И добавляет - «сухой и шершавый язык... слова, как плитку, кладет молдаванин».
Это он пишет про мой роман Прощание в Стамбуле, который можно упрекнуть за что угодно, кроме языка и стиля (они там — блестящие). И пишет это автор например, таких высокохудожественных строк:
... «двадцатьчетвертогомартаначалосьобщеенаст
Вот такой выдающийся стилист обо мне высказался.
А хитрец, притворяющийся безумцем, это архетип. Описан Шекспиром. Звать- Гамлет.
Все это пишет про меня — литературного сироту без «крыши», - представитель одного из самых могущественных мафиозно-административных кланов «литературной РФ». Называется клан «новые реалисты», к литературе отношения не имеют, бьются насмерть за президиумы, не гнушаются ничем — например, могут и настучать в своем печатном органе.
Огрызаться в ответ мне явно не стоит — клан могущественный, забьют насмерть, а защитников у меня нету, я один как перст, стою в поле, мерзну...
Так что же делать? Ответ — как всегда, в вопросе.
Прочитаю-ка я для Герман Умаралиевича жалобный монолог Гамлета.
1
Итак, известный советский писатель Садулаев — это не оскорбление, он любит СССР, и даже в советскую партию вступил, - назвал меня Гамлетом.
Это не только подтрунивание, это еще а) комплимент б) приглашение на танец.
С учетом происхождения Германа танец этот — то ли лезгинка, то ли зикр, то ли кубанская плясовая. Правда, как его танцевать, я точно не знаю, я городской русский, а мы, городские, не разбираемся в особенностях крестьянского фольклора Русской империи. Главное — смысл.
Общий смысл приглашения — по советским законам если тебя упомянули в Передовице, ты приглашен, - вступать в круг «пацанов», известных сейчас как «новые реалисты». В мутную волну, которая вынесла сейчас вперед писателя то ли Захара то ли Евгения то ли Прилепина то ли Лавлинского, - что-то там фамилия настоящая, а что-то нет, я все время путаю, - чему и посвящена эта ээээ статья Садулаева.
Написанная в лучших традициях советского панегирика.
Азиатская эта лесть - про полный и абсолютный провал, очевидный любому, кто просто читать умеет — про книгу «черная обезьяна», которую можно резюмировать одной фразой.
«Пора было уже написать хотя бы одну книгу, а то все рекламируют меня как писателя-писателя, а книг-то и нету, вот я и пытался написать книгу про то, как мне дали задание написать книгу на форуме молодых писателей в Липках и вставил туда свой сон про Африку получилось плохо ну да что же делать, все равно потонуть не дадут — свои ребята везде».
И подпись — Прилепин-Лавлинский.
Ну, две фамилии это классика международной криминалистики, да и без админресурса такая «книга» в лучшем случае дальше советских Липок и не пошла бы... ну да Бог с ним, об этом позже.
Предложение сделал ведь Герман.
Значит, ему соло и плясать.
Подпись: «Известный русский писатель Герман Умаралиевич (на коне) учит жалкого молдавашку Володьку Лорченкова (в красном кафтане) спряжениям и склонениям русского языка»
Начнем с аксиом. Проясним человека.
Борцы против «кавказа заполнившего москву» сразу отдыхают.
Садулаев — русский и интеллигент.
Как и, например, Быков. То, что у него корни чеченские, его меньше русским не делает — как прадедушка-горец из Шотландии не делал меньше Лермонтова русским. Поэтому все беспомощные инвективы в адрес Садулаева - «чечен мля русских гнобит» - глупость.
Недостаток Садулаева в другом.
Он азиат. Он живет в азиатском обществе по азиатским понятиям, куда же ему деваться. Выход — внутренняя эмиграция — не по его темпераменту, значит, крутись, крутилка. И Садулаев крутится. Но не азиат из Азии какой. Он человек интеллигентный, и азиат по-советски (советские все-таки людей, как в Камбодже, не ели — они только других это заставляли делать)
Садулаев — Советский. И Гамлета он видит по-советски.
