Владимир Лорченков (blackabbat) wrote,
Владимир Лорченков
blackabbat

Categories:

ДУМАЕШЬ ТЫ ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Самая замалчиваемая сторона романа "Война и мир" - то, что книга повествует о русских, как неприятных и жестоких людях. Почему-то, - хотя понятно, почему, дело в многостраничных излияниях Толстого относительно "миръ" - русских на основании романа принято считать беззубыми чудаками. Мол да, russkii mishka страшен в гневе, но не более. Даже надоевших французов во второй половине войны "мочат" без всякого озлобления, а потому, что достали. Как комаров. Не разозли мишку - не укусит. Думаю, сам автор пытался такое мнение нам представить. А получается все равно, как есть. А как есть?

Mishka - страшен.

Особенно - если он добрый, хочет на рояле, умеет по-французски, и жаждет духовности.

Думаю, причина того, что Толстой не сумел этого скрыть - его гениальность.

Гений, даже пытаясь лгать, - изображает правду. Он Мидас. Ему, может, охота серебра натворить - а все равно будет золото. Причем изображает правду гений своей ложью так правдиво, что никакая правда прямым текстом не опишет.
В этом смысле показателен финал романа.
"Все умерли, а кто нет - поженились". Развернуто... Семья Ростовых-Болконских, живущая на покое. Образумившийся Н. Ростов, занятый сельским хозяйством. Его милая некрасивая жена, которую Н. Ростов все-таки полюбил, отказавшись от красивой невесты, которой морочил голову 10 лет. Страшненькую Болконскую он не любил, не любил,а потом полюбил. В самый критический финансовый момент. Практически, перейдя в разряд Акакий Акакиевичей - съемный нумер, служба, кабинет, и шинель. Это случилось с аристократом (т.е свободный человек, а что такое свобода? это когда можно не служить. хочу - служу, не хочу - не служу). Сошедшая с ума маман заказывает трюфелей, а денег нету. В квартире темно. Еще темнее. Жуткая тьма...

Мне кажется, Петербург Гоголя бросает тень на эту часть романа.

И вот, благодаря Машеньке, свет проникает к нам и Н. Ростову. Толстой так убедительно, красноречиво, проникновенно пытается объяснить нам, что как-раз полюбил-то Н. Ростов не за лаве, а за глаза, что слово "Расчет" неумолимо проявляется на страницах книги.

Невеста Ростова - несчастная, обманутая девочка, жившая в доме его родителей и бывшая ему верна все время странной "любви" - унижена до самого конца. Она живет с семейной парой. То есть, она приживалка. Прямо говоря, она скомпрометирована. Воля ее сломлена. Никакой сатисфакции ей не дали. Время выйти замуж - из-за Ростова - упущено. Хотя предлагали. А сытые Н. Ростов с супругой, подкидывая на коленях выводок детишек, смотрят на нее и думают - "ишь, расселась... ПУСТОЦВЕТ". Ну а чего, все правильно.

Но невеста - это еще ерунда.

Умалчивается, - но невозможно скрыть, - что благополучие семьи основано на состоянии несчастного мальчика, сына погибшего князя Болконского. Мать ребенка умерла во время родов. Он - сирота.
По всем вариантам выходило, что деньги достанутся ему. Наследником старого богатого князя был сын, князь Андрей Болконский. Будь он жив, за Марью дали бы немало, но все равно намного меньше. Хватило ли бы этого на разорившихся Ростовых?Не факт. Судя по тому, что даже после свадьбы, когда молодожены получили все, денег не хватило выкупить поместья - нет. А что было бы, если бы денег было ЕЩЕ меньше? По честному - доля одной лишь княжны Марьи? Впрочем, тогда глаза бы ее сияли не так лучисто.

