Владимир Лорченков (blackabbat) wrote,
Владимир Лорченков
blackabbat

Categories:

ДУМАЕШЬ ТЫ ЛЕВ ТОЛСТОЙ-3

«Quo vadis, Петя. В глаза смотреть»

Еще одна поразительная особенность романа «Война и мир» это очень ярко показанная наивность - фантастическая, буквально детская какая-то - лучших людей России.

Я о правящем классе – дворянстве.

В романе все герои, несмотря на возраст (кому-то 15, а кому-то и за 60), это в буквальном смысле дети. Причем, речь идет о вполне себе успешных хищниках, каждый из которых запросто заткнет за пояс несчастного Макиавеллу. Они и были макиавеллы. За 200 лет русское дворянство от ничтожества (Олеарий Голштинский описывал статус князя еще при царе Михаиле как «начальника над деревней») поднялись до высот сверхлюдей - графов Толстых, Бестужевых, Орловых, Воронцовых с их дворцами, романами, войнами, и дворцовыми переворотами.

При этом…

Про желчного заносчивого дурака Болконского, который всё думал, любит ли он жену ровно до тех пор, пока та не умерла – ах, черт, не успел сказать, ну да ладно! – я уже говорил. Я упоминал отрывок, где Болконский лучше царя знает, как воевать, - пока ему ядром по башке не тумкает - и он сразу передумывает и едет в поместье хозяйством заниматься. Кстати, таких было очень много. На императора Александра с одной стороны шла Великая армия, с другой стороны – бунт дворян. Каждый знал, как надо воевать, был недоволен тем, как Александр воюет, и призрак несчастного отца всю Отечественную войну сопровождал молодого царя. Ну, в виде слегка цивилизованных варваров, древние родословные которых сделали в канцелярии Романовых, и которых научили мыть руки, сделали людьми и вознесли наверх буквально за полтора столетия.

… И можно только подивиться выдержке и судьбе Романовых, которые возились с этими детьми 300 лет, и которых эти дети, в конце концов, убили…

Но центральная сцена этой Наивности – встреча Пьера Безухова на каком-то полустаночке с безымянным старичком, совершенно ему незнакомым. Старичок за камельком раскидывает Пьеру карти… глядит ему в глаза и рассказывает все, как есть.

Старичок: «Голубчик, ты чего такой грустный? Не грусти, садись я всю правду скажу… Звать тебя Петя, тебя 27 лет, у тебя нет масти в любви, отец твой был сановник, сам ты носишь очки…»
Пьер (нервно поправляя очки, про себя»): «Это, наверняка, месмерист. Ладно, все остальное, про очки – то как узнал?!».
Старичок, похлопывая по карманам Пьера, продолжает. «Ай, дорогой, какие часы у тебя, дай мне, погляжу, все скажу. Надо тебе попить мочи на рассвете, прыгнуть три раза лягушкой в поле маков. Деньги все свои положи в коробку, а ее – у колодца в поле. Вот координаты. Вырастет дерево. На нем будет Мировое Счастье»

Тем, кому кажется, что я преувеличиваю, мой совет обратиться к великому первоисточнику. Так все и есть. И характерна реакция Безухова. «Мне 30 лет, я аристократ, миллиардер, получил образование в Европе, и вот, цыган на полустанке говорит мне, что видит мое прошлое и будущее – господа, НЕВЕРОЯТНО, он все угадал! ухожу в секту китайского Кришны».

Напомню, что в тот момент Пьер – владелец крупнейшего состояния России. Он поссорился с женой – которую постепенно, но уверенно делает блядью, причем, как у русских принято, калечит чужую жизнь с наилучшими намерениями - и поехал, куда глаза глядят. На него, конечно, всем плевать. Но вот – деньги? Деньги аристократия из поля зрения не выпускает. Отец жены – сам аристократ, хищник, выдавший дочь ради денег Пьера. Мог ли он отпустить дело на самотек? Нет.
Он, само собой, «звонит Куда Надо».

А куда в то время Было Надо?

… Старичок оказывается главой масонской ложи России. Я не шучу – Толстой все прямым текстом и рассказывает. И, пока Пьер вместе с Толстым-морализатором умиляется тому, как все Случайно и Невероятно совпало – старичок случайно встретил Пьера в самый тяжелый момент его жизни, да еще и в снежную бурю это случилось, и там не было никого, кроме них, и поглядел ему в глаза и всю правду рассказал – Толстой-художник Показывает. А что?

