bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

Рецепты фрау Добромилы или Рождение нации.


  В конце XVIII века в одну немецкую школу в Пльзeне ходила девочка по имени Магдалена Артман. Способности её проявились рано, и уже в школьные годы Магдалена написала свои первые стихи и рассказы. На немецком языке. Чешского она в то время почти не знала. В 1804 г., когда Магдалене исполнилось 19, она познакомилась с судейским чиновником Рeттигом, бывшим на 11 лет старше её. Их роман длился четыре года и завершился счастливым браком.

  В этой бюргерской идиллии не было ничего необычного, если не обращать внимания на полное имя, которым называл себя магдаленин избранник - Ян Алоиз Судиправ Рeттиг.Он был активистом чешского национального движения, одним из тех, кого называли будителями. В этой среде многие принимали подобные имена, но "Судиправа", пожалуй, мог выдумать только судейский чиновник. По отцу Судиправ был немцем.

  Президент Масарик, воспринимаемый обычно, как человек другой эпохи, прожил достаточно долгую жизнь, чтобы застать в молодости национальное возрождение. В то время он успел попользоваться именем Властимил. Впрочем, позже он женился на американке, которую звали Шарлотта Гарриг, присовокупил её фамилию к своей и стал известен, как Томаш Гарриг Масарик. Кстати, по отцу Масарик был словаком. Ho он отрицал само существовании словацкой нации, называя словаков ветвью чехов.

  Что же касается нашей героини, то она вошла в историю под именем Магдалена Добромила Реттигова.
 

  Полное или частичное незнание чешского не было помехой для будителей. Рассказывали, что сочувствовавший целям движения граф Франц Антон Коловрат-Либштейн, занимавший посты пражского полицмейстера, президента чешского королевского научного общества и президента земской губернии, тоже почти не говорил по-чешски. Однако старался исполнить просьбу каждого посетителя, представившегося словами: "Я чех, меня зовут Вацлав". Любопытно, что один из своих легендарных фальсификатов Вацлав Ганка ввёл в оборот именно при посредничестве Коловрата-Либштейна. 

       

                                       Вацлав Ганка                                                     Рукопись краледворская


  Да что там граф... Сам Йoзеф Добровский, отец славистики, не знал в детстве чешского. Он был сыном драгунского вахмистра, несшего службу в одном гарнизоне в Венгрии. В семье говорили только по-немецки. Поэтому чешскую речь маленький Добровский впервые услышал, когда его отца перевели служить в Чехию. В 1792 г. Добровский положил начало чешскому литературоведению, написав "Историю чешской речи и литературы" (на немецком языке), а в 1822 основал славистику как научную дисциплину, издав "Основы языка старославянского" (на латыни).

  Однако чешский язык развивался очень быстро. Вацлав Ганка (тот самый) реформировал его орфографию и ввёл довольно удобные правила, по которым чехи пишут до сегодняшнего дня. Например, он заменил букву w на v. Проблемой, однако, была небогатая чешская лексика. В городах говорили и писали в основном по-немецки, чешский же считался по преимуществу речью пейзан, со всеми проистекающими из этого обстоятельствами.
 
  За устранение недостатка взялся крупнейший из будителей - Йoзеф Юнгман. Он переводил на чешский Гёте, Шиллера, Шатобриана и Мильтона. И по ходу дела вводил в язык недостающие слова, либо заимствуя их из русского и польского, либо составляя неологизмы с использованием уже существовавших корней. Так, журнал он сделал часописом (časopis), географию - земнеписом (zeměpis), a а обсерваторию - гвездарной (hvězdárna, от слова hvězda - звезда). Если кому-то такой подход покажется чрезмерно славянофильским, то я замечу, что только благодаря правилам образования неологизмов, составленным Добровским в 1809 г., удалось остановить деятельность так называемых брусичей (brusiči, буквально - спиливатели), всерьёз пытавшихся устранить из языка вообще все иностранные заимствования. Я видел словари брусичей. Это Задорнов в чистом виде.