К счастью, не только дед-князь умирает, но и отец-князь погибает, мальчика берет к себе сестра князя. Все деньги переходят в распоряжение супруга. Н. Ростова. Шах и мат.
Это на деньги ребенка Н. Ростов экспериментирует с пашнями, оплачивает долги, выкупает поместья. И ладно бы - испытывая при этом хоть какое-то чувство благодарности. Но нет. Мальчика - льнущего к людям, как щенок, с искренней любовью - в семье НИКТО НЕ ЛЮБИТ. И Толстой об этом прямо пишет. "Все равно не родной" (это говорит родная тетка). Н. Ростову щенячья любовь и восторженность мальчика неприятна и он его, как щенка, отпихивает. Сапогом. Щенок скулит, плачет в углу,а потом все равно прибегает. Ты же человек, ты хороший! А Н. Ростов щенка - все равно, сапожком-с.
И это страшные, горькие страницы, разрывающие сердце всякому, у кого оно есть.

Другой вопрос, что не у многих оно есть. Потому и не умудрились увидеть, хотя их уже и носом ткнули. Сам Толстой и ткнул.

Правда, Толстой изо всех сил пытается убедить нас, что мальчик Болконский противен Ростову из-за естественной неприязни взрослого мужчины к излишнему пылу подростка. На физиологическом уровне.
На самом же деле причина, по которой мальчика не любят - очень простая и банальная. Деньги.
И художник Толстой, может и не желая этого, оказывается сильнее Толстого-морализатора, который вполне себе одобряет брак по расчету, и разумную умеренность предпочитает страсти. Благосостояние семьи основано на деньгах мальчика. Рано или поздно часть из них придется вернуть. Это Если. Но когда-то это состояние принадлежало ему. Всё. И это мальчику Болконскому - смотреть на ужинающих во флигельке постаревших Н. Ростова с Машей, и это ему - давать приют, и ему - решать, кто пустоцвет, а кто нет. Но его этого права лишили.

Собственно, я к чему? Никому не приятно смотреть на жертву своего преступления. Особенно, если она жива.

Тут мы, как всегда, когда речь идет о Толстом, переходим к Достоевскому. Который, хоть он и не был так гениален, как Толстой, был намного честнее. И, я уверен, он бы написал финал романа так.
"Ночь. Тишина. Н. Ростов допивает вино у камина. Бормочет.

- Да... славно мы под Красным... ну отчего ж мужик-то нынче... эх-эх, богатыри не мы... князь-князь... мда... Николенька...

Встает. Затемнение. Комната Николеньки. Мальчик не спит. думает:

- Звезды. Какие большие. Как замечательно. Как же я люблю их всех. Тетушку, дядю, братцев, сестричек... даже наставника скучного месье!... Как свежо... Как я люблю... люблю... Я ВСЕХ ЛЮБЛЮ... Ах, скорей бы влюбиться. Дядя... какой он хороший! герой! Вчера был опять резок. Все время резок. Злые люди говорят - из-за наследства. Ах, какие гадкие!!! Это из-за того что он солдат и не любит телячьих нежностей, я знаю! Тетя... Какая хорошая! Все хорошие. ЛЮБЛЮ. Добрый, бескорыстные. В дом взяли. Сироту.

Начинает плакать от любви и счастья.

За дверью хриплое прокашливание. Голос Н. Ростова:

- Николенька, не спишь? На полслова?

Мальчик, вскочив, с радостью бросается к дверям. Его глаза, блестящие в лунном свете, горят любовью к дяде. Наверное, тот хочет сказать ему что-то Очень важное. Дверь раскрывается, мальчик выскакивает в коридор. Металлический блеск топора. Стук. Глухой стон. Тишина. Темный пол под телом чернеет. Это кровь. Снова тьма. Стук. Голос Н. Ростова.

- Княгинюшка, не спишь... Я кхм... Это... В общем...

Аллея в парке. Две фигура забрасываю землей. Внезапно одна выпрямляется и - при свете Луны мы видим прекрасные глаза и понимаем, что речь идет о Марии Болконской. Она говорит, кашлянув.

