bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

Три мадонны

    Страстную пятницу я провёл в Дрездене, точнее - в Галерее старых мастеров в Цвингере. Самым ценным экспонатом в этом переполненном шедеврами музее считается "Сикстинская мадонна" Рафаэля. Она играет здесь примерно такую же роль, какую в Лувре исполняет "Джокондa". Когда "Сикстинскую мадонну" привезли в столицу Саксонии, Август III собственноручно отодвинул свой трон, воскликнув: "Место великому Рафаэлю!" Немецкие романтики, начиная с Винкельмана, были склонны считать это произведение самой совершенной картиной всех времён, а что о нём писали Жуковский или Достоевский, я напоминать не буду - уверен, что вы знаете это лучше меня. Однако в Дрезденской галерее есть и другие, менее известные "Мадонны", и перед одной из них я провёл даже больше времени, чем перед шедевром Рафаэля (благо, за 12 € в Цвингере можнo находиться хоть целый день).

           

                                  Рафаэль Санти, "Сикстинская мадонна"

     Те, кто давно читают этот журнал, знают о моём пристрастии к постклассическим, слегка декадентским эпохам. Эллинизм эстетически ближе мне, чем золотой век Перикла, Вторая французская империя кажется уютнее Первой, a маньеризм затрагивает в моей душе больше струн, чем Высокое Возрождение (а чего ещё можно ожидать от человека с "Вертумном" Арчимбольдо на юзерпике?). Помню, в детстве, когда я только открывал для себя удивительный мир маньеристской живописи, помимо составленных из овощей и фруктов портретов Арчимбольдo на меня произвела особое впечатление "Мадонна с длинной шеей" Пармиджанино. Кажется, я увидел её изображение в Большой советской энциклопедии (не помню, в каком томе и в какой статье).

    Это было лет сорок назад. Я ещё ничего не понимал в алхимической символике; не чувствовал в глубоком сне младенца Иисуса намёка на его будущую смерть; не слышал о спорах искусствоведов, одни из которых считают колонну на заднем плане недописанной, а другие утверждают, что она подпирает пустоту по замыслу автора; не знал, что у мадонны лицо графини Паолы Фонтанеллато, урождённой маркизы Гонзага; не обращал внимания на её выходящую за пределы двухмерного изображения и оказывающуюся на нашей стороне холста правую ступню (волшебный живописный приём)... Я просто видел женщину с лебединой шеей и не мог оторвать от неё глаз.

             

     Джироламо Франческо Мария Маццола, известный как Пармиджанино, "Мадонна с длинной шеей"

     Нет, "Мадонна с длинной шеей" не входит в собрание Дрезденской галереи, она хранится в галерее Уффици во Флоренции. Но я не мог не вспомнить о ней, говоря о маньеризме. В Цвингере можно полюбоваться другим шедевром Пармиджанино - "Мадонной с розой" (перед ним я и задержался дольше, чем перед гениальным творением Рафаэля). Это очень необычная богородица. Вероятно, самая эротичная в истории христианского искусства. Её полупрозрачная одежда, её руки, расположенные так, словно это не мадонна, а прикрывающая наготу Афродита, её чувственное лицо - всё это породило легенду, что Пармиджанино сначала написал Венеру с Амуром, а потом замаскировал их под Деву Марию с младенцем Иисусом. Однако y этой версии нет подтверждений. Напротив, сохранившиеся наброски свидетельствуют, что Пармиджанино с самого начала задумывал изобразить мадонну.

   Впрочем, у маньеристов не бывает простых сюжетов. Pоза, считающаяся в христианстве символом непорочного зачатия, в античной традиции была атрибутом Венеры, так что эта "Мадонна" Пармиджанино вполне вписывается в длинный ряд изображений Девы Марии, прозрачно намекающих на древних богинь. Хотя я часто цитирую Тойнби, цинично заметившего, что Изида, став Марией, заметно расширила круг своих почитателей, мадонна с младенцем совсем необязательно должнa быть двойницей Изиды с Гором. В конце концов, в "Сикстинской мадонне" многие видят Юнону. Судя по всему, изображая Деву Марию и младенцa Иисусa с розой, Пармиджанино одновременно воздал честь Афродитe с Эросом сладкоистомным.


