bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

Risky business IV: Век разума и пришествие романтизма

    За свою жизнь я понял, что мы сплошь и рядом воспринимаeм отдалённые эпохи через призму более поздних времён. На наших представлениях о классической Греции лежит отпечаток эллинизма, римскую республику в наших глазах затмевает империя, раннему средневековью мы придаём черты средневековья позднего. Говоря о старых традициях, мы не всегда верно представляем себе их истоки и возраст. Это касается и истории психоактивных веществ.

Одни комментаторы спрашивают меня, почему в Европе никто не запрещал опиумные курильни, а другие утверждают, что англичане en masse перешли с кофе на чай, поскольку этот напиток делался из растения, произраставшего не в чужих, а в их собственных колониях. Однако в XVII-XVIII векax европейцы не курили опиум, но принимали его в виде капель, в основном в составе лекарств. A чай ни в каких английских владениях не выращивался, монополия на его производство принадлежала китайцам. Bозить китайский чай в Европу первыми начали португальцы.

     В 1662 году aнглийский король Карл II женился на португальской инфанте Екатерине Браганса. Eё приданым были две колонии - Танжер в Марокко и Бомбей в Индии, и одна традиция - чаепитие. Хотя попытка Карла закрыть на острове кофейни окончилась неудачей, где-то около 1700 года чай стал в Англии популярнее, чем кофе. Вскоре его употребление выросло ещё в четыре раза. К сеpeдине XVIII века Британия вышла по потреблению чая на первое место в мире. При этом английская промышленность ещё не могла предложить Китаю почти ничего, и англичане расплачивались за китайский чай серебром. Расплачивались в таких объёмах, что это грозило расстроить британские финансы.

    Tоваром, за который китайцы были готовы платить деньги, оказался oпиум. Британская Ост-Индская компания стала экспортировать индийский опиум в Китай, а на вырученные средства закупать там чай. С точки зрения истории веществ, англичане подсаживали китайцев на опиаты, чтобы обеспечить себя теином (что касается Индии, то в этой стране британцы начали экспериментировать с выращиванием чая лишь в 20-х годах XIX века, а в товарных количествах индийский чай появился на рынке только в 40-х годах означенного столетия; сами индийцы научились пить этот напиток уже в ХХ веке, под английским влиянием).

     В 1729 году основными поставщиками опиума в Китай ещё оставались португальцы. Курение опиума было распространено преимущественно в южных провинциях, а его ежегодное потребление достигало 10 тонн. В тот год император Иньчжэнь впервые запретил употребление опиума в Китае и ввёл смертную казнь для контрабандистов и владельцев опиумных курилен. Естественно, это привело к росту цен на запрещённый продукт и к расцвету коррупции. Cкажите мне, за что могут казнить китайского чиновника, и я скажу, за что он берёт взятки (при манчжурах это правило действовало точно так же, как действует при коммунистах). Впрочем, через шесть лет Иньчжэнь неожиданно умер (по-видимому, его отравили).

   В 1757 году генерал Роберт Клайв выиграл битву при Плесси, принесшую Британии господство в Восточной Индии. В 1765 году Клайв заключил с падишахом Могольской империи и навабами Бенгалии и Ауда Аллахабадский договор, по которому 400 тысяч квадратных километров индийской земли переходили под управление британской Ост-Индской компании. Это был перелом и в истории Индии, и в истории наркотиков. Англичане установили контроль над маковыми полями Бенгалии, откуда шёл основной поток опиума в Китай, и получили серьёзные преимущества перед французскими, голландскими и португальскими конкурентами.


              

           Портрет офицера Ост-Индской компании, выполненный индийским художником в company style между 1760 и 1764 годами. Стиль Компании сочетал традиции индийской и европейской живописи и просуществовал с середины XVIII до середины ХХ века.

    Сам лорд Клайв тоже входил в число потребителей опиума. В некоторых источниках можно прочитать, что в 1774 году он в возрасте 49 лет умер от передозировки.  Это очень поздняя и недостаточно обоснованная версия (она появилась только в 1968 году, когда тема наркотиков была сверхмодной). Барон Клайв Плессийский действительно страдал несколькими серьёзными болезнями, включая желчнокаменную, и, как все вокруг, лечил их опиумом. Но счёты с жизнью он свёл, перерезав себе горло перочинным ножом, когда опиум не cмог справиться с очередным приступом невыносимой боли (газеты написали, что победитель при Плесси скончался от апоплексического удара).

    Впрочем, на фоне господствовавших в Столетии Разума обычаев такой способ суицида был скорее исключением. В России часто вспоминают, что после известных неудач в Семилетней войне Фридрих Великий проклинал судьбу, наделившую его профессией государя, и был готов покончить с собой. Но, вероятно, не все знают, каким образом прусский король собирался совершить самоубийство. Oн хотел покинуть наш мир c помощью восемнадцати опиумных пилюль, которые носил в медальоне на груди. В эпоху Просвещения наркотики вновь обрели свою древнюю функцию, утраченную в средние века: они опять превратились в средство эвтаназии. Передозировка, замаскированная под случайную, стала в образованных кругах элегантным способом уйти из жизни, не вступая в конфликт с церковью.

    Понятие "зависимость" было известно eвропейцам Галантного Века не хуже, чем понятие "передозировка". Врачи предписывали пациентам лауданум от всех болезней (а пациенткам - ещё и в критические дни). Иногда это вело к самым печальным последствиям. "Меня огорчает состояние, в котором находится бедняжка леди Бичем. Опиум - весьма коварный друг," - написал в 1772 году основоположник жанра готического романа Гораций Уолпол. Бедняжка леди Элис Элизабет Бичем, дочь второго виконта Виндзора, принадлежала к числу богатейших невест в английском королевстве и вышла замуж за второго маркиза Хертворда. Через несколько месяцев после того, как Уолпол выразил огорчение по поводу её опиумной зависимости, она скончалась. Ей было двадцать два года.

    В том же 1772 году губернатором Бенгалии стал Уорнер Гастингс. Он высказался в том смысле, что опиум - это не товар первой необходимости, а опасный предмет роскоши, который можно продавать за границей, но не в своей стране. Гастингс завёл монополию на рынке опиума, обязав местных производителей мака продавать свой продукт по фиксированным ценам. После переработки на каждый брикет опиума ставилась печать Ост-Индской компании, после чего товар контрабандой отправлялся в Китай. Премьер-министр Уильям Питт Младший не желал, чтобы британское серебро тратилось на китайский чай или шёлк, и утверждал, что от торговли опиумом зависит благополучие всей Ост-Индской компании.
              
