alexandrov_g (alexandrov_g) wrote,
alexandrov_g
alexandrov_g

Category:

The Abyss

Проснулся сегодня до времени и пока, лёжа на спине, в полудрёме разглядывал отбрасываемые на потолок размытые световые отражения жалюзи, похожие на блики на воде, в памяти моей всплыло лицо героини фильма Open Water.

Для тех, кто фильма не видел, вкратце расскажу о чём там:

Молодая пара, чувствуя, что ещё немного и она просто захлебнётся жизнью корпоративных работников, решает хоть на несколько дней вырваться из опостылевшей действительности и отправиться куда-нибудь "культурно отдохнуть". Они, зажмурившись, бросаются очертя голову в неизвестность, а, открыв глаза, обнаруживают, что обстоятельства сложились так, что оказались они на одном из крошечных карибских островков, где современность напоминает о себе лишь отелем, в котором есть даже и электричество. Среди развлечений, которые предлагает островок досужим туристам, есть и такое - можно отправиться на катере в компании таких же беглецов от цивилизации в открытый океан, к коралловому рифу, и понырять там всласть с аквалангом. Наши герои, которых зовут Сюзан и Дэниел, устоять перед искушением не могут и решают тряхнуть стариной и развлечься, пофографировав экзотических рыбок. Когда они добираются до места, то нырнуть-то они ныряют, и даже и рыбок фографируют, но вот когда они выныривают, то обнаруживают, что хозяин катера, который развлекал их по дороге плоскими шутками, в школе, если он, конечно, туда ходил, имел, очевидно, двойку по арифметике, так как посчитав пальцем по головам вынырнувших и забравшихся в катер туристов, которые для него были все на одно лицо, и произведя какие-то сложные подсчёты на смятом листке бумаги, он решил что все в наличии и, весело насвистывая и продолжая острить, отправился восвояси, оставив наших Сюзан и Дэниела одних в открытом море. Вот это приключение так приключение.

Всё, что я вам рассказал, укладывается минут в пятнадцать экранного времени, а потом, примерно с час, нам показывают двух людей, беспомощно барахтающихся в воде и постепенно теряющих надежду. Действия в кино никакого, не происходит ничего сверхъестественного, никаких ни "спец", ни обычных эффектов. Вообще ничего. Масса народу фильмом осталась разочарована, увидев в нём всего лишь некую версию poor man's "Jaws" и посчитав себя обманутыми тем, что там нет ни потоков кетчупа, ни душераздирающих криков, словом, нет ничего из того, что сегодня принято считать "страшным".

Мне же фильм показался не только глубокой и сложной притчей о нашем мире, но и притчей очень страшной. И страшной именно своей обыденностью и простотой. Мы не понимаем (и это огромное, неосознаваемое благо для многих и многих из нас) того, насколько величественна и страшна проживаемая нами жизнь. Самая обычная, зауряднейшая жизнь обыкновеннейшего человека. Жизнь, которую мы не видим так же, как не видим воздуха, которым дышим. Люди не понимают того, что каждое движение их души видно Богу, они не понимают того, что так же, как они не замечают тяжести столба воздуха, давящего на них, так же не замечают они и колоссальной тяжести ответственности, лежащей на их плечах. Ответственности за себя, за своё "я", ответственности за дарованную им Богом душу. Люди не видят того, что, принимая то или иное решение, они совершают выбор, перед которым их ежесекундно ставит Жизнь, и выбор этот они делают перед собою и перед Богом. И с тем же глупейшим самомнением они уверены в том, что отвественность за сделанный ими выбор будут нести не они. Обесцененное слово "ответственность" ни на одно мгновение даже не всплывает на поверхность того болота, что они называют своею жизнью.

Точно так же и герои нашего фильма сперва даже и не осознают положения, в которое они попали. Жизнь ещё кажется им вечным праздником с его дешёвой мишурой, они ещё продолжают шутить:

Susan: Daniel, did you just pee?
Daniel: Yep.
Susan: You're disgusting.

Когда рядом всплыла на мгновение и тут же исчезла какая-то большая рыба, они, уловив краем глаза движение и услышав всплеск, всё ещё шутят:

Susan: Was that a Shark?
Daniel: I don't know I think it was a Dolphin.