         

       Джироламо Франческо Мария Маццола, известный как Пармиджанино, "Мадонна с розой"
    
  Пармиджанино боготворил Рафаэля, но сам работал в совершенно иной манере. "Сикстинская мадонна" написана в 1514, "Мадонна с розой" - в 1530 году, и в промежутке между этими датами успел смениться цвет времени. В момент, когда во Флоренции сошлись Рафаэль, Леонардо и Микеланджело, Высокое Возрождение пережило свой апогей. Эти мастера достигли такого совершенства, что превзойти их было невозможно. Как это обычно бывает в подобных случаях, начался поиск новых путей (в 20-х годах XVI века Пармиджанино оказался одним из первых искателей). В 1527 году солдаты Карла V разгромили Рим, завершив эпоху Ренессанса.

  Гармония мира была нарушена, прекрасные иллюзии и высокие идеалы - утрачены. Люди, которым довелось посетить наш мир в его поздние, умудрённые, искушённые, всё познавшие и во всём разочаровавшиеся эпохи (такие как маньеризм или постмодернизм), мыслят, верят и творят совсем не так, как те, кому выпало родиться в классические периоды. Но они не перестают ни мыcлить, ни верить, ни творить. А главное, они не перестают любить. Ибо Бог есть любовь. И вернувшись из Дрездена, где в причудливом барочном дворце выставлены неотличимые от античных богинь мадонны с подобными древнему богу любви младенцами на руках, я несу вам благую весть:

 Христос Воскрес, братья и сёстры!



                                  
Tags: sacristia
35
Воистину Воскресе!
Воистину воскресе!

Воистину воскресе!

Воистину воскресе!
Смертию смерть поправ!
Воистину воскресе!
Воистину Воскресе!
Воистину воскрес!
Воистину Воскресе!
С праздником Вас))
Как ответил диакону Кураеву казахский мальчик:
- И Вам того же!
Какие продвинутые в Казахстане мальчики :)
А что у Младенца под левой рукой, глобус?!
Да, это Младенец-Вседержитель :)
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Воистину воскресе!
Воистину воскресе!
Воистину воскрес!
Логос Гераклита прибили гвоздями к бумаге
Сколь разнообразны степи, в которые вас заносит...
Воистину воскресе!
Воистину воскресе !!!

Suspended comment

Ох, какой у Вас бизнес... И что, подают?
Спасибо! Редко встречаешь в Сети тексты такого уровня искренности. Вряд ли многие смогут до достоинству оценить Вас и Ваш комментарий, но кому надо - те поймут и оценят.
Помоги, Господи!
а что о нём писали Жуковский или Достоевский, я напоминать не буду - уверен, что вы знаете это лучше меня.
Критянский язык как бальзам на душу.)
А что такое "критянский язык"?
Способ, когда неделанием называется делание.
Воистину воскресе!
Воистину воскресе!
(И прошу прощения, но тут, кажется опечатка: "Но они не перестают ни мылить...")
Спасибо, что заметили, исправил.
Воистину воскресе!
Никаких вопросов к изображению женского естества.
Но изображения Младенца у Пармиджанино...
А Вы его Купидона видели?



По-моему, это более удивительная фигура.
Да, изображение и взрослых и "как бы детей" обрюзгло-целлюлитными, с искажёнными пропорциями тела вообще характерно для того времени. Мне не попадались устраивающие меня объяснения почему так. Поэтому - принимаю как есть.
Однако, распластанный в странной позе на коленях у Марии Младенец, огромный, длиннорукий и длинноногий для меня... жутковатое ощущение вызывает. Может так и надо...
Купидон с формами уже не раз рожавшей женщины...

Особенно для меня странно - и, да, вызывает батхерт - несоответствие античным образцам; где что ни мужчина, то атлет и мастер спорта, что ни женщина, то фитоняшка иль спортивная стройняшка. Ну, есть исключения. Да и римляне изображали менее атлетичные типажи. Но изображать мужчину с широченными женоподобными бёдрами было явно некомильфо.
Христос сам воскрес и нам велел - заниматься внутренней алхимией, а не философствовать о ней...

