bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Данте и его пионерский галстук

В течение долгого времени построение социализма подавалось и понималось, как своего рода попытка построить рай на земле. Именно в такой терминологии. Религиозной. Бенефициарами при этом представлялись трудящиеся.

При этом у трудящихся, имевших возможность строить "рай для самих себя", возникало стабильное ощущение, что рай получается какой-то корюзлый. Работаешь-работаешь, а начальство по-прежнему наглое, пиво дрянное, а лето короткое.

Разрешить возникавший диссонанс оказалось довольно трудно. Были сделаны многочисленные и упорные попытки избавиться от проблемы, избавившись от терминологии. Советские мыслители старались выйти из сферы религиозного мифологизирования и обратиться к научному мировоззрению. Задачей было, естественно, не изменение политико-экономической формации, которой мыслители и служили, а изменение сознания людей. (Почему-то считалось, что сделать это проще). В результате экспериментирования со взглядом на жизнь получалось, что рая на земле человек ждать, собственно говоря, и не должен. То есть, диссонанс предлагалось разрешить за счёт сокращения ожиданий. Говорят, папаша Зю, например, в своё время на эту тему даже диссертацию написал - что поскольку холодильник не поллитра и на троих не делится, советский человек может стать счастливым, сократив свои потребности. (Так что если кого-то удивляет превращение лидера якобы коммунистов в сервильного христианского социал-демократа, то это зря - означенный субъект существует вполне в рамках своих же постоянных установок).

Увы, попытка выйти из тупика, созданного религиозной мифологией, вела в религиозный же тупик, поскольку вызывала к жизни требование добровольного самоограничения, возможного лишь при религиозного характера подвижничестве (основанном, как всегда в таких случаях, на фанатизме и ненависти к плоти). Попытка вышибить клин клином, как мы уже знаем, не нашла широкого отклика в трудящихся массах. Поскольку труд сам по себе, применяемый в нужную меру, оздоравливает плоть и, главное, дух человека. А здоровому человеку трудно привить ненависть к самому себе.

На самом деле возникший в ходе строительства социализма когнитивный диссонанс вполне легко разрешим без попыток уйти от религиозной мифологизации, а вполне в её рамках. Нужно лишь правильно понять, что именно строилось. Не лгать самим себе и трудящимся, а признать правду. Простую религиозную правду. Правду об объективно обоснованном условиями жизни собственном существующем в рамках религиозного дискурса сознании.

Социализм - это не рай для трудящихся. Социализм - это ад для капиталистов. Именно построением ада на земле и занимались вдохновители социалистического эксперимента. Именно ад на земле не покладая рук строили советские трудящиеся. Ад не для самих себя. Трудящиеся в этом аду играли роль, полностью соответствующую роли чертей в аду классического дантовского типа. Соответственным было и их положение. Подвозят ли чертям в аду хорошее пиво? Не уверен. Задача чертей - работать и быть злыми, а не прохлаждаться. Хотя адские страдания, объективно, предназначены, всё же, не для них.

Почему марксисты-ленинцы поставили перед собой такую странную задачу? Её поставили не они. Она была поставлена двухтысячелетней историей европейского христианства (которое, в свою очередь, скорее всего, в той или иной степени унаследовало эту задачу у более ранних разновидностей сознания - объективно обусловленных жизненными реалиями). Марксисты-ленинцы лишь попытались разрешить эту задачу новым способом. Но с точки зрения целеполагания они хотели лишь того же самого, чего многие столетия хотели европейские бедняки. Они хотели, чтобы богачи и прочие сильные мира сего убоялись ада.

Отношения богатого и бедного являются разновидностью отношений слабого и сильного. Слабый всегда ищет способы воздействия на сильного, которые хотя бы отчасти компенсировали бы его слабость. В отсутствие средств прямого воздействия он пытается внушить сильному мысль о необходимости для него самоограничения в притеснении слабого. "Внушить" означает "привить чужеродное". Единственным более или менее надёжным способом внушить здоровому самолюбивому человеку мысль о необходимости самоограничения является его запугивание. Поскольку испугать сильного чем-либо реальным слабому трудно, можно попытаться испугать воображаемым. Можно попытаться запугать, например, виртуальным загробным воздаянием. Благо человеческое воображение от природы устроено так, что при умелом подходе в нём можно поселить практически всё, что угодно, и что человек едва ли сумеет отличить от собственного взгляда на мир.