2
Для обычного человека Гамлет кто? Там фишка не в том, чтобы отомстить за папу, иначе это была бы заметка «Очередное покушение в Дагестане, Рулон Обоев убил Обоя Рулоева, Интерфакс передает», а не величайшее произведение мировой литературы.
Гамлет это трагическая фигура, потому что в нем сосуществуют две личности. У него Беда. Неразрешимая. У него — Пат. С одной стороны у него — призрак отца, который Вопиет. С другой — живая мать, которая тоже вопиет, потому что любит. Но она и сына любит и молча дает сыну убить того, кого любит. И сын это понимает. И все это это Гамлета буквально надвое разрывает. Он одной своей личности потрафит — другую в гроб загонит. И наоборот. Вот — Конфликт. Настоящий. Ну а уж к этому конфликту еще сто штук добавьте, начиная с того, что с Офилией связан.
И Гамлета трясет. Человек на глазах Перерождается. Он из гусеницы в бабочку трансформируется.
Мутирует.
А кто Гамлет для представителя советского психотипа? ПРИТВОРЩИК. Терпила, который под дурачка косит, ждет, когда гражданин начальник отвернется, чтобы ему в спину рашпиль заточенный сунуть. И конфликта никакого в «Гамлете» для советского нет, потому что для советского это Обычная Ситуация.
Он всегда притворяется, и не видит в этом ничего плохого.
Инженер Гамлетов делает вид, что ему нравится парторг Еговеличевсский, чтобы получить от парторга путевку в Болгарию, съездить туда, а уже потом плюнуть Еговеличевскому в харю. Вот что такое «Гамлет» по-советски. И трагедии там нет. Ну, притворился, закосил чуток, ну и? Получил что надо, заточку тому присунул, этому... «А хуля».
Сидишь у барака, суп кушаешь. Счастливый. Все умерли сегодня, а ты — завтра.
Советские «новые релисты» - которых представляет Г. Садулаев, причем объединение это не эстетическое, а АДМИНИСТРАТИВНОЕ, о чем позже - так и живут.
Он сегодня про бедняков на ТВ вещает, а завтра про «джип» свой в «Огоньке» колонку напишет. Сегодня - «Собчак овца, потому что всем пеняет, что они денег не заработали, а как их тут заработаешь в такой стране-то?!», а завтра колонка про - «пацаны, чё вы в такси да на стройках телитесь? Айда в писатели успешные, КАК Я».
Ну и чем ты, спрашивается, от Собчак отличаешься? А ничем. И не предъявишь такому ничего — ты ему «как же так, Вы ведь говорите одно а делаете совсем дру...» а он тебе - ты мля, это же все понарошку, это ПИЕСА шо ты блядь хошь шоб Пушкин был Пиковая дама ты шо окуел говорить шо Пушкин дама и шо он пидар?!
Советские многого не понимают.
И Гамлета не понимают.
И Садулаев меня не понял.
Герману Умаралиевичу кажется, что я хитрю и цену себе набиваю, чтобы Интерес поиметь. Как у советских принято. У них ведь так в клан и входят — пошумел про «застой», кому надо стопу поцеловал, на тебя в глазок позыркали, впустили.
А у меня никакого интереса нет, у меня другая игра.
Я, как и Гамлет, по-настоящему с призраками разговариваю. Зовут их Шекспир, Вийон, Рабле... ну, и — чтоб не наскучить перечнем, - масса других притырков, которым бы и даже в «Русской жизни» колонку не доверили. А они для меня - живые. Я с ними в одном мире Живу. Ну и кто я после этого? Шут гороховый и сумасшедший из Кишинева.
А Герман живет в мире советских хитрованов, грантов, подельников, пацанов, административных распределений и мутного соцреализма.
Он, как и его друзья, Конкретный из Москвы.