А что касается разных времен, то настоящие практики мыслят, точнее не-мыслят всегда одинаково :)
По природе, а не по эпохе.

Так что ...
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века!
Воистину воскрес!

Очень изящное поздравление. Постмодернистское, конечно, не без того. А то и маньеристское :)

И поддержу музыкально. Т.к. Pentatonix с недавнего времени у меня в списке воспроизведения постоянно, то и вариантов особенных не вижу:

Чтобы сделать это поздравление таким, какое оно есть, я сократил около 80% написанного текста. Сначала тут чего только не было, вплоть до рассуждений о пелагианстве и полупелагианстве (с цитатами из беседы Арамиса с настоятелем Амьенского монастыря; Арамис ведь не только с д'Артаньяном дискутировал "по поводу одного места из блаженного Августина").

И спасибо за клип. Надо будет прислушаться к этой группе. Как-то она ускользала от моего внимания.
Христос Воскресе !

Да Вы в вашу , питерскую , Лавру сходите.

Там гораздо лучше поют.

Хотя , по нашим , московским меркам -- это оплот "ЗАПАДЭНСТВА"....

Так уж сложилось .
В ютубе они есть или "стесняются"?
Есть .. Большой концерт , но зато там опусы разнохарактерные и разных жанров.

Можно выбрать по вкусу....ЖИВОЕ (!) исполнение.

Спасибо большое!

ivan_dikobrazzz

April 11 2018, 22:11:33 UTC 1 year ago Edited:  April 11 2018, 22:12:41 UTC

Вероятно , православный Богемик ещё кина не смотрел.

( ..бывает ... на работе сгорел... жена всю кровь выпила...)

Чтобы я показал Богемику -- и на Пасху , и раз уж вышел серьёзный мужской разговор:

1. "Тени забытых предков" С.Параджанов

2."Судьба человека" С.Бондарчук

3."Паровоз-Генерал" Бастер Китон

4."Огни большого города " Ч.Чаплин.

5. "Окраина" П.Луцик.

6."Дети чугунных богов" Томаш Тотт

7. "Дикое поле" Михаил Калотозишвили

8.Му-Му. Юрия Грымова....

9.Яр. Хабиб Файзиев , 1991 г.

10."Небывальщина" ,, 1983 . Сергей Овчаров...

bohemicus

April 12 2018, 08:10:49 UTC 1 year ago Edited:  April 12 2018, 08:11:27 UTC

О вкусах не спорят, но как Вы пришли к мысли, что человек, пишущий о таких фильмах, как "Лучшее предложение" и "Отель «Гранд Будапешт»", станет смотреть "Тени забытых предков", "Детей чугунных богов", "Яр", "Окраину" и "Дикое поле"?
"Гранд Будапешт" -- это только одна ипостась Богемика.

А родом-то он откуда ? Родовое-то уже никуда не денется. (а с другой стороны , сидя в "Гранд Будапеште ", можно по-ностальгировать)

В последнее время только ленивый не говорит о "проклятости" России , об архетипичности русского рабства , о родовых русских болезнях , которые повторяются при любых общественных строях и которые (болезни) не лечатся...

После псевдовыборов ситуация стала ещё карикатурнее , -- Салтыков-Щедрин отдыхает.

Но только этими болезнями Россия не исчерпывается. Есть разные русские загадки. Типо "всемирной отзывчивости" . (а от новостей можно невроз получить)
Родом я из индустриального космополитичного миллионого города. Никогда в жизни не был в деревне, никогда не интересовался фольклором, никогда не воспринимал всерьёз пропагандистский бред о "русском рабстве", "русских загадках", "русской отзывчивости" (ничего этого просто не существует в природе).

Почему кто-то смотрит фильмы о кровной мести двух гуцульских семейств в Карпатских горах или о драках заводчан с гопниками, или об отмщении благородных пейзан коварным латифундистам, я не знаю и знать не хочу. По-моему, жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на подобные вещи.
Сорри, а эта песня тоже акапелла ? Что то на 2.12- 2.40 , как будто, ударные

helganikolaevna

April 9 2018, 20:12:37 UTC 1 year ago Edited:  April 9 2018, 20:12:55 UTC

Воистину Воскресе!
По-моему это не ударные, а бит-бокс - имитация голосом различных музыкальных инструментов, в том числе ударных. В исполнении чернокожего участника квартера.
Спасибо, скорее всего, так оно и есть. )
Воистину Воскрес Христос!
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!