Христианство приобрело огромную популярность в античном мире и сохраняет её в мире нынешнем потому, что оно является обоюдоострым классовым оружием. Для богатых это религия, внушающая рабам мысль "подставлять другую щёку". Для бедных это религия, внушающая богатым, что когда "последние станут первыми", их богатство отольётся им на том свете горькими слезами, которыми на свете этом плачут они, бедняки. И богатые, и бедные извлекают из христианства пользу. Правда, богатые извлекают пользу вполне практическую, а бедные - в основном психологическую. Хотя и милостыня присутствует в этом мире, безусловно.

Как мы знаем, исторически социализм порождён временем, когда произошли, с одной стороны, радикальное ослабление влияния классического религиозного сознания, а с другой - обусловленный развитием промышленного капитализма экспоненциальный рост уровня эксплуатации трудящихся. В этих условиях резко проявилась недостаточность традиционных для христианского мира психологических средств ограничения эксплуатации. Эти средства не были полностью отброшены; напротив. На помощь слабеющей церкви пришла крепчавшая литература. В эти годы Диккенс осуждает гордыню Домби и сквалыжничество Скруджа. Все мы знаем, как о Диккенсе отзывался Маркс. Но почему? Он увидел в Диккенсе великую литературу? Нет. Он увидел коллегу. Маркс тоже призывал чертей отомстить богатым за мучения бедных. Только для Маркса чертями были рабочие.

Прояснив базовые понятия, мы можем ответить на два российских вопроса.

Первое: почему именно Россия? Традиционный марксистско-ленинский взгляд состоит в том, что Россия была слабым звеном в цепи империалистического капитализма, и поэтому именно здесь капитализм было удобнее всего атаковать. Это само по себе правда, но глубинная причина не в этом. Глубинная причина в том, что Россия была слабым звеном в цепи христианства. Христианство никогда не было усвоено русским народом целиком и полностью, всегда оставаясь чужеродным, насильственно насаждавшимся элементом. (И чем упорнее насаждавшимся, причём насаждавшимся эксплуататорами, тем, объективно, всё более чужеродным). В чём историческая причина слабости русского христианства? Что отличает в этом смысле Россию от остальной Европы? Как мы помним, всем без исключения европейским народам христианство приносилось завоевателями. Христианский бог доказывал европейским народам свою силу самым эффективным способом - победой над ними. Россия, несмотря на ряд имевших место попыток, так никогда и не была завоёвана каким-либо христианским народом. Поэтому у русских никогда не было возможности наглядно убедиться в силе чужого христианского бога и искренне принять его как нечто лучшее, чем то, что есть у самих русских. Русский бог всегда был сильнее. В единственном случае, когда Русь была эффективно завоёвана, завоеватели оказались веротерпимыми политеистами, то есть перенять у них каких-то определённых богов было затруднительно. (Когда вчерашние завоеватели стали обращаться в ислам, русские уже не очень их боялись). Формально русский бог, который "ведайте, языки: велик!" и сам был богом христианским. Но лишь формально и лишь с точки зрения правящего класса. Народ по-прежнему считал своим богом могучее неизвестно что, а на евхаристию его приходилось загонять батогами.

В России христианство всегда было лишь религией правящего класса (и, конечно, сумасшедших). То есть, в России изначально был нарушен европейский "христианский баланс", когда практическая польза от христианства для правящего класса уравновешивается психологической пользой от него же для классов угнетаемых. (Поскольку баланс всё же необходим, в глазах русского народа его должна была выравнивать справедливая царская власть). Поэтому русский угнетаемый люд никогда не надеялся, что баре убоятся бога и хотя бы заменят барщину оброком. Убоятся царя - может быть, но не бога. (Вообще, трудно всерьёз полагать, что кто-то убоится бога, в которого ты сам не веришь. Поэтому психологическое утешение труждающихся и обременённых фантазией о посмертных страданиях их мучителей в такой ситуации не может играть существенной роли).

