В настоящее время, на мой взгляд, не существует вполне ярко выраженных объективных предпосылок для смены финансового капитализма иной политико-эккономической формацией. Необходимость в такой смене, бенефициары смены и некоторые поводы к ней в мире присутствуют, о чём я писал здесь. Тем не менее, сейчас массы потенциальных бенефициаров перемен ещё не готовы к принятию судьбоносных решений. Причина этого, на мой взгляд, в состоянии умов, которое я обозначу, как коррумпированность мышления. А именно, в традиции понимания себя как потенциальных бенефициаров действующей системы, сложившейся и прочно (за столетия, однако) утвердившейся в сознании масс потенциальных бенефициаров перемен. Эта схема мышления, взятая на примере развитых капиталистических стран, в особо тяжкой форме повторяет инфантильный энтузиазм вкладчиков МММ ("не халявщиков, а партнёров") в присно памятном 1994 году. Массы тружеников различных нив, включая предпринимательские и бюрократические, вожделеют не видеть доброе во всяких трудах своих, а делить эмиссионные доходы через биржи и пузыри на рынках недвижимости. Разум в массах восторжествует ещё не скоро - предрекаю.
Таким образом, финансовая олигархия мнится мною как перспективный потенциальный правитель мира на обозримое будущее.
Перед финансовой олигархией, как перед всякой иной властью, стоит проблема оптимизации управления. То есть, в конечном итоге, снижения затрат при доситижении прежней цели. Финансовой олигархии было бы полезно (хотя и не строго обязательно) снизить затраты на прокорм трудящихся на неё масс, то есть абсолютное материальное выражение прожиточного минимума. (Напомню, что в обществах, не являющихся социальными, содержание трудящихся определяется так, чтобы покрывать затраты на восстановление ими сил и на воспроизводство рабочей силы).
Добиться этой цели можно, снижая абсолютное потребление. Этот метод в некоторых случаях приемлем для финансовой олигархии и даже необходим для неё - например, для подготовки населения базовых для олигархии стран к трудам и тяготам больших войн (см. "Великая депрессия"). Однако в общем случае снижение абсолютного потребления означает снижение спроса и замедление научно-технического прогресса как следствие недофинансирования промышленности. НТП же для финансовой олигархии может быть одной из самоцелей, поскольку предоставляет ей средства для улучшения качества и продления личного существования, а также поставляет новые технологии контроля за финансовыми потоками и поведением масс. Поэтому в долгосрочной перспективе для финансовой олигархии жертвовать НТП, на мой взгляд, неразумно.
Есть ещё один способ снижения затрат на поддержание и вопроизводство рабочей силы, не связанный с сокращением личного потребления трудящихся. Это устранение ряда непроизводительных издержек на пути пользования трудящимися материальными благами. Я говорю о местной коррупции и обычной уголовной преступности.
Местные (до уровня регионов стран включительно) коррупционеры и обычные уголовники не входят не только в финансовую олигархию, но даже в её непосредственную обслугу. Это самодеятельная поросль, выбивающаяся, в общем-то, из любого проекта, тем более из глобального. Финансовая олигархия может игнорировать её, поскольку масштаб деятельности "поросли" сам по себе не идёт ни в какое сравнение с масштабами деятельности финансовой олигархии, пусть эта деятельность и та же по существу. При этом местные коррупционеры и уголовники создают существенное давление на физическое потребление масс, удорожая тем самым содержание рабочей силы, возможно, в разы. Даже банальная этническая группировка, контролирующая торговлю продовольствием, даёт значимый эффект, поскольку (по российской практике) способна повышать затраты масс на питание примерно втрое. Что уж говорить о птицах более высокого полёта вплоть до губернаторского (в российской практике) уровня! Таковые составляют существенный налог на фонд заработной платы трудящихся масс. А ведь эти деньги при том же фактическом уровне жизни населения могли бы быть саккумулированы финансовой олигархией.
Посему для финансовой олигархии представляется целесообразным создать систему борьбы с местной коррупцией и уголовной преступностью.
Таковая борьба на практике - дело, требующее воли, последовательности, упорства и определённых убеждений. Следовательно, финансовой олигархии могло бы быть выгодно отдать местную (до указанного уровня включительно) власть, а также руководство правоохранительными структурами, лицам, соответствующим предявляемым требованиям. Где их взять?
В прежние времена, возможно, имело бы смысл поискать подобных среди религиозных фанатиков. Но в нашу эпоху концептуального безверия и пофигизма в отношении императивов поиск нужно вести среди других людей. Предлагаю коммунистов. Не КПРФ, а коммунистов. :)
В случае, если будет создан механизм, который ограждал бы комми от вмешательства в области, являющиеся принципиальной прерогативой финансовой олигархии, например в законодательство о центральных банках, допущение к местной власти и руководству правоохранительными структурами убеждённых коммунистов способно существенно снизить фактические затраты на всю совокупность цепочки, обеспечивающей жизнедеятельность и воспроизводство трудящихся масс. Высвободившиеся средства смогла бы присвоить себе финансовая олигархия - опыта в подобных операциях ей не занимать.
Чтобы отсечь комми от высших (на общегосударственном уровне, то есть низших на уровне финкапа) этажей управления необходимо избежать возрождения диктатуры пролетариата в любой форме, заменив её специально для этого подготовленными демократическими процедурами. Скорее всего, оптимальной формой правления, соответствующей достижению данной цели, будет парламентская республика, почти исключающая появление неуправляемых лидеров, при пропорциональной форме комплектования парламента, каковая позволяет управлять всем парламентом в целом через руководство политических партий (узкие группы лиц, которые относительно нетрудно завербовать). Руководители же регионов стран, напротив, должны быть единолично избираемыми, чтобы иметь достаточную для решительных действий легитимность. Руководство правоохранительных структур, соответствующее описанным задачам, придётся подбирать в ручном режиме.
Итак, на мой взгляд, организаторам и главным бенефициарам финансового капитализма было бы выгодно поддержать демократический приход к власти коммунистов на уровнях управления вплоть до руководства регионов стран и, отчасти, на уроне правительств стран.
Что, как мне кажется, забавно.
Токо щаз заметил, что сошедший с ума ЖЖ запостил мне это 13-м годом. Чё делать?