Владимир Лорченков (blackabbat) wrote,
Владимир Лорченков
blackabbat

Category:

ПРИНЦ РЯЗАНСКИЙ-2

Начало

Есенина и его смерть пытались объяснить многие. Одними из первых это сделали Луначарский и Троцкий. Но, как я уже говорил, будучи непонятым — и чаще всего прямо оболганным — Есенин сразу же стал жертвой недоразумений.

… понял Луначарский, который был хоть и предатель, но предатель из того, прошлого мира. И поняв, страшно возненавидел. «Виртуозность слов и порою всякие довольно безвкусные имажинистские выверты и дерзновения», вот что важно притаившемуся Есенину! а надо — корову, и кучу теплого навоза...

Троцкий же объяснил смерть городского русского поэта-постмодерниста «сломом деревенского уклада жизни». Это написал человек, который провел юность на хуторе с населением в 130 душ. Представьте, если бы кто-то написал в некрологе на смерть Троцкого, что Лейбу Давидовича «задушили в детстве каменные джунгли Яновки». При этом из речи Троцкого выясилось, что Есенин, оказывается, воспевал деревенский уклад. Вот так. Трактор в поле дыр дыр дыр, а Есенлин — кир бул щир. Проще говоря, сдохла ваша Россия, твари, и Есенин сдох из-за огорчения, так сдохните теперь и все вы.

Подход, кстати, сохранился. Со дня гибели РИ прошло 100 лет, а все эти Есенины да Розановы заслуживают самого пристального внимания и, как говорят советские люди, Проработки. Так, редактор журнала «Знамя» бюрократ Чупринин недавно выступил с заявлением, что «большим поэтом Есенин не был». А большой человек Дмитрий Быков сообщил в своей лекции, что «Розанов не был свободен и поэтому студентам его не рекомендую». Между тем, Розанов, чье тело умирало от голода и холода в страшные 20-ее годы, до самого момента своей страшной гибели жил в мире идей и творчества. То есть, сохранил, несмотря ни на что, стопроцентную свободу в чистейшем ее виде. Ибо что есть свобода как не свобода мыслить? Способен ли на такое Быков, публиковавший в благополучные, по утверждению таких как он, 90-е годы, порнорассказы - «жить-то надо!» - и неспособный, судя по его внешнему виду, выйти из рабства у собственного желудка? Вопрос риторический.

Я настоятельно рекомендую студентам Дмитрия Львовича Быкова читать не лекции Дмитрия Львовича Быкова, а его меню, и смотреть не то, как он говорит, а как он Кушает и Переваривает.

Именно в такие моменты Быков — настоящий.

ХХХ

Как я уже говорил, факты жизни Есенина широко известны. Вкратце они таковы:

Работа в типографии Сытина (корректор).

Историко-философское отделение Московского университета (того, настоящего, а не советско-рф-ского «мгу» с его докторами наук за барашка из Дагестана и 986-м местом в мировом рейтинге вузов)

Поэт, постмодернист («господа, новый Рембо явился»)

Это биография какого-нибудь — прости господи — англоязычного университетского очкарика, который пишет в свободное от преподавания время, и получает за это литературные премии, которые получает, покидая на пару дней кафедру.

Но чупринины все квакают - новокрестьянский лирик, новокре-кра-ква-кваква!! - и квакают.

По этой же логике Людовик XIV, обожавший танцевать в балетах-пасторалях — новокрестьянский балерун.

ХХХ

Единственная стратегия выживания образованного русского после катастрофы 1917 года — а на таких шла охота - притвориться. Играть роль. В каком-то смысле все русские стали в один момент Гамлетами. Кто не нашел в себе сил, погиб, как прямой солдат Гумилев. Гениальность Есенина в том, что он заиграл задолго «до», потому что грозовые разряды гремели и до 1917 года. Начиналось ведь все намного раньше.
Умный Есенин притворился, начав стилизовать свои стихи под «народные», напялив косоворотку и сапоги. Он пришел с этим к Гиппиус, отчего дурная поблядушка-февралистка пришла в полный восторг. Вдобавок, пришел к дурной бабе Гиппиус поэт Есенин с гомосексуалистом Клюевым. Это вообще вызвало овации и не кончающиейся и по сей день рассуждения гомосексуалистов о гомосексуальности четырежды женатого и сто двадцать раз венчаного с разными бабами по обряду друидов — прыгнули через куст да айда в кусты — Есенина.