Подпись под фото: «- Милейший, кто там внизу шумит? - Это, принц, бродячие цыгане- комедианты, приехали разыгрывать сценки из жизни датской аристократии. То есть, тьфу, простите, русской литературы. Желаете присоединиться?».
3
«Книги», которые пишут люди, от чьего имени вещает Садулаев, и которых перечисляет в своих статьях в «Советской литературной России» - это советская производственная литература. То есть, имитация литературы.
Ее РОЖАЛИ.
Сюжет классический.
Сидит советский «Леонов» с ногами в тазу, на голове лед, в пальцах — большевистская папироса, за окном — Переделкино... У него ВСЁ есть, ему всё дали. Дача, машина, Капри, Франкфурт, выставки международные, писательский поезд по России, санаторий, съезд в Липках, «новаягазета» в Нижнем Новгороде, радикорреспондент в Германии, корреспондент на радио Свобода... премия имени Сталина второй степени, отдых на прогрессивных сицилистичсеких курортах, столик на программе «Голубой огонек» по центральному советскому ТВ, дружба с хоккеистами и прогрессивными американскими индейцами, тираж почет и слава ... — А ЕМУ ВСЕ РАВНО НЕ ПИШЕТСЯ.
Голова дымится, скулы сводит.... Ничего не помогает. Ну, выдавишь из себя механической мешанины пару страниц... Сочинение на тему «Как Я Все Вижу», но сам понимаешь, что это не литература. Снова лед, снова тазик... Все равно не пишется.
Просто потому, что он — не писатель. Он им притворяется. Ну, как советский - «Гамлетом»
Поэтому ему кажется, что он Гамлету — ровня. «А хуля, принц Датский тоже ведь притворяется»
Так-то оно так, миляга, да ведь принц Датский — и правда принц, а не советский «емельянпугачев» из приблатненных пролетариев.
Подпись под фото: «Добрый день товарищ Гамлет. Вы по какому вопросу?»
4
Речь идет о том, что даже язык в книгах этих людей — это язык производственного романа советской эпохи 80-хх, помноженный на рубрику «Алые паруса» «Комсомольской правды» 1970-хх.
«Письмо позвало в дорогу», «звенят провода БАМа», «пролегла скупая морщина»...
Это выдается за правду жизни, а когда ты пытаешься возразить, тебе предъявляют нелюбовь к дороге, письму, морщинам и БАМУ.
Но к ним вопросов нет. Есть — к языку.
Он у вас — мертвый. Вернее даже не так — мертвые были, да сплыли, но они БЫЛИ. Арамейский, шумерский, латынь...
Ваш язык - НЕ СУЩЕСТВУЮЩИЙ.
Таким языком не говорят и не пишут и никогда не говорили и не писали.
«Писюнечки и красные зубы» Лавлинского (Прилепина?), «рассупоненные рассветы упругие как мускулы физкультурного мата» Шаргунова, «в ночь с 7 октября на под Аргунским плацдармом... Ибрагим, взгляни на этот рассвет, нам поставят памятники!» Садулаева, «я пошел читать рассказ про разруху, а тут потолок протек, и это ПРАВДА» Сенчина... всех лень перечислять - это язык 10-20 человек человек.
Это не существующий язык маленького пост-советского племени, которое его придумало, на нем разговаривает и искренне пытается убедить 180 миллионов русских что это ИХ язык.
Но русский — это язык, на котором даже после крушения страны еще писали Булгаков и Шолохов, Набоков и Соколов и, - когда еще разговаривал на это языке, - Лимонов. И это язык на который перевели Воннегута, Мейлера, Селина, Гари, Сарояна, Апдайка, Маркеса и несть им числа — перевели так, что они стали частью русской литературы.
Это, впрочем, призраки.
