В области морали развитие цивилизации представляет собой совершенствование системы доказательств того, что эффективные решения могут быть моральными. Данная система призвана побуждать к моральным поступкам. При этом вполне очевидно, что эффективность как таковая с моральностью не связана вообще и может совпадать и не совпадать - случайно. Поэтому практики стремятся к тому, чтобы представить моральными поступки, которые они уже до того признали эффективными. Здесь им помогает лицемерие. Лицемерие развивается вместе с цивилизацией и становится тем изощрённее, чем лучше цивилизация обосновывает принципиальную эффективность морального, поскольку такое обоснование основано на том же самом навыке, что и лицемерие. Если подойти к делу строго, то можно сказать, что лицемерие это моральное лицо цивилизации.
Отказ от лицемерия равносилен вызову цивилизации. Фанатики, искренние в своём безумии, всегда антицивилизационны.
Если обобщить лицемерие как вранье, то можно вспомнить Эдгара По.
Понятие «надувательство», — вернее, отвлеченная идея, заключенная в глаголе «надувать», — знакомо каждому. Но самый акт, надувательство как единичное действие, с трудом поддается определению. Впрочем, некоторой ясности в этом вопросе можно достичь, если дать определение не надувательству как таковому, но человеку как животному, которое надувает.
Эдгар Аллан По. Надувательство как точная наука
Т.е. если человек прекратит врать и лицемерить - это будет уже не человек. В процессе внутривидовой борьбы, для политического выживания люди часто принимают "эффективные решения", которые идут в разрез с моралью. Поэтому победившим приходиться придумывать и внедрять новую мораль, чтобы застолбить свое господство еще и на идеологическом уровне.
"Отказ от лицемерия равносилен вызову цивилизации." я думаю, от лицемерия отказаться невозможно. В конце концов мы никогда не знаем, где истина и пользуемся наиболее как нам кажется подходящей интерполяцией/экстраполяцией. Так или иначе, мы часто берем какое-то объяснение, которое нам кажется правдоподобным, и начинаем его "втюхивать" окружающим. "Фанатики, искренние в своём безумии, всегда антицивилизационны." Я думаю, фанатики "новоцивилизационны", просто большинству их идеи настолько чужды, что они не в состоянии оценить суть идеи, которой они одержимы. Поэтому фанатиков автоматически общество маргеналезирует. Но если попадется умный фанатик - он заразит все общество и будет новая цивилизация.
Да, способность религии ментально организовывать массы в своё время очень сильно помогла государственному строительству. Да даже и совсем недавно - вспомнить хоть спаянные религиозным поклонением вождям государственные проекты XX века.
Мне вот интересно видеть, как сейчас оно же начало работать в минус. Примеры - сравни ислам 70-80х и текущий. Кто виноват и что делать - я даже затрудняюсь сказать, но цивилизационная деградация - налицо. Второй пример ровно обратный - либертарианство и отрицание всех христианских принципов - результат такой же, цивилизацонная деградация и симулякры вместо прогресса.
Видимо, где-то в конце 80-х потеряли баланс. Уж не с развалом СССР ли (шутка, но с долей задумчивости)?
Нашу цивилизацию создали не христианство, а наёмный труд и порох. Найти иные методы занять своё сознание - задача не такая уж сложная, на самом деле. Потребности людей довольно скромны.
Не думаю, что либертарианство противоречит христианству. Скорее, напротив, поскольку у них есть общая основа - модель мира "личность перед богом, и более ничего важного". Социализм, напротив, даёт иную модель, в которой важно общество, а боги как-нибудь потом.
Порох создал огнестрелшьное оружие, а таковое создало современную металлургию. Мы получили сплавы, из которых можно делать двигатели, например - это доступ к дополнительным источникам энергии.
Порох создал нашу машинную цивилизацию, на самом деле.
Контр-пример - когда там в Китае его изобрели? Но мораль другая, так и запускали несколько сотен лет фейерверки. И никакого огнестрела и промышленности.