А теперь представьте себе на минутку, что к Гиппиус приходит Есенин в костюме, или — о ужас! - в военной форме. С орденами. Под руку с Айседорой Дункан. А? Русский поэт, цивилизованный горожанин, с ухоженной американкой (ничего, и американку научим вилкой и ножом есть)... Каковы были бы в таком случае шансы у Сергея Александровича стать завсегдатаем русских литературных салонов?

… забавная история из личного опыта. Свой первый — ладно, второй, но первый удавшийся — роман я написал конце 90-хх начале 2000-хх. Это роман о власти, и о стремлении к ней, о предательстве и об одиночестве. Ничего особенного, вполне приличный для начинающего литература текст, похожий на «Всю королевскую рать» Уоррена. Жил я тогда еще в Молдавии, поэтому — что понятно — в романе встречаются детали повседневной жизни этого псевдо-государства. Называется роман «Хора на выбывание», хора это такой молдавский наицональный танец, а назвал я роман так потому что... да, совершенно правильно. Потому что я очень рано все понял и всегда с интересом изучал историю русской литературы и просто России. Со своей тальянкой и щедро смазанными... эээ пусть будет керосином! Им же что-то да мажут? сапогами... я и получил премию «Дебют». Получил бы я ее, называйся роман «Вся королевская рать» и происходи события, в нем описанные — а они происходят на планете Земля уже пару десятков тысяч лет — где-то в Нижнем Новгороде или Москве? Большой вопрос. Особенно с учетом того, что один из коллег-организаторов, крепко выпив, буквально со слезами на глазах (я не преувеличиваю) требовал признать, что у меня «в роду были цыгане». Я бы, кстати, с удовольствием — по нынешним временам цыгане в роду это большой бонус, да и ничего против цыган я не имею, милейший и поэтичный народ (одна поэтесса Горал Линорик чего стоит) — но мне просто нечем было порадовать собеседника, отчего он переключился с меня на водку. И, да. Никакой «хоры на выбывание» не существует. Этот «молдавский традиционный народный танец» я - русский горожанин из города Кишинева, построенного в 1806-1850 гг годах администрацией РИ на месте молдавской деревеньки - просто выдумал.

Калинка малинка калинка моя.

Эх blead!

ХХХ

Свою «Хору на выбывание» написал и Есенин. Это «Яр» и у «Белой воды» в которых Сергей Александрович пытался изобразить деревню привлекательно. Попытка оказалась провальной. Каждый, кто видел деревню, знает, как она отвратительна. От этого хочется уйти подальше. Поэтому «народного» в Есенине столько же, сколько в «Вадиме» Лермонтова. Все это не больше, чем СТИЛИЗАЦИЯ — как и «Персидские мотивы» и «из Шиллера» Михаила Юрьевича. Фольклор выдумывается и делают это горожане.

В то же время, даже неудача талантливого человека чем-то поучительна и это тот самый случай, когда мы не отличаем победы от поражения. Проза Есенина — долгое повествование ни о чем, о славянском мужичках, которые вышли из своей деревни и куда-то пошли, даа весь мир обошли. Великолепная метафора пути славянства, о котором я говорил в самом начале этого эссе. Никчемное шатание поди туда не знаю куда оборачивается триумфальным маршем по трети суши. Да, я помню советскую болтовню про «одну шестую». Но давайте не забывать о Финляндии, Польше, Аляске и Калифорнии.

ХХХ

Всякому Моцарту положен Сальери. Общеизвестно, что для Есенина им стал Мариенгоф. Достаточно умный, чтобы не пытаться представить Есенина плохим поэтом, Мариенгоф все же понять Есенина не мог. И дело тут не в «национальности» - Мариенгоф такой же немец и чех, как я румын — а в том, что она у Мариенгофа не появилась. Грубо говоря, семья Мариенгофа разнемечиться и разчехиться успела, а обрусеть — нет. Потому «Циники» например пронизаны такой ненавистью к несчастным аборигенам, что оторопь берет. Все плохо, все ужасно, все говно. Началось все с татаро-монголов и царей, закончилось тем, что говно в буквлаьном смысле в бабе главного героя застряло — пришлось ставить клизму.

Одним словом, народ рабов и грязи!

… пару слов про грязь. Недавно в интернет выкладывали фото нескольких тонн грязи — не знаю, может и говна добавили - которую специально привезли к Казанскому университету, где этой грязи отродясь не было, для съемок «исторического» кино по роману Гузель Яхина (не спрашивайте меня, что там имя, а что фамилия). Это такая писательница, которая использует пиджин-рашен поэтки Горалик, но только для прозы о русских-сталинистах. В текстах Гузель, помимо русских надзирателей и добрых дедушек-мулл, фигурируют щепотки сала (т.е. человек не понимает значения слова «щепотка» и/или никогда не видел сала). Что называется, сәлам телсез Россия! В смысле, привет, немытая Россиия на языке Яхиной, которым она, наверняка, владеет примерно так же, как и русским. На уровне А2...