                

       Слева: генерал Роберт Клайв, барон Плессийский. Справа: Айсиньгёро Юнъянь, седьмой император манчжурской династии.
                                  

   В 1796 году император Юнъянь констатировал, что курение опиума перестало быть уделом бедняков с юга и распространилось на все слои общества, затронув каждую провинцию. Он запретил не только ввоз опиума из-за границы, но и выращивание мака в Китае. Ликвидация местных производителей стала для англичан настоящим подарком. Вскоре они довели объём нелегальных поставок бенгальского опиума в Китай до двухсот пятидесяти тонн в год. И у них всё ещё оставалась серьёзная конкуренция в лице португальцев и маратхов. A в 1811 году в китайских водах появился первый американский корабль с грузом турецкого опиума.

    Кстати, англичане, в гигантских масштабах экспортировавшие индийский опиум в Китай, сами предпочитали вещество турецкого производства (оно занимало свыше 90% британского рынка). Считалось, что средиземноморский опиум куда сильнее и качественнее дальневосточного. Между европейским и китайским потреблением существовали и другие серьёзные отличия. В Китае курение опиума было для богатых видом досуга (наподобие распития хорошего вина), а для бедных - последним способом, позволявшим хоть как-то пережить холод, голод и болезни. Но в Европе лауданум определённо не был лекарством бедных.

    Барон Монтескьё мог утверждать в "Персидских письмах", что опиум предпочтительнее вина. Шарль Нодье мог написать памфлет против Наполеона и избежать тюрьмы, сославшись на собственную невменяемость, вызванную употреблением опиума. Cэр Вальтер Скотт мог лечить опиумом боли в коленях. Наконец, принц Уэльский, подвернув щиколотку, мог слечь и каждые три часа принимать по 100 капель лауданума (история произошла в 1811 году, так что в 1820 Георг IV воссел на трон, уже будучи безнадёжным наркоманом). Hо на дне западного общества отсутствовал сам типаж наркомана. Простой народ не интересовался лекарствами богачей. Oн тонул в алкоголе.

   Вильгельм Оранский, придя к власти в Англии, предпринял кампанию, направленную на вытеснение французского и католического коньяка английским и протестантским джином. Результатом его усилий стала знаменитая британская джиномания. B XVIII веке англичaне выпивали по 10 литров джина в год на человека, включая младенцев, и Даниэль Дефо писал, что под влиянием джина английские матери родили уже целое поколение детей с ногами, тонкими, как у журавлей. Правительству пришлось предпринять несколько кампаний по переводу населения на пиво, но оказалось, что отучить нацию от джина куда труднеее, чем приучить её к нему. В эпоху, когда англичане строили колониальную империю, их элита сидела на лауданyме, а народ пил по-чёрному.

         

           "Переулок джина", 1751 год. В паре с этой картинкой существовала гравюpа "Улица пива", на которой все счастливы и благообразны.

        Между тем французы пускались в собственные заморские приключения и пожинали в колониях свои плоды. В 1798 году Бонапарт высадился в Египте. Этот поход породил в Европе моду на сфинксов, пирамиды, иероглифы, восточные сказки и гашиш. Строгие запреты не помешали французским солдатам познакомиться со всеми сторонами восточной жизни. Они выяснили, что гашиш, этот легендарный наркотик, рапространённый от Марокко до Индии, делается из хорошо им знакомой конопли. Любопытно, что о психотропных свойствах конопли не сказано ни слова не только у Диоскорида и Плиния Старшего, но даже у Рабле, назвавшего это растение пантагрюэлионом и посвятившего его описанию целые четыре главы.

       Напротив, на Востоке конопля, содержащая 460 химических соединений, в том числе один активный галлюциноген, обрела популярность ещё до Рождества Христова и сохранила её до Нового времени. Ислам запрещает вино, но о гашише в Коране не сказано ни слова. Мусульмане не преминули этим воспользоваться. В Индии из конопли научились делать сразу три наркотика - бханг, гянджу и чарас - отличающиеся друг от друга как способом приготовления, так и интенсивностью воздействия. Французский ювелир Жан Шарден, в середине ХVII века несколько лет искавший в Азии драгоценные камни, свидетельствовал, что в Персии бханг подавался в кофейнях и вызывал у потребителей зависимость столь сильную, что ради своего наркотика они пошли бы даже на смерть.

    Одна старая, восходившая ещё к Марко Поло, легенда утверждала, что во времена крестовых походов на Востоке существовала секта фанатиков-убийц, основанная Хасаном ибн Саббахом - Старцем с Горы. Старец промывал мозги адептам своего учения, при помощи наркотиков демонстрируя им видения рая с гуриями, после чего они были готовы на всё, не боясь ни смерти, ни пыток. Их называли ассасинами, и это слово вошло в западные языки, как синоним слова убийца. Легенда об ассасинах была манящей, но несколько туманной.

  7 июля 1809 года в Париже барон Сильвестр де Саси (ориенталист, владевший дюжиной языков и успешно делавший карьеру при Наполеоне даже несмотря на открытые роялистские симпатии) провозгласил, что раскрыл тайну ассасинов. По его версии, это были исмаилиты-низариты, а название ассасины следует трактовать, как гашишины, то есть потребители гашиша. Старая легенда и актуальная мода на всё восточное слились в докладе Сильвестра де Саси воедино, дав мифу новую жизнь. От оживления повести о киллерах-наркоманах до создания субкультуры наркотиков оставался один шаг (впоследствии мы увидим, какую роль тема ассасинов сыграла в психотропных экспериментах французских литераторов XIX века).

           

                       Слева: Антуан Исаак, барон Сильвестр де Саси. Справа: Томас Де Квинси

    В 1821 году шаг был сделан - Томас Де Квинси опубликовал «Исповедь англичанина, употребляющего опиум» и стал крёстным отцом наркокультуры. Это был революционный труд. Де Куинси объявил глупостью всё, что было сказано об опиуме другими авторами, и поделился собственным опытом его употребления, длившимся с 1804 года. Он живописал и первые восемь лет чистого наслаждения, и последующие годы страданий. Он создал образ опиума, дошедший до наших дней - после его книги данное вещество воспринималось публикой уже не как рутинное лекарство, без которого не обойдётся ни один врач, но как загадочная, опасная, порочная, манящая, эротичная восточная субстанция (именно аллюзии,  восходящие к Де Квинси, позволили Иву Сен-Лорану в 1977 году выпустить на рынок и успешно продавать духи "Опиум").

