alexandrov_g (alexandrov_g) wrote,
alexandrov_g
alexandrov_g

Category:

Последнее искушение Христа

Традиционное прочтение Евангелий, а каждый из нас, пишущих, читающих и думающих по-русски, в той или иной степени традиционалист, предполагает и традиционное же понимание "искушений". Под ними всегда понимается лишь то самое - "И приступил к Нему искуситель и сказал...". Далее следуют три искушения (здесь неодолимо притягательна антицифра "три"), трижды подступает искуситель ко Христу и трижды же отступает, побеждённый. И уходит ни с чем. "Тогда оставляет Его диавол". Оставляет ли?

А как нам быть вот с этим:

21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

22 И отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою.

23 Он же обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том что Божие, но что человеческое.


Христос - Петру! Тому самому Петру, самое имя которого на нашем, человеческом, языке значит "камень", тому самому Петру, которому сам же Христос и сказал: "Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её."

"Отойди от меня, сатана!"

Если внимательно прочесть Евангелия, то можно увидеть, что события, изложенные там, - это последовательное преодоление искушений. Это крестный путь, шаг за шагом, вверх, к вершине, к Голгофе. К кресту. Каждое искушение - это ступень, и чем дальше, тем ступени эти становятся неодолимее. Христос, несущий крест, слабеет, а ступени становятся всё выше.

Моление о чаше - это ведь тоже искушение. Многие усматривают в словах "если возможно, да минует Меня чаша сия" оттенок малодушия, что, впрочем, не мешает и некоему умилению перед таким чисто человеческим, близкии и понятным каждому сомнению в собственных силах. Но ведь речь идёт совсем не о том. Моление о чаше - это преодоление искушения сомнением. Но Христос сомневается не в своих силах, он сомневается в силах и возможностях своего человеческого естества. Его сомнения - это сомнения о "плоти". Ключ к пониманию этого момента ведь здесь же, в следующей же фразе: "...приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна." Плоть же немощна, кому, как не нам, того не знать. Искушение Христа, его сомнения в способности человеческой плоти выдержать то, что предстоит, усиливаются почти неодолимо при зрелище спящих. Жалкая человеческая плоть не может противиться даже и сну. Преодоление этого искушения совершается в назидание нам - человек, маленький, ничтожный, смертный человек, может всё. Если "будет у вас вера хотя бы с горчичное зерно", то вы не только сможете сдвигать горы, но если в вас будет то самое зерно веры, то и плоть ваша, та самая, что "прах есмь", вас не подведёт.

Но, однако, посмотрите на сами искушения - какой искус! Какое знание человеков, какая глубина зла, какой бепощадный, холодный и земной ум стоит за ними! Как нарастает сатанинская сила. Как после каждого удара молотом по твердыне, приникает сатана и быстрым змеиным языком ощупывает её, ищет щель, куда можно будет просочиться. Христом последовательно преодолеваются искушения земным могуществом, богатством, славою, земной властью и пошлостью, искушение сомнением в собственных силах и силах учеников, и вот приходит момент, когда Христос предстаёт перед Иродом. Здесь уже никто не соблазняет Сына Человеческого царствами земными. Здесь происходит простое, страшное и понятное любому искушение человеческой жизнью. Той самой жизнью, которой живём мы с вами, и за которую мы готовы отдать всё, что угодно. А потом Христа вновь отводят к Пилату и происходит искушение страхом перед страданием, что для многих и многих куда страшнее самой смерти. И страх перед страданием многократно усиливается тем, что позади уже бичевание. И вот только после этого наступает черёд последнего и главного искушения Христа. Искушения, в котором искушаются оба - и Бог, и человек.

Вот крестный путь позади, вот уже и гвозди вбиты, вот поднят крест, вот уже последние земные часы позади, вот уже умирает плоть, вот уже и разум слабеет и только теперь приходит последнее искушение:

39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими

40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.

41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:

42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;


Вы слышите: "Сойди с креста и уверуем в Тебя!"