Даже когда они начинают видеть и понимать(бр-р-р... мороз по коже), они всё ещё по инерции держатся за затёртые, маленькие слова, которыми они разговаривали в том месте, которое все эти годы считали своей жизнью, они думают, что то, что в их исчезающем мире называлось "юмором", им поможет:

Susan: [seeing a shark swimming right in front of them] What kind sharks are those?
Daniel: Big ones.

О да, это акулы. Большие акулы. Всё, что будет происходить дальше будет чрезвычайно просто, некиногенично и почти незаметно нашему глазу, а оттого несопоставимо страшнее, чем все эти склизские щупальца пластмассовых космических чудовищ, которым принято ужасаться, сидя в удобном кресле кинозала. Вот Дэниел скривится, закричит, что что-то его укусило за ногу, в воде вокруг него расплывётся красное облако, они, бешено работая руками и ногами, постараются отплыть в сторону от опасного места в открытом океане их жизни, а потом он будет медленно истекать кровью.

Они будут ругаться, выясняя, кто из них более виноват в том, что они оказались здесь (ЗДЕСЬ! И они с ужасом будут оглядывать бескрайнюю поверхность моря), они будут мириться и утешать друг-друга, они будут признаваться друг-другу в любви, они будут умирать от жажды, замерзать, они будут отчаиваться и терять Надежду. Пройдёт бесконечный день, настанет ночь, начнётся гроза, она вцепится в него, потерявшего память, и вспышки молний будут освещать их посеревшие лица. Когда настанет рассвет следующего дня, Сюзан обнаружит, что она сжимает в объятиях труп мужа. Ещё какое-то время она будет держаться за него как за якорь, как за последнее напоминание о том мире, в котором они жили ещё вчера, а потом оттолкнёт его и океанское течение медленно потащит тело прочь. Вот притопленный труп судорожно дёрнется несколько раз, когда его снизу начнут хватать акулы, и - исчезнет. Всё это в мёртвой тишине, нарушаемой лишь едва слышными всплесками. Сюзан останется одна. Одна, чёрт возьми, ОДНА! Вы можете это себе представить? Вы можете представить себе жизнь без конца, без краю и то, что в этой жизни мы так же одиноки? Каждый из нас будет умирать в одиночестве.

Иногда мы можем видеть плавающую Сюзан сверху и тогда нам становится видно, как вокруг неё в воде неслышно скользят серые тени. Конец фильма неждан, неожидан, страшен и в высшей степени логичен.

Image hosted by Photobucket.com


Фильм, как всякое талантливое произведение, многослоен и многозначен. В нём тут и там рассыпаны перекликающиеся друг с другом и с нами детальки, которые и отличают то, что мы называем искусством от того, что искуссством только прикидывается. Вот в самом начале фильма, когда никто ещё не догадывается о том, что ждёт героев, нам в коротенькой постельной сцене показывают героиню - аппетитно мясистенькую, не то, что нынешние "три кости и мочевой пузырь" модницы, на которых даже и акула не польстится, вот героиня с визгом кутается в простыню, а голый герой со свёрнутой в трубку газетой прыгает по номеру, ведь они всего лишь люди, они боятся укуса москита, вот проплывает, закрывая собою горизонт супертанкер, и герои неистово машут руками и кричат, тщетно, ведь это уплывает в неизвестность мир, каким они его знали, мир, в котором что-то значат слова "водоизмещение", "узлов в час", "нефть"... А в том мире, где находятся они, слов становится всё меньше и меньше и через несколько часов останется лишь одно слово и какое же страшное это слово - "безнадёжность". Вот героиня в отчаянии кричит: "Ведь я хотела поехать кататься на лыжах!.." Ну да. О чём ещё должна она сейчас думать, что ещё она должна видеть? Весёлые люди, смех, заснеженные вершины гор. И подъёмник. И ПОДЪЁМНИК!

И юмор, не натужный юмор висельников, а юмор самый настоящий, в фильме есть тоже. Вот Сюзан и Дэниел вынырнули на поверхность, вот они обнаружили, что они одни, вот они уже поболтались в воде некоторое время и тут между ними происходит следующий диалог:

Дэниел: А ты есть не хочешь?
Сюзан: Хочу, конечно...
Дэниел: А я так просто умираю от голода.

