bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Атеистическое Рождество: Сказка для взрослых

     Чешский писатель и публицист Йиржи Пеге эмигрировал в Америку в 1981 году. В 80-х годах он работал на радио "Свобода", с 1997 по 1999 возглавлял отдел политики в администрации президента Гавела. В настоящее время Пеге руководит Пражским институтом демократии, экономики и культуры Нью-Йoркского университета. 22 декабря 2014 он опубликовал статью о чешском Рождестве. Этот текст вполне бы мог возникнуть на три года раньше или на два года позже - Рождество в этой стране всегда одинаково.

                                                                        ЙИРЖИ ПЕГЕ

                                          ПОЧЕМУ ЧЕШСКОЕ РОЖДЕСТВО - ЭТО ТОЛЬКО СКАЗКА

  Разные народы по-разному празднуют Рождество, но для большинства из них серьёзную роль играет религиозный аспект праздника. Наше Рождество - это просто Сказка. Раздающие подарки фигуры, такие как Санта-Клаус, Ноэль или Дед Мороз, существуют и в других культурах, но почти нигде Рождество не воспринимается исключительно в качестве Сказки для детей и взрослых.

  Наша медийная политика тоже руководствуется пониманием Рождества как Сказки. На телевизионных каналах можно найти и трансляции проповедей из костёлов, и дебаты о вопросах веры, но преобладают в программе сказки. В других западных странах в рождественский период телевидение и кино тоже предлагают зрителю фильмы с моралью и со счастливым концом, однако такого тотального гоподства сказок, как у нас, не найти нигде. К тому же наши сказки часто не имеют с религиозным посланием Рождества ничего общего.

  Разумеется, тому есть много объяснений, и самое простое из них заключается в том, что секулярные чехи полностью отдали Рождество детям. А может быть мы сохранили менталитет, выработанный перед 1989 годом, когда подчёркивание сказочных черт Рождества было способом, позволяющим сохранить его трансцедентальный или, если угодно, сверхъестественный характер в обществе, официально бывшим атеистическим.

  Теле- и киносказки, которыми нас бомбят каждый год, представляют собой отдельную главу Сказочного Рождества. Как уже было сказано, они не имеют ничего общего не только с верой, но и с теми идеалами любви и добра, которые олицетворяет Рождество. За исключением того, что у сказок всегда хороший конец.

  Кроме того, в чешcких сказках всё время обыгрывается несколько базовых стереотипов. Например, плебейский "Гонза"*, который хитрoумнo завоёвывает сердце какой-нибудь принцессы. Беспомощный король. И, конечно же, коварные советники, обворовывающие доброго короля и простой народ. Чешские сказки ходят по зачарованному кругу. Если в них можно найти некое развитие, то это появление "феминистических" принцесс**. Что само по себе интересно, ибо свидетельствует об изменении нашего восприятия роли женщин в обществе. Тут киносказки несколько опережают туповатую чешскую политику.

  Hо самое интересное - это чешскиe фигуры чёрта и других сверхъестественных существ. Наш чёрт - отнюдь не олицетворение Зла, не дьявол, с которым нужно бороться. Скорее это олицетворение суетливости и особой глупости. Черти в чешских сказках - ребячливые создания. Если они и затевают что-нибудь дьявольское, то напарываются на добродушного пастушка Гонзу, который принципиально не воспринимает их всерьёз и всегда побеждает.

  Однако весьма подобно и чешское сказочное понимание Неба. Ангелы и другие небесные создания в чешских сказках часто бывают комическими фигурами***. Вертикаль, которая в более религиозных обществах делает Рай и Ад серьёзными вещами, ибо речь о борьбе Добра со Злом в высшем смысле слова, у нас полностью отсутствует. Кажется, они не дифференцированы не только в наших сказках, но и в обычной жизни. Поэтому, когда такой человек как Вацлав Гавел всерьёз говорит, что Правда и Любовь побеждают, его сразу же отвергают, как компонент сказочного кича****.


------------------------------------------

* Глупый Гонза в чешской традиции примерно соответствует Ивану Дураку в русских сказках.