Те призраки, от которых отмахиваются сейчас советские узурпаторы, захватившие замок русской литературы. И один из них, - узурпаторов, - Герман Умаралиевич, говорит мне:
- Че ты мля как неродной, Гамлет, придуриваешься? Садись к столу на ха с краю. Пива вот себе налей. Не фуй грустить, принц бля. Думаешь, я не понимаю, че ты бля задумал. Думаешь, все верят, и я? Не-е-е, ты в своем уме. Ты Хитрию-ю-ю-ю-га. А зачем? Ты мля разоблачись перед товарищами. Не хер таить.
Но я не понимаю Германа. Ведь язык-то у нас разный. У меня — русский. У него — мертворожденный советский.
А язык в литературе решает все.
Даже фантазии онаниста Миллера, который про групповухи с соседками писал, а сам в обморок упал, когда его жена к другой женщине ушла, - реальность. Почему? Да БЛАГОДАРЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА.
А полудокументальные воспоминания блогера prilepin (lavlinsky?) как он в баре вышибалой работал, или там Сенчина - о том, как он в электричке ехал и ему на ботинок плюнули — ВЫДУМКИ. Пусть и было, а все равно ВЫДУМКА. Ненастоящее. Фальшак. Симулякр.
Потому что — на языке-фальшаке.
Поэтому с Минаевым на одни встречут и зовут. Язык-то - общий. Мертво-сконструированный.
И уровень, соответственно, один.
5
Кому-то может показаться, что я плохо к этим людям отношусь.
Ничего подобного.
Я все это говорю сейчас с грустью.
Часть из них - не без способностей. Русские вообще народ способный.
Садулаев например, или тот же Лавлинский (Прилепин?).
Они вполне могли бы прыгнуть выше головы и стать второразрядными русскими писателями конца 20-начала 21 века.
Для тех, кто понимает, что такое русская литература, этого достаточно. Кто не понимает — тем и не надо. А если не понимает, и очень надо: первый ряд был Достоевский, а второй - ну, к примеру, Лесков.
Этого что, мало?
Если игра — литература, то и эта ставка огромна.
Но игра у советских ребят хоть и велика, но — совсем другая. Называется - «дайте место в президиуме».
У просто сильного парня, пришедшего в секцию бокса, два пути.
Азиатский - научиться стойке, «двойке» и пойти в вышибалы.
Европейский - пройти годы тренировок, научиться побеждать и проигрывать, и стать Тайсоном или хотя бы Попытаться им стать.
...(да-да, в этом смысле ужасный татуированный чернокожий Тайсон, в отличие от тысяч спившихся пивом белокожих гопников, посещавших в юности секции бокса — европеец)...
Второе — труднее, и без гарантий. Первое — очевидный конформизм.
Наши «бескомпромиссные» «леваки» пошли в вышибалы. И сейчас мычат у входа в загаженный клуб «Москоулитпроцесс», поплевывая семечки:
- Эээ ннна чертила ха-ха Володька бля Лорченков... опять с сумкой на треньку ночную прецца ыыыыы а у пацанов по Тоёте и по передаче как минимум мля на радиё... а этот .. вот дебил... кроссы мотает Гамлет-Куямлет.
Да вы хоть семечки-то бросьте.
От них дыхание сбивается.
6
Итак, главная претензия к людям, - от имени которых говорит Герман, - не эстетическая.
Не к чему там эстетических претензий предъявлять, это мы уже выяснили. А на нет у русских и суда нет. Не можешь? Бывает. Народ это сформулировал грубо, но гениально - «не можешь с...ть, не мучай ж...у».
Ребята из «новых реалистов» и не могут.
Но им ставят клизму, благодаря которой процесс все равно происходит.
Административную клизму.
Советские Липки, поезда писательские, встречи эти вечные мутные, встречи с читателями в крупнейших ВУЗах и библиотеках страны, - попробуйте-ка снять зал в центральной городской библиотеке для проведения мероприятия, или в институте самом значительном... - международные ярмарки... Это за чей счет все? Это всё ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ и государственные деньги.
