asterrot (asterrot) wrote,
asterrot
asterrot

Categories:

Воинствующий обскурантизм

Колокола

Бренчит по утрам за окном церковный колокол. Меня не раздражает. Я привык.

Но чего он бренчит? Меня не раздражает. Интересно просто. Что бы это значило?

Раньше я думал, что это какая-то метафора корабля или маяка. Чтобы в тумане корабли не врезались, на них ставили колокола. И чтобы не налетели на рифы, на маяк тоже ставили. Вероятно так и есть, но только для изначального, талассократического христианства Леванта, Константинополя и Италии. У нас (и у католиков, видимо) колокол стал символом чего-то иного.

Колокол можно увидеть, как большой колокольчик (хотя слово "колокольчик" в русском языке производно от "колокол", а не наоборот). Прежде, чем что-то научились делать большим, его должны были научиться делать маленьким. И функциональность маленького колокольчика не меньше - он позволяет управлять скотиной.

Почему же в русском языке "колокол" предшествует "колокольчику"? Наверное, по причине внешнего происхождения технологии литья колоколов. Сначала пришла церковь с колоколами, а потом уже попы научили болотников пасти коз и вешать им на шею колокольчики.

Итак, колокол на Руси - это гигантский колокольчик. Колокольчик-метафора, колокольчик-Идея. Это особенно верно для Царь-Колокола, который вообще никогда не использовался в качестве звукового генератора. Колокол - это колокольчик, ставший центром жизни (душой) общины.

Колокол осуществляет внутреннюю связь и мобилизацию общины (набат), колокол осуществляет связь общины с Божеством (благовест). Своего рода, материализация двух христианских заповедей, отменивших заповеди моисеевы: любите Бога (1), а если не можете, любите ближних, как Его подобие (2).

Брахманический "путь правой руки" (магико-юридическая функция) и кшатрийский "путь левой руки" (военно-административная функция). Патриархат и матриархат. Богоборчество и законничество. Сегодня никто не любит ни Бога, ни даже людей. Любить - значит овладевать, значит постигать, превозмогать и превосходить любимого.

Колокол - амбивалентный символ овладения, власти. Бой колокола - это крик души: "Вот они мы, овцы, приди пастух и володей нами!" Его можно услышать ушами пастуха, а можно - ушами овцы.

Почему так важен тезис о живой причастности церковной обслуги к Божеству? Потому что тогда колокольный звон становится волей Бога, колокол становится символом Бога, крик его - Бат Кол, Глас Небесный. Бог - Агнец, зовущий себе Господина.

А что же такое куранты, скрытые в глубине часового механизма? Символ закрытых орденов, ставший символом вестфальской бюрократизации общества, с присущим ему культом конфиденциальности, отгороженности выскочивших "из грязи в князи" слуг народа от массы. И символ власти совсем уже анонимных сил над госбюрократиями.

Тогда и перестали короли выходить в толпу, исцелять наложением рук и общаться с народом. Перестали казнить на площадях, давая преступнику возможность обращения к толпе с предсмертными откровениями. Тогда и всю процедуру властного насилия сделали непрозрачной. Но это уже не колокола, здесь начинается Замок Кафки.

Comments for this post were disabled by the author