Да ничего особенного. «Цыгане обувают на вокзале лоха».

Обуты… преображенный Пьер возвращается к жене. Сообщает ей, что будет жить на 2-м этаже, и формально оставаться ее мужем, - то есть, не оставляет бедной женщине выбора вообще, зато оставляет деньги в семье - и становится членом цыганского табо…. масонской ложи.

Обсуждает там проекты Великого Счастья, обеды по подписке, как нам обустроить мост через Фонтанку и т.п. вершины человеческой мысли. А по сути – сидит, как мышь, не дергается, и не трогает деньги. Чего и требовалось.

… забавное отступление. В финале книги Пьер вполне себе приземленно делает детей – одного за другим – Наташе Ростовой. Зачем надо было калечить показным евнушеством – да еще и при его темпераменте (Пьер не вылезал из борделей) - несчастную Елену Курагину, созданную для любви, одному Богу ведомо. И, конечно, его заместителю на земле, Петру Безухову.

Собственно, о чем говорит нам эпизод? О том, что чудовищем, в распоряжении которого власть, деньги, влияние… можно было манипулировать с легкостью необыкновенной. Почему? Потому что он, с одной стороны – атлант. С другой – обычный русский дурак, который дальше своего носа не видит, но при этом считает себя невероятно умным. Все его не так понимают. Простого человеческого счастья ему мало. Он Не Такой. А какой? А никакой. К нему прилетели из далекой Галактики пришельцы – Романовы – и засунули в голову чип. А там - круг, колесо, письменность, кодекс чести, другие ништяки! Он – с чипом же! - решил, что сам с усами.

Ну, и столкнулся на полустаночке со старичком, - случайно - который попросил наклонить голову, поковырялся в ухе Атланта, и поменял чип. Через каких-то 50-70 лет Атлант стал шипеть, ходить задом наперед и кусать Галактянина, который подходил к нему почистить провода, подстричь когти, проверить температуру, дать лекарств. Так наступила «Великая Февральская Революция».

Старичок, встреченный Безуховым, кстати, вовсе не такой беззубый, как нам кажется. Помимо манипуляции миллиардером, - ерунда какая - он может всякое разное другое. Что например? Ну-у-у-у….
Не казалась ли вам странной смерть Елены Курагиной? Давайте я напомню обстоятельства.

Война. Пьер Безухов - официально еще муж - попадает в концентрационный лагерь французов. В смысле не «концентрационный лагерь» французов, а – концентрационный лагерь французов. В 1812 году, да. Там русских кормят травой и гонят маршами смерти, пристреливая отставших. Да, и офицеров и гражданских дворян в том числе.

По свету – я, конечно, не о белом, а о Высшем, - разносится весть о том, что Пьер умер.

Еще раз. Его состояние – крупнейшее в России. Единственная наследница – Курагина (в замужестве Безухова). Она в это время вроде как принимает католичество и собирается замуж не очень ясно, за кого. Говорят, вообще за двоих! Ясно, что это – скандал, который может привести к санкциям императорской власти. В монастырь не сошлют, не 17 век, но из страны вышлют.

Говоря проще – гигантский куш вот-вот останется без присмотра. Муж умер, жена собирается вступать в полигамный «брак». А деньги?... «Раненый слон упал в воды реки Амазонка».

После этого Елена, до того благополучно отмахавшая тысячи эро-марафонов… случайно и сразу беременеет и умирает от подпольного аборта.

Княгиня в девичестве. Графиня в замужестве. Миллиардерша.

Зачем представительнице высшего общества, совершенно свободного в плане либертинажа – это и отличает высшее общество от плебса – это вообще делать? Женщины ее положения запросто рожали от любовников, и отправляли карапузиков в деревню. Так появлялись дворянские роды – Бобринских, Юрьевских, баронов Пасхиных и др.

Зачем было в стадии развития медицины, когда даже простые роды грозили смертью, рисковать собой как последняя крестьянская баба? Незачем.

