bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Портрет второй. Карел, друг России.

  На Градчанах, в одном из самых лучших райoнов Праги, по адресу ул. Гоголя, дом 1, стоит вилла. При социализме она несколько обветшала, но в 1994-1998 по инициативе Вацлава Клауса виллу реконструировали, и с тех пор она служит резиденцией чешским премьер-министрам.

  Южный фасад здания украшает покоящийся на тосканских колоннах балкон с декоративной решёткой, девизом "ЗА ПРАВДУ ХОТЬ ПРОТИВ ВСЕХ" и датой постройки: 1914.

  В одном из залов находится камин, изготовленный из нечасто использующегося в здешних краях уральского малахита.

  Человек, построивший эту виллу для своей жены, был, вероятно, самым последовательным русофилом во всей чешской истории.
 
  Звали его Карел Крамарж.
 

                              

                                                                                Крамаржова вилла в Праге
                                                  
  Карел Крамарж родился в 1860 г. в городке Высокoе-над-Йизерой в очень состоятельной семье.  После окончания юридического факультета Карлова университета oн изучал право в Вене, экономику в Берлине и политические науки в Париже.

  В 1890 Крамарж впервые приехал в Россию. И встретил там Надежду Николаевну. 

  Надежда Николаевна, урождённая Хлудова, происходила из московской купеческой семьи и была замужем за Алексеем Алексеевичем Абрикосовым, одним из представителем известной династии фабрикантов, от которого родила четверых детей. Абрикосов издавал журнал "Вопросы философии и психологии", а у Надежды был в Москве светский салон, куда захаживали и авторы этого журнала. Там же с Абрикосовыми познакомился и Карел Крамарж.                     
 
  Роман Крамаржа и Абрикосовой длился десять лет. Они встречались на крымских и богемских курортах, переписывались на французском, искали способа соединиться. Законодательство Российской империи затрудняло развод, не давая виновнику распада семьи права на новый брак. Наконец Алексей Алексеевич завёл детей на стороне, после чего суд признал его виновником развода, в результате чего Карел и Надежда Николаевна смогли пожениться.

   Крамарж принял православие. Его супруга перешла в австрийское подданство. Обвенчались они в Крыму в 1900 г. Там же, в Крыму, Крамарж построил для своей любимой и первую виллу. Её возвели в 1905-1908 гг. в античном стиле и назвали Барбо. Вилла эта, переименованная в "Маёвку", существует до сих пор. Сейчас там государственная дача или что-то в этом роде.


                                      

                                Надежда Николаевна Крамаржова (Хлудова)                  Карел Крамарж

  Между тем наш герой активно занимался политикой, и популярность его росла. В 1891 г. он впервые был избран в австрийский рейхсpат от младочешской партии. Младочехи выступали за австрославизм, т.е. сохранение Австо-Венгерской империи при условии уравнивания славян в правах с немцами. Однако Крамарж, вскоре ставший председателем партии, был  радикалом. Около 1910 г. он приходит к выводу, что Австро-Венгрию необходимо ликвидировать, а все славянские народы должны следовать за своим естественным лидером - Россией. Он тайно разработал Славянскую конституцию, согласно которой Чехия должна была стать частью общеславянской федерации, возглавляемой династией Романовых, и переслал её в Петербург. Произошло это в январе 1914 г. До начала Великой войны ещё оставалось несколько месяцев, а Крамарж уже шёл ва-банк. С австрийской точки зрения это был несомненный акт государственной измены.
 
  Его арестовали в 1915-м, так что на своей второй по счёту вилле, пражской, только что достроенной, он прожил буквально несколько недель. Процесс длился полгода и завершлся смертным приговором, заменённом, однако, 15 годами тюрьмы. Говорят, власти не рискнули казнить Крамаржа и трёх его соратников, опасаясь народных волнений. Есть трогательная история, повествующая, как во время пребывания Крамаржа в камере смертников Надежда Николаевна добилась от одного австрийского министра улучшения условий содержания заключённых, заявив: "Мой муж приговорён к повешению, а не к голодной смерти".

  В 1917, после смерти Франца-Иосифа, новый император Карл I амнистировал Крамаржа.