** О современных чешских киносказках  и o появлении в них феминистских образов принцесс см. Czeski film

***  Предельным воплощением сказочно-чешского представления о Небесах можно считать фильм 2005 года "Ангел Господень". Дева Мария печёт ко дню рождения Иисусика рождественское печенье, а ангелы репетируют для него хоровое пение. Чёрт чертыхается, а Господь Бог восклицает "Господи Боже!" Даже распределение ролей в этом фильме носит юмористический характер. Анна Гейзерова сыграла св. Анну, Вероника Жилкова - св. Веронику, Габриэла Освальдова - архангела Гавриила. Роль Бога исполнил Йиржи Бартошка, в реале - президент Карловарского кинофестиваля. Сказка считается классической, и на днях были начаты съёмки её продолжения. "Ангел Господень -II" выйдет на экраны в ноябре 2016 года. А вот трейлер первой части фильмa:



**** "Правда и Любовь побеждают" - девиз президента Гавела. В чешском обществе нет однозначного отношения ни к личности Гавела, ни к его девизу. Особенно неоднозначно они стали восприниматься после Косовской войны.
Tags: bohemia, votum separatum
1
Да. Поздравляю.

PF 2016 !

ded_vasilij

December 25 2015, 20:33:19 UTC 3 years ago Edited:  December 25 2015, 20:33:53 UTC

Stastne a vesele,
Vazeny Bohemicus.
С наступающими!
"В чешском обществе нет однозначного отношения к личности Гавела"

Вот это чрезвычайно интересно.
Возможно, вы найдете время и желание осветить подробнее причины этому.
Для начала, пожалуй, стоит вспомнить, что около 20% чешских избирателей каждый раз отдают свой голос коммунистам, а еще 30% разным прочим 'перекрашенным' фракциям коммунистов.
Какой уж тут Гавел?
Во-первых, за коммунистов голосует не больше 15% чешских избирателей, а во-вторых, это не левые партии являются перекрашенными фракциями коммунистов, а коммунисты де-факто являются чуть более розовой фракцией социал-демократии. Настоящих красных я в Чехии не видел (за исключением карликовой партии Мирослава Штепана, о которой, впрочем, уже давно вообще ничего не слышно).
В своё время я немного писал о Гавеле. Например, здесь http://bohemicus.livejournal.com/9812.html или здесь http://bohemicus.livejournal.com/12991.html . Но в целом он мне не очень интересен
благодарю вас
Неужто не ведаете, что Гавел приветствовал бомбежки и вторжение в Югославию.
Ведаю. И что?

Dispersio

December 27 2015, 19:02:34 UTC 3 years ago Edited:  December 27 2015, 19:07:50 UTC

sorry, это не Вам, а Шах-Массуду.
не понял. Это хорошо или плохо?
Это так и никак иначе.
Это хорошо или плохо?

да
Что именно?
Эти слова приписывают В.С.Черномырдину. На заседании он сам себе задает вопрос: Хорошо это или плохо? И сам же отвечает: видимо, да!
Баррандов - синоним лучших сказок. Включая Лимонадного Джо и Призрака замка Моррисвиль.
Думаю, чехи слишком практичны, чтобы предаваться мифам. Сказка, в отличие от мифа, не требует обязательств. Если Дед Мороз - сказка, то можно и покурить в школьном туалете. Все равно подарок будет.
Признаюсь, завидую обитателям благословенной Богемии. Если бы не было острова Кубы, населенного еще более продвинутыми разгильдяями, я бы мечтал о домике в Оломоуце.
Увы, Куба погрязла в нищете. Чехия по сравнению с ней - страна миллионеров.
Насчет нищеты на Кубе вы несколько преувеличиваете. Скромно - да, по средствам - да, нищета (?!) - нет.
Хотя для кого-то и мерседес е-класса - нищета.

bohemicus

December 27 2015, 09:48:22 UTC 3 years ago Edited:  December 27 2015, 09:49:24 UTC

У туристов, приезжающих на Кубу, есть добрая традиция: грязные носки не стирать и не выбрасывать, а отдавать кубинцам. Kубинцы им благодарны, на Кубe носки по талонам.
Вы, вероятно, никогда (или по крайней мере очень давно) не были на Кубе - ваши представления о ней не соответствуют действительности. Что-то и правда до сих пор продаётся по талонам (свинина, например), но при этом цена такова, что можно сказать, что эти товары раздаются даром.
С Рождеством!
В детстве с удовольствием читала книгу чешских сказок, да и сейчас сказки люблю.
Недавно посмотрела последний фильм Маттео Гарроне " Страшные сказки\ Il racconto dei racconti". Захватывающе.
И Вас с наступающими!
Для всех, неравнодушных к чешскому кино, даю ссылку на русскоязычный треккер.
Качайте. Смотрите.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3737483
В Германии в Сочельник чехословацко-гэдээровские "Три орешка для Золушки" крутят раза три по разным тв-каналам. Каждый год. Эдакая рождественская традиционная "Ирония судьбы"
Хороший фильм, красивый. Но "Ангела Господня" я пожалуй, все же найду.
В Чехии считается, что если по ТВ не покажут "Морозко", то и новый год не наступит.
Такое чувство, что статью написал Бахтин.