Христос явился в наш мир, чтобы исполнилось Предначертание. Он явился в Иерусалиме потому, что если бы уверовали иудеи, это значило бы, что уверовал весь мир. Он знал, что случится то, что случилось. Изменить предначертанное могло только чудо. Но чуда не произошло. Он алкал, но Ему не дали есть, Он жаждал и Его не напоили. Он постучал в самую наглухо запертую дверь и Ему - не отворили. Произошло то, чему было суждено произойти. Богу противостоял дьявол. Мир. Сатана, искушая, стоял рядом с Христом на крыле храма, сатана, искушая, говорил с Христом устами Его учеников, сатана, искушая, показывал Ему беспечно спящего в Гефсиманском саду Петра, сатана, искушая, говорил через Ирода: "Не один ли ты из пророков?", сатана, искушая, спрашивал Пилатом: "Что есть истина?". Сатана, глумясь над попытками прокуратора спасти Христа, тысячеглотно ревел: "Распни Его!", сатана был гвоздями, вбитыми в Его ладони. И теперь сатана от лица всего нашего мира говорил: "Сойди с креста и уверуем в Тебя."

Как противостоять этому, как преодолеть сатанинский соблазн и неодолимую сатанинскую логику? "Ведь ты же явился в этот мир, чтобы мы уверовали в Тебя, ведь такова была Твоя Цель. Так вот же мы и готовы. Мы поклонимся Тебе, только сойди с креста, сойди с креста, сойди с креста. Сойди с креста."

Перестань быть собою, признай, что всё было напрасно, покажи, что Ты такой же как мы, яви Себя в земной славе и могуществе, накажи нас, покарай нас, ведь Ты же спасал других, не надо больше спасать нас, спаси теперь Себя, заставь нас поверить, покажи нам, что Ты - Божий сын. Сойди с креста! И мы - поверим.

Г.А.
1
Вот сошел бы он с креста-ну и чё?
Стал бы царем.
Бессмертным?
Бессмертным.

Как Брежнев.
Сам бы придумывал всякие ордена и сам бы вешал их на себя.
Интересно?
Думаю не очень.
Думаю ни самому Брежневу не было последнее время интересно, ни нашему народу сейчас это время вспоминать неинтересно.
Да мы и не вспоминаем.
Всё усатого вспоминаем, которого полвека назад сионисты отравили.
Атрей, а как вы считаете, о чём вообще Евангелия?

Из вашего каммента следует, что отнюдь не о религии, а о том, что некто мог стать царём и этой возможностью пренебрёг. Предпочёл умереть мучительной и преждевременной смертью. Мол, лучше так, чем быть Брежневым.

Или я вас неправильно понял?

Г.А.
Да, вот и Гибсон также свой фильм поставил.

Ведь если бы Он не пренебрег этой возможностью стать царем,то и Евангелие бы забыли.
Вот Марк Аврелий тоже много всего написал, но его все забыли.
и сотой доли тех кто читает Евангелия не читает Марка Аврелия.

а чем быть Брежневым -всяко лучше.
я бы не хотел быть брежневым.

Да, всякие варианты уже пробовали -вот и Достоевский выдумал легенду о великом инквизиторе- попробовал ещё вариант судьбы Ему придумать-а всё хуже, чем как получилось.

Он выбрал самую лучшую участь.
Я всё-таки свой вопрос повторю: "Что такое Евангелие, и о чём оно - Евангелие?"

Попытайтесь ответить если не мне, то хоть самому себе.

Г.А.
Евангелие о том, что цель нашей жизни не в самой жизни, а вне её, за её пределами, потому можно рассматривать жизнь только как тренировку в любви.

Результат тренировки в том чтобы человек преуспевал в способности любить все и всех, что не он.
Ну, да, по-моему, примерно так. Только цель вы определяете неверно. Цель - в достижении Царства Божьего. А "Царство Божие внутри вас". Любовь - инструмент, помогающий нам в достижении цели.

Ну и жизнь неразрывна. Понятие "вне жизни, за пределами жизни" это всего лишь слова нашего несовершенного языка (а ведь русский язык ещё из лучших), при помощи которых мы пытаемся описать неописуемое. Но ведь и Христос объяснялся с нами притчами, чтобы мы хоть в каком-то приближении поняли то, что Он говорил.