   Де Квинси создал шаблон, по которому исповеди о наркотиках пишутся до сего дня. Он сотворил образ автора, живущего на грани яви и снов. Он повлиял на множество других литераторов, от Эдгара По до Гоголя и от Бодлера до Конан-Дойля. Но главное, он породил моду на наркотики (ничем подобным не могут похвастаться не только Гёте или Байрон, которые, принимая лауданум, писали о совсем иных вещах, но и Сэмюэл Кольридж, пытавшийся лечиться от зависимости, снижая дозу под наблюдением врачей, и одновременно проявлявший немалую искушённость в добывании наркотиков в любой ситуации).

  Пример Де Квинси показывает, насколько форма литературного произведения бывает важнее его содержания. Хотя этого автора критиковали за чересчур привлекательное описание последствий употребления наркотиков, в действительности он сказал об опиуме гораздо больше негативного, нежели позитивного. Однако поклонники Де Квинси называли его лучшим стилистом в истории английской литературы, а «Исповедь англичанина, употребляющего опиум» была его лучшей книгой, и только это имело значение. Де Квинси мог описывать любые ужасы - он делал это так красиво, что читателям хотелось испытать описанное на себе.




Гектор Берлиоз написал "Фантастическую симфонию" в 1830 году, в возрасте 26 лет. К тому времени он уже прочёл две книги, произведшие на него неизгладимое впечатление - "Фауста" Гёте и "Исповедь" Де Квинси. Оба произведения нашли отражение в его музыке. Сам Берлиоз во время работы над "Фантастической симфонией" принимал опиум.

                                                              (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Tags: britannia, cogito
5
третий абзац «к сеРЕдине»
Спасибо, исправил.
До меня пока не дошло, в чем разница между наркоманией и субкультурой наркотиков.
Получается, в истории Европе была целая эпоха, когда наркомания была едва ли не нормой в среде высших классов, однако субкультуры наркотиков ещё не существовало. Я понял эту мысль, но не представляю, как это может быть.
была?
см. кино "Нация Прозак"

Deleted comment

Я удаляю Ваш комментарий. Ещё одна хамская выходка, и Вы автоматически оптправитесь в бан. Это единственное предупреждение.
Эпоха наркотиков действует и сейчас: этанол и никотин как минимум (хотя в силу культурно-исторической специфики люди и не привыкли считать их наркотиками), антидепрессанты и амфетамины типа Адерола для детей с дефицитом внимания как максимум.

Хороший "ненаркотик" никотин, между прочим, по степени привыкания сильнее некоторых "нехороших" наркотиков типа марихуаны.
Никотин не вызывает изменённых состояний сознания, следовательно наркотиком не является. Привыкание - не основной определитель наркотика.

Deleted comment

Никотин -- это ПАВ (психоактивное вещество), а именно -- психостимулятор.
Вызывает ли никотин изменённые состояния сознания?
На сознание никотин влияет. Успокаивающе.

А с чего Вы взяли, что он должен вызывать измененное состояние сознания чтобы считаться наркотиком?

Определение наркотика ВОЗ:

"Наркотик — химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. Термин обычно относится к опиатам или опиоидам, которые называются
наркотическими анальгетикам"

ООН:

Наркотическое средство — любое из веществ, включенных в списки I и II — естественных и синтетических

РФ:

Наркотическое средство — любое из веществ, включенных в списки I и II — естественных и синтетических

США:

Согласно Кодексу США термин «наркотик» (англ. narcotic drug) относится лишь к опиуму, кокаину, их производным и аналогам

---

Как видите, определения наркотика -- это либо только опиаты (и кокаин), либо вообще без определения, мол смотрите наши списочки что есть наркотик, которые мы составили от балды.

Алкоголь, согласно ВОЗ, кстати, является наркотиком.

А Вашего определения о том, что это вещество вызывающее измененные состояния сознания нет ни у кого. Это всего лишь ваше личное определение. По Вам так и амфетамины, аналогичные используемым в армии например США, не наркотик. Глюков ведь нет.
Спасибо за справку. Я опирался на памятные мне определения тридцатилетней давности, когда интересовался этой темой. Амфетамины и прочие стимуляторы, если я правильно понимаю, несколько отдельная история. Тем не менее, причислять к наркотикам никотин, всё же неверно, даже в соответствии с приведёнными Вами определениями, опять же, если я правильно понял.
Вы не правы. Измененные состояния сознания главным критерием тоже не является (вообще это расхожее понятие), судят по совокупности факторов. Никотин - вполне себе наркотик, по степени вреда здоровью кратно превосходящий марихуану. Врачами-наркологами он включается в список наркотических веществ.
смотрит с интересом

А какие же нынче факторы идут в зачёт?
Никотин не вызывает ...
ну это как сказать... что-то там есть всё-таки, с алкоголем конечно не сравнишь:)
но вот меня сейчас Августин Аврелий сильнее всяких веществ вставляет:)
Искусство, вообще, меганаркотик! 8-)
О табакокурении говорилось в предыдущей части этого цикла.
Вы меня озадачили. Я не могу решить, стоит ли говорить о разнице между наркоманией и наркотической субкультурой в комментариях, или лучше уделить ей внимание в одном из следующих постов.
Лучше я подожду!

Потому что мой вопрос наверняка возник у многих. Я заметил, что когда меня мучит какое-то недоумение, оно как правило мучит вместе со мной и многих, просто никто почему-то не решается озвучить его. Может быть, люди боятся задавать "глупые вопросы".
Но нет ничего более умного, чем глупые вопросы.
Субкультура байкеров-мотоциклистов появилась, очевидно, позднее, чем был изобретен мотоцикл. И включает она в себя, помимо езды и бесконечного натирания "железного коня", многие другие вещи из разных жанров, создающих определенный культурный набор, "паспорт", открывающий доступ в герметичный кружок сопричастных.

Если же вопрос Ваш касался не общего сочетания этих двух феноменов, а именно наркомании, то автор в тексте дает ответ: потому что принимались не наркотики, а лекарства. Люди понимали, что чрезмерная любовь к предметам убивает, но в силу примитивной языковой маскировки были склонны воспринимать наркозависимость как частную шалость, бзик.