  Kультурно-лингвистическая ситуация той эпохи так удачно и остроумно изображена в рекламе пива, которую я уже как-то упоминал в комментариях к одному своему посту, что не удержусь и выложу её целиком. Для понимания этой шутки совсем необязательно знать чешский. Достаточно досмотреть рекламу до конца. Длится она всего 40 секунд, а самое интересное происходит на 34-й секунде. По сюжету Юнгман занимается пропагандой красот чешского языка на улице, дело сперва идёт туго, но пиво вдохновляет его:

   


  Однако вернёмся к нашей героине.

  В 1820 г. в журнале "Доброслав" было опубликовано стихотворение "Яблочки", подписанное Магдаленой Добромилой Реттиговой. На этом основании её иногда называют первой чешской поэтессой. Это преувеличение. Настоящим автором "Яблочек" был её муж Судиправ. Через год вышел первый сборник рассказов Реттиговой, на этот раз действительно написанных ею, за ним последовали другие. Но подлинную славу Реттиговой принёс изданный в 1826 г. супербестселлер "ДОМАШНЯЯ КУХАРКА ИЛИ ТРАКТАТ О МЯСНЫХ И ПОСТНЫХ БЛЮДАХ ДЛЯ ДОЧЕРЕЙ ЧЕШСКИХ И МОРАВСКИХ" 


     

                                    Некоторые из бесчисленных переизданий "Домашней кухарки"
 

  В этой книге собрано около тысячи традиционных рецептов чешской кухни. Популярность её была невероятной. Крупнейшей чешской писательницей всех времён считается Божена Немцова, зачинательница современной чешской прозы (Её настоящее имя - Барбора Панклова. Отец её был немцем, которого звали Иоганн Панкл) Когда патриоты хотели издать литографический портрет Божены Немцовой, та скромно отказалась, предложив вместо себя Реттигову, как писательницу более знаменитую.

                     

                         Божена Немцова                                                      Магдалена Добромила Реттигова


  Создание нации, конечно, не ограничивается созданием её языка. За языком последовали:

  •   постройка в Праге Национального музея, изначально называвшегося Патриотическим (вездесущий Ганка был там библиотекарем);
  •   создание Франтишеком Палацким концепции чешской истории, в которой вершиной объявлялось гуситское время;
  •   написание Алоизом Йирасеком многотомных исторических эпопей, включая краеугольную "Гуситскую трилогию", и множества историко-патриотических пьес;
  •   постройка Национального театра на средства, собранные патриотической общественностью;
  •   реготизация пражской архитектуры Йoзефом Моцкером, вдвое увеличившим площадь храма св. Вита;
  •   и много чего ещё, вплоть до открытия в 1913 г. конной статуи св. Вацлава на Вацлавской площади (Йoзеф Вацлав Мыслбек работал над ней 30 лет) и в 1915 г. памятника Яну Гусу на площади Старомнестской.

                       

                                                                     Святой Вацлав на фоне Национального музея
 
                      

                                                                             Национальный театр в Праге


                                                   

                                            Титульный лист первого издания "Славянских танцев" Антонина Дворжака


  Ко времени Первой мировой войны чешская нация была полностью готова к созданию своего государства, и чехи обрели его в те самые дни, в которые русские, увы, утратили своё.

  Но вот что любопытно.

  Фальсификаты Ганки давно разоблачены. Никто не берёт себе имён вроде Спытигнев или Мечислав. Основанная Масариком республика неоднократно распадалась, и словаки признаются отдельной нацией. Пьесы Йирасека нечасто включаются в репертуары театров, а взгляд Палацкого на историю считается в целом преодолённым. Даже святого Вацлава несколько лет назад в одних парламентских дебатах кто-то назвал коллаборационистом.

  Но, кажется, нет в Чехии семьи, которая не готовила бы что-нибудь по рецептам Магдалены Добромилы Реттиговой. Книга её переиздаётся и переиздаётся, а гугл выдаёт на запрос Rettigová + recepty свыше 50 000 ссылок. Потому что в политике, историографии или архитектуре можно изменить очень многое, но что можно изменить в свинине с кнедликами и капустой? Да и в том, сколько корицы нужно класть в пунш, героиня моего рассказа знала толк, как никто другой.