Получается, что вы понимаете верно. Ну и при чём же здесь тогда Брежнев, Достоевский, навешивание на себя медалей и "выбранная участь"?

Г.А.
Ну, Брежнев же не умер на кресте.
И Великий инквизитор не пустил пришедшего к нему человека снова проповедовать.

Все хорошо один раз.
Так что Господь все правильно сделал, ни чуточки не колеблясь.То есть Вы зря подправляете Евангелие. Не было этого искушения. Не могло быть.

Ну это мое мнение, я в принципе его мог бы держать при себе, Вы меня вынудили рассказать(:-)
будем надеяться, что все наши отступления пока вроде моления о чаше...
33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
35 Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий;
36 и, сидя, стерегли Его там;
37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
......
45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Пс.21:2)
47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить;
49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли

единственное искушение Христа - это искушение верой, ибо все остальное вторично. До тех пор, пока мы верим в Россию и ее возможности, она жива. Может это и пафосно, но так и есть.
Христа нельзя искушать Верой, ибо Он Вера и есть.

Г.А.
Можно. Ибо лишь пройдя через искушение верой можно понять, что "Он есмь Царь Небесний". Вера это не только Иисус, а Иисус, это не только вера, понимаете о чем я?
но есмь - форма первого числа (аз есмь). А ОН все-таки ЕСТЬ.
Нельзя.

Что может Бог понять в самом себе?

Когда мы начинаем говорить о Боге, то ведь даже и слово "понять" теряет всякий смысл. Как вы или я можем понять Бога?

Мы можем только верить.

Г.А.
чтобы понять почему это искущение смое страшное- надо понять двойственную природу Христа- божественную и плотскую - сущность и эго )по нашему).
(ученически радосное) а я то правильно ответил!!!! пятёрку мне по богословию...
Не спешите радоваться. Вы ответили неправильно, так как пишете о некоем "моменте отчаяния". Какое же отчаяние?

Крест - это момент величайшего торжества. Это величайшая победа, и величайшее же поражение другой стороны.

Г.А.

Deleted comment

смотря какие евреи
Правильные вещи говорите.
У Луки сказано: "диавол отошел от Него до времени" (Лук.4:13)Так точнее чем у Матфея...
А так - да, только верой в Господа можно преодолеть и похоть плоти, и похоть очес, и гордость житейскую...
Мораль мне непонятна (при условии сопоставления России и Христа).

Что, Россия должна умереть, дабы "дать миру урок"(с)?
А разве Бог умер?

Разве Бог может умереть?

Об этом ведь Евангелие. Об этом ведь христианство вообще и Православие в частности. Пока русские остаются православными они умереть не могут. Как народ, естественно.

Г.А.
Да, всё так.
Ну а Россия тут при чём?
Россия тут при том, что Евангелие это то, с чем каждый русский сверяет себя. Та внутренняя партия, перед которой он себя чистит. Даже не отдавая себе в том отчёта.

Даже если он в церкви ни разу в жизни не был.

Г.А.
Значит ли это, что мы настолько святой народ, что Евангелие без малейшего усилия уже у нас в крови??
Мне кажется, это не совсем так.
Христос есть Дар, которого ещё надо быть достойным.
И писать похабщину на стенах в парадном, как у нас пока что ещё случается, чистя себя одновременно под Евангелием - ну что-то здесь не складывается, по-моему.
Да, Евангелие у нас в крови. Вот уже тысячу лет. И мы уже рождаемся с этим. Насчёт святости не знаю, так как определение того, что это такое, не в моей компетенции. Мы, на нашем, личностном, уровне узнаем хорошо ли мы себя чистили при жизни, когда умрём. Свят ли народ в целом - это решает Бог. Мы этого знать не можем. Выставить свою личную оценку народу - это наше маленькое искушение, которое тоже нужно преодолеть.

Между прочим в сочетании Евангелия и писания похабщины на стенах парадного я не вижу ничего невозможного. Если, конечно, эта похабщина не адресуется Богу. А так... Да пусть пишут, что хотят. Людям свойственно самовыражаться. Кто-то чисто метёт улицу перед входом в парадное, а кто-то швыряет там же обёртки от мороженного и пишет что-то про соседа Мишку. Ни то, ни другое ни приближает к Богу, ни отдаляет от Него. Это всего лишь быт.