Отметим, что в России, как и в Европе, период ослабления влияния религии совпал с периодом возмужания литературы. Любопытно, что Тургенев, которого нередко называют психологическим отцом реформы 1861 года, осуждая крепостное право, убедительно говорил об его абсурдности для ведения хозяйства, но не говорил об его противоречии христианским ценностям. Тургенев не пугал помещиков адом. Сами себя они тоже старались адом не пугать. :)

Справедливости ради отметим, что мощнейшую и во многом эффективную попытку ограничить эксплуатацию психологическими методами предпринял Лев Толстой, собравший, видимо, всё лучшее и здоровое, что было в русском христианстве. Объективно говоря, в России толстовство было единственной реальной альтернативой марксизму-ленинизму. Однако разрушительное по отношению к государству и армии начало, неизвлекаемо присутствовавшее в толстовстве, лишило это направление организации сознания всяких шансов на политическое существование в эпоху зависимости выживания народа от темпов модернизации страны.

Таким образом в России в отсутствие экономически и политически приемлемой психологической альтернативы социалистическим методам ограничения эксплуатации на определённом историческом этапе торжество социализма было совершенно неизбежно. Там, где трудящееся и обременённое дитя Запада ещё могло на что-то надеяться, русский был совершенно лишён твёрдой почвы, и ему оставалось лишь видеть чертей - могильщиков его врагов - в своих товарищах.

Второе: почему так нелепо и абсурдно - часто просто себе во вред? Исследователь будущего, возможно, будет вставать в тупик перед некоторыми фактами. Например, перед описанием того, как во время очередной кампании по "борьбе с нетрудовыми доходами" советские милиционеры обходили приусадебные участки и били стёкла в теплицах - чтобы люди не могли торговать помидорами на рынках. "Что плохого в том, что на рынке есть помидоры?" - спросит исследователь. "Их же советские люди и съедят. Если помидоров на колхозном рынке станет меньше, то цены на помидоры точно не сократятся. Если люди работают и что-то создают, зачем это уничтожать? Зачем вызывать в народе ненависть к разрушительным и абсурдным действиям властей?" Мои, вероятно, немногочисленные, но уважаемые читатели, как я надеюсь, уже не попадут в положение незадачливого исследователя. Как им теперь известно (если им не было это известно ранее), главным идейным содержанием советской системы было создание адских условий для капиталистов любой ценой. Поскольку все не контролируемые государством денежные средства понимались, как угроза такому порядку (и весьма справедливо понимались), советская система естественным образом противопоставляла себя любым явлениям, которые могли бы стать зародышами капитализма, в том числе мелкого торгового. Эти явления именовались "спекуляция" (как нередко обзывалась практически любая частная торговля, даже не имевшая ничего общего с собственно спекуляцией), "стяжательство" (стремление к бытовому комфорту), "рвачество" (стремление вполне легально зарабатывать больше других на государственных предприятиях) и всячески третировались. Третирование это не было, впрочем, абсолютным. Оно сдерживалось двумя основными факторами. В личном плане - коррупцией (в расширительном понимании; так мы назовём и деятельность, не вступающую в пределы уголовного кодекса, которая, тем не менее, ограничивала применение общих правил в личных интересах некоего круга лиц, как правило руководящих). В системном плане - ограниченностью и негибкостью государственного хозяйства, каковое вынуждало Советы иной раз идти на радикальные уступки частной инициативе (НЭП). Поскольку задачи государства задачами государства, а кушать всё же хочется, колхозные рынки в СССР так никогда и не были ликвидированы (а вот на Кубе, например, в определённый период рынки были ликвидированы - с фанатизмом потомков испанцев). Поскольку советские руководители и их жёны нуждались в прислуге (домработницах), наём рабочей силы в СССР не был полностью запрещён (но большую часть истории этого государства строго ограничен потребностями руководства). Однако всегда, когда Советское государство находило, что оно может себе это позволить, оно начинало наступление на всё, что хоть в минимальной степени напоминало капитализм. Ни с того, ни с сего вводило налоги на приусадебные сады, например - приводившие к их массовой ликвидации. Ограничивало продажу населению легковых автомобилей с кузовом "универсал" ("могут быть средством производства", ага). Последнее подобное наступление случилось уже при Горбачёве и было связано с существенным ограничением применения закона о кооперации, введённого в действие года за полтора до того. Капиталист, пусть даже потенциальный, должен был постоянно чувствовать, что в СССР ему не место - как ставшему миллионером Остапу Бендеру не было места в одном купе с весёлыми комсомольцами. И вот ради этого "постоянно чувствовать" и была построена вся система.