                                                                                       
 

 

Tags: bohemia

Deleted comment

Я бы не стал говорить именно о "создании" чехов. Как этнос, они существовали на этой территории издавна. Другой вопрос, что формирование наций - это процесс, тесно связанный с промышленной революцией, заведением школьного образования и т.п. Понятно, что нации (в современном смысле слова) - явление нового времени, и образование именно чешской нации имело свою специфику.

Процесс шёл как раз под благосклонным (без иронии) покровительством австрийских властей. Впоследствии республиканская антиавстрийская пропаганда очень сильно исказила взаимоотношения властей и патриотического движения. На самом деле они были вполне гармоничными. В программу закладывался сильный элемент монархизма и лояльности к Габсбургам. Ещё Добровский выступил со знаменитой речью, в которой подчёркивал, что славяне составляют большинство населения империи, и именно поэтому ЯВЛЯЮТСЯ ЕЁ ГЛАВНОЙ ОПОРОЙ. Эта политика работала. Чех Радецкий, возможно, лучший из полководцев империи, в 1813 был начальником штаба коалиционных войск в битве народов у Дрездена, а в 1848 разбил сардинского короля, покусившегося на Ломбардию. Да и Масарик до 64 лет неизменно проявлял лояльность трону и говорил о необходимости сохранения монархии. Говоря о чешском участии в ПМВ, обычно вспоминают легионеров, но количество чехов, сражавшихся в рядах австро-венгерской армии, было намного большим, и дрались они до последних дней существования империи.

А, например, Франца-Фердинанда Гитлер буквально ненавидел, называя ЧЕХИЗАТОРОМ империи (у кронпринца была жена-чешка, графиня Хоткова).

Определённая заграничная инспирация имела место. Например, Ганку подозревали в шпионаже в пользу России, а Крамарж был крайне прорусским деятелем. Не обошлось и без англичан, но без них никогда ничего не обходится. Однако в целом австрийцы держали ситуацию под контролем вплоть до самого конца. Прогнилость Австро-Венгрии - такой же миф, как прогнилость России. Империя не была развалена изнутри, её сокрушили снаружи превосходящими силами.
Спасибо, поучительно. У меня такой вопрос: поддерживая и инспирируя создание чешской нации Габсбурги стремились упредить неизбежное вовлечение чехов в национальное движение, но направленное уже против монархии? Добавлю: не только Гитлер, но и Маркс с Энгельсом страшно ругали Габсбургов за славянизацию империи.
Вероятно, в поздний период имели место и такие соображения. Но изначально, насколько я могу судить, дело было в том, что немцы составляли меньшинство в империи, поэтому политика ассимиляции других народов была в принципе неосуществима. Зато была возможность уравновешивать одну этническую группу в империи другой. Чехи же были в целом вполне лояльным народом, в отличие от венгров, всегда доставлявших массу хлопот.

Межэтнические отношения в империи Габсбургов долгое время описывались с искажениями. Например, позднейшая историография стала преподносить пражскую дефенестрацию, ставшую началом Тридцатилетней войны, как чешское восстание против немецкого засилья. А ведь это очевидный абсурд. Имперские наместники Вилем Славата из Хлума и Ярослав Боржита из Мартиниц, которых повстанцы выбросили из окон, были чехами, а повстанцев возглавлял немец граф Генрих Турн. Так что смотреть имеет смысл только на факты, оценки можно игнорировать, они отражают текущую политику своей эпохи, и не более того. Судя по тому, сколько чехов было готово служить империи на протяжении всех 400 лет её существования, они отнюдь не считали себя обитателями тюрьмы народов.

Ну а Маркс и, тем более, Энгельс, заходили в антиславянской риторике настолько далеко, что Гитлер их так и не догнал.
В публицистике русских консерваторов (например, А. Будилович) Австро-Венгрия подается как пример государства, которое в поисках компромисса между разными этническими группами дошло до опасной черты децентрализации, при которой создание национального государства невозможно. Понятно, что при своей схожести Австро-Венгрия и Россия во многом отличались, но в какой степени нац. движения могли угрожать гос. бытию Австро-Венгрии, удалось ли бы автрийцам балансировать между претензиями чехов, венгров, поляков, хорватов?
ЕМНИП, даже в 1916 г. большинство чешских политиков считало, что империя должна быть сохранена. Ситуация стала меняться только в 1917 г.

