Мне известны три основные версии.
Первая версия: система наказания имеет основным стимулом охрану пострадавших от повторных преступлений через изоляцию виновных. Тюрьма это мера защиты; "дикого зверя запирают в клетке". Эта версия логична, но в ней непонятен временный характер изоляции "зверя". Было бы логичнее приговаривать к пожизненному заключению за любое преступление.
Вторая версия: исправление преступников. Данная версия покажется смешной тем, кто подумает: "Разве тюрьма кого-то исправила?", или: "Профессиональные преступники неисправимы". Тем не менее, версия имеет право на существование, если мы будем понимать под исправлением не изменение личности преступника в сторону исчезновения желания совершать преступления, но выработку условного
"болевого" рефлекса на совершение противоправных действий. Эта версия логична, но в ней непонятен формальный (во многих случаях декларируемый) отказ пенитенциарной системы от пыток. Было бы логичнее заменить тюремное заключение истязанием.
Третья версия: возмещение причинённого ущерба посредством рабского труда. Эта версия разрешает проблему с временным характером тюремного заключения (идеологически продолжительность периода принудительного труда пропорциональна размеру нанесённого ущерба) и противоречие версии исправления с декларацией отказа от пыток (причинение вреда работоспособности раба нецелесообразно). Однако в этой версии непонятен государственный характер рабства; было бы логичнее передавать временных рабов из числа преступников в руки потерпевших, чтобы те возмущали ущерб им, а не госбюджету. Если верна третья версия, то за ней скрывается фундаментальное отсутствие субъектности граждан, вследствие которого в любой ситуации единственным потерпевшим оказывается государство.
Отметим, что четвёртая возможная версия, месть, выведена за пределы правового и идеологического поля и нигде не декларируется. Очевидно, это связано с утратой либо с ограничением гражданской и семейной субъектности.
Выводить террор, то есть запугивание потенциальных преступников, в отдельную версию я не стал, поскольку эффект запугивания сопровождает любое публичное насилие, при любой его мотивации. То есть, он свойственен всем версиям без исключения.
Было бы интересно разобраться в том, что мы хотим, на что мы готовы и к чему нас это может привести. Ведь проблема как таковая не исчезнет в любом случае.
.
Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/438280.html.
dubomir
August 4 2019, 05:44:31 UTC 5 days ago
Читал где-то что в Риме заключение как форма наказания отсутствовала, как таковая. Только «предвариловка», условно говоря, потом истязания, смерть и/или рабство, в разных комбинациях или в отдельном виде.
bantaputu
August 4 2019, 09:35:14 UTC 4 days ago
fumiripits
August 4 2019, 07:52:06 UTC 4 days ago Edited: August 4 2019, 08:21:55 UTC
P. S. Я за гибкий, адаптивный подход к проблеме преступности. Если мера не действует, как например посадка на "трёшечку", как сказал великий Пу, то в любом случае нужно что-то делать. Либо наращивать жестокость наказания (желательно, решение должно быть дешёвым), либо ликвидировать условия для совершения преступлений, либо вводить систему всеобщего доносительства, либо и вовсе, объявлять преступника "вне закона". Но главное, не стоять на месте.
bantaputu
August 4 2019, 09:36:40 UTC 4 days ago
В этом наблюдении определённо есть что-то кафкианское.
fumiripits
August 4 2019, 08:03:43 UTC 4 days ago
Это откуда известно, извините? Внедрение расчёта по кредитным карточкам сильно сократило сферу обсчёта покупателей. В связи с массовым внедрением видеорегистрации в публичных местах целый ряд преступлений стал неплохо раскрываться. Например, кража велосипеда. ДТП. Или тот же разбой. Люди с удовольствием совершают даже особо тяжкие преступления под видеозапись, им это нипочём)
Всё это даёт обществу шанс вначале сильно сократить проблему преступности, а в идеале и сделать её вовсе незначительной.
bantaputu
August 4 2019, 09:32:23 UTC 4 days ago
Итак, вы прогнозируете окончательный переход социума в состояние гражданской войны как ежедневной нормы.
fumiripits
August 4 2019, 10:18:18 UTC 4 days ago
bantaputu
August 4 2019, 11:40:33 UTC 4 days ago
Можно опечатать мечи солдат, как это сделал Помпей, но это будет мероприятием в рамках отношений между римлянами, а не между римлянами и сицилийцами - хотя последние и могут думать, что эта мера защищает их.
fumiripits
August 4 2019, 12:26:25 UTC 4 days ago
fumiripits
August 4 2019, 10:29:44 UTC 4 days ago
comes_smolny
August 4 2019, 08:46:04 UTC 4 days ago Edited: August 4 2019, 08:48:35 UTC
Примерно так всё и устроено. Юристов в росгоконторах учат, что объектом любого преступления являются общественные отношения (читай - государственная монополия). Тоже убийство - это в первую очередь покушение на единоличное право государства казнить и миловать своих граждан, а потому только оно может решать, кого и как наказывать. А ещё есть институт уголовного преследования (ст. 20 УПК), предусматривающий, что у потерпевшего есть право примириться со своим обидчикам всего лишь в трёх случаях (см. ч. 2 той же статьи). Во всех остальных же этого сделать не получится, поскольку государство само всё решает за своих граждан.
bantaputu
August 4 2019, 09:28:57 UTC 4 days ago
fumiripits
August 4 2019, 10:27:03 UTC 4 days ago
comes_smolny
August 4 2019, 10:37:04 UTC 4 days ago
zaharov
August 4 2019, 09:04:57 UTC 4 days ago
Это явление очень древнее, а следовательно непростое. Существующие формы - результат длительной эволюции. Самым распространенным наказанием являются все же денежные штрафы и возмещения потерпевшим. Это тоже древний механизм, например, в Русской правде других и не было.
bantaputu
August 4 2019, 09:25:14 UTC 4 days ago
Вира это инструмент "скотоводческо-примирительного" мышления; в духе "он свёл твою корову, пусть отдаст свою". В этом случае предполагается, что ущерб конкретен, возместим в принципе, и что всё равно всем дальше жить соседями и ссориться не нужно. А люди в этой системе взглядов что-то вроде скота. Философия шерифа из кинофильма "Непрощённый", в исполнении Джина Хэкмена. Абсолютно естественная для сельскохозяйственной общины.
Чтобы определить что-то для себя, нужно понять, кто мы и чего хотим от своего общества. Мы сельскохозяйственная община, или должны мыслить, как будто так? Или мы рабы государства, и все вопросы делегируем своему рабовладельцу? Или мы что-то иное?
zaharov
August 4 2019, 22:07:15 UTC 4 days ago
bantaputu
August 4 2019, 22:38:10 UTC 4 days ago
vit133
August 4 2019, 19:44:26 UTC 4 days ago
bantaputu
August 4 2019, 22:33:16 UTC 4 days ago