Даже издатели Иванов и Котомин — самые бескомпромиссные вроде — открытым текстом говорят: Скушные товарищи, плохо пишут.
А - все равно издают. Скрипя зубами, через силу.
Ребят-то — крышуют.
Те, кто этого не понимают — то ли идиоты, то ли лгуны.
7
Я разок занялся в Молдавии чем-то вроде политики.
Ничего особенного - «мойте руки перед едой», «уважайте старших», «чините мосты», «помогайте животным».
Надо отдать молдаванам должное — это реально толерантный народ - мне за это НИЧЕГО не сделали. Буквально. Я не пострадал. Всего пару раз листовки в почтовые ящики в доме разбросали («с вами живет предатель родины») да разок на допросе постращали — не любишь мол, страну, не патриот. Но это на самом деле — ерунда. Мелочи.
Но, что очень важно — весь тот год, что это история с моей так называемой политикой длилась, - я находился в информационном вакууме. Фактическом.
Я даже с людьми год не встречался — они исчезали в радиусе 50 метров при моих прогулках по городу.
Я не видел о себе упоминаний в СМИ, - бумажных, электронных, - хотя инфоповоды были. Много. И было - молчание, вакуум.
И это — несчастная Молдавия с ее несчастным КГБ который простого блогера Багирова даже закрыть толком не смог.
А с другой стороны у нас — Россия с ее традиционно мощным репрессивным аппаратом, где человека могут живьем в землю зарыть в силу особенностей конкретного русского характера, и... борцы с режимом, которые — внимание — ЧАСТЯТ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОЕКТАХ, и НЕ ВЫЛЕЗАЮТ ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА.
Господа, вы не чересчур ли явки проваливаете? Или вы совсем уже за Индию страну свою держите, что без прикрытия в ней работаете?
Подпись: «Товарищ, я рядовой Садуллашарголепин. Меня тоже завтра расстреляют. Ради интереса скажи — как ты предал государя императора? Из какой ты части и кто помог тебе бежать? Ты что, мне не веришь?!»
8
Или вот — совсем наглеж.
Есть такой советский клан «писателей» Козловых — там на самом деле уже не люди, а советские биороботы 78-го поколения с ядом вместо крови, подробнее о зачинателе - внизу страницы, в разделе Интересные факты
Вкратце — советский писатель из крестьян Вильям Козлов - не авантюрист какой, фамилия у него была одна, правда имен три или пять, - не умел читать, поэтому, когда его распределили работать в журнал советским писателем, он выбросил на мусорку рукописи притырка Довлатова. Чтоб, значит, освободить место в шкафу для производственной саги, которую он собирался написать. Ну, когда научится читать и писать.
Подпись под фото: «Новый советский реалист начала 20 века ждет появления о себе нового тома в ЖЗЛ. "Игра его была огромна-2 или как я подтерся бумажками Сергуньки Довлатова. А хуля».
И вот, его потомок, очередной советский биоробот «Козлов» — занимающий высокий пост в партии «Справедливой России», - устраивает зятя, писателя Шаргунова (уже смешно?) в партию.
Потом у него что-то там с женой не сходится и они разводятся.
С кем не бывает, дело молодое, я со своей каждый год развожусь, чего уж.
Но в Москварканде люди давно уже не женятся-разводятся-любят-ненавидят. Они Вступают в Отношения или Выходят из них.
Ну, тесть и не стал защищать на все сто процентов мощности административного робота (это когда с бластером, 10 жизнями и стероидами) вышедшего из отношений парня и позволил его турнуть из партии.
И что? Нам его сейчас так подают -
БОРЕЦ.
«Потрепала кремлевская сволочь парню нервы». Это какая? Которая «Справедливую Россию» и сколотила? Какому парню? Который скоро разве что из консервы не станет вещать?
Вы кого лечите, болезные?
И таких анекдотов — тьма.