Написано, кстати, очень талантливо (я о Мариенгофе, а не Яхиной). Неудивительно. Народ раба Пушкина, раба Достоевского и раба Толстого подарил Толе Мариенгофу уникальный язык и культурные коды. Зачастую, они намного сильнее несчастного Толи, который так долго заговаривал обычную, в общем русскую жизнь — что такое Россия?.. да ничего, обычная Восточная Европа, сад, чай, пряники, служба, театр, а все русские «драмы» это буря в стакане воды (читайте Чехова) - что она взяла, да и нагрянула к вечному гимназисту Толе в гости. И заболтался в петле сын. И когда Россия и ее язык входят, как дух святой, в Толю, тогда уже не Мариенгоф вещает, а вещают Мариегофом (аккуратНО, аккуратнЫМ, помните?).

Так, озлобленный Мариенгоф, сам того не замечая, открыто пишет — в пылу русофобии не заметили, когда публиковали и пропустили в печать правду — что «главной силой контреволюционной реакции в советской России были студенты институтов». Вызывая страшное негодование Мариенгофа, студенты эти первыми записывались в отряды Белого движения. Таких студентов с их высшим образованием и сратым Богом прогрессивные гимназисты типа Толи страшно ненавидели.

Что называется, Родион Григорьеви... Анатолий Борисович дал на себя показания.

… Тут я бы хотел вспомнить недавно ушедшего финского писателя Паасилину. Все его книги это, на уровне сюжета, это «чернуха» о Финляндии. Перечислю первое, что вспомнилось. Сто финнов решили совершить коллективное самоубийство. Финские бабы слабы на передок, а мужики алкаши, поэтому, чтобы не позорить дом, в Европе они, когда куролесят, представляются «шведами». Финский приемный сын терроризирует бабку-вдову полковника и та решает отравить блатаря и его приятелей. Финн украл сто кило золота и решил переждать розыски в лесу, там кого-то повесил. Бог Грома послал сына в Финляндию, и тот поджаривает людей молниями. Паассилина пишет об алкоголизме финнов, их дурном характере и депрессиях. Но романы Паассилины — парадоксально - тексты трогательные, и преисполненные любви к нелепому малому народу, который не дал миру ничего, кроме лыж, самогоноварения и угнетения еще меньшего, крошечного совсем, народа, лопарей.

Текст Мариенгофа преисполнен ненависти к красивому великому народу, который дал миру литературу, искусство, Вену на берегах Невы, и Иерусалим на берегах Москва-реки.

В чем же причина такой разницы?

В глазах Паасилины было немножечко любви.

Глаза Мариенгофа застила ненависть.

Озлобленный Толя Мариенгоф всю жизнь ненавидел и ненавидел сильно. Сначала — по почину папаши — Бога, потом руских, наконец, убив и изгадив все вокруг, возненавидел самого себя (и это прямо читается по его последним воспоминаниям). Это при том, что Бог дал человеку талант, внешность, любимую жену, сына, великого друга и родиться в великой стране.

ХХХ

Судьба Есенина в русском государстве была бы очень проста и ясна. Это супер-стар, «звезда» типа Гагарина, любимец миллионов. Улыбка, внешность, талант. В Государственной Думе, конечно, заседать бы не позволили, а миллионером бы стал. Женился бы на «звезде». Да он и женился на «звезде». Заседал бы в Академии, получил бы, под аплодисменты, камзол, шитый золотом...

… Собственно, на это и претендуют Чупринины и Быковы. Беда их лишь в том, что они на русской культуре паразитируют, а судьба паразита ничуть не веселее участи его жертвы. Когда не выдерживает организм-носитель, издыхает от голода и сам паразит. Оттянутые на коленях штаны, шорты с резиновыми сапогами, пятна пота подмышками, пластилиновые стихи и статус монгольской культуры. Вот, примерно, к чему пришли паразиты из культурной среды РФ...

В связи с этим интересно, почему Есенин не остался в США. Не поняли? Помилуйте, а кого поняли? Причина в том, что сам Есенин не понял. Понял, что произошло — и понял единственный — Набоков. Поэтому он бросил кость-«Лолиту» - отвяжитесь, сволочи! - и закрылся в швейцарском отеле, писать стихи.

