Сюжет фильма, как известно тем, кому это известно, состоит в том, что люди встречают Новый год - веселятся, влюбляются, пьют шампанское, едят блины с икрой и грибы в сметане, и всё у них абсолютно, ну просто совершенно замечательно. Но появляется некий Огурцов, изображающий из себя начальника (хотя сам, как выясняется, и. о.), и начинает счастью хороших людей всячески мешать. Идея фильма выражена в читаемой в нём же басне, мораль которой легко уразуметь: "Зачем на бал пришёл медведь?" Счастливым, всего в жизни добившимся, хорошо кушающим людям придирчивое начальство, интересующееся не шампанским, а отчётностью, не нужно, и незадачливого Огурцова всей толпой начинают низводить, курощать и всячески кошмарить.
Такая простая история. Можно было бы ничего особенного в ней не заметить - ну, комедия, и комедия, и Ильинский играет примерно тот же типаж, что он уже играл в "Волге-Волге" - в общем, ничего особенного, если бы не одно вложенное авторами фильма в уста Огурцова высказывание: "Нам нужны Гоголи и Щедрины". И если бы не год выхода фильма - 1956.
Про Гоголей и Щедриных - прямая отсылка к товарищу Сталину. Это Сталин указал на необходимость Гоголей и Щедриных во время обсуждения кандидатур на Сталинскую премию в 1952 году. Потом эти слова попали в передовицу "Правды" и в доклад Маленкова XIX съезду ВКП(б). И в 1956 году все знали, что слова это сталинские.
Для простоты уразумения ситуации представим, что сегодня какой-нибудь член ЕдРа, вроде Бондарчука-младшего, снял фильм про то, что люди веселятся и живут хорошо, но им мешает некий Помидоров, который хочет всех замочить в сортире и так, чтобы у них уже больше ничего не выросло. Помидорова засовывают в парашу, и все становятся счастливы. И снят этот фильм по заказу Администрации Президента Медведева. (Сценарий "Карнавальной ночи", можете быть уверены, не в ЖЭКе утверждали). И что это будет означать? Что Путину пипец, вот что это будет означать. Если в среде правящей государственной бюрократии созрело мнение, что некто всем мешает жить, то можно делать большие ставки - скоро этот персонаж получит табакеркой в висок, или что-нибудь в этом роде. В России это, своего рода, традиция.
В общем, мы имеем фильм про то, что Сталина убили, и что это правильно. Своего рода манифест торжествующей советской борократии - бюрократии, добившейся для себя лично полного коммунизма, вывозившей из Германии всякое барахло вагонами, и отнюдь не нуждавшейся в разного рода придирчивых надсмотрщиках, которые ведь и посадить могли. Поэтому надсмотрщика нужно было кокнуть, после чего зажить счастливо - что и было с блеском проделано. А в качестве демонстрации морального превосходства жрущих разные вкусности над убитым, который портил всем аппетит - вот вам фильм молодого режиссёра Рязанова. Заказ Хрущёва и Ко, 1956 год. Год XX съезда. В том, что это заказ, можно не сомневаться - не по своей же инициативе некто Рязанов решил Сталина нагнуть.
К самому Рязанову, кстати, претензий нет - фильм снят очень недурно. Это вполне профессиональная работа, с неплохим подбором актёров, в том числе статистов, с грамотными мизансценами, с приличным монтажом, с хорошим темпом, с качественно созданной иллюзией приличного бюджета. И песни в фильме замечательные - про пять минут, про улыбку без сомненья. Гурченко вполне очаровательна - центральный персонаж стоит прочно и держит всю конструкцию, а номера про работницу питания Танечку и жизнь на Марсе ей успешно помогают. Добротный и приятный фильм, радующий глаз и сердце. И, вдобавок, рассказывающий нам о политической ситуации в СССР в 1953-56 годах. Рассказывающий вполне исчерпывающе, ведь в нём тогдашний правящий класс - советская партноменклатура - нам фактически исповедался.
archicedey
July 29 2009, 20:53:12 UTC 10 years ago
Варфоломеевская карнавальная ночь.
livejournal
October 2 2012, 04:44:18 UTC 6 years ago
diana_spb
October 2 2012, 05:34:06 UTC 6 years ago