А когда люди увидели в наркотиках наркотики, и стали принимать наркотики и стали живописать свои опыты, и появилась основа для субкультуры.
Лучше отдельный пост
Полагаю, разница примерно как с "выпить чаю" и "чайной церемонией" или между "выкурил сигарету" и "трубкой мира".

dirkdigler77

July 13 2016, 09:34:42 UTC 3 years ago Edited:  July 13 2016, 09:35:32 UTC

субкультура наркотиков может существовать и без наркомании
О т л и ч н о.

Есть у меня подозрение, что странные периоды ментального отсутствия Фридриха во время Семилетней войны вызваны не подагрой, а, скорее её лечением опиумом.
Спасибо.

В то время едва ли не каждый что-нибудь лечил опиумом. Перeчислить всех практически невозмозно. Да и не стоит, потому что это выглядело бы, как пропаганда наркотиков. Но Фридрих, насколько я знаю, входил в число тех, кто... любил лечиться (назову это так).
Спасибо
И Вам спасибо.

Alexander Volovik

July 12 2016, 18:34:49 UTC 3 years ago Edited:  July 12 2016, 18:36:16 UTC

Спасибо, блестяще!
Интересно, боролись ли в Индии с наркотиками, если для Китая в то же время это стало социальной угрозой.
И Вам спасибо.

Это очень интересный вопрос. Дело в то, что, по некоторым данным, в Индии число потребителей было чуть ли не в десять раз выше, чем в Китае, но об индийских проблемах с наркотиками практически ничего не говорится. Английская работа есть английская работа.

В своё время я постараюсь коснуться и этой темы.
(возвращаясь к первой серии Risky Business) Скорее бы уж "Гибель богов", обкуренных и пропитых!
Злой Вы какой-то. Так и хочется сказать: или юзерпик смените, или риторику.
Люблю хорошую шутку.
Нет, не злость это, а радость будущей победы.
пустопорожний текст на уровне статьи в википедии
Все с нетерпеним ждут, когда Вы напишете лучше.

Deleted comment

Deleted comment

На мой взгляд, у Дэвенпорт-Хайнса другая проблема, прямо противоположная. Он уделяет англосаксонским делам так много внимания, что все остальные остаются в их тени. Хотя ценной информации у него очень много.
Все бездари могут только критиковать. Плодов от них вы не дождетесь ))
Лорд Клайв умер от передозировки глубоким стариком - в сорок девять-то лет в восемнадцатом веке
Не бодяжили, значит, тогда
Золотые времена
А вот сколько прожили его предшественники и преемники:

Стрингер Лоуренс - 78
Джон Адлеркрон - 75
Джон Кэйллод - 86
Джон Кэрнак - 84
С чего вы взяли, что 49 - возраст "глубокого старика" в то время? Люди тогда жили примерно как сейчас, особенно кто побогаче. Разница в среднем возрасте, он был существенно ниже из-за высокой младенческой смертности, когда выживало из 10 младенцев 3-4. Навыки арифметики первых классов школы подскажут вам влияние на статистику.

Deleted comment

Да, в целом выше смертность была, не только у младенцев. Но на статистику она влияла максимально, за счет возраста, близкого к нулю. Из 10 один дожил до 80, второй до 70, третий помер от тубика в 30. Остальные умерли в раннем детстве. Средняя продолжительность жизни - 20 лет.

Немолодых людей было в % меньше, но они были. И оценивали их возраст примерно как сейчас, не было "глубоких стариков в 49 лет".
Младенческая смертность (до года) не учитывается при расчете средней продолжительности жизни.
В Америке значительное количество людей неравнодушны к обезбаливающему лекарству
Вайкодин, в состав которого входят опиаты. Лекарство это раньше с лёгкостью выписывали
дантисты и терапевты в количествах, явно превышающих разумные потребности.
Опиатов там, правда, мало, зато много ацетоменофина ( ТМ Тайленол), небезвредного для печени.
В реалиях прошлых веков это бы выглядело, как добавление мышьяка к лаудануму.
Что легально выписывалось и выписывается в Америке и в других странах - это отдельная тема. Думаю, доберусь до неё поста через три.
Есть еще прекрасный советский валокордин, в состав которого входят барбитураты. Все бабушки торчат
Во-первых, там его очень мало, а увеличить дозу не представляется возможным из-за других компонент,
типа каких-то эфирных соединений.
Во-вторых, относить барбитураты к наркотикам можно только из-за формирования зависимости.
Никакой эйфории они вызвать не могут, человек может в них нуждаться только чтобы
заглушить тревожное состояние, которое может быть весьма мучительным.
По-русски это называется парацетамол и он безвреден для печени в разумных дозах, его даже детям дают. В больших - да, особенности метаболизма, который идет по 2-м путям, сначала по безвредному, потом, когда какой-то фермент заканчивается, по вредному.
разрушил великий заговор американских компаний.
и написал PIHKAL.

Но до этого исторического момента повернувшего историю психоактивных веществ еще долго.

bohemicus

July 12 2016, 19:30:40 UTC 3 years ago Edited:  July 12 2016, 19:31:16 UTC

Да никому он ничего не испортил. Синтезировал какие-то психоделики, написал об этом какую-то книжку. Таких шульгиных - сотни, если не тысячи. Не понимаю, почeму его имя уже второй раз всплывает в комментариях.
Шульгин реально уникален своими мотивами, и результатами.
а) он синтезировал действительно большое их количество, и слава некоторых из этих препаратов даже вышла за пределы узкого круга любителей психоделиков
б) скурпулезно описал эффекты каждого из обнаруженных веществ, что для непосредственных потребителей оказалось важнее стилестических изысков
Конечно, литературными талантами описанных вами авторов он явно не обладает, поэтому его произведения особого влияния на массовую культуру не оказали, попав скорее в ряды технической литературы. Но благодаря вышеописанному в определенных кругах эти труды стали своего рода Святым Писанием, поэтому в подобных темах его имя неизбежно будет всплывать раз за разом
Это наркотическая субкультура. А доктор Хофман Вам пока не встречался?
Мне на ум приходят два человека с такой фамилией - отец героина Феликс Хофман и отец ЛСД Альберт Хофман. Или Вы имеете в виду кого-то третьего?
Насколько я понимаю, в мифологию наркосубкультуры вошел в основном второй. Впрочем, от героиновой культуры я далек.
Спасибо за увлекательный пост! Он произвёл на меня совершенно необычное впечатление после дня, проведённого в ММО РПГ.
С нетерпением жду продолжения!
И Вам спасибо.
>после дня, проведённого в ММО РПГ.