… Конечно, для того, чтобы понять врага, нужно побывать в его логове. Мне совершенно понятна практика Петра Алексеевича, отсылавшего молодежь в Европу на пару лет пожить и поучиться. Причем во всех смыслах. Недавно мне неплохой и неглупый, насколько я могу судить, человек из России пытался объяснить, что Америка на краю гибели, так как в квартирах у них стиральные машинки не стоят (он не знал, что стиральные машины здесь принято ставить в подвале, в прачечной). Где-то он в сериале видел или в книжке читтал. С одной стороны, смешно. С другой... Вот так, русский человек из-за незнания мелкой детали и узкого кругозора может сделать ошибочные выводы о слабости варага и нажать на кнопку «Пуск». Хотя, впрочем, и в обучении есть подводные камни. Ведь русский человек иногда восприимчив больше, чем надо. Начав играть европейца, он не может остановиться и иногда переигрывает. Вот, например, есть такой юзер в «живом журнале», Богемик. Он играет русского европейца, и делает это замечательно. Намного лучше, я бы сказал, чем в среднем по больнице. Но это в любом случае предпочтительнее какого-то Насобина, который живет во Франции 20-й год, купил на «блошином» рынке фотокопию за 60 евро и пытается всучить ее крупнейшим музеям мира как оригинал Микельанджело. Или Караваджо? Что-то в этом роде. Надо обладать поистине русской наглостью, чтобы приехать в страну, где создана комедия о Тартюфе, чтобы изобразить Тартюфа... Иногда — а что делать, проклятая русская восприимчивость — заносит и самого Богемика. Тогда этот человек, - аноним, что само по себе уже несколько дискредитирует его игру (ария «Мистера Икс» от актера, играющего графа это одно, а ария «Мистера Икс» от актера, претендующего на графский титул это другое) - может искренне ляпнуть про «бремя белого чешского человека в Афганистане».

Гм, гм.

… Устал я греться
У чужого огня,
Живу без ласки,
Боль свою затая,
Всегда быть в маске -
Судьба моя.

Сергей Александрович Есенин не претендовал на аристократический статус и не стеснялся крестьянского происхождения. Он был горожанином в первом поколении, чего до 1917 года русскому, чтобы стать европейцем, вполне хватало.

Даже и в Токайском не нужно было разбираться.

ХХХ

Русская литература это ДНК.

В ней есть все, весь этот мир от начала до конца времен.

Хотите понять будущее, взгляните на прошлое.

Смерть Есенина превосходно описал Лев Толстой.

Это сцена умирания князя Болконского и прощания его с сыном. Князь чувствует, как все от него отдаляется. Он словно бы тонет, и слой воды между ним и миром становится все толще. Болконский теряет интерес ко всему, и прощается с сыном как бы издалека. Лица все дальше, голоса все тише... Это при том, что Болконский после ранения пошел, вроде бы, на поправку. Но все дело в том, что сначала приходит Смерть. А уже потом ты выбираешь причину не вернуться. Есенин выбрал алкоголь. Технически он поэта и убил. Но даже и на краю гибели Есенин остается поэтом постмодерна. Он пишет «До свидания, друг мой», уже написанный до него — и в этом он идет по следу трубадуров с их вариациями на заданную тему — и пишет его кровью, как и полагается в хорошем рыцарском романе.

… Во французском языке есть время Conditionel Passé. Это прошедшее условное, которое показывает нам возможные варианты несостоявшегося будущего. Абы кабы да кабы, выросли б во рту грибы. У французов для этого времени есть четкие правила употребления глаголов. Чтобы выразить предоложение о прошлом, вы просто обязаны использовать прошедшее время с условным настоящим в обязательной связке с причастием прошедшего времени. Когда я говорю своим знакомым французам, что русские могут выразить Conditionel Passé каким угодно временем — будущим, например, или настоящим, или условным в будущем, - они только головами качают. Перейду к примерам.

Si la Russie avait continué son parcours Yesenin aurait vecu longue vie d'académicien et la légende vive de la poésie russe.

Перевести это можно примерно так. «Если бы Россия продолжала свой путь, Есенин прожил бы долгую жизнь академика и живой легенды русской поэзии».

По-руcски мы можем сказать и так:

- Продолжи Россия свой путь, быть Есенину живой легендой и академиком.

«Продолжи» и «быть». Императив и инфинитив. Я говорю о прошлом, но говорю языком настоящего.

Продолжи, Россия.

Сергею Александровичу — быть.