konstex

December 25 2015, 20:14:21 UTC 3 years ago Edited:  December 25 2015, 20:21:43 UTC

У меня в конторе работает немец, родителей которого со стороны отца выгнали из Богемии после второй МВ, гостиницу кот.владели предки снесли, на этом месте сейчас парковка. На все мои отзывы, как при кратковременном пребывании в южной Чехии хорошо, человек мрачнеет и надувается. У меня ощущение, что чешскою сказку он воспринимает по своему, через личный семейный опыт. Даже испугался в этот раз рассказать ему, человеку, объездившему вплоть до 25-три островов в Тихом океане практически весь мир, но никогда не бывшему в Чехии, что опять еду в Карловы Вары на НГ и какая это прекрасная, с моей точки зрения, страна.
Спасибо за пост;
И Вам спасибо.
мдя, первый раз, наверное, сталкиваюсь с таким бесчувственным высокомерием к собственной культуре
Чехи не бесчувственны. Но их внешняя славянская схожесть вводит в заблуждение русских, им кажется что и внутри эти люди как мы, только говорят на малопонятном диалекте. Но внутри чехи не славяне, а богемцы - т.е. немцы с налетом разгильдяйства. Понять их нам очень непросто, код другой.
имелось в виду именно отношение Пеге, нет, чехи не бесчувственны, ни разу не встречала в личном общении такое очень предвзятое и линейно-прогрессинвое отношение к собственным играм со своими и чужими архетипами, и очень упрощенное виденье, и черта, и сказок, очень. Насчет понимания - мне нормально, и я побаивалась выходить на публику чешскую со своим пониманием их культуры и истории, а пока зря. Почему мне нормально, не знаю, правда, я особо не заморачиваюсь культурными кодами
Пеге - чех. И говорит для чехов. Так что коды здесь очень даже причем.

Я знаю нескольких сильно обрусевших чехов, живущих в Москве много лет. У них даже акцент почти не заметен, чуток иначе интонируют иногда. Примерно как украинцы. И внутренне это русские, с ними говоришь как со своими, забываешь что они нездешние. Потому что они перешли на наш код, все понятно, "наши". Однако даже они мгновенно код меняют, как только речь заходит про Чехию и ее реалии. Говорят как иностранцы, затрудняются с переводом.
Национальный характер или ментальность, по мне, - очень своеобразная реальность, во многом, это предписания, которым принято следовать, а не тот "естественный" ход реакций, который может мыслится. Сказки у чехов очень разные, в том числе, и относительно работы с клише, в том числе, есть и те, которые выполняют миссию наподобие странствующих театров с мистериями и Corpus Christi: когда традиционная для христан проповедь упаковывается в доступное обывателям представление. Упомянутая топикастером сказка Anděl Paně режиссера Страха очень вписывается в жанр сказки-проповеди с точки зрения схоластических канонов. Там есть и дилемма этическая, и разные варианты решения и очень последовательный разбор каждого варианта. И Страх (теперь в содружестве с Эпштейном - сценаристом) несколько таких сказок снял. Отдельная тема в статье Пеги - стереотип относительно чешского отношения к церкви, религиозным практикам, тому как "атеистичность" встраивается в повседневность и т.д. Он рассуждает в терминах замещений и переходит в противопоставлениям - тогда как нет такого единого фронта, все много пестрее
Я не чех, мне трудно судить, насколько Пеге адекватен в своей статье. Но он смотрит изнутри культуры, и приоритеты расставляет как носитель, а не внешний наблюдатель.

Хотя мне кажется, пресловутая "атеистичность" и "прагматичность" чехов - это не совсем то, что мы знаем на русской почве. Примерно как "атеистичность" китайцев, у которых с Богом очень своеобразные отношения.
Для меня литературные сказки - по большому счету историко-политические нарративы, и само собой чешские очень выразительны в жтом смысле, и многие фильмы-сказки заслуживают большего, чем такое пренебрежительное отношение. Насчет "прагматичности" и студеных чумачков (так чехов называют словаки...) не знаю, есть здесь культура прекрасной грусти, которая очень-очень сильно перекликается с итальянскими практиками черного но очень очень духовного юмора
Ну почему же беcчувственным? По-моему, всё описано очень точно.
сфера культурных фреймов, их перезагрузки (которая так или иначе происходит в каждой сказке или фильме со сказочными конструкциями), по мне, не предполагает точности, даже, наоборот, требует интерпретации. Несомненно, я против релятивизма и того, что можно понять как хочешь - но контексты понимания разные. Пеги выбирает оценочную и даже не снисходительную, а уничижающую позицию, которая игнорирует самые разные исторические провязки- тех же сказок. "Игры с чертом" Дрды, которая такой своеобразный перекресток истории чешских сказок, ну вот никак не вписывается в пассажи Педи. И роль черта - много разнообразней. Я не упоминаю последние чешские сказки, в которых такая мутация западных фреймов и переосмысляж собственных...