Западные капиталисты, естественно, тоже "постоянно чувствовали" угрозу для них, исходившую от СССР. Как известно, запуганные (без преувеличения) самим существованием советского "ада для капиталистов" западные капиталисты в определённый период пошли на существенные ограничения собственной жадности, обеспечив трудящимся своих стран весьма высокий уровень жизни. В этом отношении создание "рукотворного ада" вполне оправдало себя. Но кое в чём, увы, не оправдало.

Марксизм-ленинизм понимал пролетариат как могильщика капитализма. Могильщик - нормальная, обычная профессия, но всем ли она подходит? Большинство людей, у которых есть враги, полагаю, предпочли бы закопать их один раз, а потом пойти по своим делам. Но оставаться в могильщиках навечно? Всех ли это устроит? Едва ли. История предложила советскому пролетариату роль чёрта в аду - и в конце концов эта роль пролетариату надоела.

Вполне возможно, что с исторической точки зрения советский пролетариат оказался решительно неправ, и с таким трудом запечатанного в бутылку иблиса капитализма следовало сторожить и далее - а не распечатывать бутылку, ожидая, что тут-то иблис и начнёт исполнять твои желания. Трудно отделаться от мысли, что согласившись на демонтаж советской системы советский пролетариат совершил катастрофическую, самоубийственную ошибку. Но торопящиеся обвинить пролетариат в глупости поступят не конструктивно, я полагаю. Конструктивно поступят те, кто задумается о том, как предложить людям позитивную программу, а не роль вечных охранников-садистов. Грешникам в аду несладко, да. Но черти же тоже вынуждены жить в аду. Разве удивительно, что иной раз они мечтают о более привлекательных местах для проживания? Тот, кто хочет вести людей, обязан задумываться о таких вещах. Задумываться желательно "до", а не "после".
Tags: Капсоц
Пользователь skri_pach сослался на вашу запись в записи «Данте и его пионерский галстук» в контексте: [...] Оригинал взят у в Данте и его пионерский галстук [...]
Основательно!
Мучас грасиас Маэстро!
Я старался, спасибо.
Звиняйте, вывесил вашу статью в пора_валить

ссылку поставил.
Это на здоровье. Хотя, надо заметить, социализма нет уже лет эдак... Так что свалить от него не удастся. :)
Ок. Еще раз мучас грасиас Маэстро!
Но, решение проблемы действительно не в области
удовлетворения "материальных потребностей", а в смещении шкалы ценностей.
(помните Выбегаловского "Кадавра желудочно удовлетворенного"?)

Другой методики смещения шкалы ценностей, иначе как религия, лично я, не знаю.
(с оговоркой, что коммунизм и богостроительство тоже религии, хоть и своеобразные)

И с этой точки, все выглядит так:
И у нас, и "в америке" атеизм сыграл с обществом злую шутку.
У нас - переформатирование страны, под "криминальный капитализм",
у них - мутация капитализма в странную форму фашизма с "геями", двоемыслием,
"мультикультуризмом", "зеленой смертью" и фактически запретом на воспитание детей.
При этом, у нас "готовы сделать второй шаг", а у них просматривается
перспектива не меньшей криминализации политико-экономическо-морального поля.
Вот и вы считаете, что проще изменить людей, чем накормить их...

Может быть, так оно и есть. Хотя это печально.

Что до атеизма и его "тлетворного влияния", то я не думаю, что он настолько влиятелен. Собственно, в сабжевом тексте атеизм и не фигурирует. "Не христианство" это не обязательно атеизм. Разве что атеизм бытовой - в нашем случае. Но он на высокие уровни общественного строительства сам не выходит.
Атеизм, "не христианство" или безверие, не суть.

Вопрос в отсутствии некоей веры, идеалов и основанных на них внутренних ограничений.

Был ли Александр Привалов голоден? Нет.
А Кадавр? Был.
Кто из них большую "пайку" получал?
Не думаю, что кадавр отступал от веры. Кажется, его просто сотворили неудовлетворённым, к вопросам веры не приобщая. Соответственно, и отступить от веры он не мог.

Как и русский народ не мог отступить от веры - если верно моё утверждение, что христианство никогда в русском народе крепко укоренено не было. И если мы ставим знак равенства между понятиями "вера" и "христианство".

