bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

"-изм" как богоборчество

Противостояние капиталистической (либеральной) и социалистической идей в силу умственно и эмоционально ущербной, на мой личный взгляд, взаимной непримиримости их приверженцев слывёт конфликтом чуть ли не межцивилизационным. По крайней мере, при желании можно договориться и до такого.

На самом же деле, и я не скажу сейчас ничего принципиально нового, и либерализм, и социализм являются плодами европейской цивилизации, произросшими на одном дереве. В основе обоих направлений мысли является идея о том, что добровольно собравшиеся вместе люди, не объединённые ни родственными связями, ни религиозной общностью, способны и даже обязаны объединить свои усилия ради эффективного производства благ для всех. При этом даже языковые различия не должны быть им помехой. Чеканная формула "свободный труд свободно собравшихся людей" в абсолютно одинаковой мере подходит как к социалистической, так и к либеральной утопии.

Сравните эту идею с, к примеру, "родоплеменным коммунизмом" Муаммара Каддафи. Сколько бы европейских идейных ниточек не было вплетено в "Зелёную книгу", между европейским левым выбором и конструкцией Джамахирии нет ничего общего. "Раздача халявной природной ренты своим сородичам - потому, что они сородичи" и "объединение всех желающих ради созидательного творчества" - далеко не одно и то же, в первую очередь по своему происхождению.

Общая идея, состоящая в том, чтобы объединить ранее разрозненных людей во имя некоего концептуального созидания, является прямой попыткой преодоления психологической данности, возникающей после осознания библейского мифа о строительстве Вавилонской башни. Мифа, психологическая конструкция которого направлена на подавление человеческой способности к творчеству. Либерализм и социализм являются родственными по отношению друг к другу способами переживания катастрофы человечества, произошедшей вследствие внешнего (божественного) вмешательства (для человеческой психологии способного быть вполне реальным и с практической точки зрения согласующегося с объективно существующей раздробленностью мира людей). И тот, и другой противятся воле Божьей, заявляя, что можно организовать людей для нового строительства на принципах, заложенных в человеческой природе, невзирая на посеянные божественным вмешательством различия и взаимное непонимание.

По закону жанра где-то рядом с этой очевидной для меня, но совершенно невообразимой для их адептов братской любовью социализма и либерализма должен находиться дьявол. И дьявол присутствует - это национализм. Национализм противостоит универсалистскому подходу социализма и либерализма со своей концепцией космоса в замкнутой системе. Но, опять же, по законам жанра, вслед за дьяволом должен появиться добрый волшебник. За неимением лучшего сегодня за Гэндальфа буду я. Национализм известен тем, что заменяет концепцию трансцедентального бессмертия концепцией бессмертия в национальном организме ("Если будет Россия, значит буду и я" - идеальное националистическое стихотворение, между прочим). Таким образом, национализм является богоборческим в степени даже большей, чем либерализм и социализм. Социализм просто отрицает необходимость метафизического утешения, надеясь на духовную силу созидающего человека, либерализм старается эту необходимость игнорировать, внешне даже заявляя о своей лояльности к ней. Национализм же далее всех идёт по практическому пути отрицания религиозности, предлагая собственное метафизическое утешение. (Поэтому, наблюдая "русских патриотов" с хоругвями, я каждый раз сокрушаюсь о бездне человеческой умственной слабости и эмоциональной робости). Будучи а) плотью от плоти европейского цивилизационного сознания; б) активно богоборческим направлением; в) в рамках замкнутой национальной системы легко мирящимся, в зависимости от обстоятельств, как с либерализмом, так и с социализмом, национализм должен быть признан "родным третьим братом" двух первых течений. К формуле "свободный труд свободно собравшихся людей" национализм лишь добавляет подробность: "отгородившихся забором от несвободных".

Все три направления европейской общественной и политической мысли, все три мировоззрения имеют общую цель - преодоление в рамках европейской культурной традиции влияния авраамических религий. (Кстати, даже само слово "мировоззрение", по идее, антирелигозно). Эти пути различны, но ведут к общей цели и взаимно сочетаемы.

