Обида
Примечательный диалог у Галковского. Поссорился Троекуров Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Очень по-русски. Можно сказать, тут вся русская история в микроминиатюре:
http://galkovsky.livejournal.com/123862.html?thread=19037142#t19037142
Так галковскоман Верибигфиш становится "врагом народа" :)
Интересен механизм. Вот он:
Ваше мнение мне известно, я его понял. Не надо повторять сто раз одно и то же.
...
Во-первых, Вы говорите очень громко и не слышите собеседника. То есть не то чтобы не понимаете, а даже не задаёте себе вопрос как он реально реагирует на Ваши слова.
...
Я вас знаю лично, поэтому моё терпение (а я человек крайне терпеливый) в данном случае было помножено на 10. Но всему есть пределы - все ваши 100 свеч сгорели.
- Подчёркивания мои, Asterrot.
А ведь преданный Верибигфиш просто пытался маякнуть мэтру, что тот забыл застегнуть ширинку. Или ему померещилось, что мэтр забыл. Ну факт ведь, что большинством наблюдателей сериал про Паркера, Рыкова, Носика и Ко воспринимается, как обречённая на поражение попытка сведения личных счетов "по содержанию" и дешёвая мыльная опера "по форме".
Ключевой момент здесь "а я человек крайне терпеливый". Так ведут себя многие, особенно часто - женщины. Терпят. Они не решаются высказать мужу (или кому-то другому) свои чувства. Он сам должен догадаться. Понять, что творится у неё на душе. Вовремя остановиться. Если любит. А он ни сном и не духом о том, что у неё есть какие-то поводы для серьёзного недовольства. А она молчит, пока не переполнится чаша.
И тогда предъява: "Ты даже не знаешь, как я РЕАЛЬНО на тебя реагирую. Любовь ушла, я тебя ненавижу. Пошёл прочь, постылый. Все твои сто свечей сгорели. У меня давно есть другой." Понимаете? У него сто свечей сгорали, а он и не знал. А она молча смотрит, как сто свечей сгорают.
Вспоминается советский анекдот. В милиции дают показания потерпевший и два злоумышленника. Потерпевший: "Вот этот всё злобно так на меня поглядывал, да на часы, а потом решился и как дал мне в зубы! Тут подбегает вон тот, сообщник - и в глаз!" Первый злоумышленник: "Наступил мне этот гражданин на ногу. Я на него выразительно посмотрел - он ноль внимания. Я смотрю на часы - минуту уже стоит. Я снова на него выразительно глянул - он ноль внимания. Раз посмотрел, два посмотрел, три... Когда я убедился, что он уже пять минут стоИт на моей ноге, я не выдержал - и дал в зубы. МОлча." Второй злоумышленник: "Вот этот, простой русский мужик - раз на часы посмотрел - и на того еврея. Два посмотрел, три. А потом как даст! Я тоже подбежал - и как дал! Я ж думал, по всей стране началось!"
Чем плоха такая реакция? Во-первых, отсутствием обратной связи. У контрагента нет возможности узнать, какой "товар" востребован, а какой гниёт на складах. Он гонит лишнее.
Во-вторых, на каждого "обидчика" приходится вести длиннющий список счетов. Свеча прибавилась, свеча убавилась, дебет с кредитом не сходится, сошёлся. Неизбежны ошибки, волюнтаризм. Что-то просто забылось, потерялось, за давностью. Идёт реакция не на реальную, живую ситуацию, а на искажённые и обрывочные воспоминания о прошлых "обидах". Вот и тогда, помнишь, десять лет назад, ты не понял меня, не выслушал... Да, это был не ты, но такой же... Все мужики козлы...
В-третьих, "переполняемые чаши" - сосуды сообщающиеся (хотя бы по причине сложности ведЕния счетов). Одно и то же "грубиян" или "изменщик" (или "еврей", или "редактор") может существенно менять вес. Если закалённое (отсутствием регулярных списаний просроченных долгов) терпение подвергается сильным испытаниям, оно истощается, идёт гиперреакция. В метро толкнули, облаяли, приехал в редакцию - там какое-то мурло, никто не уважает гения, а тут ещё этот, как его, тоже редактор...
Траектория отношений, в такой парадигме, всегда одна. Знакомство, взаимные одолжения, сто свечей, увлечение, дружба, одна свеча сгорела, вторая, ещё десять, какой же ты дурак, подлец, мразь, свечи сгорели, пошёл на хуй.