Христос - это именно что дар. Но дар этот дарит дарящий. И кто из нас этого достоин определяет он же. То, что мы родились русскими само по себе уже достаточно красноречиво.

Г.А.
Мне кажется большой самонадеянностью так думать. Видимо, оттого, что мы русские, нам ни каяться уже не надо, ни молиться, ни следить за своим поведением на этой земле... вряд ли это так.
А я вот знаю такое мнение, что кому многое дано, с того много и спросится. И каждый поступок либо приближает к Богу, либо отдаляет от него. И, допустим, за годы большевистского богоборчества столько было сделано вдохновенного диаволом зла - именно в отношении Бога, Церкви и служителей её, - что даже и не знаю, скоро ли мы заслужим Его прощение.
А Христос принёс себя в дар всем, всему миру. И был распят. Теперь много усилий надо приложить, чтобы воссоединиться с ним. Одного рождения в одной отдельно взятой нации тут маловато. На мой, разумеется, взгляд.
Спасибо.
Это заставило задуматься над Книгой еще раз.

Anonymous

October 21 2005, 07:48:57 UTC 13 years ago

>>> Он же обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том что Божие, но что человеческое.

- В современном синодальном - так. ВСЕГДА ли так было?
Вот в елизаветинском, почему-то:

>>> Онъ же обрещься рече петрови: иди за мною, сатано, соблазнъ ми еси: тако не мыслиши таже (суть) бжiя, но человечeская.

Вот и, опять же, в синодальном речь идёт о "вере в Христа", а в елизаветинском - о "вере христовой"... Как говорится, - почувствуйте разницу.

Да и с распятием...
Если обратиться к Корану:

"4/157. и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью).
4/158. О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый."
(пер. Кулиева)

Или:

"157. за их слова: "Воистину, мы убили Мессию, 'Ису, сына Марйам, посланника Аллаха" (но они не убили его и не распяли, а это только показалось им ); воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. А они, конечно же, не убивали его.
158. Это Аллах вознес его к себе, а Аллах велик, мудр,"
(пер. Османова)

Или:

"157.
За то, что говорили:
"Убит был нами сын Марйам -
Мессия Иисус, посланник Божий".
Но ими не был он убит и не распят(259).
Им лишь представилось все это,
И кто заводит спор о нем,
В сомнениях об этом пребывает(260).
У них нет никакого знания (об этом),
И следуют они своим предположеньям, -
Ведь, истинно, убит он не был.

158.
Нет, (не был он убит)!
Господь вознес его к Себе, -
Ведь Он велик и мудр!"
(пер. Пороховой)

Ну да это - так, к сведению...
Впрочем, перевод Пороховой - продолжу. ;)

"159.
И из людей Писания нет никого,
Кто б не уверовал в него до смерти(261),
А в День их Воскресения (на Суд)
Он против них свидетелем предстанет.

160.
За беззаконье тех, кто следует иудаизму,
Мы запретили им благую снедь(262),
Что прежде им дозволена была, -
За то, что многих (совратили),
Свели с Господнего пути.

161.
За то, что брали рост(263),
Хотя запрещено им это было,
И пожирали у людей добро,
Расходуя его на тщЕту.
Мы приготовили для тех из них, кто нечестив,
Мучительное наказанье.

162.
Но тем из них, которые глубокие познания имеют(264),
Кто (в Бога) верует, и в то, что послано тебе,
И в то, что до тебя ниспослано (другим),
Молитву совершает (по часам)
И правит очистительную подать(265),
Кто верует в Аллаха и Последний День, -
Таким даруем Мы великую награду."

.:А:.
Вот вы всё хорошо описали,тов.Александров,добавить-
нечего.Сами пишите,что,приняв Христа,евреи - дали бы
сигнал всем:можно.Ну и - понеслось бы.
Каждый из нас продумывал подобную схему,а что если бы...
Вот по-вашему а что если бы да кабы пипал бы схавал
синедреон бы одобрил цезарь бы был не против...
Что тогда?
"а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? "
Похоже, не мог себя он спасти. Это была его последняя плата - он потерял веру.