Это намек на то, что ММО сродни наркотикам?
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
интересно, жду продолжения.
Спасибо.
Спасибо! Большое удовольствие вас читать.
И Вам спасибо.
Вы как бы намекаете на то что англичане до сих пор монополисты в торговле опиумом? Или мне показалось?
ДЕГ ранее об этом упоминал.
Без очень серьёзной "крыши" (например SIS) международная оптовая торговля тяжёлыми наркотиками была бы невозможна.
Опиум - это наркотик позапрошлого века.

nekto333

July 12 2016, 22:45:56 UTC 3 years ago Edited:  July 12 2016, 22:53:27 UTC

В общем-то логично, что англичане нашли товар необходимый китайцам в обмен на необходимый им самим чай. А то что этот товар оказался наркотиком - ну что ж, бывает. Сейчас тоже норовят в обмен крайне небезобидные вещи поставить.
Англичане вообще известны своей приверженностью естественному ходу вещей.
https://youtu.be/vOMqfx5Ers4
Художественная правда в первых трех минутах?
Вы пишете, что книга де Квинси повлияла в том числе на Гоголя.

У него разве были персонажи-наркоманы?

Сам Гоголь как-то с наркотиками был связан?

Будет ли в продолжении упомянуто про Булгакова?
>>> У него разве были персонажи-наркоманы?

«Он слышал, что есть средство восстановить сон — для этого нужно принять только опиум. Но где достать этого опиума? Он вспомнил про одного персиянина, содержавшего магазин шалей, который всегда почти, когда ни встречал его, просил нарисовать ему красавицу. Он решился отправиться к нему, предполагая, что у него, без сомнения, есть этот опиум. Персиянин принял его сидя на диване и поджавши под себя ноги.
— На что тебе опиум? — спросил он его.
Пискарев рассказал ему про свою бессонницу.
— Хорошо, я дам тебе опиуму, только нарисуй мне красавицу. Чтоб хорошая была красавица! чтобы брови были черные и очи большие, как маслины; а я сама чтобы лежала возле нее и курила трубку! слышишь? чтобы хорошая была! чтобы была красавица!
Пискарев обещал все. Персиянин на минуту вышел и возвратился с баночкою, наполненною темною жидкостью, бережно отлил часть ее в другую баночку и дал Пискареву с наставлением употреблять не больше как по семи капель в воде. С жадностию схватил он эту драгоценную баночку, которую не отдал бы за груду золота, и опрометью побежал домой.
Пришедши домой, он отлил несколько капель в стакан с водою и, проглотив, завалился спать.
...
Приемы опиума еще более раскалили его мысли, и если был когда-нибудь влюбленный до последнего градуса безумия, стремительно, ужасно, разрушительно, мятежно, то этот несчастный был он.»
«Невский проспект»
Среди его его персонажей был даже нос, живущий самостоятельной жизнью :)

Хотя сам Николай Васильевич, если я не ошибаюсь, ничего такого не принимал.
Спасибо!
И Вам спасибо.
В Аллахабаде есть мавзолей Шах Бегум, жены Джахангира, четвёртого падишаха империи Великих Моголов.
Это, конечно, не Тадж Махал, но классический мавзолей исламской архитектуры. Так вот, Шах Бегум была доведена до отчаяния трагическими событиями в семье (её сын восстал против отца, но был схвачен и ослеплен) и совершила самоубийство, приняв опиум.
Спасибо за дополнение.
Весьма познавательно, спасибо Вам, господин Богемик. Было интересно узнать, что в античности передозировка веществами была элегантным способом уйти из жизни. Это причудливым образом переплетается со смертями в шоубизнесе. И что англичане не злонамеренно торговали опиумом в Китае, а для этого был разумный мотив - тоже кое-какая мозаика сложилась.

если злонамеренно - бесплатно раздают как одеяла с оспой индейцам?

dikoe_bydlo

July 13 2016, 05:14:17 UTC 3 years ago Edited:  July 13 2016, 05:14:50 UTC

Одеяла с оспой - всётаки другое. Желание истребить аборигенов и желание сбалансировать торговый обмен - всетаки разные вещи. Я читал одну книгу, где британские торговцы опиумом представлены чуть ли не нелюдями, которые буквально навязали китайцам злой наркотик и вывезли всё серебро из Китая. А получается, что серебро не меньшими потоками шло в Китай в обмен на чай

ну врядли наркомафия делает что либо тоже со зла - бизнес есть бизнес...ничево личнова)

Э-э-э, в революционных традициях, в конце позапрошлого-начале прошлого веков было самоубийство передозировкой морфия. Например в знак протеста против инструкции о распространении телесных наказаний на политических.
Есть хороший роман Джеймса Клевела на эту тему "Тайпен". Основание Гонконга, чайно-опиумная торговля. Очень увлекательно.
Ну так и индейцев не со зла убивали, просто нужна была земля, а всякие дикарей на ней - нет.
Вы желаете искать какую-то справедливость в действиях организаций/государств и давать моральные оценки? Тогда Вы написали немного не по адресу. Я желаю понять логику событий и политическую игру
И Вам спасибо.

У совершаемых людьми действий чаще всего бывает какой-то разумный мотив (за исключением случаев сумасшествия, разумеется).
>> И что англичане не злонамеренно торговали опиумом в Китае, а для этого был разумный мотив - тоже кое-какая мозаика сложилась.

Можно и так сказать, но картинка будет искаженной. Англичане, действительно, предлагали поначалу всякую мануфактуру, но _император_ не захотел. Только на серебро соглашался. Подданных никто не спрашивал. Серебра не хватало, и англичане нашли замену такую, что уже императора не очень спрашивали.
совершенно его не осуждаю... особенно, когда это своё какое-нибудь несчастье...

По словам самого Де Квинси, у него не было достаточной твердости, чтобы созерцать своё или чужое несчастье. Этим он объяснял необходимость прибегать к опиуму, чтобы забыться.