Особое издевательство – официально Курагина, якобы, умерла сама в полном одиночестве, тк решилась сделать все тайком, и ни одной горничной рядом не оказалось. Это – о том самом обществе, где дворовой человек был не больше, чем вещью. И при котором могли спокойно справлять естественную нужду. Потому что дворовой был – животное. Как собака или кот. Кстати, в самом деле был. Человеком его еще только делали. Как 200 лет до того сделали людьми тех же Курагиных.
Поэтому княжна ну никак не могла поступить настолько абсурдно, нелепо и пойти против всех базовых установок поведения своего общества.

Да она и не делала она ничего. Пришел врач. Свой, проверенный. Семейный. Правда, перед этим заглянул к папА. Там сидел старичок. Все объяснили. Дал врач Элен лекарства, чтоб спать лучше или чтоб румянец ярче горел. Сука выпила. Сдохла. Князь Курагин вздохнул. Вытер слезу. Позвонил куда надо. «Спасибо, голубчики».

Безухов, кстати, объявился (третье чудесное спасение после дуэли). Но значительная часть денег уже куда-то «исчезла». «Княгиня много тратила». Пьер все понял, вопросов задавать не стал, сократившееся втрое состояние принял молча, с благодарностью. В суд не подавал, разборок не устраивал, причинами поправки дел тестя не интересовался. Само собой, там не только тесть.
Как говорили сборщики каучука в Конго, не выполнившие норму - «спасибо, что оставил мне вторую руку, белый маста». Кто не в курсе - там отстающим отхватывали половину состоя… конечностей:)
Тут мы плавно перемещаемся к финалу романа.

Сцена ссоры Безухова с Н. Ростовым.

Безухов – все еще дурак как личность (ищет Верховный Разум), но поумневший в плане социальных отношений (не рыпается). Он все понял, он не дергается, понимает, что ему Очень повезло: во-первых, живой, во-вторых, отобрали всего две трети имущества. Для начального расклада – «глупый бастард чудом получает наследство от папаши в бессознанке» - это Супер финал игры. Еще и жениться на ком хочешь разрешили. Фантастика! И Куда Надо звонить, если что, номер знает.

Бывший прямой военный дурак Н. Ростов тоже поумнел. Даже так – заматерел. Он – аллигатор, который за 10 лет в реке стал большим. Он отжал бабло Болконских у бедного наследника Николеньки, и поселил того приживалом в доме. В ожидании, когда жизнь сделает свое дело. 19 век, нет антибиотиков, высокая смертность, да и услать в Швейцарию на учебу всегда можно – а там, без присмотра, алкоголь, бордель, сифо… простуда… Шансы на то, что мальчик выживет – а если и дотянет до совершеннолетия, то получит деньги, - невысокие. «Господь приберет». Если не приберет – ничего страшного. Дадут мальчишке его долю. Одну пятую вместо пяти пятых. Тоже нормально.

Сразу скажу, что Н. Ростова не осуждаю. Он ведет себя как аллигатор в воде. То есть, Естественно. Аристократ – человек-собственность. Он – норманн, конкистадор, хищник, и окупает право владеть имуществом и распоряжаться чужими жизнями тем, что ведет за собой страну и гибнет за нее. Ростов имеет право бить по морде дворового, потому что благодаря ему дворовой жив. Иначе бы он умер в концентрационном лагере. Тогда – французском. Также Ростов имеет право сжить со свету Николеньку Болконского, потому что тот – слаб, и состояния не удержит. Приплывут другие акулы. Будет драка. Сожрут и Николеньку и всех его близких. Так что это жестоко, но справедливо. Проще льву Ростову удавить котенка Николеньку от чужого приплода, и быстро наплодить своих, чем разбираться с ватагой львов.

И вот, ссора. Безухов по привычке чешет что-то про Великий Идеал (царя, царя убить, короче), а Н. Ростов внезапно для себя говорит, что если ему прикажут, будет стрелять по таким, как Безухов. Безухову, кстати, подпевает старый дурак генерал Денисов (наш партизан Давыдов) , которому по службе не тот циркуляр прислали, и он теперь считает, что из-за этого надо «к ебени матери всю армию разогнать».

Здесь старый добрый Николай внезапно – дурак, дурак, а понимает, за что держаться надо - предстает перед нами в роли мученика Милорадовича, подло застреленного в спину подонком-«декабристом» Каховским. Жалко, что в 1917 году таких Ростовых в России почти не осталось… Но тогда, в далеких 20-хх годах 19 века, Ростов и Безухов, поспорив, расходятся спать.

