asterrot (asterrot) wrote,
asterrot
asterrot

Category:

New World Order

ДИКИЕ ГУСИ
В конфликтах ХХI века наёмники будут играть ведущую роль
Иван Коновалов, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий


Несомненно, что война будущего — это война специалистов. И не важно, в области ли передовых компьютерных технологий, рукопашного боя или стрельбы по-македонски. Но в последние годы армии западных держав всё чаще теряют специалистов. И они становятся сотрудниками частных военных компаний (ЧВК). Два последних десятилетия без участия ЧВК не обходится ни один вооружённый конфликт. Исключение составляют лишь локальные войны на территории бывшего СССР. 

Кто они — новые наёмники, что собой представляют и как уже зарекомендовали себя, мы и расскажем читателям «Версии».

Правозащитники не видят разницы между частным военным бизнесом и классическим наёмничеством. ЧВК зарабатывают деньги на войне, и в этом они похожи на отряды «диких гусей». Но, с другой стороны, любая ЧВК структурирована как самая обычная фирма, имеет лицензию и устав. Кроме того, они работают лишь с официально признанными правительствами и международными организациями.

Но как бы там ни было, частные военные компании — один из самых динамично развивающихся сегментов мирового бизнеса и одновременно революции в военном деле. И в будущих войнах именно они будут играть если не ведущую, то, во всяком случае, не последнюю роль. Иную, чем отводится им сейчас в Ираке и Афганистане, хотя благодаря именно этим конфликтам феномен ЧВК приобрёл такую известность.

Всего в Ираке сейчас оперируют 60 частных военных и охранных фирм, это примерно 20 тыс. охранников и техспециалистов плюс 50 тыс. наёмных работников тылового обеспечения войск коалиции. Но, несмотря на свою многочисленность, они играют лишь вспомогательную роль. Хотя ещё в 90-е ЧВК доказали, что могут быть не просто инструментом, а настоящей третьей силой, способной изменить соотношение сил не только на поле боя, но и на политической карте. В последнее десятилетие прошлого века ЧВК тренировали войска в 42 странах и приняли участие в более чем 700 конфликтах.

Спрос на ЧВК резко возрос после окончания «холодной войны»
Первую частную военную компанию — WatchGuard International — организовал в 1967 году британский полковник Дэвид Стирлинг. Затем в Великобритании появилось ещё несколько подобных предприятий. Британское правительство с успехом и выгодой для государства использовало их. Они тренировали войска дружественных режимов, участвовали в секретных операциях, тайно сотрудничали с ЦРУ.

Во Вьетнаме на Пентагон и ЦРУ работали американские частники Vinnell Corporation и Pacific Architects & Engineers. В Палестине на ЦАХАЛ (армия обороны Израиля) и Моссад — израильские Beni Tal и Grupo Golan. Но в целом таких организаций было крайне мало, а их операции не афишировались.

С окончанием «холодной войны» всё изменилось. Одна большая война, в которой так или иначе противостояли друг другу СССР и США, распалась на множество локальных конфликтов, для разрешения которых западные правительства уже не желали посылать войска, чтобы лишний раз не оправдываться перед своими гражданами. В создавшемся «вакууме силы» частные военные компании стали нарасхват. Сокращения в армиях НАТО и бывшего Варшавского договора создали для них огромный рынок рабочей военной силы. К тому же технологический уровень армий США и их союзников по НАТО настолько повысился, что для обслуживания новых систем вооружений потребовались наёмные специалисты. Но главное, запущенный в 80-е годы Маргарет Тэтчер и Рональдом Рейганом маховик тотальной приватизации зацепил и области исключительно государственной ответственности — оборону и внутреннюю безопасность. Сюда стали допускать частные компании.

В недлинный миг свободы, пока их не задавили бесконечными обвинениями в наёмничестве, ЧВК попытались действовать достаточно самостоятельно, и в войнах будущего опыт именно таких частных военных компаний будет востребован.

Наёмники действуют эффективнее, чем миротворческие силы ООН
К середине 90-х преимущества ЧВК стали очевидны. Так, южноафриканская компания Executive Outcomes доказала абсолютную бессмысленность использования войск ООН. В 1993—1995 годах она по контракту с правительством Анголы провела серию успешных операций по разгрому отрядов движения УНИТА. Потери — меньше 20 человек из 500 контрактников. А в 1995—1997 годах в Сьерра-Леоне EO полностью разгромила отряды мятежного Объединённого революционного фронта. Потери ЕО — 20 бойцов из 285. Два долгих, чрезвычайно кровавых конфликта были завершены в короткий срок. Для сравнения: весь контракт ЕО в Сьерра-Леоне стоил $35 млн., в то время как пребывание войск ООН до сих пор обходится в $3 млн. в день.

Естественно, что ни ООН ни США не могли потерпеть, чтобы одна-единственная компания решала проблемы глобального уровня. Было приложено немало усилий, чтобы дискредитировать «этих наёмников». Но боевой опыт ЕО изучается сейчас во многих военных академиях мира. И в будущем подобная частная армия станет основой для миротворческих операций. На её стороне эффективность, дешевизна, профессионализм и скорость. А провалы миротворческих миссий в Сомали и Руанде продемонстрировали низкую пригодность малоповоротливых и опутанных множеством ограничений войск ООН. Неудивительно, что в 2004 году США предложили тендер в $200 млн. для частных военных компаний на поддержку миротворческой операции ООН в Судане. Тендер выиграли американские ЧВК DynCorp и Pacific Architects & Engineers.