А. Эффективность с моралью связана прямо и жестко (с настоящей моралью, которая есть человечность, а не с искренним ханжеством фанатиков, которое они ошибочно моралью полагают). Так, честный чиновник, работающий на благо дела, эффективен с тз цивилизации, а лицемерный коррупционер — неэффективен или даже прямо разрушает цивилизацию, повышая энтропию.
Б. Цивилизация связана с моралью прямо и жестко. Дело в том, что всякая бесчеловечность бывает намеренная (сознательный садизм) или вынужденная (нехватка ресурсов). Вторая основная, она задает общий уровень аморальности в обществе, как бы "норму бесчеловечности". По мере развития цивилизации проблема ресурсов постепенно уходит, и с ней уходит вынужденная бесчеловечность. А значит и общий уровень морали растет. Благодаря этому, уже и намеренному садизму тоже становится неуютно, он начинает слишком резко выделяться на фоне нормы.
В. Уровень лицемерия скорее снижается по мере развития цивилизации. Опять же оттого, что меньше нужды врать и у меньшего числа людей есть нужда врать, потому что просто нет нужды. Хотя возможно, что прямой связи цивилизации с уровнем лицемерия вообще нет. Но мне вспоминается "Инженер в Сибири", где замерзающих детей-беспризорников жильцы выгоняют из подъездов на мороз, потому что те разносят туберкулез... Уровень лицемерия сами можете себе представить. КАК приходится себе врать таким людям.
Г. Фанатики связаны с моралью обратным образом, чем цивилизация — они аморальны, хотя и искренни. Весь вопрос в термине "мораль". См пост "Скафандр" на эту тему.
А. Вы понимаете эффективность как "пользу для всех". Но с точки зрения принятия отдельного решения это неверно. Каждое отдельное решение базируется на частной выгоде, а всеобщая выгода есть лишь воображаемая результирующая, которую, к тому же, каждый вправе понимать по-своему. Соответственно, эффективность также является частной, что, как вы понимаете, легко позволяет таковой оказаться аморальной - во многих случаях. При этом, чтобы оставаться в рамках цивилизованности, лицу, принимающему частное, эффективное для небольшой группы людей, решение нужно прибегать к лицемерию. Что, в общем, вполне очевидно и без меня.
Б. Да, цивилизация связана с моралью весьма прямо и жёстко - что, собственно, и я утверждаю в своём посте. В том числе в целом верен и описанный вами механизм. А вот эффективность не всегда связана с моралью прямо и жёстко. :)
Но вот ваше предположение о росте уровня морали по мере роста цивилизации как минимум спорно. Цивилизация делает ресурсы более доступными - но она же делает потребности более высокими, а разницу между физическими и организационными возможностями отдельных групп более резкой. Ставшие доступными благодаря цивилизации ресурсы внезапно оказываются на землях, заселённых нецивилизованными народами, а дело уничтожения таковых оказывается вопросом простого нажатия кнопки, и заверте... Зато сколько прекрасных образцов лицемерия мы увидим в связи с этим!
В. Думаю, что справедливо говорить не об уровне, а о качестве лицемерия - если мы хотим чему-то научиться и получить какие-то преимущества. Качество лицемерия должно расти вместе с ростом уровня цивилизованности. Это тем более верно, если принять вашу точку зрения и исходить из роста уровня морали, параллельному росту уровню цивилизации. Если наша мораль стала выше и мы уже не позволяем себе держать людей в рабстве, например, а эффективность в каких-то случаях требует этого, то логично предположить, что ради эффективности наше лицемерие должно стать ещё более качественным, чем раньше - иначе мы не сможем преодолеть моральные ограничения.
Г. Фанатики, в некотором смысле, сверхморальны и антилицемерны - в той степени, в которой они именно фанатики, по крайней мере. Поэтому они и антицивилизационны. Сверхмораль разрушительна; цивилизация её не выдерживает.
По пункту "В" не соглашусь - он растет, а не снижается. Просто его учатся лучше скрывать. Вся толерантность и политкорректность - ничто иное, как лицемерие по сути - ибо противоречит той самом морали. Но да, оно обернуто вкуснее, чем колониализм с расизмом и индульгенции с отлучением от церкви.
