Культ Чёрного Бога
Заглянул к Галковскому и увидел прекрасный пост:
http://galkovsky.livejournal.com/201297.html
Загрей - сын Зевса и Персефоны (реже Аида и Персефоны). Зевс - олимпийский бог Неба, но в архаическую эпоху - подземный бог. Персефона - жена подземного бога Аида и дочь богини земли и плодородия Деметры. Об этих богах хорошо рассказано здесь:
http://andrew-vk.narod.ru/public/Nut/Index.htm
Первичной, очевидно, является египетская триада, а вернее, двойная триада Нут - Геб - Озирис и Изида - Озирис - Гор. Дело в том, что Небесная Корова Нут каждое утро рожает солнечного Телёнка (Озириса-Ра), за день он вырастает, а вечером она съедает его, чтобы ночью забеременеть его плотью.
Т. о. Озирис, в некотором смысле, тождествен Гору, как своему собственному младенчеству. Но только в некотором (ситуацию проясняет сопоставление с обычным у некоторых видов пауков убийством паучихой осеменившего её самца, с последующим кормлением его телом маленьких паучат - да разве у людей дело обстоит иначе?).
От этого возникает необходимость различных "проекций" модели в виде различающих разные аспекты ситуации мифов. Прежний любовник Нут - Геб, новый - Озирис-Ра. Но поскольку новый однажды ткж становится "бывшим", появляется образ "паучонка" Гора (Гарпократа). Соответственно, Богиня-мать раздваивается на Нут и Изиду (которых египтяне ткж отождествляли).
Сложности начинаются при конвертации мифа в инокультурную среду. По каким-то причинам (здесь не буду их обсуждать, во избежание перегрузки, однако напомню, что Озириса в мистериях изображала статуя бога, а Изиду - переодетый в женские одежды жрец), мужские и женские божества у египтян и у греков симметрично меняются местами. Вместо богини Неба Нут - бог Неба Зевс. Вместо бога Земли Геба - богиня Земли Деметра.
Поэтому проекции начинают двоиться. С одной стороны, логика внутренних связей может быть передана только при помощи симметричных замен мужских божеств на женские и обратно. С другой, передача внутреннего смысла образа часто возможна лишь при сохранении его половой идентичности. Так, в классическом мифе Дионис является сыном Зевса и Деметры (вариант - Зевса и Семелы). А в орфическом - Зевса (или Аида) и Персефоны.
Но Персефона сама является дочерью Зевса и Деметры (т. е. симметрична, в этом смысле, Дионису)! А по совместительству - умирающим и воскресающим божеством (вновь симметрично Дионису). У неё ткж есть мужской дубликат Адонис, по отношению к которому она сама занимает место удерживающего её в плену три месяца в году Аида.
Миф о Гебе и Нут рассказывает о смене дня и ночи (а ткж лета и зимы). Утром солнце появляется из-за горизонта, вечером опять уходит за горизонт. "Земной" бог Геб - это, в то же время, и бог ночного (тёмного) неба. Бог сокрытия (умаления) света. Об этом умалении говорит и миф о разъединении Геба и Нут, т. е. о создании Пустоты, делающей возможным выживание прежде поедаемых божеств (изображаемых в виде разъединяющих Геба и Нут, поддерживающих Нут в её традиционной вытянуто-изогнутой позе).
Бог или богиня земли - одновременно и божество плодородия, а значит, богатства. И божество наследования (вспоминаем убитого самца-паука). "Умер Король, да здравствует Король" (ритуалы венчания и помазания на царство симметричны). В архаичном Египте церемония инаугурации состояла в ритуальном браке фараона с женой прежнего фараона (в общем случае - с собственной матерью, впоследствии этот инцест был заменён на брак с сестрой).
И в то же время, это божество сокрытия света, божество Ночи, иногда лунное божество. В древнейшие времена лунные божества были мужскими. В эпоху палеолита изображениям мужских фигур (на поверхностях залов и коридоров пещер) сопутствуют изображения быка, правой ладони и месяца, тогда как изображениям женских фигур (в изгибах и нишах) сопутствуют изображения лошади, солнца и левой руки. Но в эпоху аграрных аквадеспотий происходит переполюсовка, когда мужское начало кодифицируется, как "солнечное".
В мифе о Дионисе характерен мотив сокрытия, заключения в замкнутое пространство (тюрьмы). Например, помещение Диониса и Семелы отцом Семелы Кадмом в бочку, с последующим выбрасыванием в море. Или укрывания Диониса в пещере. А ткж плен Загрея в царстве мёртвых (аиде).
В мифе о Загрее, младенец-Загрей восседает на отцовском троне (опять мотив наследования, питания мясом отца-паука) и мечет отцовские перуны. Гера выманивает Загрея погремушками и зеркалом (интересна перекличка с индуизмом, в котором майя, в переводе как раз "зеркало", является силой, создающей пустоту, в которой существует иллюзорная реальность), заставляя его т. о. покинуть трон (место силы). Так Загрей становится доступной добычей звероподобных богов старшего поколения - титанов, которые разрывают младенца на части и съедают его.
Загрей достиг тройного бессмертия. Сердце его (в котором жила душа Загрея) спасла Афина. Съев это сердце, Зевс оплодотворил Семелу, дав Дионису второе рождение (корявая проекция мифа о поедании солнечного бога богиней Нут). Частички плоти и крови Диониса продолжили жить в титанах и их потомстве - людях. Таким образом, в людях сочетается греховное "титаническое" и божественное "дионисийское" начала. И наконец, частички плоти и крови просыпались в землю и проросли: плоть в виде зёрен хлеба, кровь в виде сока виноградных лоз.
Поэтому дионисийцы практиковали причастие хлебом и вином, впоследствии "украденное" христианством. Кавычу, ибо христианство, как убедительно показывает Галковский, есть тройная конвертация древнеегипетского культа Чёрного (невидимого) бога (богини) Ночи. Сперва в греческую античность, затем в римскую, а затем и собственно в христианство. Всякий раз с усложнением системы передачи смыслов, а следовательно, с возрастающим риском их утраты.
Ну а русское православие стало четвёртым каскадом шифрования. Об этом много интересного можно прочесть вот в этой маленькой книжице:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/5601267/
Ну и обязательно перечитываем и конспектируем Джулиана Джейнса, про двухпалатный ум и (недавнее) происхождение сознания:
http://lib.rus.ec/b/111252/read