  Между тем в России произошла февральская катастрофа, и планы на передачу чешской короны одному из русских великих князей разом оказались беспредметными. Масарик, бОльшую часть жизни называвший себя монархистом, стал республиканцем. Как написал один из его биографов, "американскому президенту Вильсону удалось убедить Масарика в преимуществах республиканской формы правления".

  18 октября 1918 г. Масарик подписaл Вашингтонскую декларацию о независимости Чехословакии. 28 октября Карл I издал манифест о готовности Австро-Венгрии к мирным переговорам без предварительных условий. Население империи восприняло его, как акт капитуляции. Чешский Национальный комитет объявил, что берёт власть в свои руки. Сегодня именно эта дата празднуется в Чехии, как день независимости. 14 ноября Национальное собрание cформировалo первое чехословацкое правительство. Премьер-министром стал Карел Крамарж. Он объявил, что все узы, связывавшие чешский народ с Габсбургами, ныне разорваны, и договор 1526 г. более недействителен. Крамарж призвaл собравшихся избрать главой государства Масарика. В тот же день Масарик стал президентом.

  Томаш Гарриг Масарик оставался у власти 17 лет. Карел Крамарж - 8 месяцев.

  В январе 1919, когда Крамарж собирался отправиться на Версальскую конференцию, на него совершил покушение молодой анархист. Пуля застряла в портмоне. Один из тех случаев, о которых говорят, что человека спасло чудо. Крамарж тут же заявил, что правительство должно принять ответные меры, и главной ответной мерой должно стать улучшение положения народа. Я уже говорил вам, что это был человек очень правых взглядов?

  Анархисту дали восемь лет, он отсидел год и был амнистирован Масариком.

  В Версале Крамарж добивался масштабной интервенции Союзников против большевиков. Безуспешно. Он требовал от Масарика бросить все силы чехословацкого легиона на свержение Советов и восстановление России. Тщетно. Можно услышать, что в Версале его затмил Бенеш. Глупости. За Масариком стояли США, за Бенешем - Англия и Франция. Держава, стоявшая за Крамаржем, была мертва. В такой ситуации его затмил бы кто угодно, хоть пускающий слюну идиот.

  В 1919 г. младочехи, к тому времени переименовавшиеся в национал-демократов, проиграли выборы. Крамарж подал в отставку. Ему предлагали стать министром финансов. Он отказался, справедливо сочтя, что в республике существуют лишь два поста, достойных его - премьерский и президентский.  Вместо этого Крамарж предпринимал поездки то к Деникину, то на Запад, пытаясь добиться дипломатического признания белых. Безрезультатно.

  Единственое, что ещё было в его силах - это помощь русским  эмигрантам. И он помогал им, как мало кто иной. Добивался предоставления  убежища и гражданства, трудоустраивал, давал деньги на русский театр, на рождественские подарки русским детям, на русский Красный Крест. Православный храм на Ольшанском кладбище в Праге построен в основном на его средства. Pешив построить ещё одну виллу, в родном Высоком-над-Йизерой, он заказал проект в русском стиле русским архитекторам Брандту и Феофилову.


                                  

                                                                Крамаржова вилла в Высоком-над-Йизерой

  День признания Чехословакией Советского Союза Крамарж назвал чёрным днём чехословацкой и русской истории.
   
 Надежда Николаевна была покровительницей пражского Галлиполийского землячества и почетной попечительницей Русских курсов при Русской Академической Группе в Праге, переписывалась с Ильиным и финансировала журнал "Русский колокол". Её не стало в декабре 1936 г.
 
  В мае 1937 ушёл и Крамарж. Масарик последовал за ним через четыре месяца. Последние годы они были политическими противниками, и Крамаржову виллу, бывшую неофициальным штабом оппозиции, называли "Антиградом". Созданной ими  Первой республики не стало в 1938.

  Детей у Крамаржей не было.

  После смерти Крамаржа выяснилось, что от его немалого имения остались одни долги. Всё его он потратил на нуждающихся.

  После Надежды Николаевны осталась коллекция бриллиантов. По некоторым данным - богатейшая в Центральной Европе. Часть eё можно было видеть на выставке "Карел и Надежда Крамаржовы дома", устроенной три года назад. Ныне потомки  А. А. Абрикосова пытаются предъявить претензии на наследство. Мне их затея представляется бесперспективной.

  На научной конференции, посвящённой 70-летию со дня смерти Крамаржа, премьер Тополанек назвал его национальным героем, не вписывавшимся в официальную политическую легенду.   
 