_______________________________________

В современной России сложилась следующая ситуация. Либерализм, социализм и национализм совместно противостоят путинизму. Причина этого в том, что "идеальный", то есть присутствующий в мечтах искренних путинистов, порядок сводится к приведённой выше "формуле Каддафи", то есть к раздаче халявной природной ренты "своим" - просто потому, что они "свои". Практически действующий путинизм отличается от путинизма идеального лишь методикой очерчивания круга "своих". Путинисты, недовольные лично Путиным, недовольны потому, что Путин не включил в круг "своих" тех, кого они желали бы там видеть.

Нетрудно понять, что "три брата" - сына европейского сознания противостоят идее Ресурсной Федерации как европейцы неевропейскому. Разлом между путинистами и антипутинистами есть разлом межцивилизационный. При этом основная трудность в достижении "тремя братьями" успеха состоит не в их, пусть прискорбных для меня, но вполне преодолимых, как я считаю, взаимных противоречиях. Также она не состоит и в общем превосходстве идеи неевропейской цивилизации над идеей цивилизации европейской - потому, что такого превосходства просто нет. Трудность в том, что и либерализм, и социализм, и национализм изначально "заточены" на противодействие враждебному элементу, расположившемуся внутри европейской культуры, на практике же им приходится бороться с врагом полностью чужеродным. Грубо говоря, это "вакцина-тройчатка" не от той болезни.

Тем не менее, "три брата" представляют ни много, ни мало великую европейскую цивилизацию, а потому и могут, и обязаны одержать победу.


Tags: Капсоц
Вроде все правильно, но что-то смущает. Богоборчеством в принципе является любая интеллектуальная рефлексия, мировоззрение как продукт такой рефлексии. Измы также как и религии позволяют исключить такую рефлексию, принцип экономии мышления работает.
То есть конфликт на самом деле между критическим и некритическим отношением к любому Изму
Религия или идеология становится Измом тогда, когда она расфасована и упакована для употребления без осмысления.
Если мы говорим о том, что либералы мыслящие, а путинисты нет, это значит что либерализм у нас продается в неподходящей таре.
Осмысленная религия это уже не религия, ПМСМ. Кредо, квиа абсурдис.
Мне вообще говоря тоже нравятся поигрывания этим набором идей и различные их переплетения. Но ваш сюжет как-то не очень: если эти "три брата" противостоят цивилизационной сущности, да еще и в момент когда папа-запад в очевидном кризисе, то плохо дело этих братьев.

Мне представляется, что ресурсный режим - это прежде всего система построенная на сверхценности редкого ресурса. А в классификации Демайндеда такая система называется феодализмом. И собственно система не только методологически, но и непосредственно исторически очень напоминает рентный феодализм: с бесправием и беззаконием (нет субъектов, которых можно было рассуживать, одни объекты), феодальным сознанием элит (нет процесса Д - Т - Д', есть только собрал свою администраторскую дружину и отжал ресурс у соседнего барона) и пр.

Про национализм. Мне кажется, что время национальных государств уходит в историю. Судьба человечества - формировать общемировое пространство. Тут можно сослаться на теорию теория Григорьева/Хазина, которая утверждает, что уровень НТР прямо зависит от размера экономики в человеках, и распад мировой глобализированной экономики означает неизбежную деградацию. Поэтому за национализмом (в противоположность XVII - началу XX века) уже нет никакого проекта.

С другой же стороны, как мне кажется, в противоположность связке национализм-либерализм, возможна связка социализм-либерализм. Про то что коммунист это последовательный либерал - уже говорилось много. Я же сверх этого пытаюсь смоделировать будущую модель "планового" хозяйства и в моих представлениях, она повысив планируемость так же и повысит свободу деятельности творческих рабочих коллективов, которые будут действовать в среде схожей с сегодняшней рыночной. Планируемость же будет заключаться (1) в полной информационной открытости всех процессов, (2) в наличие институтов стоящих над рыночной средой и формирующих цели общества (например профессиональные им межпрофессиональные сообщества), (3) в снижении связи между "рыночным" успехом и непосредственным материальным потребительским вознаграждением.