В 1803 году Томас Де Квинси поступил в Оксфордский университет и много работал. В этот же период он пристрастился к опиуму, постепенно увеличивая дозы и доводя их до 8000 капель в день.

но где набраться стольких капель?!
При написании этого цикла я меньше всего на свете страмлюсь кого-либо осудить.
в англии, когда у тебя крупная операция, то опиум дают официально в качестве самого эффективного обезболивающего сразу после операции... поэтому не понятно, почему они уничтожают все эти маковые поля... лучше бы проследили, чтобы он шёл по правильным каналам...
раз испытав, опять невозможно жить жизнью старою... вернее, старая жизнь: до принятия капель - это уже и не жизнь как таковая...

De Quincey's language can seem seduced by the compelling nature of the opium experience:

"The sense of space, and in the end, the sense of time, were both powerfully affected. Buildings, landscapes, &c. were exhibited in proportions so vast as the bodily eye is not fitted to conceive. Space swelled, and was amplified to an extent of unutterable infinity. This, however, did not disturb me so much as the vast expansion of time; I sometimes seemed to have lived for 70 or 100 years in one night; nay, sometimes had feelings representative of a millennium passed in that time, or, however, of a duration far beyond the limits of any human experience."
Уважаемый Богемик, личные имена китайских императоров лучше дополнить их девизами правления (Юнчжэн, Цзяцин). Они так более известны в нашей историографии
Я думаю, что тем, кто знаком с историографией, и так понятно, о ком идёт речь. А для всех остальных это лишь звуки, которые забудутся через пять минут после прочтения текста.
Спасибо большое, очень интересно!
И Вам спасибо!
Спасибо.
Как всегда занимательно и спорно.
Будучи в Иране (где миллионы наркоманов, несмотря на ), я был удивлён обилием самоваров и спрашивал у иранцев, чей тут приоритет, русский или персидский. На что они отвечали, что самовар они заимствовали из России, как и обычай пить чай. С точки зрения логистики и географии это странно, так как места, гда выращивают чай, явно к Ирану ближе, чем к России. Но похоже на то, что для товаров типа чая, кофе, алкоголя и наркотиков реклама, мораль, привычка, даже литературная легенда, очень важны.
Джек Лондон в "Дороге" упоминает, что среди однозначно пьющих бродяг пить аптечный спирт считается пределом падения. Хотя для российского алкаша спирт явно более качественный продукт, чем их виски или джин. Даже тут действуют моральные органичения.
Скажите,а как они называют самовар?
Не спросил. Учить фарси даже не пытался.
Но торговля самоварами в каком-нибудь Исфагане интенсивней, чем в Туле.
Самовар в персидском произносится как samāvar (سماور) *

взято у http://cat-779.livejournal.com/31163.html
Ну хоть самовар у русских не отняли...
Слышал версию, что на Руси самовар появился раньше чая, an mass.
В нём варили или разносили, чтоб не остыл, сбитень
(мёд с горячей водой и с чем-то ещё вроде сока клюквенного сока.)
Вопрос довольно запутанный. В музех самые старые самовары - конец 18 века. Но это не массовый, а господский предмет. Массовым самовар стал только во второй половине 19 века, перейдя в повседневность из предмета роскоши или массового пользования. Как сейчас кофемашины, например.
Горячие напитки в нашем холодном климате актуальны. Но что за напитки? Сбитень явно не тонизирует. Похоже на то, что до распространения чая на Руси единственным наркотиком был алкоголь.
Хотя наличие мака, конопли, мухоморов, белены и прочего наводит на мысль, что и это всё употребляли.
Говорят "ты что, белены объелся". "Объелся" значит съел больше, чем нужно, а не просто съел по ошибке.
Россия начала потреблять чай пожалуй первой из европейских стран еще в XVII веке.
Да, наверно это так. Но по какому пути в 17 веке чай в Россию возили? Получается, что из Китая через Монголию югом Сибири, как в 18 и 19 веке, а не по Каспию и Волге через Персию.
Напиток из кипрея ( иначе называемого Иван-чай) на Руси был известен с давних пор и имел спрос у самых широких слоёв общества. В монастырях и скитах, где часто запрещалось употребление китайского чая, как возбуждающего напитка, использовался "чай" из кипрея, который заготавливался на всю зиму

wiki
И Вам спасибо.

А что именно спорно? Мне казалось, что как раз в этой части цикла изложены наиболее хрестоматийные сведения.
Было бы бесспорно, было бы не интересно.
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 16-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
Господин Богемикус, в ПРОДОЛЖЕНИИ будет рассказ о психоактивных веществах в РИ?

О потреблении табака и водки - чая и кофе информация имеется, а вот о потреблении тяжёлых наркотиков в России до 1917 года сведений мало.
Я не живу в РФ, мой доступ к отечественным источникам ограничен, я не слежу за новинками, у моего журнала в целом иная тематика. В такой ситуации, можно допустить какой-нибудь ляп. Поэтому я крайне редко обращаюсь к русской истории. Тем более, что в ЖЖ на ней специализируется огромное количество других юзеров.
Согласен; тема чрезвычайно скользкая. Пожалуй даже табуированая.
Но если Вы сочтёте возможным хотя бы мимоходом коснуться..
Возможно, потянув за эту ниточку, нам удастся разобраться в некоторых "необъяснимых" событиях отечественной истории.
Совершенно верно, на русской истории кто только не специализируется, и как ею, бедную, не перевирает. Очередной паноктикум по поводу "правильного" убийства царя http://kornev.livejournal.com/492938.html#comments
И, разумеется, разве подобным ******* можно что-то объяснить? Никогда, забавно, что там попался один со ссылкой на Вас "кадровая политика последнего российского императора, очевидно, очень походила на стиль управления "психопатов", описанный уважаемым bohemicus." http://t-blzer.livejournal.com/1810.html
Можно представить как Вы вздрагиваете из-за очередной дикой трактовки Ваших размышлизмов.
"Любопытно, что о психотропных свойствах конопли не сказано ни слова не только у Диоскорида и Плиния Старшего..."
Зато есть любопытное упоминание у Геродота. В книге о Скифии можно прочитать о скифских банях. Скифы якобы кидали коноплю на раскаленные капни и радостно кричали.
Об этом говорилось в первой части данного цикла.
"Давай вечером с тобой встретимся - будем опиум курить,
Давай вечером, с тобой встретимся - по-китайски говорить".
(с) Агата Кристи.