В 2003 году британско-американская North-bridge Services Group попыталась действовать в схожем с ЕО ключе. Она завербовала около тысячи бойцов для участия в гражданской войне в Кот-д’Ивуаре, но вмешалось правительство Великобритании.

В будущих войнах ещё большее значение приобретёт защита собственности в зоне конфликта. Это ещё раз подтвердили Ирак и Афганистан. И вот несколько примеров активной, а самое главное, самостоятельной обороны ЧВК в интересах самых разных клиентов. В 1990—1993 годах в Мозамбике всего 14 инструкторов британской компании Gurkha Security Guards Ltd сумели с помощью местной милиции организовать успешную оборону плантаций транснациональной компании Lonrho от нападений повстанцев движения RENAMO.

Британско-южноафриканская Kilo Alpha Service в течение четырёх лет вела настоящие боевые действия против браконьеров в национальных парках и заповедниках стран Южной Африки по контракту с Всемирным фондом охраны дикой природы.

Британская Defence Systems Limited, нанятая British Petroleum в 1992 году для защиты её нефтепровода от атак колумбийских партизан, на протяжении нескольких лет проводила в джунглях боевые операции, добившись успехов несравнимо больших, нежели колумбийская армия.

Стоит добавить, что все выгоды наличия в своём распоряжении частной армии давно оценили мощные корпорации оборонной индустрии. Vinnell Corporation в 1992-м стала «дочкой» BDM International, затем её перекупила TRW, в 2002-м её поглотила Northrop Grumman. Defence Systems Limited в 1997-м вошла в Armor Holdings и изменила название на Armor Group. L-3 Communications приобрела 2000-м MPRI, а Computer Sciences Corporation в 2003-м — DynCorp. Kellogg, Brown & Root давно принадлежит нефтяному гиганту Halliburton. Это делается с дальней перспективой. В будущем не исключены конфликтные сценарии, в которых транснациональные корпорации будут с помощью ЧВК не только защищать свою собственность, но и вести наступательные операции. В конце концов, все современные войны ведутся в их интересах, почему бы им не взять на себя прямое руководство боевыми действиями.

Техобеспечение «Борта № 1» в США осуществляет частная военная компания
Ещё одно важное направление деятельности ЧВК связано с военным и охранным аутсорсингом, то есть передачей по контракту в частные руки определённых зон ответственности министерств обороны и внутренних дел. В США, например, военной многопрофильной компании DynCorp переданы контракты по охране американо-мексиканской границы, техобеспечение «Борта № 1» и всего президентского авиафлота, а также проверка на лояльность всех поступающих на службу в ВМФ. Её контрактники составили американский контингент в международной полиции Боснии и Косово.

В Колумбии, где с начала 90-х США участвуют в гражданской войне, действуют 30 американских ЧВК, и это помогает конгрессу избегать обвинений в прямой военной интервенции. Официально в Колумбии находятся 800 военнослужащих США и 600 контрактников, но последние — гражданские лица.

Франция — единственная бывшая метрополия, сохранившая военное присутствие в Африке, — начала в 90-е сокращать численность своих войск, используя взамен их ЧВК как новый инструмент влияния. Французские ЧВК создавались на короткие сроки для тренировки войск дружественных африканских правительств, во главе их стояли бывшие офицеры оперативной группы корпуса Национальной жандармерии. Некоторые наиболее авторитетные — Le Groupe Barril Se'curite' (Le Groupe onze), Atlantic Intellegence и Eric SA — до сих пор работают в разных частях мира в интересах Франции.

Наиболее показательный случай — работа американской Military Professional Resources Incorporated на Балканах. В августе 1995 года хорватская армия провела успешную операцию Storm по разгрому сербских войск в Сербской Краине. Операцию спланировали и провели сотрудники MPRI. Правда, потом они отрицали свою причастность, поскольку хорваты устроили в крае тотальную этническую чистку. Боснийские мусульмане тут же объявили, что подпишут Дейтонские соглашения, только если MPRI возьмётся за создание их армии.

Таким образом, США, не вмешиваясь в политический процесс официально, добились великолепных результатов. По программе подготовки офицеров резерва сотрудники MPRI сейчас работают в военных колледжах как преподаватели и администраторы. Они написали для Пентагона два учебника по коммерческой поддержке военных операций.

Военно-строительной компании Kellogg, Brown & Root Пентагон отдал на Балканах всю тыловую поддержку войск США и НАТО, снабжение армии США в Ираке и восстановление нефтекомплекса страны.

Британской ЧВК Global Risk Strategies в своё время оккупационные власти Афганистана поручили распространение новой национальной валюты, затем контроль безопасности президентских выборов.

С другой стороны, армия, передав частникам тыловые и тренинговые области, имеет возможность сосредоточиться на боевых функциях. Кроме того, военный аутсорсинг создаёт дополнительные рабочие места для отставных военных.

И всё же частные армии — вещь довольно опасная. В военной истории человечества наёмники, а сотрудники ЧВК при всей их легальности очень близки друг к другу, много раз поднимали восстания, воевали между собой, сотрудничали с противником — в общем, вели свою, опасную для нанявшего их государства игру. Частные армии в будущих войнах — неизбежность, но вот будет ли выработана действенная система контроля над их деятельностью — это большой вопрос.

http://versiasovsek.ru/material.php?6206
Comments for this post were disabled by the author