ХХХ

… Вся жизнь и творчество Есенина перед нами, как на ладони. Простой русский человек распахнул рубашку и дал миру потрогать место, где бьется сердце. Стучало оно ровно и честно. Есенин — талантливый русский человек, которому уготована была в Российской Империи та же карьера, что и для Булгакова, Зощенко и тысяч других, убитых на взлете. Место в интеллигенции, дворянстве, культурной и литературной элите, в Академиях, журналах, вузах. Увы, этому поколению не хватило буквально нескольких лет. Олимп, на который они не карабкались, но шли — весело, смеясь, и сотворяя шедевры — оказался выженным пепелищем. Квартира без отопления, труп лошади на заснеженной улице, травля в советской прессе и своры «Бухариных», которые, приняв ключи по описи от Гиппиусих, и не будучи ни поэтами, ни русскими, решали, что есть русская поэзия, а что нет. Есенин, как человек умный, понимал, к чему это приведет. Conditionel Passé в стране Советов был таков — si le Russe avait pu survivre son âme aurait dû mourir (если русский мог бы выжить, его душа должна была бы умереть — фр.).

Какой же смысл был Сергею Александровичу умирать в палате под стоны и хрип безнадежных больных? Не лучше ли было устроить пир, и, приняв яд, переселиться под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями.

… До свидания, друг мой, до свидания
Mon ami, tu dans моей груди
Planifié notre расставанье
Nous Promet rencontre впереди
До свиданья, друг мой, sans ta main sans слова
Regrette pas et pas печаль бровей
Dans cette vie умирать не ново
Но и vivre, biensur, не новей

КОНЕЦ

PS. Если Вы прочитали эссе полностью, оно Вам понравилось и у Вас есть возможность оплатить текст, то Вы можете сделать это системой Paypal, переведя 4 доллара США на vlorch@gmail.com
19
Спасибо за прекрасный текст.

И мимоходом - по работе я давно имею дело с румынской музыкальной фабрикой HORA. Никогда не задумывался, откуда у нее такое название. Теперь понятно...-)
Спасибо. Хора это от хор (группа выступающих лиц). В румынском полно слов из греческого и славянизмов (до 19 века и письменность была на кириллице). .
Из прозы казанского писателя Айдара Сахибзадинова: У нас преимущества – у кого не было возможности с детства впитать русский язык. Нам трудно. Мы косноязычны. И то, что для другого в языке само собой разумеющееся, для нас – открытие. Как-то летом мне соседка попалась, поднялась из оврага по лестнице, обернулась и говорит: «Гроза будет, птицы низко, и небо мреет». От этой фразы повеяло грозой больше, чем от неба. А казаки Пугачева, узнав, что на них движется царское войско и плахи не миновать, – «затосковали животами»... Я думаю, что инородец или человек, выросший в нерусской среде, неумело подходит к русской стилистике и этим невольно экспериментирует. Язык его неправильный и потому смелый, запоминающийся. Вот Гоголь, вырос на Украине, а как плетёт! А Рустем Кутуй. Какие стихи о кочевниках: узкие глаза в свете костров – чудо! Не хуже, чем у Блока. Казалось бы, у аборигена все козыри… Но тут есть один момент. Он видит себя как бы в зеркале, потому что он сам – прямое отражение языка. И в зеркале он может видеть себя только анфас. А вот в отношении национальной глубины, – тут поёт кровь! Тут инородец по духу уступит. Пусть абориген перед зеркалом не видит себя и не слышит. Пусть он слеп и глух. Но он слеп и глух по-особенному. Он слеп, как Гомер, и глух, как глухарь, который самозабвенно предаётся любовной песне на току и не слышит приближение смерти! Таков Есенин!..