If you’re using Livejournal Instagram for the first time, simply use your Instagram username and password to login. If you don't have an account, please create one on iPhone/iPad/Android first.
sergeygnusareff
March 23 2017, 14:58:45 UTC 2 years ago Edited: March 23 2017, 15:07:10 UTC
Понятие «надувательство», — вернее, отвлеченная идея, заключенная в глаголе «надувать», — знакомо каждому. Но самый акт, надувательство как единичное действие, с трудом поддается определению. Впрочем, некоторой ясности в этом вопросе можно достичь, если дать определение не надувательству как таковому, но человеку как животному, которое надувает.
Эдгар Аллан По. Надувательство как точная наука
Т.е. если человек прекратит врать и лицемерить - это будет уже не человек. В процессе внутривидовой борьбы, для политического выживания люди часто принимают "эффективные решения", которые идут в разрез с моралью. Поэтому победившим приходиться придумывать и внедрять новую мораль, чтобы застолбить свое господство еще и на идеологическом уровне.
"Отказ от лицемерия равносилен вызову цивилизации." я думаю, от лицемерия отказаться невозможно. В конце концов мы никогда не знаем, где истина и пользуемся наиболее как нам кажется подходящей интерполяцией/экстраполяцией. Так или иначе, мы часто берем какое-то объяснение, которое нам кажется правдоподобным, и начинаем его "втюхивать" окружающим.
"Фанатики, искренние в своём безумии, всегда антицивилизационны." Я думаю, фанатики "новоцивилизационны", просто большинству их идеи настолько чужды, что они не в состоянии оценить суть идеи, которой они одержимы. Поэтому фанатиков автоматически общество маргеналезирует. Но если попадется умный фанатик - он заразит все общество и будет новая цивилизация.
racepilot
March 24 2017, 04:28:03 UTC 2 years ago
Дело в том, что религия исходно и была придумана как свод обязательных для исполнения моральных правил (а в некоторых из них - еще и образа жизни).
То есть, в свое время, религия и создала соответствующую цивилизацию, живущую по ее морали.
Из этого, кстати, следует одно интересное следствие - религия - удел слабых, не способных создать собственные моральные нормы.
bantaputu
March 25 2017, 05:00:06 UTC 2 years ago
racepilot
March 25 2017, 05:25:31 UTC 2 years ago
С лицемерием все тоже понятно - это когда мир не укладывается в догмы. Приходится обходить острые углы.
bantaputu
March 25 2017, 05:36:15 UTC 2 years ago
racepilot
March 25 2017, 06:14:59 UTC 2 years ago
Примеры - сравни ислам 70-80х и текущий. Кто виноват и что делать - я даже затрудняюсь сказать, но цивилизационная деградация - налицо.
Второй пример ровно обратный - либертарианство и отрицание всех христианских принципов - результат такой же, цивилизацонная деградация и симулякры вместо прогресса.
Видимо, где-то в конце 80-х потеряли баланс. Уж не с развалом СССР ли (шутка, но с долей задумчивости)?
bantaputu
March 28 2017, 09:31:34 UTC 2 years ago Edited: March 28 2017, 09:31:45 UTC
Не думаю, что либертарианство противоречит христианству. Скорее, напротив, поскольку у них есть общая основа - модель мира "личность перед богом, и более ничего важного". Социализм, напротив, даёт иную модель, в которой важно общество, а боги как-нибудь потом.
racepilot
March 28 2017, 09:39:00 UTC 2 years ago
Противоречит. Мораль - она про ограничения и самоограничения, причем христианская - про вполне конкретные. Либертарианство с ними конфликтует.
bantaputu
March 28 2017, 10:58:37 UTC 2 years ago
Порох создал нашу машинную цивилизацию, на самом деле.
racepilot
March 29 2017, 03:32:00 UTC 2 years ago
Контр-пример - когда там в Китае его изобрели? Но мораль другая, так и запускали несколько сотен лет фейерверки. И никакого огнестрела и промышленности.
bantaputu
March 29 2017, 16:55:59 UTC 2 years ago
greenorc
March 24 2017, 07:54:52 UTC 2 years ago Edited: March 24 2017, 07:58:09 UTC
А. Эффективность с моралью связана прямо и жестко (с настоящей моралью, которая есть человечность, а не с искренним ханжеством фанатиков, которое они ошибочно моралью полагают). Так, честный чиновник, работающий на благо дела, эффективен с тз цивилизации, а лицемерный коррупционер — неэффективен или даже прямо разрушает цивилизацию, повышая энтропию.