Как всегда, когда речь идет о Толстом, всплывают имена других писателей. Тут, я думаю, нужно снова дать слово какому-то другому писателю. Например – хм, почему нет, Толстому. Только - Алексею. Чтобы с элементами фантастики.

«Ночь, тишина, усадьба Ростовых. Все спят. Ветра нет. Травка не колышется. Звуки. Это босые ноги шлепают по полу. Вспыхивает экран Мобилки. Это специальный гиперболоид, по которому можно связываться с человеком в другом городе. Такие придумали прогрессивные французские ученые в 1812 году, но не запустили в массовое производство из-за агрессии держиморды Алексашки из Российской империи. С тех пор этим благом цивилизации, придуманным для французских крестьян прогрессивным строем Наполеона пользуются в тайне немногие кровопийцы царского режима, под одного из которых маскируется борец сопротивления, Пьер Безухов. Будь проклят царизм! Поверье, автор этих строк знает, о чем говорит. Ведь он, принадлежа к классу кровопийц, сумел подняться над узкими интересами мирка паразитов, и влить свой голос в торжествующий хор трудящихся. Будь проклят царизм! Кхм, о чем мы? А, Безухов...

В отсвете – лицо Пьера. Он нахмурен. Набирает номер. Гудок.

Пьер: «Алло, это компания «Северная звезда». Да, мне 13 пар калош и одного гиппопотама. Что? Да, завернуть, конечно, завернуть. Соедините с завмагом»

(помолчав, шепотом) «Здравствуйте, барон. Хай нанэ хоп хэй лалалэй. Вы просили, если что, докладывать… Я тут по поводу одного…Николай Ростов. Говорит, если что, сам стрелять в вас буду. Идеалов Равенства и Братства не приемлет. Верховного Существа не признает. Талдычит, как попка, царь, царь. Да. Да. Сам бы пристрелил сволочь. Хоть и родня… Будем делать? Нет? Сами? Точно? Если что, у меня и волына есть. Ну… Ок… как скажете… Слушаюсь и повинуюсь. Хай нанэ!»
Успокоительный бубнеж в трубку. Безухов прячет что-то под кроватью – на секунду из-за облаков появляется Луна, и мы видим блеск топора (хотя волына есть) – и ложится.

Наташа Ростова (сонно тянется): «М-м-м-м-м»
Пьер (похотливо): «Ишь какая стала…. Сочная»
Наташа (игриво, в полусне: «Мм-м-м-м»
Пьер (наваливаясь, про себя): «Эх, как хорошо. Это тебе не моя поблядушка Элен. Та только об Этом и думала. Правильно я ее годами не драл!»
Наташа (просыпаясь) «Ммм-м, какой… Ну, что, еще карапузика?»

… утро, месяц спустя. В поместье Ростовых – гость из государственных служащих. Ранг высокий. Мы слышим окончание его слов.

«…таки мы бы настоятельно рекомендовали отправить мальчика на учебу в Швейцарию. Чтобы, кхе-кхе, чахоткой случайно не заболел».
В руках гость вертит что-то, похожее на Мобилку. Но это, конечно, оптическая иллюзия. Трубка, просто курительная трубка (с экраном, подсветкой и кнопками набора).

Бледный Ростов, правой рукой за спиной разрывая пилюльки с порошочком и ссыпая его под кресло, звонит в колокольчик левой рукой. Говорит появившемуся Николеньке.

- Николенька… сынок, позволь мне так тебя называть… пора тебе увидеть мир!

… пять лет спустя. Бледный, с раздувающимися от гнева ноздрями Николенька, читает, пошатываясь от голода, телеграмму у почты в Базнле. «в силу обстоятельств… будучи наследником по… с учетом ложного векселя выданного.. совершенно не в состоянии повлиять на….горох не уродился… разорены полностью… больше не пиши… ты уже взрослый… прокормись сам… дядя Николай… тетя Мари».