Песня по-моему, тоже отлично подошла бы для музыкального сопровождения. Но вкус автора - есть вкус автора. (тем более, что он близок к безупречному). Цикл отменный, пост интересный, с нетерпением ждем продолжения!
Благодарю!
спасибо, с нетерпением жду продолжения.
Быть может, вы прольете свет на такое утверждение Галковского:
"Да, цыгане торгуют наркотиками, от их «деятельности» вымирают целые районы. Но разве дело в цыганах? Разве мировой наркотрафик контролируется цыганскими таборами? Это мелкие исполнители. Хозяевами наркоторговли уже 200 лет является высшая английская аристократия, включая королевскую семью. Там, во дворцах принимаются решения, оперирующие десятками миллиардов долларов и определяющие судьбы миллионов людей. Какой же смысл вступать по этому поводу в полемику с цыганской интеллигенцией из театра «Ромен»?"
На что ж тут свет проливать, если и так написано русским по белому?!
ну, может у вас есть какая-то более конкретная информация
А вы, собственно, почему интересуетеся, вы не из милиции случайно?
А вот и конкретная информация подоспела:
https://www.theguardian.com/uk-news/2016/aug/04/briton-jack-marrian-charged-cocaine-drug-trafficking-kenya

bohemicus

July 15 2016, 20:17:46 UTC 3 years ago Edited:  July 21 2016, 14:17:52 UTC

Галковского интересовали не наркотики, а англичане, поэтому он обращал внимание на их роль в наркобизнесе. Но вообще-то трафиком занимались и занимаются не только они. В определённые периоды транспортировкой наркотиков по миру занималась военно-транспортная авиация нескольких великих держав. В своё время я доберусь до этих эпизодов.
День добрый. Благодарю вас за эту серию текстов. Позвольте вопрос: а про положение дел с наркотическими веществами в нашем богоспасаемом отечестве в какой-нибудь период его истории (скажем, в Российской империи XVIII-XIX вв.) вы не планируете написать подробнее?
И Вам спасибо.

Я не живу в РФ, мой доступ к отечественным источникам ограничен, я не слежу за новинками, у моего журнала в целом иная тематика. В такой ситуации можно допустить какой-нибудь ляп. Поэтому я крайне редко обращаюсь к русской истории. Тем более, что в ЖЖ на ней специализируется огромное количество других юзеров.
Благодарю за цикл! Очень информативный экскурс. Дополнил мои познания в данном вопросе.
Вы пишите о связки психоактивных веществ с литературой. Я очень надеюсь что вы не обойдете своим вниманием Карлоса Кастанеду и его вклад в увеличение потребления галлюциногенов и психоделиков в 20 веке. Я так понимаю было поставлено на читающую публику.
Информации на русском довольно мало, материалов с расследованием и облечениями вообще нет, так намеки и умолчания.
С нетерпением ожидаю ваших мыслей по этой теме!
Спасибо!

Поставлено кем? Кто сей злодей?

Спасибо, очень хороший текст.

Для меня оставалось и остаётся неразрешимой загадкой, как люди работали и принимали решения, постоянно находясь как минимум навеселе, а как максимум, под кайфом, как вы совершенно правильно пишете. Есть конечно исключения, вроде Франца Иосифа и Екатерины (или мы просто не всё знаем), но как можно было хоть чем-то управлять, бухая как Пётр Первый или ширяясь, как Фридрих?
И Вам спасибо.

Управлять под кайфом вполне можно. Но количество жертв при этом возрастает.
Большое спасибо за занимательное расследование! Получается, что нация, в которой элита - наркоманы, а остальной народ - пьяницы от мала до велика, именно такая нация смогла колонизировать полмира.Значит, вся эта "психоделия" - мощный двигатель экспансии?
Корреляция не означает причино-следственную связь.

Deleted comment

Треугольник организовали иберийцы, когда Кромвель англичан еще по полям-болотам не гонял.

Deleted comment

> Нет, треугольника у них ещё не было, поэтому они вроде бы оторвались от земли и взлетели (испанские и португальские колониальные империи тоже впечатляют для своего времени), но потом упали.

То что треугольник у них отжали англичане не делает их авторами этой структуры.

> Да, в Америку из Африки они везли "черное дерево", но в Европу - чистые деньги (серебро, золото). Третьего такта в этом треугольнике еще не было. А вот когда в дело вступили англо-саксы и машинка заработала на полную мощность, тут то и возникло "европейское чудо" и прочие промышленные революции в Европе.

Это уровень школьной программы. Я, собственно, поэтому и сказал "иберийцы", а не "испанцы". Скажем, португальцы века с 14-го возили в Конго ружья, из Конго рабов в Бразилию, а затем бразильскую продукцию, в первую очередь кофе, - в метрополию.
одна проблема, Бразилию открыли в конце 15 века :) поэтому конголезские рабы в 14-м могли быть ввезены максимум на атлантические острова
да, конечно, с 15-го) спасибо, что заметили описку

Только почему "в конце"? Открыли в 1500-ом, данные дошли где-то в 1502, к 1530-ым треугольник устоялся.
15 век это 1400-1500, открыли в конце 15го :) 1530е - это шестнадцатый век.
"посыпает голову пеплом". да, конечно.
И Вам спасибо.

Так ведь колонизируемые употребляли психоактивные вещества в ещхо более внушительных количествах.
С нетерпением жду продолжения!
Спасибо.
Большое спасибо, как всегда очень интересно и познавательно.
И Вам спасибо.
День добрый. Здесь ссылка на литографии 1850 года: помещения Ост-Индской компании в Патне, где производили опиум. По утверждению компании, - 13000000 фунтов в год. http://anirik-01.livejournal.com/1537825.html?thread=5474337
Спасибо.
You are welcome, как говорят в Канаде ))))))
Блестяще! Как и всегда, впрочем.
Спасибо!
Спасибо!
И Вам спасибо.
Благодарю за интересный текст!

К слову, господин Богемик, а вы не думали написать цикл про семью Борджиа и их восхождение к вершинам власти?
И Вам спасибо.

Нет, не думал.