- Кхм, Николай. А ведь швейцарец...

Тишина. Комната Николеньки. В углу похрапывает наставник. Голос

- Мусье? Ес-кё ву нё дорме па анкор? Пуве ву мё дедие келькё згонд де вотр там пресьё?

Швейцарец, полусонный, встает и идет к двери...

Снова две фигуры у небольшого уже холмика...

День, холмик уже зеленеет. На нем цветы. Мимо едет коляска, Н. Ростов с гостем катят по аллее. На вопрос гостя Н Ростов, залихватски:

- Николенька? В Швейцарии, в Швейцарии, голубчик. Третий год ужо! И так нравится, что возвращаться и не думает. Что делать. Молодежь-с!

Крупный план мужиков, которые возятся с кустами поодаль. Дикие глаза, испуганные лица. Быстро крестятся, опасливо косясь на холмик.

Занавес"

... Разумеется, написал бы все это Достоевский намного талантливее. Я лишь обозначил общие черты сюжета.


Почему же Толстой гениален?

Потому что он без топора и пр. ужасов показал,что Н. Ростов и его жена, обменявшая на ху... - крепкое семейное счастье - право первородства мальчика, совершили убийство. Пока еще моральное, но сказавши "а" ,скажи "б".

Единственный наследник богатой и знатной семьи становится приживалкой, взятой из милости.

Это уже само по себе - гражданская казнь.

А вы говорите, мирЪ.

Только война, только хардкоръ.

PS Если вы прочитали это эссе, оно вам понравилось, и у вас есть возможность и/или желание за него заплатить, вы можете перевести 4 доллара США автору на vlorch@gmail.com системой Paypal
6
По тексту романа княжна Марья - богатейшая невеста России, к ней поэтому ещё при жизни брата и сватался Курагин. Ростову она была приятна с первой встречи, приятнее Сони, которая в большей степени себя сама обманывала.
Вот именно богатейшая невеста, т.е. огромное приданное. Но приданное это часть семейного имущества, выделяемая девушке более менее пороизвольным решением родителей. А старший сын получал титул+наследство, это совсем другое дело, другой порядок цифр. Трудно даже представить, насколько огромным было наследство прямого продолжателя рода по мужской линии. Уж если приданное богатое, то наследство мальчика просто гиганское, и всё в распоряжении опекунов... кто бы устоял?
Обычный порядочный человек устоял бы.
описанное, конечно, вероятно, но эта вероятность не очень высокая.
описанное убийство абсолютно невероятно, хотя бы потому, что исчезновение юного графа скрыть невозможно, это не Ванька Жуков -- хотя и по Ваньке Жукову могло быть расследование
Если юный граф может быть ограблен совершенно открыто и никому из соседей или членов дворянского собрания не пришло в голову ходатайствовать об учреждении опекунского комитета (а не пришло ведь!), то кому какое дело до смерти маленького, всеми забытого мальчика с очень плохим здоровьем? Мало их умирало по всей России? Даже в царской и великокняжеских семьях? Всё, что нужно это свидетельство своего священника. Разумеется, отъезд в Швейцарию, это лишь один из вариантов.


Но смысл-то поста совсем в другом. Юный прекраснодушный Николенька попросту ограблен, в его устраенении у Ростова есть острый интерес, а как уж это осуществить и оформить — дело десятое. Главное в решении задачи — это её уяснение, а уж тут яснее не бывает. Время и средства есть. У Ростовых не только деньги, но и власть над мальчиком. Можно накупить ему церковных книжек и житий святых, нанять фанатика-попа, а мальчик и сам зачахнет над книжками. Можно и в Морской кадетский корпус отдать, можно ещё куда. Чужое, не жалко. Но учиться в Швейцарию проще всего. А можно и в Париж. Топором — это экзотика, хордкор, а пост не об этом.