Когда вышел фильм Гибсона "Страсти Христовы", то был устроен сбор пожертвований на устройство бесплатных сеансов для верующих. Была бы моя воля, я сделал бы то же и в отношении фильма Open Water. Каждый, кто считает себя христианином, должен обязательно посмотреть этот фильм, должен его увидеть.

Бескрайний, от горизонта до горизонта океан, беспомощная молодая женщина в ярком снаряжении для подводного плавания и ходящие под нею кругами акулы.

Жизнь как она есть.

Г.А.
1
Никак не дотянусь до этого фильма, хотя советовали.
Люблю такого рода, "камерные", немного театральные постановки, где зрителя не пытаются отвлечь от никчёмного содержания нагромождением вижуалсов. Всё по-честному.
Да уж куда честнее...

Г.А.
Возможно вам понравится "Телефонная будка" (Phone Booth) Шумахера, уж театральнее пожалуй некуда, однако напряжение не спадает до конца фильма..
Видел. Не в восторге. Фильм не выстраданный и оттого - фальшивоватый. А на третьей трети, грешен, чуть не заснул.
Тогда, подозреваю, вам нравится (понравится) Dogville.
DOGVILLE - это высший пилотаж! Главное - не читать интервью с режиссёром, а то впечатление испортится.

М.
Я, честно говоря, просмотрев кго недавно, 3 дня подряд ни о чём другом, кроме этого фильма, думать не мог.

Крайне интересно было бы узнать, что думает ою жтом фильме господин Александров.
Сильно написано.
Спасибо.

Anonymous

December 2 2005, 19:59:59 UTC 13 years ago

Еще есть 'Dead man' Джима Джармуша, притча на схожую тему
IMHO Мертвец имеет один плюс по сравнению с приведённым. Он очень красивый. Художественно. Вообще - сколько бы не смотрел - смотрб не как фильм а как полотно, картину.
Вообще - красота и вправду спасает. Когда зажимает - как бы не складывалось, я всегда иду к ней. Ближе и проще чем до бога. И её вокруг нас не меньше. Огромный, может быть неисчерпаемый ресурс для того чтобы жить дальше.
Скажите, кто режиссёр, в русском прокате название фильма может быть другим.
Вы написали: … Каждый, кто считает себя христианином, должен обязательно посмотреть этот фильм, должен его увидеть… Обязательно, Ваше мнение ценно.
Немного не в тему - уважаемый Мr Александров, могли бы Вы назвать ещё подобные американские и европейские фильмы. Я хотел бы приготовить их заранее для моих подрастающих детей.
Скажите, кто режиссёр, в русском прокате название фильма может быть другим.

http://www.imdb.com/title/tt0374102/

Немного не в тему - уважаемый Мr Александров, могли бы Вы назвать ещё подобные американские и европейские фильмы. Я хотел бы приготовить их заранее для моих подрастающих детей.

Для ваших подрастающих детей новые песни придумает жизнь, а отнюдь не мистер Александров. И жизнь же придумает для них новые книги и новые фильмы.

Г.А.
Тов. Александров, Вы рассуждаете как Воин! Вы - настоящий индеец! :))
Господин Александров!

Раз уж речь пошла о Кино и Кинопритчах, не могли бы вы что-нибудь сказать о фильме Dogville?
Догвилл - очень хороший фильм. Только очень уж чернушный. А я уже в том возрасте, когда людям нужен хэппи-энд под бравурную музыку. Как Open Water, так и Dogville я посмотрел вообще-то нечаянно. Обычно я стараюсь такие фильмы не смотреть.

Мне бы чего-нибудь полегче. Вроде Борна.

Г.А.

Anonymous

December 9 2005, 00:29:32 UTC 13 years ago

Сюжет в чём-то похож на буддийскую притчу, которая упоминается в одном из "колониальных" рассказов Бунина. Помните, про то как ворон забрался на труп слона у берега и увлёкся неожиданной халявой, а тушу вместе с вороном вынесло далеко в океан. И ворон понял, что не долетит.
Интересно, мог ли быть знаком режиссер с этой легендой. В принципе, может Бунин сам всё выдумал...
Узел - единица скорости. Поэтому "узлов в час" звучит неестественно. Хотя вполне допустимо, так можно измерять ускорение.