Достаточно широко известны планы реорганизации монархии из двуединой в триединую. Обычно их связывают с именем Франца-Фердинанда д´Эсте. Я полагаю, у империи сохранялось поле для маневра. Но это вопрос взгляда. Постфактум можно полагать всё, что угодно.
Спасибо. Присоединяюсь к той точке зрения, что распад Австро-Венгрии не был запрограммирован, впрочем как и Российской империи. У правящей элиты Австро-Венгрии был большой опыт по управлению, но все же, как мне кажется, меньший запас прочности, чем у РИ, поскольку последняя имела за собой более высокий процент "коренной" этнической общности.
А как бы Габсбурги не славянизировали империю, в которой славяне действительно составляли большинство населения?
Насильственная германизация закончилась бы очень большой кровью.

Между прочим, Габсбурги по похожему сценарию создали и украинскую нацию...

Deleted comment

Антагонизм между немцами и чехами действительно существовал, но только в период после ВМВ. Перенесение его на другие эпохи - анахронизм.

В действительности оба народа очень сильно перемешаны. Едва ли не треть фамилий в телефонном справочнике Вены - Новак, Новотный, Яначек и т.п. Достаточно кинуть даже беглый взгляд на чешскую политическую сцену, и Вы увидите там Клауса, Гросса, Динстбира и т.д. И это после изгнания судетских немцев (до трёх миллионов). При этом надо учитывать, что в условиях послевоенной германофобии некоторые люди поменяли фамилии. Шутка одного чешского комика "это я Младек, а дедушка был Юнге и путешествовал с вермахтуром" здесь понятна всем.

Для чехов царствующий Габсбург был не столько австрийским императором, сколько чешским королём. (Соответственно для венгров он был королём венгерским). И оценивали они его именно как плохого или хорошего короля в зависимости от того, насколько у него получалось справляться с королевскими обязанностями. Ещё в наши дни я по крайней мере дважды слышал от обычных людей претезии к Марии-Терезии: она не удержала Силезию (это была одна из земель чешской короны).

Книга Гашека - антимилитаристская сатира, имеющая мало отношения к реальности. Интересно, кстати, что при социализме военнослужащим Чехословацкой Народной Армии читать её воспрещалось, как подрывающую боевой дух.

А отделение... Так ведь и Белоруссия и Казахстан в 91-м отделились преспокойненько. И это в мирное время. В момент распада АИВ насколько сот тысяч чехов сражались за неё на фронтах. Независимость Чехословакии Масарик провозгласил в Вашингтоне.

Deleted comment

К Фердинанду I, в царствование которого произошла революция 1848, были претензии именно как к плохому королю. Главная из них заключалась в том, что он никогда не посещал Чехию. Габсбурги прекрасно поняли, в чём заключалась его ошибка. После отречения в пользу Франца-Иосифа Фердинанд поселился в Праге, прожил в ней 27 лет, каждый день ходил вот по этой улице http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8e/Praha_Narodni_trida_v_noci.jpg , раздавал конфеты детям и милостыню нищим. Он со всеми здоровался, а многих горожан знал и называл по имени. Праге Фердинанад подарил за эти годы почти полмиллиона золотых. Всё это принесло ему огромную популярность.
>битве народов у Дрездена

Описка. Разумеется, имелась в виду битва народов под Лейпцигом.
Спасибо! Очень интересно.
Спасибо. Рад, что Вам понравилось.
Замечательный рассказ!
Спасибо.
Мда, предполагаю, что "нормальные" люди тогда относились к деятельности будителей ровно так же, как сегодня к деятельности свидомых украинцев. А оно вон как повернулось.
Я не берусь судить, как деятельность будителей выглядела в глазах большинства. Но по сравнению со свидомыми у них был один бесспорный козырь - будители были людьми высокой культуры. Не уверен, что свидомые способны переводить классиков с трёх европейских языков, писать трактаты на латыни, составлять словари на 150 000 слов и т.д. и т.п. И мне трудно представить будителей в вышиванках, отплясывающих какой-нибудь боевой гопак. Будители приходили во фраках на оперные премьеры.