Tags: bohemia
2

Deleted comment

В Праге есть одна набережная, В 1938-1948 гг. называвшаяся набережной Крамаржа. В 1948 её переименовали в набережную капитана Яроша (он был офицером армии ген. Свободы и пал в 1943 г.) В 1991 набережную разделили. За половиной оставили имя Яроша, вторую половину переименовали в набережную Бенеша.

И это в Чехии. В России же имя Крамаржа вообще мало кому известно.
Очень интересно! О панславизме в Чехии слышал по по поводу цикла картин Альфонса Мухи - все пытаюсь найти возможность этот цикл посмотреть, но никак не попаду в Моравский Крумлов летом.
Я не отметил в посте, что Крамарж был организатором всеславянских съездов в 1908 г. в Праге и в 1910 г. в Софии.

Славянская эпопея на официальных страницах Моравского Крумлова: http://www.mkrumlov.cz/slovanska-epopej-obrazy-394.html Картинки кликабельны.
Спасибо! Посмотрю, раньше видел их в сети но не на оф.сайте.
Уважаемый Bohemicus!

Меня давно интересует история восточно-европейского извода коммунизма, "развивавшегося" в советской сфере влияния до и сразу же после IIWW. Польская версия мне хорошо знакома, благодаря знанию языка и личному знакомству с некоторыми поляками, специализирующимися по этой теме. Благодаря полякам же интересны и прибалтийские "клоны", как образца 1939-41, так и образца ранне-послевоенного. Некоторые белорусы (из-за границы) с украинцами описывают послевоенную обстановку "на местах" не менее ярко и вразумительно.

Менее ясной остается для меня довоенный "лифтинг" в славянских Болгарии с Чехословакией и православной Румынии (недавно промелькнула информация о том, что пришедшее на смену коммунистам молдавское правительство инициировало обнародование документов о довоенной депортации румын из Молдавии после занятия ее Красной армией) - в силу незнания соответствующих языков и незнакомства с ресурсами, посвященными этой завораживающей теме. Постсоветские публикации на эту тему устраивают мало, как и переводные публикации из западных источников, поскольку разливаются из одной колбы после тщательного фильтрования и дистиллировки основы. Интересным было бы изложение довоенной и послевоенной ситуации в перечисленных странах, осмотренной незамыленным и неподцензурным русским глазом, во всех странах бывшего социалистического лагеря, поскольку существует устойчивое подозрение, что она "начиналась, как в Польше", а развивалась "с нюансами", обусловленными "национальным контекстом" и степенью включенности страны в антикомминтерновский блок.

В "Часовом", к примеру, есть обширный репортаж русского корреспондента о "событиях" в Венгрии, написанный "по горячим следам". Советская "разоблачительная" публицистика начала 70-х, читаемая "от противного", так же добавила много красок в складывающийся пазл.

Есть ли у чехов, среди их "евроскептиков" историки право-консервативного направления, описывающие указанный мною период "неконвенционально"?

Буду рад ссылкам на чешские ресурсы, если таковые Вам известны, даже если Вы их пришлете мне в личку.
Я постараюсь подобрать что-нибудь заслуживающее внимания, если Вы конкретизируете предмет своего интереса. Дело в том, что я не настолько детально знаком с историографией той эпохи, чтобы с ходу определить, какая версия является конвенциональной, а какая нет. У меня есть общее представление о лице той эпохи, мне и достаточно. Мягко говоря, это не самое любимое мной время.

Определённо лучше, чем я, в этой теме ориентируется ув. f_f . Например, вот его пост о процессах Милады Гораковой и Рудольфа Сланского: http://f-f.livejournal.com/421313.html . Ссылка из поста ведёт на сам текст статьи, выложенный на сайте Радио Прага, а в комментариях очень содержательное обсуждение. А вот его пост о Первой республике http://f-f.livejournal.com/339259.html.

Хотя, повторяю, я, конечно же, поищу что-нибудь для Вас, если буду знать, что именно искать.
Во первых, спасибо за пост, вызвавший ряд любопытных комментариев, за ссылку на мой блог, а также ссылку на блог юзера f_f, с которым непременно познакомлюсь, ну и вообще.