А как связаны правда, любовь и Косовская война? Мне кажется там не было ни правды, ни любви ни у одной из сторон.

Гавел тогда про гуманитарные бомбардировки сболтнул
Я писал об отношении чешского общества к Косовской войне: http://bohemicus.livejournal.com/40768.html
Гуситы, чё.

Гуситство интересует современных чехов не больше, чем, католицизм. Количество прихожан гуситской церкви не превышает 40 тысяч человек. Правда, одного из них зовут Вацлав Клаус Старший.
Кажется, в России сегодня все ровно наоборот. В праздновании даже гражданских праздников чувствуется религиозная серьезность. Много слов о святом и святынях, которые нас окружают. Святыни не терпят несерьезного к ним отношения. Чувства верующих очень уязвимы. Пытаясь пошутить, например, об Илье Муромце, нельзя забывать о том, что он тоже святой, к тому же покровитель ракетных войск России.
Если вокруг переизбыток святости, нужно держать карманы. Такие вещи всегда заканчиваются отъёмом денег.
Если сказки будут, как "Три орешка для Золушки" и песни Короля, то пусть будут навсегда.
Сказки нынче несколько иные. Вчера краем глаза смотрел свежую, снятую к нынешнему Рождеству (по несколько сказок здесь снимают ежегодно). Там к носящей ситцевое платье и увлекающейся арифметикой принцессе сватались три принца - англичанин, немец и русский. Английский принц - мафиозно-шпионский тип в чёрных очках, с какими-то химикатами в чемодане. Немецкий - страдающий раздвоением личности шизофреник, полувоин-полупоэт. Русский - весь на понтах, подарил принцессе своё сочинение о родине...

Вот русский приехал: http://www.horydoly.cz/uploads/sources/turistika/cesko/podyji/uhercice/e4a106deb495523f2a8ec22addf7d3c7_svatojansky-venecek-foto-pavla-cerna-20150808-04-img-0962-jpg.jpg?width=500&height=300&fit=true

Вот немец: http://videoth.uloz.to/G/y/Q/xGyQL3tn.640x360.0.jpg

А вот и англичнин между русским и немцем: http://media.tv.kafe.cz/cache/56/7d/567dae2542540985e7d7f20d533bf026.jpg

В общем, она предпочла парня, который лес по реке сплавлял: http://kladenskelisty.cz/wp-content/uploads/2015/12/Svatojansky_Venecek_foto-David-Raub_Raub_Tituln%C3%AD.jpg
Русский на русского не похож. Но ужасна вся четвёрка. У выбранного, со следами генетического вырождения, один плюс, - песок не сыплется.
Бедная рождественская девушка.
Британский принц похож на сэра Элтона Джона, остальные просто придурки.
Ежегодный предновогодний просмотр фильма "Морозко" пагубно повлиял на чешскую кинематографию.
Если только очками. Всё остальное соответствует степени дебилизма остальных персонажей.
Ирония судьбы ничуть не лучше) В Морозко, хотя бы, набор трезвенников)
Русский" в цветах польского флага
О, а как же итог года?
"Итоги года" - это прeгрешение против хорошего вкуса, повторение общеизвестных вещей людьми, которым нечего сказать.
Наверное потому же в Чехии так популярна наш "Морозко": чистая сказка с придурковатой нечистой силой.
Сказка, в которой все герои придурки. Сразу видно работу Мастера.
Между прочим достаточно лестная для сказки характеристика. Вон, в сказке про Алису в стране чудес тоже нормальных не сыскать.
Это в фильме не сыскать, а в книжке как раз все предельно нормальные.
Хе хе, ну давайте спорить где нормальности больше. Лучше я Гензелем прикинусь.
Верно подмечено! А я-то всё думал, "откель ноги растут" у русских сказочных придурков:) Оказывается из "Алисы", что вполне логично, учитывая "благородное происхождение" товарища Роу.
А! Вы в этом смысле...
Но "Алиса" мне тоже нравится. Психоделическое произведение, не имеющее "отечественных аналогов".
Я писал о причинах популярности в Чехии "Морозко": http://bohemicus.livejournal.com/85099.html
Спасибо, прочитал с удовольствием. Обогатил словарь идиомой "чешский фильм" :-)
Всё-таки Вас читать интереснее, чем переводы))) Этот мотив - объединение ада и Рая очень хорошо рассмотрел К.С.Льюис в "Расторжении брака" - имелось в виду расторжение брака между адом и Раем. Хотя, наверное эта аналогия несколько не к месту.
Льюис об анализе говорит, а Блэйк о синтезе. Блэйк - поэт и гений, Льюис - прозаик и добросовестный трудяга.
Земля и небо - чего тут сравнивать.
Хотя, это не имеет непосредственного отношения к вашему комментарию.
не совсем понял вашу мысль, при чём тут анализ и синтез? Ну и не соглашусь на счёт прозаика-Льюиса))) Это конечно мое личное мнение, но такого вдохновенного полета к Богу я не видел почти ни у кого, разве что у Давида
Спасибо.
Интересно, а как в Чехии поживают моравы?
И как там сама Моравия?
Можете ли Вы порекомендовать какого-нибудь блоггера, ответственно пишущего о Моравии?
Был бы Вам очень благодарен.
С таким же успехом можно спросить, как в России поживают новгородцы или вологодчане. Моравяне - это чехи, которые иногда прикалываются и говорят, что они не чехи. У меня в своё время был пост об этом: http://bohemicus.livejournal.com/85655.html