Пожалуй, можно усмотреть определённую параллель между свидомыми и брусичами, которых я упоминал в посте. Они называли носовой платок чистоносопленой, пианино клапкобржинькостроем, а сигарету - подносницей либочудной. И, конечно же, у них была теория, что все мировые языки происходят из старославянского, а Богемия - страна, связанная с Богом...
Но фальсификация исторических источников! А когда Масарик разоблачил Ганку - помои. которые на него вылили - хоть сейчас в какой-нибудь жж-шный укросрач.
Вы никогда не задумывались над закономерностью, что у наций, не имевших своей государственности, Краледворские рукописи и "Оссианы" неизменно оказывались разоблачёнными, как фальсификаты, в то время, как у государствообразующих народов всегда признавались подлинными хоть "Слово о полку Игореве", хоть "Песнь о Нибелунгах", хоть "Кармина бурана", хоть "36 стратагем", невзирая на даты и обстоятельства их обнаружения?

И наречий братских звуки
Вновь понятны стали нам, -
Наяву увидят внуки
То, что снилося отцам!

Это из стихов Тютчева, посвящённых Ганке. Николай I наградил Ганку орденом св. Владимира. Мыслбек, автор статуи св. Вацлава на Вацлавской площади и оформитель Национального театра, ваял персонажей из рукописей, "найденных" Ганкой. Ныне эти работы украшают Вышеградское кладбище в Праге, представляющее собой нечто вроде пантеона национальных героев. Первым, кого там похоронили, был Ганка.

Таково было значение человека, разоблачённого Масариком.
Всё это верно, необычность ситуации заключается в данном случае фигуре разоблачителя.
У Масарика вообще была своеобразная политическая линия. Кажется, он был единственным из крупных чешских политиков, кто позиционировал себя не как национального, а как либерального деятеля. "Общечеловек". Он защищал хорватов в загребском процессе, боролся с антисемитизмом, отстаивал право университетов на свободу взгляедов и т.д.

В долгосрочной перспективе стратегия оказалась выигрышной.
В долгосрочной перспективе стратегия оказалась выигрышной.
-------

В плане осздания ЧСР - да. А вот в плане строительсва чехословацкой нации - пожалуй, нет.
а был ли вообще шанс сохранить Чехословакию? Или это никому не нужно?
доведи её до идиотизма. Видимо для этого брусичи и были нужны, вот где корешок, который надо было обрубить, а вся эта их "лингвистика" - только антураж и техническая часть проекта.

"у них была теория, что все мировые языки происходят из старославянского, а Богемия - страна, связанная с Богом..."
это как в анекдоте: "яка держава, такий и теракт".

За чехами и Чехией сотни лет цивилизации и созидательной деательности, самостоятельной и самодостаточной деятельности. Потому и нация получилась достояная.

Окраина же окраина и есть, одно слово "территория".
>За чехами и Чехией сотни лет цивилизации и созидательной деательности...

Пожалуй, с этим можно согласиться.

По поводу Вашего поста http://kesar-civ.livejournal.com/79985.html замечу: хоть я и равнодушен к вопросам копирайта и отнюдь не настаиваю на том, что перепечатке моих текстов ссылка обязательна, мне всё же приятнее, когда её дают, чем когда этого не делают. Как минимум, это позволяет избежать некоторых недоразумений.
щас же сделаю ссылку. Хотел, но просто забыл. Как можете видеть по моим другим записям, я всегда даю ссылки.
Спасибо.

Дело ведь не в авторском праве, а в том, что люди в ЖЖ придерживаются очень разных взглядов. По одному вопросу они могут совпадать, а по другому быть противоположными. Поэтому мне кажется желательным указывать автора того или иного текста. Это помогает читателям ориентироваться в авторах и разнообразии их мнений.

