bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

К вопросу культуры

Очень и очень часто разговоры о культуре в узком смысле этого слова, т. е. о совокупности или совокупностях произведений искусства, подразумевают или же прямо декларируют деление явлений культуры на условно высокие и условно низкие. Данное чрезвычайно распространённое деление, на мой взгляд, бессмысленно. Назначение произведений искусства во всяком случае предполагает произведение оными впечатления. Впечатление же есть более или менее объективная реакция на раздражитель и никак не может градуироваться ни на сакральное и профанное, ни на предназначенное для удовольствия и предназначенное для душевного развития, как это очень и очень многие имеют обыкновение представлять. Впечатления от сладкого пирожного и от удара молотком по пальцу весьма и весьма различаются, в том числе по степени приятности. Но применение к ним понятий низкого и высокого совершенно не имеет смысла. Глупо утверждать, что впечатление от зрелища полёта орла выше впечатления от зрелища полёта мухи, равно, как и наоборот. "Различно" - да, но "выше" и "ниже" - нет. Указанные категории просто неприменимы в данной области.

Создание произведений искусства это общественно ориентированный процесс. Общество неоднородно, поэтому всякое осмысленно создаваемое произведение искусства имеет свою целевую аудиторию. Однако различия произведений искусства по целевой аудитории никак не характеризуют эти произведения с точки зрения их "возвышенности" или же "низменности", а также с точки зрения их качества. И дело не в эгалитаризме автора этих строк, а в том, что различия в целевой аудитории определяют только использование в произведении искусства тех или иных средств привлечения внимания, "манков". Все остальные характеристики произведений искусства, включая основные темы разговоров, с выбором целевой аудитории никак не связаны. Строго говоря, выбор "манка" не говорит вообще ни о чём. Так для гетеросексуальной аудитории средством привлечения внимания может быть изображение лиц противоположного пола, а для гомосексуальной - своего. Но поскольку и гомо-, и гетеросексуальные аудитории состоят из двух полов, то любое конкретное изображение любого лица может быть преподнесено любой аудитории. Изображение красивой женщины можно предложить и гетеросексуальным мужчинам, и гомосексуальным женщинам. При определённом, высоком уровне качества работы художника есть возможность заинтересовать всех всем, то есть понятие целевой аудитории может быть расширено до рамок общества в целом. Лучшие изображения людей представляют интерес для всех, вне личных половых предпочтений. То есть, если об уровне качества произведения искусства мы вполне вправе говорить, то выбор целевой аудитории сам по себе не характеризует произведение. Соответственно, и какие-либо качественные характеристики, в том числе "возвышенность" и "низость", в этой связи возникнуть не могут.

Разговоры об искусстве, имеющие в своём содержании понятия высокого и низкого, сакрального и профанного и т. д., на самом деле являются разговорами о социальных условиях существования искусства, но не о самом искусстве. К сожалению, очень и очень часто характеристики социальных условий существования искусства приписываются самому искусству. Это неверно и свидетельствует о слабой методологической организации подобных разговоров.
Tags: Музыка, Теория общества