Спасибо. Можно и нужно знать родной язык. Проблема язиной не в том что она татарка - какие проблемы, мы один народ - а в том что она ноаопка. Думаю, о татарской культуре у нее представление примерно как о русской (пластиковый симулякр). ну а про то, что Гоголь вырос в Малороссии "не русской среде" - это оставим улицким и пр. идиотам. Малороссия и есть русская среда.
Владимир, помню вашу речь в Переделкине о зарождении национальных литератур на русском языке. Есть такое явление и в Татарстане) И, поверьте, никто из писателей казанского колорита Яхину всерьез не воспринимает. За исключением тех, у кого в родове реально были репрессивные муллы. Эти некритичны. Первые главы ее первого романа хороши, особенно свекровь. Были такие татарские бабки - неукротимо бешеные, с огромным зарядом витальности - ушедшая натура. Моя главная претензия к "Зулейхе" - нет речевой характеристики героини: как можно было не показать ее, деревенскую татарку, вне овладения русским языком - без переходной "трасянки", ну или пидшин-рашена? А уж как Яхиной досталось от татароязычных писателей... В покушении на татарские скрепы барышню обвинили. Вы еще Сану Валиуллину, татарку из Амстердама, - следующий этно-проект Шубиной - не читали ("Не боюсь Синей Бороды")...
Я в это верил и пытался это сделать. Но моя теория потерпела сокрушительный крах, увы. Этнопроекты Шубиной я не читал не читаю и не буду. Этнопроект он как трюфель - вырастает сам.
Пардон, у меня репрессивные муллы вместо репрессированных) Хотела исправить, а вы уже ответили. А насчет краха... увы, история и литпроцесс носят проектный характер. Триумф пластиковой прозы Яхиной тому подтверждение.
Прочитал с давно забытым удовольствием от текста.)
Спасибо!
Тема такая, самая интересная на свете. Вам спасибо.
С Троцким у Есенина складывалось неоднозначно. Александр Бушков:
"Сразу после неудачи польского похода Троцкий стал инициатором советизации Персии, нынешнего Ирана. Туда, под видом местных бунтовщиков, вторглись регулярные подразделения Красной армии, с ходу основав Гилянскую советскую республику. Однако и эта затея с треском провалилась - местное население, к идеям марксизма совершенно равнодушное, стало не на шутку сопротивляться, персидские надежнейшие товарищи оказались авантюристами и жуликами, так что красным конникам под командой знаменитого Примакова пришлось убраться восвояси. О том, что они там вообще были, велено было на самом высоком уровне забыть раз и навсегда. И забыли. Так надежно, что это впоследствии принесло немало хлопот советским литературоведам. Дело в том, что при штабе Примакова был и Сергей Есенин, там же написавший свой знаменитый персидский цикл. Но поскольку о советском вторжении велено было не заикаться, вплоть до развала СССР литературоведам пришлось талдычить, что персидские стихи созданы не на основе творческой командировки, а по заочной любви к далекой загадочной Персии, где поэт, конечно, никогда не бывал".
Там, вроде бы, было ещё интереснее.
В Гилянской республике министром культуры был Велемир Хлебников.
А его советником - Сергей Есенин.

sredniy_otpusk

October 24 2018, 08:54:19 UTC 9 months ago Edited:  October 24 2018, 08:55:58 UTC

Вот большое эссе написал Лорченков.
Но множество тем затронуто мало или вообще не затронуто.
Поскольку предмет огромен и интересен.

Мне кажется, что Есенин интересен ещё и тем, что его творчеством и трудом достроен фундамент великой литературы.
Только после трудов Есенина русская литература стала великой.
Когда выходец из крестьянства стал творить на уровне мирового искусства.
Но ведь нация должна была создать и такое крестьянство.
Вспомним деда Есенина.
Который своим предпринимательским талантом и масштабностью действий создал самое крупное пароходство на Оке.
После диверсионного уничтожения большинства пароходов пожаром на зимней стоянке - дед не стал восстанавливать дело.
Второй раз делать уже привычное дело деду было неинтересно, он стал жить в своё удовольствие.
Мать Есенина, дочь эдакого крутого деда, видимо, против его воли вышла замуж за сельского франта и прожила странную жизнь.
Все эти особенности такой приключенческой жизни предков во многом сформировали характер Есенина.
Кстати, в его странной смерти, возможно сыграло роль желание Есенина создать собственное издательство и навести порядок на издательском рынке.
А Есенин бы смог, наверное.
Крутой был человек во многих отношениях.
И смерть странная, и посмертное стихотворение странное - да еще кровью писанное, да Эрлиху посвященное. Но Владимир, судя по всему, в подлинности авторства не сомневается.
Нет, не очень сомневаюсь. Я имею представление об алкогольной депрессии (именно депрессии, усугубленной приемом веществ - что есть спиртное, как не "вещество").
Все и не упомянуть. Это эссе, а не биография. Но тоже имеет право на жизнь))
Вот именно.
Я об этом и говорю.
Предмет огромен и интересен.
Спасибо, что в очередной раз привлекли к нему внимание.
А Ваше мнение очень интересно.
>>Каждый, кто видел деревню, знает, как она отвратительна