Dispersio

July 18 2016, 12:28:24 UTC 3 years ago Edited:  July 18 2016, 15:32:54 UTC

Тут у Галковского вышла статья про Салтыкова-Щедрина. Поискал историю болезни и лечения.Методы и средства, использовавшиеся для лечения писателя поражали разнообразием: настойка колхицина, йода, сода, хинин, йодистый калий, хлороформ, опий, каломель, кофеин, бром с дигиталисом, бромистый натрий, пилюли с мышьяком и опием, монобромистая камфора, микстура из сенеги, дигиталис, анисовый аммоний, опий и ландыш, порошки Довера (с опием), хлоралгидрат и даже шпанские мушки, многочисленные кровопускания, втирание серой ртутной мази. Ну, про опий - всё ясно б.и.м., но вот например дигиталис или наперстянка: английский врач Р. Юз показал, что «под влиянием дигиталиса видимая окраска предметов изменяется — они кажутся синими, желтыми или зелеными, все лица предстают смертельно бледными. Бедный М.Е.С. - каким же он увидел мир под воздействием всего этого...
В последние годы жизни , например.Ван Гог явно предпочитал желто-зеленый колорит в своих работах. Несколько портретов его лечащего врача написаны в этих же тонах. В углу многих полотен — жёлтый цветок наперстянки. А ведь у наперстянки, которую тогда использовали, цветы темно-красные. Причина изображения растения крылась в том, что оно было постоянным лекарством художника в последние 2 года его жизни. Так что вполне естественно заподозрить: колорит картин Ван Гога тех лет — следствие побочного эффекта дигиталиса. Если бы лечащий врач художника знал об этом и снизил дозу, то к его пациенту вернулось бы нормальное зрение»
Спасибо за дополнение.
Открыл сию книгу:

Вообще описание действия опиума тут очень похоже на описание действия медитации :)

"Удовольствие, доставляемое нам вином, всегда возрастает и, достигнув кризиса, постепенно начинает спадать; от опиума же оно, раз возникнув, сохраняется до восьми или десяти часов неизменным. Вино, если заимствовать известное определение из медицины, есть вид удовольствия острого, а опиум - хронического; и если первое мы можем сравнить с пламенем, то второе - с ровным и долгим жаром. Главное же различие заключается в том, что вино расстраивает умственные способности, тогда как опиум (если принимать его правильно), напротив, вносит в них изысканный порядок, законосообразность и гармонию. Вино лишает человека самообладания, опиум его сильно укрепляет. Вино повреждает и замутняет рассудок, придает сверхъестественную яркость чувствам и усиливает презрение и восхищение, любовь и ненависть; опиум, напротив, сообщает ясность и равновесие всем человеческим способностям, активным и пассивным; что же касается нравственных чувств и характера в целом, то здесь опиум проявляет себя как средство, дарующее особое жизненное тепло, сообразное с рассудком, которое, должно быть, всегда присутствовало в душе допотопного или же первобытного человека. Так, например, опиум, как и вино, придает широту чувствам и добросердечным привязанностям; но изрядное отличие кроется уже в том, что неожиданная благожелательность, сопутствующая опьянению, несет на себе печать плаксивой сентиментальности, которая вызывает презрение у свидетелей ее. Люди жмут друг другу руки, клянутся в вечной дружбе, проливают слезы - и ни один смертный не может понять отчего; то есть мы видим, что чувственное начало берет надо всем верх. Между тем нарастание добрых чувств, рождаемое опиумом, вовсе не похоже на лихорадочный приступ - оно, скорее, является возвращением к здоровому состоянию духа, которое бы он естественно обрел, если бы полностью освободился от глубоко затаенных боли и раздражения, что постоянно сталкиваются и борются с побуждениями сердца, изначально добрыми и справедливыми. Правда, даже вино действует на людей определенного склада до некоторой степени благотворно, возвышая и уравновешивая их умственные способности; сам я, не будучи большим любителем вина, замечал, что несколько стаканов вина хорошо влияют на мозг, проясняя сознание и увеличивая его возможности, - то есть вино придает уму некое ощущение "ponderibus librata suis" {"уравновешенности собственным весом" (лат.).}; и совершенно нелепым кажется мне общеизвестное утверждение, будто бы истинного лица человека не увидать, когда тот пьян, - напротив, за трезвостью своею скрывают люди это лицо, но стоит только им выпить, как jarmaconnhpenqeV (говорит один старый джентльмен в "Атенеусе" {14}), "они выявляют свою истинную сущность", а это никак не назовешь маскировкою. И все же вино неизбежно доводит человека до нелепости и сумасбродства; за определенной точкой оно непременно рассеивает и истощает его умственные силы, в то время как опиум, по-видимому, обладает свойством успокаивать волнение и собирать воедино разрозненное. Подводя итоги, можно сказать, что человек пьяный или к опьянению склонный впадает (и сам чувствует это) в состояние, при котором побеждают чисто человеческие, а порой - слишком часто - животные черты его натуры; тогда как опиофаг (я не имею в виду тех, кто страдает от болезни или других отдаленных последствий опиума) чувствует, что божественное начало в его душе преобладает; а это значит, что нравственные чувства пребывают в состоянии безоблачной ясности, осиянной светом величественного разума."
Да что ж такое. Ну лето... Ну отдых... Так три недели уже, почитай, прошло.
Ув. Bohemicus, когда ожидается новый пост ?
Спасибо за ваши посты!

Один момент меня несколько удивил - что "английской промышленности нечего было продавать в Китай", когда они начали покупать в Китае чай.
Ведь английские мануфактуры уже вовсю работали в 18 веке.
Где-то уже давно я читал, что это у Китая была жесткая изоляционистская политика, что "нам ничего не надо от всяких там варваров".
Что вы об этом думаете?
И Вам спасибо.

Англичане невероятно преувеличивают своё значение в прошлом. Это касается, политики, культуры, экомики - чего угодно. XVI, XVII и XVIII века сплошь и рядом воспринимаются через призму XIX, когда мир действительно стал британским. Но это явный анахронизм.

В реале в ХVII веке Англия даже не участвовала в Тридцатилетней войне (то есть не значила в Европе практически ничего), а существования некоего Шекспира в век Мольера и Лопе де Веги никто просто не заметил. Ну а к середине восемнадцатого столетия английским мануфактурам ещё было нечего предложить Китаю. Фантасты-англофилы могут объяснять это тем, что Китаю якобы было ничего не нужно, кроме опиума.
Уважаемый автор, а есть ли у вас какая-нибудь статистика, по поводу количества людей зависимых от наркотических веществ, описываемого вами периода? Очень бы хотелось увидеть "масштаб" по странам...