В общем я за преодоление противоположности социализм-либерализм заь счет диалектического синтеза и выхода на новый уровень.
добровольно собравшиеся вместе люди, не объединённые ни родственными связями, ни религиозной общностью, способны и даже обязаны объединить свои усилия ради эффективного производства благ для всех
--------------------------------------------------------------

Таким образом , во главу угла мы ставим потребление. Жизнь во имя еды. А отсюда снова у нас рано или поздно будет и путинизм и империализм и колониализм. Потому как порой не только больше всех сожрать хочется, но и чтобы другие голодные были.
Зацените батькин подход:
http://www.itar-tass.com/c13/860281.html
МИНСК, 1 сентября. /ИТАР-ТАСС/. В Белоруссии сегодня вступило в силу постановление Совета Министров, согласно которому средняя зарплата руководителя коммерческой организации не может более чем в 8 раз превышать среднюю зарплату по этой организации. Правительственное решение распространяется на компании и фирмы независимо от формы их собственности.
Формирование общемирового пространства не только не уменьшает ценности национальных государств, но, напротив, делает их ценность чрезвычайной. Здесь работает логика "землячества" в казарме. В казарме 10 азербайджанцев и 100 русских. Кто будет доминировать? 10 азербайджанцев. Почему? Потому, что доминировать означает получать ресурс за чей-то счёт. 100 человек в принципе не могут доминировать над десятью, поскольку могут получить с них лишь очень мало ресурса (свободного от исполнения обязанностей времени, например). Если ничего нельзя получить, то нет мотивации. И наоборот, если есть мотивация, то можно сделать даже, казалось бы, невозможное - доминировать над подавляющим большинством.

Ситуация "всемирной фабрики" означает, что относительно немногочисленные, но сплочённые группы смогут получать преимущества за счёт всех остальных. Что означает расцвет национальных государств на фоне глобализации. Это парадоксально, но, похоже, иначе не будет.
В казарме - да, а кто будет доминировать в исследовательской лаборатории? Собственно, формирование общемирового пространства возможно исключительно на базе уничтожения "фабрики" (как системы массового, отчужденного, нетворческого, эксплатируемого труда)
В исследовательской лаборатории? Вы полагаете, в лабораториях нет места интригам и взаимоподдержке членов группировок? По-моему, очень даже есть.

На данный момент общемировое пространство формируется именно за счёт развития "фабрики". "Фабрика" приходит в Бангладеш, и там возникает классическая капиталистическая ситуация с высокой концентрацией жестоко эксплуатируемой рабочей силы. Эксплуатация сейчас не менее актуальна, чем прежде, а то и поболее.
>> В исследовательской лаборатории? Вы полагаете, в лабораториях нет места интригам и взаимоподдержке членов группировок? По-моему, очень даже есть.
__________
Конечно же есть, но только на совсем других принципах. И аналогия с 10 азербайджанцами из казармы для лаборатории теряет смысл. Если в лаборатории интриги и взаимоподдержка станут формироваться на национальном принципе, то лаборатория тут же превратиться в фабрику-казарму.

>> На данный момент общемировое пространство формируется именно за счёт развития "фабрики". "Фабрика" приходит в Бангладеш, и там возникает классическая капиталистическая ситуация с высокой концентрацией жестоко эксплуатируемой рабочей силы. Эксплуатация сейчас не менее актуальна, чем прежде, а то и поболее.
________
Не совсем так. Количество индустриальных рабочих не растет (и возможно сокращается) даже в "мировой фабрике" Китае. В противоположность стремительно растущему когнитарскому классу (наука, медицина, образование, отчасти услуги и пр.). Хорошие данные на этот счет выкладывал maz-d.livejournal.com.

Но я пойду даже дальше и рискну утверждать, что даже такой уровень индустриальных рабочих (и идентичных им низкоквалифицированных работников сферы услуг) сохраняется только из-за сохранения капитализма. Только капитализм заставляет воспроизводиться систему с массовым неквалифицирвоанным фабричным трудом в противоположность массовой автоматизации. Реальное же социалистическое переустройство общества должно в первую очередь обеспеченить сокращение фабрики (с максимально возможным переводом людей в когнитарские классы).



Есть еще один ИЗМ, от которого все другие произошли, вместе с ЕВРО-пейстской цывилизацыей.
Крипторхизм?