Что такое деревня. Философский вопрос. В зависимости от ответа, она и будет или отвратительна или прекрасна.
Очень философский, согласен. В данном случае деревня как среда обитания, а не место отдохновения.
Как-то в книге стихов Есенина наткнулся на его сочинение о поездке в Америку с Айсидорой Дункан. Из него видно, что он человек городской и советский. Написано тоже, что мог написать тогда хоть Бабель какой, даже переживания за судьбу еврейского народа имеются. То, что писал про деревню, так он встал на эту колею ещё до революции и она приносила ему известность. Тут с вами согласен, что по крайней мере со временем это во многом уже могло стать просто инерцией и рассчётом.

bigod67

October 25 2018, 14:08:35 UTC 9 months ago Edited:  October 25 2018, 14:08:53 UTC

"тексты трогательные, и преисполненные любви к нелепому малому народу, который не дал миру ничего, кроме лыж, самогоноварения и угнетения еще меньшего, крошечного совсем, народа, лопарей. "

Финны дали миру мобильный телефон Nokia и группу Oldschool union.
Самогоноварение и лыжи как-то лучше, человечнее
Ещё.
Смерть такого человека очень многое объясняет в его прожитой жизни.
И о смерти Есенина можно было бы поговорить поподробнее.
Для начала: даже я, далёкий от богемной жизни человек, наслышан о 4-х версиях ухода из жизни Есенина.
1. Самоубийство по мутным причинам.
2. Убийство по приказу Троцкого (из-за владения Есениным компрометирующими документами или политической и личной неприязни).
3. Убийство по приказу неизвестных инициаторов из-за боязни избрания Есенина главой писательской организации Ленинграда (Есенин, якобы, приехал на писательский съезд, предварительно в Ленинграде встречался с Ахматовой и прочими мутными деятелями).
4. Убийство британскими спецслужбистами в качестве символического наказания за участие в покушении на британскую собственность в Гиляни (за это же, якобы, убили Кирова; Хлебников умер намного раньше от болезни, там непонятно. Как и с "Примаковым").
Людей травили как вшей, открыто и не стесняясь. Стали бы комедию тайного убийства ломать с одним человеком? Вопрос.
Да, здесь много непонятного.
И времена были жестокие.
Но есть интересное обстоятельство, которое не отражено в этом эссе.
Популярные литераторы в дотелевизионные времена веками активно и эффективно использовались властью.
Например, британцы прямо зачисляли их в разведки-спецслужбы (в случае согласия, конечно)..
Но и сами литераторы с интересом сотрудничали с властью.
Это было интересно и в творческом плане и в ином.
Но и власть по-человечески весьма интересовалась творческими людьми.
С кем только ни был знаком тот же Есенин !
Даже с царской семьёй.
И здесь важен его тесный контакт с Кировым.
А Киров был близким приятелем Сталина, неопасным для Сталине, поскольку у Кирова были литераторские претензии и власть его мало интересовала.
При этом, Киров и Есенин были поневоле и смертельно связаны Гилянью, плюс, литераторскими склонностями.
Убить Есенина было непросто без опасной "ответки".
Он провалил разработку, в которую было вложено много денег и усилий, - создание агентурного брака Дункан - Есенин. По тем же лекалам пару Влади - Высоцкий сваяли (когда ВВ стал неуправляем из-за веществ и мог проболтаться, его тоже ликвидировали).
Вот и пятая версия.
Ещё.
Да уж, связь времён.
Виталий Маркович "Примаков"-Гилянский был одно время очередным мужем Лили Брик.
Пару Влади-Высоцкий, формально, сваяли, видимо, в литературно-агентурном салоне активной старушки Лили Брик.
Времена меняются, нравы не очень.
Ух ты, вы из Беларуси? А я как раз рецензию отписала на белорусский роман Вадима Месяца "Искушение архангела Гройса". И подруга у меня недавно в Минск переехала к мужу, тоже прозаик, в ЭКСМО на интеллектуальных детективах специализируется. Сыщик у нее - лингвистический эксперт.
Вау! Подписываюсь после этого поста, даже не ознакомившись с другими.
Вы все это красиво и правильно написали. Спасибо!
Но меня с детства мучил относительно Есенина другой вопрос. Абсолютная грамотность, богатый словарный запас, знание классической и современной литературы, теории (и практики) стихосложения – откуда это у парня из крестьянской семьи?
В образовательном активе Есенина только земское училище и церковно-приходская школа. Вольнослушатель на историко-философском отделении в Московском городском народном университете имени А. Л. Шанявского? Не смешите меня!
Полупьяная литературная богема тоже никак не могла дать ему столько знаний.
Гений, талант – да. Понятно. Но откуда информация?
У меня есть лишь одна реалистическая версия, не подтвержденная, впрочем, свидетельствами его современников. Полагаю, Есенин много времени проводил в библиотеках, читая классику, современников, учебники по теории литературы и статьи в журналах.
В доказательство своей догадки могу привести слова из интервью одного современного талантливого прозаика (Лорченкова), о том, как много ему дала библиотека Мошкова.
Почему же нет свидетельств современников поэта? Полагаю, Есенин сознательно скрывал от окружающих свой интерес к библиотеке. Маска, еще одна маска. Я нигде не учился, ничего не читаю, но и так все знаю.
Кажется, автор пытается подражать Галковскому.