Со светлым праздником Вас!
Воистину Воскресе!
Спасибо за отсылку к Поющим в терновнике. Это одна из самых страшных историй я когда-нибудь читала. Там столько намеков и на предательство Иуды и страдания Матери и смерть сыновей. Да много чего, её по главе разобрать можно. Я эту книгу лет 25 назад прочитала и помню, кажется, каждое слово.
Воистину воскрес!
Воистину Воскрес!
Воистину воскресе !
И хотя Светлый праздник подразумевает иное настроение, тем не менее,учитывая эскалацию обстановки, хочу выразить свое уважение Вашему интуитивному пониманию ситуации. Вы написали ранее пост "Иногда они выбирают войну". Судя по всему. мы присутствуем при этом... так что, пока есть возможность, снимаю перед Вами шляпу. Или, что более соответствует Вашему стилю - цилиндр)))
Какие-то войны идут постоянно. Но большой войны, о которой многие заговорили в последние дни, не будет. А уж ядерных войн вообще не бывает.
Если не считать стрельбу ядрами из пушек - "ядерной войной"...
Воистину !

Христос Воскресе !

Воистину Воскресе!
но ведь католическая Пасха уже прошла...
А при чём здесь католическая Паша? Я вообще-то православный.
мне казалось, что у вас ход мысли как у человека, подумывающего перейти в католичество.
Вы бы ещё еврейский Пейсох вспомнили.
В копилку хейтерства этого ЖЖ - советский анекдот. "Спасибо, мне уже сообщили".
Воистину Воскресе!
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 10-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
Воистину Воскресе!
Воистину Воскресе!
«Мадонна Сикстинская … не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется» -- Лев Николаевич, видимо, знал какое-то требуемое чувство... ,а вот испытывал не то.
Да, с ним такое иногда случалось.
Воистину Воскрес!
А Вы в Морицбурге были?Просто нереально красивый замок,обязательно посещу его,когда в следующий раз буду в Дрездене
Воистину Воскресе !

Не возражаю отметить Пасху под Рождественской иконой Рафаэля...
Воистину воскрес!

semenoff

April 10 2018, 23:16:01 UTC 1 year ago Edited:  April 10 2018, 23:26:08 UTC

>>>> В 1527 году солдаты Карла V разгромили Рим, завершив эпоху Ренессанса.

Так пожалуй нельзя сказать. Рим никогда и не был главным центром Ренессанса, а только вторичным, и если говорить о Флоренции и Венеции, то они вполне себе рулили культурным прогрессом до начала 18 века.
Ренессанс это же не только живопись, но скажем, также музыка. В 1720 году венецианский монах и заведующий музыкальными инструментами при дворе Медичи Бартоломео Кристофори изобрел пианино (в смысле рояль). Это положило начало 200 летней эпохе великих композиторов в Европе. До Кристофори был орган и клавесин, первый поневоле ограничивался только религиозной музыкой, а второй был слишком "камерный" то есть только для высшей аристократии. Новое изобретение - рояль, из-за мощного резонатора, быстро распространил музыку на большие залы.
Ну потом, по мере создания коммерческих музыкальных залов, итальянцы создали оперу, симфонический оркестр.

Галилео Галилей придумал науку - физику, применив алгебру, которую изучал в университете Пизы к описанию падения предметов и движения небесных тел, а он умер в середине 17 века.

Луиджи Гальвани придумал электричество в середине 18 века (создал первую в мире батарею).

Конец итальянского Возрождения это, скорее первая треть / середина 18-го века, "итальянские войны", ослабление Венеции, и смерть последнего Медичи, после которой Флоренцию возглавил австрийский герцог.

Банк Медичи лидировал в Европе и мире до середины 17 века.