Deleted comment

Увы, не читал. И теперь уже не знаю, прочту ли.
Спасибо.
Спасибо, приятно было прочесть!
Сразу вспомнились "будители русинов". Но, оказывается, название "будители" для того времени стандартно, еще словацкие и болгарские были.
Не знаю, знаком ли Вам журнал http://rusbudet.livejournal.com/ Ув. Русьбудет - один из тех, кто меня зафрендил. Иногда я заглядываю к нему. Похоже, русины ведут нешуточную борьбу.
Был осенью в Ужгороде, недолго, пару дней. Интересовался вопросом. Отношение к сепаратизму благосклонное. Само положение региона делает отделение выгодным, да и оказаться в Евросоюзе - неплохая перспектива. В местном музее период независимости отражен в полной мере. Кстати, подарили сборник рецептов карпато-русинской кухни :) Видно, такое издание - важная веха в становлении нации.

Deleted comment

Матица чешская была организована Ф. Палацким в 1831 г. и существует до сих пор http://www.nm.cz/snm/matice.htm
Интересный момент, спасибо.
Мне кажется, чехам повезло в том плане, что Габсбурги слишком увлеклись "собиранием земель", в результате сил и средств на ассимиляцию у них действительно не осталось. Ограничься ненемецкие владения Габсбургов одной Богемией - и чехов, скорее всего, ждала бы судьба каких-нибудь лужицких сербов.
честно говоря, я думаю что лужицкие сербы в большинстве на судьбу не жалуются ))
Так некому жаловаться практиццки :) Думаю, чехи при аналогичном сценарии тоже "не жаловались" бы.
ну в общем да, но просто я бы допустим сам на месте лужицких сербов, взглянув например на поляков, радовался бы что вошел в немецкий этнос

по сути видимо многие из них так и думают

Suspended comment

На мой взгляд этот текст подтверждает мою правоту относительно того, что чешский язык - это в значительной степени целенаправленный культурологический проект. Кстати, в Израиле есть населенный пункт под названием Кфар-Масарик כְּפַר מַסָּרִיק (деревня Масарика), который назван так именно в знак признания концепции введения языка в обращение, произведенное этим политическим деятелем.

Deleted comment

Читаю, хотя иногда бывает сложно отвечать - голова занята чем-то совершенно иным, проходится вспоминать, о чём вообще шла речь в том или ином посте и т.п.

По поводу чешского и украинского национального строительства я уже кому-то отвечал. Сходство безусловно есть, но есть и существенное отличие. Чешские будители производят впечатление очень культурных людей. В принципе, они занимались тем, что поднимали чехов до уровня немцев. Украинские свидомые, напротив, словно бы хотели вообще отрезать украинцев от культуры.

Скажем, популярным занятием чешских патриотов было проведение балов. Ставилась вполне конкретная цель - пражские балы должны быть не хуже венских, а чешские - не хуже немецких. Будители носили фраки, писали оперы, издавали энциклопедии. Их украинские аналоги выходят на люди в вышиванках с каким-то, прости Господи, боевым гопаком.
у Галковского где-то было довольно подробно об этом.
Поразительно, один в один, как в Финляндии. Только финнам исполнители достались похуже, слишком много было реальных алкоголиков и авантюристов среди них. Они настолько не заморачивались, что "национальные" песни и стихи так и фигачили на родном немецком и шведском языках. Переводы подоспели позже. И фамилии "национальные" не всех из них согласились принимать.
И кулинария там тоже была и тоже на посредственном уровне - жена Рунеберга вошла в историю с пирожным(довольно безвкусным) его имени.
И оригинальная Калевала у Лёнрота вышло собранием непотребщины и матерщины, пришлось через несколько лет переиздать коллективу неназванных авторов в современном виде.
все очень напоминает сегодняшие попытки украины придумать себе историю , вот только единую нацию украинцы сделать забыли и пытаются засунуть в понятие единый народ тех кто этого не желает ...
Всегда думал что украина пойдет по чешскому пути и плане раздели чехословакии но увы не сложилось... Теперь горы трупов хотя результат всего этого будет наверняка такой же . В результате всего этого нынешнего кошмара в Донбассе наверняка появятся две украины - одна украина русская по культуре а вторая уже исконно западная и в тех границах которые для нее близки с исторической точки зрения...
где же она появится когда РФ 20 лет играла на стороне своих противников, да и сейчас...