Впрочем, ваше стремление видеть людей запуганными воображаемым и вследствие этого самоограниченными мне понятно. Я так часто его встречаю. :) Мало кто готов принять человека таким, каков он есть. Ещё Достоевский устами одного из своих персонажей указывал, что неплохо бы человека сузить. :)

skri_pach

May 31 2013, 16:04:14 UTC 6 years ago Edited:  May 31 2013, 16:05:46 UTC

Мы друг друга не поняли.

Давайте попробуем с другой стороны:
Кем были пионеры герои? Что ими двигало?
Вера, правильно? Какая именно? Коммунизм.
(Только не выхолощенный европейский суррогат, а нормальный русский коммунизм)

Осовец?
http://skri-pach.livejournal.com/9977.html

Гаврила Свиридов и его товарищи?
http://skri-pach.livejournal.com/6634.html

Была ли у них вера? Безусловно. Без веры в ров не ложатся.
Какая? Христианство ортодоксальное

Хорошо, предположим русским "приживили неправильную веру", в чем это проявилось?
В партизанских движениях, гнавших поляков, французов, немцев до их столиц?
В готовности "лечь в ров" или "лечь на амбразуру"?

В чем изъян "испорченной христианством ментальности"?

А вот когда вера "исчезла" начались проблемы...

bantaputu

May 31 2013, 19:56:09 UTC 6 years ago Edited:  May 31 2013, 19:58:36 UTC

Думаю, теперь понятно. Но по моей логике всё обстоит несколько иначе.

Изначально в России христианство было религией господствующего класса, а не народа. Поэтому в России психологический баланс "сильные грабят слабых, но слабые надеются, что божество отомстит сильным - за гробом" на основе христианства не складывался. Роль христианства в качестве утешителя народа играло государство, "эффективный царь, который боярам может укорот дать". Заметьте, что мой подход неплохо объясняет традиционную российскую страсть к "эффективным царям", имеющую место быть и сейчас. Вера в Сталина и/или Путина заменяет народу веру в Господа Саваофа, который "ужо покажет этим богатым - когда придёт время". Собственно, верующие в Путина верят именно в то, что он "покажет" богатым когда-нибудь, когда придёт время, а не в то, что он на самом деле делает это сейчас. Все видят, что сейчас он этого не делает. :) Просто "Царство Божие" - это по определению когда-нибудь в будущем. Поэтому сейчас в России баланс между нуждами эксплуататоров и психологическим состоянием эксплуатируемых поддерживается примерно так же, как он поддерживался до СССР.

До СССР данный баланс так или иначе поддерживался долгое время. Но к началу XX века сложилась ситуация, в которой уровень эксплуатации трудящихся существенно вырос (что было всего лишь следствием развития капитализма). В результате поиска нового балансового состояния вера в "эффективного царя" была модифицирована большевиками и превращена в веру в "эффективного царя, который не просто даст боярам укорот, а создаст для богатых ад на земле". Сверхрадикальной перемены, как видите, не произошло. Отсутствие в народе веры в то, что "когда-нибудь после смерти все сквитаемся", как было, так и осталось значимым фактором. (И остаётся им сейчас - Россия есть Россия в любых условиях).

Таким образом, религиозная (трансцендентная) вера никогда не играла для русского народа существенной роли. Социализм выполнял некоторые функции, которые в Европе выполняет христианство, но сам по себе не был ни христианством, ни религией. Это была вполне практическая, во многом по-житейски мудрая технология, лишённая мистики.

Вы называете убеждения коммунистов советского периода религиозным верованием. Но факты говорят о том, что коммунисты на самом деле, в реальности строили ад на земле - для своих врагов. То есть, их взгляды были вполне себе практическими и реалистическими. Их задачи могут быть описаны в рамках религиозной терминологии. Но разве религия изобрела насилие и человеческие муки? У религии нет монополии на них.

Если же рассматривать воинские подвиги любого периода истории, будь то добровольное укладывание в ров или закрытие своим телом амбразуры ДОТа, то едва ли мы можем с полным правом увидеть в них религиозную составляющую. Если исследователь не готов сегодня и сейчас, прямо сидя за компьютером, совершить воинский подвиг, то это не означает, что он вправе приписывать совершение подвигов как таковое чему-то непознаваемому. Военная история человечества полна примерами воинской доблести и самопожертвования, и лишь немногие из них, объективно говоря, напрямую связаны с религиозными воззрениями.