Хотя высшая точка живописи была действительно достигнута в 16м веке, как Вы пишете. На этом сам жанр живописи был в значительной степени исчерпан, просто никто не мог нарисовать еще красивее, да и сюжеты исчерпались тоже, и оживился только во Франции в 19м веке изменением самой технологии и коммерческого подхода (заказчиками стали буржуа).
Золотой век фламандской и голландской живописи - 17ый.
Расцвет итальянского барокко приходится на начало 17 века.

bohemicus

April 12 2018, 08:48:37 UTC 1 year ago Edited:  April 12 2018, 10:01:25 UTC

Галилий, Гальвани и Кристофори не имеют в Ренессансу никакого отношения, они жили в другие эпохи (Галилий - это барочный, а не ренессансный учёный, и т.д.)

Это не вопрос взгляда, это общепринятая хронология и терминология. Маньеризм зародился в Риме в начале 20-х годов XVI века. После разгрома Рима наёмниками Карла V в 1527 году маньеристы разъехались и очень быстро распространили по всей Италии и свой стиль, и свои идеи. На этом Ренессанс закончился.

Можно спорить о том, был ли маньеризм ранней фазой барокко или, напротив, полностью самостоятельным явлением, которое, в свою очередь, ушло с приходим барокко, но это в любом случае не Ренессанс.

Кстати, разгром Рима действительно был одним из эпизодов Итальянских войн (точнее - войны Коньякской лиги), но при чём тут XVIII век? Итальянскими войнами принято называть серию войн 1494-1559 годов, закончившуюся Като-Камбрезийским миром.

semenoff

April 20 2018, 20:41:11 UTC 1 year ago Edited:  April 20 2018, 20:43:33 UTC

Галилей это можно сказать, канон позднего Возрождения. И по времени (сер 16 - сер. 17 века) и по биографии (работал у Медичи во Флоренции), но главное, по содержанию.
В вопросе принадлежности Галилея к Rinascimento любая статья в Википедии со мной согласится, это общее место.

Итальянские войны, да, это 16й век. Если я написал не так, значит я ошибся. Итальянские войны в основном останавливают Возрождение, по крайней мере в политическом отношении. Но Возрождение же умерло не сразу, это целая эпоха.

Локально во Флоренции, пока была династия Медичи, процесс продолжался. Как я понимаю для Медичи не было особой концептуальной разницы между Возрождением и Просвещением. Последний Медичи умер в середине 18-го века.

Вот на конце династии Медичи действительно все прекратилось.

Я думаю следует действительно, ограничить эпоху Rinascimento серединой 17-го века. Все Возрождение (что бы там не говорили в Ватикане) строилось почти исключительно вокруг семьи Медичи. И в этом смысле, пока правила семья Медичи, локально во Флоренции развитие гуманитарной культуры продолжалось до середины 18-го века.

Все-таки изобретение пианино создало эпоху великих композиторов, это начало 18-го века - самое начало ХХ века. Это был последний подарок Медичи человечеству (изобретение рояля 1720), а для меня классическая музыка очень важна. Без рояля не реализовался бы Моцарт и Бетховен, Шопен и Лист, и все пошло как то по другому....
Бартоломео Кристофори использовал в изобретении рояля и классическую технологию (арфу, которую он положил на бок) и современные. В общем, это запоздалый деятель Возрождения.

Гальвани действительно можно перенести в новую научную эпоху Просвещения, тем более что он из Болоньи, а не Флоренции.

Как-то так.
Уважаемый Bohemicus! У меня к Вам просьба.Позвольте обратиться к Вам через личную почту.Хотелось бы помочь хорошим русским людям.
Я давно с интересом слежу за Вашим творчеством. Спасибо Вам. Здоровья и удачи. Мой E-mail- kuzma1717@list.ru
Обращайтесь. Но я ничего не обещаю. Тем более, что понятия не имею, о ком и о чём идёт речь.
Спасибо! Вы мне очень помогли.Дай Бог вам здоровья.
Вы только посмотрите на глобус 3 картины, какие очертания береговой линии!
амым ценным экспонатом в этом переполненном шедеврами музее считается "Сикстинская мадонна" Рафаэля.

Сейчас посмотрела на нее. Чопорный классицизм.
Какой уж там шедевр