Идет по улицам города. Одет плохо. Пошатываясь, стоит у кафе. Буржуа за столиками бросают на него пустые взгляды. Уходит, садится на площади у памятника Карлу Марксу под видом памятника борцам за швейцарское сопротивление. Плачет. К нему подсаживается старичок. Говорит:

- Не убивайся, сынок. А я знаю, что у тебя на сердце, сынок. Ты Коля Болконский. Сирота. Дядя твой ограбил тебя. Ты не ел уже неделю. Лет тебе…

Старичок говорит, Коля смотрит на него широко распахнутыми глазами. Спустя час Коля уходит со старичком с площади. Ветер уносит клочки телеграммы, порванной Колей и - случайно выпавшую из кармана старичка подлинную телеграмму. Там написано: «Николай, приветствую, мы с тетей Мари шлем тебе в дополнение к тем 5 тысячам, что отправили в январе еще 3 тысячи на достойный экипаж к окончанию учебы и отдых. Домой возвращаться не надо. Деньги будут поступать регулярно. Не урони чести Болконских »

Ветер доносит до нас голос старичка.

- …маешь, дядя виноват. А он что? Пустое место. Винтик в царистской машине угнетения. Надо ломать систему, Коля. СИСТЕМУ. Убить тирана и убийцу. Вот, ты знаешь, что есть высшее Существо, и Любовь Вселенская? Давай я пове…

… 1881 год. Тиран, убийцы и душитель император Александр 2 гуляет по улице в Москве без охраны. Буквально – без кортежа. Люди здороваются с ним. Вдалеке маячит несколько фигур в черном. Одна из них принадлежит старику Коле Болконскому, опасному бомбисту и народовольцу. Ему много лет, но его по-прежнему зовут Колей. По-товарищески. В Движении его носят на руках. Он преодолел классовые предрассудки и – сам из бывших князей – отдал жизнь на борьбу против самодержавия.
Император, подняв слегка брови при виду странных господ, кивает, и идет дальше.

Коля Болконский бросает бомбу между собой и императором с криком: «И как один в борьбе за это ебана в рот!!!!!!»

… Умирая, Коля лежит без ноги на поле Бородина, и смотрит в небо. Оно величественно. Коля видит отца, лежащего в небе, и смотрящего на него. Чувствует, как гладит лоб рука. Это мама, Лиза.
Коля целует ее руку и видит, что отец пытается ему что-то сказать. Коля читает по губам:

- … е …адо… не надо… НЕ НАДО

Поздно. Коля умирает.

Занавес.

... Разумеется, можно предположить, что в том, что я описал, есть большая доля художественного вымысла. Верно. Я значительно Преуменьшил наивность Атлантов, полтора столетия упорно копавших себе могилу, а попутно писавших великие романы, и создавших величайшую культуру. Потому что легли в эту могилу все, включая хитрых дураков, вроде Безухова, честных дураков, вроде Николая Ростова, юных, восторженных и чистых дураков, вроде Коли Болконского (если он дожил, конечно), и даже премудрых дураков вроде старичка, «обувавшего» Безухова.

УБИЛИ ВСЕХ.

Остался только советский «граф» «Толстой».

Которой – вы будете смеяться – был бастардом.

Его уже никто не спрашивал при «случайной» встрече на вокзале – «Quo vadis, Леша? Не лучше ли домой?». И уже никто мягко не направлял путь.

Его просто сразу вызывали «на ковер» в указанное время и говорили: «В глаза смотреть, говно. Куда блядь пошел. А ну пошел туда, куда велено, сука. Шаг вправо, шаг влево побег».

И он шел.

Так графы Толстые и дошли.

До ручки.

Беда лишь в том, что написали они этой ручкой про нас…

Конец

PS Если вы прочитали это эссе, оно вам понравилось и у вас есть возможность и желание за него заплатить, то вы можете перевести 4 доллара США системой Paypal на vlorch@gmail.com
5
Ох, я теперь понял, как тяжело его сиятесьтву товарищу Никите Михалкову.

Жалко ево, дурака таково.
Очень интересно и глубоко. Спасибо!
Какой знакомый стиль, однако, никак, Дмитрий Евгеньевич логотип поменял...
Да, стиль не обманывает. Это ОН :) Но как, Холмс?? Вот что непонятно. Ведь Лорченков - это же вроде реальное лицо? Или нет?

Мистика какая-то.
Ох, кажется, это вершина! Потрясающий текст.

Огромное спасибо!