Лично я вижу в большинстве воинских подвигов банальное упрямство, готовность ни в коем случае не дать врагу победить. Это своеобразная разновидность самоутверждения. Клаузевиц считал воинскую доблесть проявлением инстинкта морального самосохранения - немецкий романтик. :) Я же думаю, что последняя мысль большинства героев наподобие Гаврилы Свиридова или Александра Матросова звучала примерно так: "Хрен вам, падлы; вы не победите!" А мысли вроде: "Сейчас я пожертвую собой, но потом божество мне всё вернёт сторицей!" - это не к Свиридову или Матросову, а к муслимским шахидам. Я так думаю. :)
Теперь, полностью согласен.

Более того, схема, когда истинная вера - "вера в доброго царя", а христианство и коммунизм - всего лишь второстепенная атрибутика этого культа, мне кажется весьма не бессмысленной.

Потому и развалили страну - "верхи".
Они видели всю подноготную, например, "гонки на лафетах" и потому не могли не стать атеистами (в узко-специальном смысле).

Воинский подвиг - упрямство.
Безусловно, так оно и выглядит.
Посмотрите немецкие и финские агитационные материалы.
Не имея веры, всерьез этим искушениям противостоять?
Такому упрямству, чтобы оно не рассеялось за час-два артобстрела, нужна серьезная база.
Всё "небесное" всегда имеет опору в "земном". Хотя разобраться, какую именно, нередко бывает сложно. Я думаю, что преобразовать Россию сможет только тот, кто поймёт, во что же на самом деле верит русский народ. Известные мне исследователи, на мой взгляд, приписывают русскому народу нравящуюся им лично веру. (Иногда напротив - не нравящуюся).

Страну развалили и "верхи", и "низы". "Верхи" - тем, что утратили цель своей деятельности, и, поблуждав в потёмках и глубинно осознав своё ничтожество, приняли решение заимствовать цель у чужих "верхов", явно целеустремлённых. "Низы" - тем, что решили, что негоже чертям в своём аду жить хуже грешников в чужом. (Если у нас чертями были рабочие, а грешниками капиталисты, то на Западе - наоборот). Хотя "низы" я не осуждаю.

Противостоять искушению агитационными материалами, на мой взгляд, довольно легко. Нужно лишь сохранить минимальную способность рассуждения. И тогда поймёшь, что с вероятностью 99,99% посулы из агитационного материала - враньё. Кроме того, для очень многих бойцов должен быть существенным фактор семьи. Перебежчик в чисто житейском плане серьёзно ухудшает свои шансы на встречу с семьёй. Кроме того, семья перебежчика может и пострадать из-за его поступка. Пусть не для всех, но для многих этот фактор должен быть важен, полагаю.

Упрямство, на мой взгляд, по определению не может исчезнуть за час-два артобстрела, поскольку до артобстрела его ещё не было. Упрямство может появиться только в ходе артобстрела. Ведь упрямство - это "назло, вопреки". Хотя может и не появиться, конечно - военная история мира знает не меньше трусов, чем героев.

И вообще, как мне кажется, говорить о человеке как о существе "с возможностью серьёзной базы" нужно крайне осторожно. Не факт, что человек вообще подходит для строительства на нём "серьёзной базы".

Попалось прелестное - как раз по теме.

Колонель Кассад (подозрительный тип - уж больно его любят цитировать штатные путинские пропагандоны) прокомментировал это в духе что, дескать, с адом нет проблемы - повесили, и дело с концом.

Так вот, Кассад дурак. Проблема не в том, чтобы отправить человека в ад, а в том, чтобы заставить его жить в аду. В том, чтобы подавить желания человека, вынуждая его подстраиваться под желания ваши. Это тебе не верёвку намылить, это технически очень сложно и в полную меру ещё никому не удавалось. А без этого не построишь никакое новое общество. Потому, что естественные побуждения человека представляют огромную, смертельную угрозу для любого порядка. А отказываться от своего естественного поведения в пользу чьих-то хотелок - для любого человека есть ад. Не знаю, именно ли это имел в виду ЖПС, когда говорил, что ад - это другие, но применительно к данной теме его догадка уж очень похожа на правду.

А дурачок Кассад решил, что может заменить такую шикарную вещь, как ад, какой-то верёвочкой. :)
=Социализм - это ад для капиталистов.=

Оригинальный ход мысли, прямо скажу!