Поэтому претензия к ним если и есть, то одна - пусть и в разных вариациях. И она не эстетическая.
Звучит так: кто крышует и раскручивает?
Многие клевещут на якобы связь еще одного человека с двумя фамилиями - главу администрации президента (премьера?) РФ - Суркова (Дудаева?) и писателя Захара (Евгения?) Прилепина (Лавлинского?). Мол, они дальние родственники, и главный идеолог Кремля по фамилии Дудаев (Сурков?) продвигает Захара (Евгения?).
Но я в данном случае намного больше верю Евгению (Захару?).
Захар (Евгений?) сам сказал, что родство их с Сурковым (Дудаевым?) — седьмая вода на киселе и к нему отношения не имеет. И я это очень понимаю, потому что «внук жены троюродной племянницы» как родственник — в той же Молдавии стандарт.
А еще Евгений (Захар?) сказал, что это - цитирую, - ... индийская история какая-то!
В это верится. Более того.
Я бы даже добавил — индийская история эпохи британского колониализма.
9
В чем ошибка этих людей?
Подпись под фото: « Шайка бродяг «новых реалистов», при прямой административной поддержке властей, забралась в королевский дачный поселок Копенгагена и пирует. Король отравлен, принц - сумасшедший. Хуля бы и не повеселиться, братва?!»
В недооценке среды.
Им кажется, они на чужой даче замок сломали, залезли туда, и пируют и все тип-топ.
А они — на планете из фантастического фильма, где даже трава ядовитая.
Среда — щелочная, ядовитая, взрывоопасная, страшная.
Это Россия, люди здесь умные, талантливые и быстро соображают.
В какой-нибудь Словакии или Румынии ребята могли бы канителить свою волынку ВЕЧНО.
«Путин плохой, долой!... все, снято, спасибо. Микрофон-то снимите.. и запись-то в администрацию отправьте копией брАтке моему, братва же просила... ну что, поехали в кабак, пролетарские пропивать!»
А русские — на два притопа и три прихлопа раскусили.
Ребятам кажется, что они - стая суровых волков. А они на самом деле стадо яков, которые жмутся, чтоб согреться и чтоб не так страшно было.
Первый же хищник-мясник среди них такую брешь прорежет, что мало не покажется.
Кишки и кровь на снег ковром лягут.
Подпись под фото: «Это не «литературнаяроссия», это Россия и русские, и здесь едят с костями»
10
Вернемся к Гамлету.
Забавная деталь — в 17 веке принца Датского изображали не таким, как мы привыкли.
Высокий бледный красавец, статный, молодой... Забудьте. Это 20 век.
Современники видели Гамлета невысоким, полным, некрасивым человеком средних лет, и весь его вид — мятущийся — отражал состояние души.
Еще более забавная деталь - таким же изображали и Иисуса.
Ну, в первые век-полтора христианства. До канонизации образа его часто рисовали (высекали) без бороды, коротко стриженым, возрастом под 50, некрасивым...
Всё это не имело значения. Театр он и есть театр. В эпоху Шекспира актер мог выглядеть, как угодно, главное, ЧТО и КАК он ГОВОРИЛ, потому что тогда театр был народу вместо литературы (греки на актеров вообще маску одевали и правильно делали).
То же — и с иудейскими пророками.
Писатель — сплав пророка и средневекового актера, - может быть каким угодно.
Главное, ЧТО И КАК он напишет.
И если в ладонях у него настоящие гвозди, напишет он кровью.
А если нет...
Подпись под фото: «(Голос снизу).. - Чувачок, одолжи на ха венок и крест свои для мля фотосессии. Мы с ребятами хотим сфоткаться для Огонька и Литроссии, чтоб аутентично и модно ну типа как мля на ха борцы с бездуховностью и стяжательством ну и с путиным. Как мля понарошку не получится? Чё, в натуре шипы в лоб и гвозди в мясо?! С кровью?! Насмерть?! Ну, тогда ладно, братка, виси»