bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Особенность русского воспитания

Во всех семьях люди, сами того не желая, воспроизводят некоторые воспитательные приёмы, восходящие к их далёким пращурам. Возможно, именно этот набор приёмов и делает народ самим собой.
Главная особенность подлинно русского воспитания в том, что ребёнку с малолетства объясняют, что он не является единственным человеком на Земле, что есть ещё и другие люди со своими интересами, с которыми также нужно считаться. "У тебя есть лишняя конфета? Поделись с другим ребёнком или со взрослым". "Ты злишься на дедушку, что он выключил телевизор, потому, что ему нужно было поспать? Он не дал смотреть ТВОЮ передачу? А ты, кто, прынц? Какой державы? Дедушка тоже человек, к нему нужно отнестись с уважением". И так далее, в таком духе. Самомнение и представление о себе, как об единственном центре Мироздания из русского ребёнка планомерно выбивается.
В результате такого воспитания русский человек вырастает носителем духа коллективизма, человеком,имеющем представление о примате общественного над личным. Я полагаю, что коммунистический эксперимент осуществлялся в России именно потому, что русские изначально были коллективистски воспитаны. Без подобной воспитательной базы даже пробовать было бы бессмысленно. Этой базы не хватило, но это уже другой вопрос.
Такое воспитание часто делает русских бессильными перед чужой наглостью, например, перед наглостью представителей народов, в которых детей, особенно мальчиков, воспитывают в духе вседозволенности. "Ты мальчик, значит ты право имеешь". (Таковы чеченцы). Но при этом дух коллективизма, способность считаться с потребностями других людей, просто "видеть", замечать эти потребности даёт русским людям в целом шанс не только на коллективное выживание, но и на построение в будущем более гармоничного общества. Главное - умение замечать потребности других и готовность идти им навстречу. Это порождает, говоря языком театра, ансамблевость поведения, которая является намёком на возможность создания общества, более совершенного и человечного, чем нынешнее.