Вот список блогеров из Брно: http://www.livejournal.com/directory.bml?opt_sort=ut&s_loc=1&loc_cn=CZ&loc_ci=Brno&start_search=1 Думаю, при желании можно через ЖЖ найти такие же списки для Оломоуца и других моравских городов. Возможно, кто-нибудь из них Вас заинтересует.
Спасибо.
Касательно новгородцев и вологжан. Там есть свои особенности жизни, так и должно быть.
Я, под настроение, смотрю шоу "Уральские пельмени", команда вполне профессиональная, выступает и в Москве. У них, почти у всех, чётко выраженный уральский диалект речи. Что для артистов такого уровня не очень хорошо.
Да и Вы пишете о Богемии, а не о чехах, прикалывающихся "богемцами".
Местное и общенациональное вполне сочетается, полагаю.
Вообще-то чехи никогда не называют ни себя богемцами, ни свою страну Богемией. Это всего лишь мои эстетические предпочтения и моя же ностальгия по Австро-Венгрии. Авторская лексика, не более того.
М.б.
Я в своей жизни разговаривал только с одним чехом. Не до тонкостей было.
Здравствуйте, Богемик

Уже пару лет с удовольствием читаю Ваши посты, и хорошо для меня, что нашел Ваш блог поздно - если нет новых записей, всегда можно найти замечательные архивные :) Но один раздел я до сих пор упорно игнорировал - "ресторанная критика". Просто потому, что этот жанр для меня - "прочел, и если понравилось, в ближайшие дни посетил". В общем, чтобы не сокрушаться из-за отсутствия этой возможности :) Но подошел для меня черед и этого раздела - новогодние каникулы я проведу в Праге. Это я смогу прочесть и по уже Вами опубликованному. Прошу посоветовать "тихие" места в этом городе, малоизвестные по путеводителям, но которые Вам лично очень нравятся и непохожи на другие места планеты. Думаю, Ваш ответ будет интересен не только мне - в Прагу едут многие.

Прошу прощения за оффтопик. Что касается темы самого поста, это потрясающе интересно - один из наиболее успешных славянских способов благополучно вписаться в Запад, не теряя себя. Нынешняя Россия, в той степени, что от нее осталось или медленно восстанавливается, гораздо ближе к этому взгляду, чем к глубокой религиозности или желанию сохранить совок. С наступающим Новым годом, и большое спасибо за Ваш блог!
Большинство своих любимых заведений я уже описал.

Помимо тех, которые были описаны, могу порекомендовать "U Pinkasů". Это очень старое заведение с солидной историей и вполне аутентичной чешской кухней, и его легко найти: http://www.upinkasu.ru/ Я обедал там буквально на днях.

Ещё я люблю "Лувр", заведение совсем другого плана: http://www.cafelouvre.cz/ Его тоже довольно легко обнаружить

Может быть, Вам понравилось бы в "Синей уточке", таких ресторанов сразу два, и они находятся на разных берегах Влтавы: http://www.umodrekachnicky.cz/cz Но я не был ни в одном из них столько лет, что боюсь давать рекомендацию - там могло что-нибудь измениться.
«такие как Санта-Клаус, Ноэль или Дед Мороз»

А у чехов тоже есть Дед Мороз? Или у них Санта-Клаус?
У них Йeжишек. Я писал об этом http://bohemicus.livejournal.com/85099.html (во второй половине поста)