bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Пол Пот любил людей

В своём блоге [profile] deminded превосходно описал условие неординарной задачи, обратив внимание именно на те вещи, на которые следовало обратить внимание. Спасибо ему. Но решение, которое он предложил, совершенно неудовлетворительно.

Моё решение (из комментариев) следующее:

Не согласен. Не вижу здесь "расчеловечения". Совершенно напротив - здесь абсолютизация очеловечения, когда помимо человеческого не остаётся ничего. Никаких посторонних аргументов, никакого рацио.

Есть только человек против человека. Один человек хочет сломать другого человека. Сломать - и получить признание в этом, написанное на школьной доске. После чего сломанный субъект уничтожается - за ненадобностью. Всё это делается тайно - именно потому, что оно рассчитано не на какой-либо резонанс, не на получение какого-то общественного результата. Речь только о том, чтобы субъект А, глядя в глаза субъекта Б, увидел, что тот больше не человек. Ради этого мгновения. Никакой "внешней" выгоды - таковая опошлила бы всю идею.

Это как любовь. Любовь ради выгоды это проституция. В любви важен миг, когда два человека смотрят друг другу в глаза и понимают... :) Что-то понимают. Тогда это настоящее. И Пол Пот искал настоящее. И находил - судя по всему. Нечто, не имевшее рационального объяснения. Не поддающееся подсчёту экономистами или политологами.

Смысл идеи в том, что человеческое принимается, как абсолютная ценность, ради которой можно пожертвовать всем. Некое движение человеческой души важнее всех важностей мира. Поэтому важностями пренебрегают, и ищут это мгновенное движение.

Франц Кафка, "В исправительной колонии". Смысл устройства в том, чтобы казнимый начал читать.

Виктор Драгунский. "Он живой, и светится".

У Пол Пота люди тоже... светились. А он смотрел.
.
:)
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/395763.html.
1
Рекурсивненько получилось: спор ради спора, точнее чтобы "убедить" другого.

> Есть только человек против человека. Один человек хочет сломать другого
> человека. Сломать - и получить признание

Это все равно что сказать "животные питаются травой". И привести массу примеров.

Разны есть "человеки".

Прямо почти вашими словами сказано:

"Но я стрелять в него не стал, стрельбы я ему не должен был никак, а только потащил наверх в залу. Там в зале Надежда Васильевна, совершенно сумасшедшие, сидели, они с шашкой наголо, по зале прохаживались и в зеркало гляделись. А когда я Никитинского в залу притащил, Надежда Васильевна побежали в кресло садиться, на них бархатная корона перьями убрана была, они в кресло бойко сели и шашкой мне на караул сделали. И тогда я потоптал барина моего Никитинского. Я час его топтал или более часу, и за это время я жизнь сполна узнал. Стрельбой, - я так выскажу, - от человека только отделаться можно: стрельба - это ему помилование, а себе гнусная легкость, стрельбой до души не дойдешь, где она у человека есть и как она показывается. Но я, бывает, себя не жалею, я, бывает, врага час топчу или более часу, мне желательно жизнь узнать, какая она у нас есть…"
Очень похоже.

Никакой загадки в том, что произошло в Камбодже, нет. Точнее, эту загадку в качестве типичного кейса рассмотрели и решили за много лет до этих событий. Англичане, конечно. "Где умный человек прячет лист? В лесу." Умные люди поработали.

Anonymous

October 15 2018, 14:34:26 UTC 10 months ago

=Англичане, конечно.= Скорее, френчи.
Умный человек... Не прячет лист. Это не нужно.
Потребность самоутверждении, в том числе через убийства и издевательства над себе подобными, идет из глубины животных инстинктов, и к человеческому имеет отношение довольно опосредованное. При этом в государственной машине убийств и репрессий имеют место оба фактора - как отчужденный "труд" (т.е., люди просто зарабатывают себе этим на пропитание в сложившейся системе), так и неотчужденный.
Палачами, что при Сталине, что при Пол Поте, двигал только страх. Страх самим подвергнуться. Больше ничего.

Массовые репрессии это просто такой саморазгоняющийся процесс, гонка лояльности, когда каждый стремится выглядеть самым-самым лояльным и таким образом как можно дальше от репрессий, а доказать лояльность можно только подвергнув репрессиям кого-то другого, якобы нелояльного. Внутри репрессивных органов эта гонка самая острая, самая жестокая, палачи ведь сами видят жестокость репрессий и боятся больше тех, кто не видят.
Экой примитивный субъект, однако.
Интересное наблюдение: общее свойство всех нацистов - упорное повторение явно неэффективных действий. Как в том анекдоте, "трясти надо". Видно же, что Ваша ругань меня не раздражает, может что-нибудь новое попробуете? Пробить буддиста руганью это, прямо скажем, задача нетривиальная.
Трудно пробить ничто.