тем самым, что изобрёл термин "вялотекущая шизофрения", каковый термин исчёрпывающим образом описывает то, что мы называем "интеллигенцией". Я с нетерпением ожидал звонка в дверь. Каждый поймёт моё любопытство, каждому, наверное, хотелось бы увидеть человека, который, как утверждали тогда "голоса", загонял иголки под ногти несчастных диссидентов. Каково же было моё удивление, когда пыточных дел мастер, коллекционирующий зажигалки в виде миниатюрных испанских сапожков, оказался симпатичным дядечкой и ярым антисоветчиком. Поскольку я не избежал некоторых заблуждений молодости (с тех пор я стал много старше и, хочется надеяться, хоть немного умнее), а дядечка, чью фамилию я, конечно же, забыл, что-то вроде Набокова, любил выпить и с аппетитом закусить, то мы сошлись коротко и быстро. После пары стопок тогдашней "Столичной" (любители со стажем меня поймут), профессор начал рассказывать случаи из трудной жизни психиатров. "Трудно быть богом", знаете ли... И вот что я вспомнил сейчас, размышляя о джазе и неодолимых проблемах, стоящих перед творящим коллективом. Профессор по каким-то своим профессорским надобностям часто бывал на Крайнем Севере и столкнулся там с некоторыми любопытными вещами. Два раза в год живущим там аборигенам приходится перегонять гигантские стада северных оленей с летних пастбищ на зимние и наоборот. Население там в количественном отношении ничтожно и совершенно непонятно каким образом нескольким человекам удаётся управляться, перегоняя оленей за многие сотни километров по бесконечной тундре. И вот тут профессор рассказал следующее: перед тем как уйти в "белое безмолвие", пастухи идут к шаману. Обычно в этой роли выступает очень старая женщина. Они выстраиваются в ряд и шаманка, приплясывая и бормоча, идёт вдоль строя, растирая в руках сухие мухоморы. Она по-очереди останавливается перед каждым пастухом и, пристально посмотрев тому в глаза, отсыпает в подставленные ладони отмеренную дозу грибной трухи, каждому - разную. Пастухи съедают грибы и отправляются в тундру, расходясь на несколько километров друг от друга. После этого, как они рассказывали нашему профессору, в течение нескольких дней, пока им приходится гнать оленей, они ощущают себя одним человеком, видящим и слышащим за десятки километров, они, когда останавливаются на привал, даже видят один и тот же сон, который снится одному "человеку".

Вернёмся к музыке. Я думаю, что очень-очень редко, как при выигрыше нескольких миллионов в лотерею, происходит следующее: каждый из музыкантов перед записью или концертом нечаянно принимает нужную, известную одному лишь Аполлону дозу, нечаянно спит с нужной, известной одной лишь Венере женщиной, и эта женщина нечаянно говорит каждому нужные, известные лишь ей одной, слова. Они нечаянно делают, вставая с постели, шаг с правильной ноги и говорят нужное количество слов перед тем, как начать играть... В джазе, как жанре музыки, где всё построено на коллективной имровизации это просто наиболее наглядно.

Между прочим, профессор, размахивая руками и сверкая стёклами очков, запальчиво, как мальчишка, рассказывал, что он своими собственными глазами видел как шаман, камлая, подпрыгивал и застревал в воздухе.

Ну что на это скажешь...

WHITE MEN CAN'T JUMP.

Г.А.
Саксофонист-растаман со стажем Чарли Паркер с погонялом "Псиса", трубач Диззи Гиллеспи, пианист Телониус Монк (и "Монк", и "Диззи" - это тоже погоняла, типа, мода была такая в джазовой тусне, ну прямо как у нас) и барабанщик Кенни Кларк изобрели бибоп. Изобрели они его для того, чтобы отвадить всяких лабухов, которые, едва надрочившись дуть в клавиши, норовили вылезти на сцену и поиграть вместе с ними, чем отчаянно их зайобывали. Вот они и стали договариваться меж собой брать такие аккорды и в таком темпе, чтобы эти лажовщики обсирались на первом же квадрате и побырому съйобывали бы со сцены.

http://probegi.udaff.com/Music/jazz.htm

хехехе
Пробежий, я не о течениях и не об умении играть.

Я немножко о другом.

Лажовщики "съобывают" со сцены жизни отнюдь не потому, что не могут играть в быстром темпе.

Вы ведь понимаете.

Г.А.
Это я так, для оживляжу.
Ага, пишу вот сейчас и слушаю Джона Льюиса с "evolution II", "Trieste", вот уж оживляж, так оживляж. Дедок оживляет себя и оживляет меня тридцатилетней примерно давности. Мальчонку, который слушает джаз... Который чего-то там потом продаст...

Магия Музыки.

Г.А.
я вот люблю слушать диски Монка, где он один (Monk alone) бренчит на рояле. Так вот по поводу советских аллюзий - дополнительный позитив нахожу в том, что немножко это напоминает мне производственную гимнастику, помните по радио было такое - "ноги на ширине плеч... делаем ритмичные наклоны", и бодро так на рояле кто-то плескает...
Хотя конечно сравнение дикое. Только наши меня поймут.
Ну почему же только "наши"? Мне кажется, что и Монк вас бы прекрасно понял. Какие аллюзии... Утро, гимнастика, солнце. Бодрость. Молодость мира.

Я думаю, Монк был бы польщён.

Г.А.

Из сказанного вами в том числе следует, что психиатры это шаманы цивилизовнного общества. Что психоаналитики суть современные колдуны, это я и раньше знал.
Я бы забирал шире. Идеология - это в каком-то смысле тоже шаманство. Так вот в позднем СССР шаманили плохо.

А уж в нынешней России - так вообще из рук вон.

Слёзы.

Г.А.
Психиатра звали, случайно, не Феликс Вуль?
Спасибо за музыку, все-таки великая штука интернет, так может и не встретились никогда и я бы не узнал (на сейчас именно), что есть такая хорошая музыка...
Спасибо за музыку, все-таки великая штука интернет, так может и не встретились никогда и я бы не узнал (на сейчас именно), что есть такая хорошая музыка...