Получается говно.

Впрочем, у Галковского тоже говно. Так что не удивительно.
"Люблю, когда блядей корёжит" (с)
Крылова я видел вживую.

Он очень смешной, особенно когда тащится вверх по лестнице с четырьмя банками пива

lx_photos

November 18 2018, 15:48:50 UTC 8 months ago Edited:  November 18 2018, 16:00:55 UTC

Приочитал про Булгакова.
Очень годно.

Не могли бы вы использовать в ЖЖ-постах lj-cut ?
Спасибо.
Спасибо. Иногда получается иногда нет (порой жж не работает, порой у меня что-то не получается).
Спасибо, офигенно.
БРАВО, великолепный текст, сразу же зафрендила, чтобы не пропускать новинки.
Сейчас в архив и начну читать Вас с самого начала
Спасибо.
Очень понравилось. Спасибо.
Вам спасибо
Ого! Лживый грязный ублюдок, да ещё вдобавок и дебил - Розанов - оказывается был творцом. Вы охуели. Нет слов кроме матерных и фекальных для такой мерзости.
Но да. Русский язык у него был хорош. Но что это значит, когда вместо души - блевотина, а вместо мозгов - говно.
Впрочем, когда видишь упоминание с величайшим пиететом бездарного дурака Зощенко, сразу понимаешь, с кем имеешь дело - с человеком, у которого совесть и вкус отсутствуют начисто. Хотя отношения к твари Розанову с пиететом было достаточно для этого вывода.
Кстати, лучшее, что написано о Зощенко, и, собственно , им самим :-) - это рассказ Ильфа и Петрова "Весельчак"

https://niktoinikak.livejournal.com/255943.html


"Анекдот" о селёдке - это квинтэссенция Зощенко, всего того, что твари вроде Каверина называют "юмором".
Рассказ очень плохой, как, впрочем и все "творчество" Ильфа и Петрова, за исключением двух романов, написанных за них Булгаковым.
"двух романов, написанных за них Булгаковым".

А! Оказывается Вы не только мерзавец, но и дебил. Сорри за пререкания.
Это не рассказ. Это исчерпывающая характеристика того, что мерзавцы, , дебилы и напуганные(да, было чего испугаться) переворотом начала 20-х годов называют "творчеством" Зощенко(сам он был видимо хоть и крайне глупым и совершенно бездарным, но в некотором смысле порядочным человеком - строго придерживался понятий "офицерской чести" - по глупости не понимая, что эти понятия дерьмо)
Голубчик, у Вас слово дерьмо изо рта вылетает с частотой пулеметной очереди. Понятно, что все вокруг для Вас - оно (включая честь).
Я очень не люблю фекальную лексику. Но правильный выбор слов гораздо важней моих пристраcтий и антипатий. Зощенко, Розанов и их хвалители требуют для свой адекватной характеристики именно фекальную лексику. Другая - нерелевантна.
Само понятие "честь" неприложимо к к касте профессиональных убийц. Казалось бы, не надо большого ума чтобы это понять.
Мне кажется, Ваш комментарий говорит как о Вашем языке, так и о Вас.
В некотором смысле. Именно, что ложь и мерзость, наглость, самовлюблённая подлость и мерзавцы - вызывают у меня физиологическое омерзение.
Я совершенно не это имел в виду и выразился очень ясно. То, что Вы трактуете мое высказывание в прямо противоположном смысле - то есть нагло, подло, мерзко, публично и цинично врете - тоже весьма красноречиво. До свидания.
Гм. Где именно я вру? Разве Вы не высказывались с величайшим почтением о "творчестве" Розанова и Зощенко - которые заслуживают исключительно фекальную лексику по исключительной глупости, грязи и(у Зощенко) полнейшей бездарности?
Да понятно что Вы имели ввиду. Но само возмущение фекальной лексикой(вообще говоря совершенно справедливое и правильное) у человека, не стесняющегося публично хвалить Розанова и Зощенко - демонстрация беспредельных лицемерия и подлости.