Б. Цивилизация связана с моралью прямо и жестко. Дело в том, что всякая бесчеловечность бывает намеренная (сознательный садизм) или вынужденная (нехватка ресурсов). Вторая основная, она задает общий уровень аморальности в обществе, как бы "норму бесчеловечности". По мере развития цивилизации проблема ресурсов постепенно уходит, и с ней уходит вынужденная бесчеловечность. А значит и общий уровень морали растет. Благодаря этому, уже и намеренному садизму тоже становится неуютно, он начинает слишком резко выделяться на фоне нормы.
В. Уровень лицемерия скорее снижается по мере развития цивилизации. Опять же оттого, что меньше нужды врать и у меньшего числа людей есть нужда врать, потому что просто нет нужды. Хотя возможно, что прямой связи цивилизации с уровнем лицемерия вообще нет.
Но мне вспоминается "Инженер в Сибири", где замерзающих детей-беспризорников жильцы выгоняют из подъездов на мороз, потому что те разносят туберкулез... Уровень лицемерия сами можете себе представить. КАК приходится себе врать таким людям.
Г. Фанатики связаны с моралью обратным образом, чем цивилизация — они аморальны, хотя и искренни. Весь вопрос в термине "мораль". См пост "Скафандр" на эту тему.
bantaputu
March 25 2017, 05:18:37 UTC 2 years ago Edited: March 25 2017, 05:19:16 UTC
А. Вы понимаете эффективность как "пользу для всех". Но с точки зрения принятия отдельного решения это неверно. Каждое отдельное решение базируется на частной выгоде, а всеобщая выгода есть лишь воображаемая результирующая, которую, к тому же, каждый вправе понимать по-своему. Соответственно, эффективность также является частной, что, как вы понимаете, легко позволяет таковой оказаться аморальной - во многих случаях. При этом, чтобы оставаться в рамках цивилизованности, лицу, принимающему частное, эффективное для небольшой группы людей, решение нужно прибегать к лицемерию. Что, в общем, вполне очевидно и без меня.
Б. Да, цивилизация связана с моралью весьма прямо и жёстко - что, собственно, и я утверждаю в своём посте. В том числе в целом верен и описанный вами механизм. А вот эффективность не всегда связана с моралью прямо и жёстко. :)
Но вот ваше предположение о росте уровня морали по мере роста цивилизации как минимум спорно. Цивилизация делает ресурсы более доступными - но она же делает потребности более высокими, а разницу между физическими и организационными возможностями отдельных групп более резкой. Ставшие доступными благодаря цивилизации ресурсы внезапно оказываются на землях, заселённых нецивилизованными народами, а дело уничтожения таковых оказывается вопросом простого нажатия кнопки, и заверте... Зато сколько прекрасных образцов лицемерия мы увидим в связи с этим!
В. Думаю, что справедливо говорить не об уровне, а о качестве лицемерия - если мы хотим чему-то научиться и получить какие-то преимущества. Качество лицемерия должно расти вместе с ростом уровня цивилизованности. Это тем более верно, если принять вашу точку зрения и исходить из роста уровня морали, параллельному росту уровню цивилизации. Если наша мораль стала выше и мы уже не позволяем себе держать людей в рабстве, например, а эффективность в каких-то случаях требует этого, то логично предположить, что ради эффективности наше лицемерие должно стать ещё более качественным, чем раньше - иначе мы не сможем преодолеть моральные ограничения.
Г. Фанатики, в некотором смысле, сверхморальны и антилицемерны - в той степени, в которой они именно фанатики, по крайней мере. Поэтому они и антицивилизационны. Сверхмораль разрушительна; цивилизация её не выдерживает.
racepilot
March 25 2017, 06:23:33 UTC 2 years ago