Что касается интересующих меня тем:

1) проводились ли судебные процессы против так наз. "буржуазных националистов aka чешских фашистов" в Чехословакии СЛАНСКОГО и ГОТВАЛЬДА;

2) как формировались послевоенные службы безопасности и как они реформировались после осуждения и казни СЛАНСКОГО;

3) какова судьба (карьера и биография в общих чертах, если существуют "общие черты" карьеры и биографии) представителей бывшей сталинской элиты и их потомства в Чехословакии в период 1953-1968, а также - сегодня;

наконец,

4) каково представительство этих "демократов поневоле" в среде нынешних "еврооптимистов" (после так наз. "бархатной революции".

Вопросы, как Вы понимаете, навеяны "польским кривым зеркалом". Они могут быть "риторическими", но вполне могут стать и патогномоническим материалом для будущей "виртуальной истории болезни" вопрошающего.

Еще раз огромное спасибо за КРАМАРЖА.
Чтобы ответить квалифицированно, мне нужно как следует покопаться в источниках. Раньше следующей недели руки, увы, не дойдут. Если без подготовки, то:

1. Кажется, нет. На всех процессах, о которых я слышал, людей обвиняли в шпионаже и заговорах с целью свержения строя, а не в национализме. Мой следующий пост в этой серии будет как раз о человеке, осуждённом за "фашизм". Но его осудили ещё до прихода к власти коммунистов. Вообще же "фашизм" прочно ассоциировался с немцами и коллаборацией, а не с национализмом.

3. Не знаю, можно ли вообще говорить о специфически сталинских элитах в Чехословакии. Сталинизм ведь здесь был недолгим и (относительно) вегетарианским. Специально я не вникал, но ощущение такое, что Готтвальд расстрелял группу Сланского, да и помер (сейчас принято считать, что от сифилиса). А больше никого как будто и не было :)
Спасибо и на этом. Надеюсь, что, покопавшись в источниках, Вы не только для меня, но и для себя откроете "много интересного и неожиданного".
Извините за задержку с ответом. Никакой информации о процесах против чешских националистов я пока не нашёл. Зато был известный процесс против словацких националистов, на котором был осуждён Густав Гусак. Кое-какая информация о процессе:

http://www.noveslovo.sk/archiv/1999-09/str15.html (на словацком языке)

Вот кое-что о других политических процессах 50-х лет:

http://www.slideshare.net/fptul/stelekov-tereza-politick-procesy-50-let-kauza-frantiek-zahrdka-a-spol (весьма нетрадиционное оформление материала, зато он достаточно подробный. Я пробовал приближать и отдалять, перемещать вправо-влево и понял, что прочесть всё-таки можно)

или http://kmotrdrobek.jex.cz/menu/zlociny-komunismu/prvni-procesy-50-let

Не знаю, такого ли рода материалы Вас интересуют? Я не догадался спросить сразу, читаете ли Вы по-чешски или Вам нужен перевод?

По другим темам я ещё не искал, но мне нужно знать, искать ли что-то подобное или же совсем другое.
Спасибо за ссылки. Их уже достаточно. По-чешски я, к сожалению, не читаю. Переводов просить от Вас не смею. Достаточно уже того, что Вы у себя пишете и как это у Вас обсуждается.

Очень интересно.
Понятно. Значит, по некоторым интересующим Вас темам я со временем напишу посты, по другим кое-что переведу и пошлю Вам.

P.S.Сейчас попробовал загнать один из текстов, на которые ссылаюсь, в гугль-переводчик. Результат довольно смешной, но смысл текста понятен. Правда, не смог оценить, на каком языке выдаётся лучший перевод - русском или польском. Я, со своей стороны, увы, почти не знаю польского.
ЗдОрово.

Что до Гугля, то я лучше его с чешского перевожу. Чешский к польскому - ближе, чем Гугль.
А почему, собственно, Масарик не хотел использовать легион для свержения советской власти? Вряд ли он встретил бы серьезнео противодействие в этом вопросе со стороны того же Вильсона.
Как раз Вильсон и требовал ухода легиона из России. Требование было сформулировано 26 сентября 1918 г. В трёхтомнике Виктора Мирослава Фица "Чехословацкий легион в России", считающемся лучшим и наиболее полным исследованием по истории легиона, есть целая глава, посвященная этому решению. Называется она недвусмысленно - "Акт предательства русского народа".

Замечу, что хотя речь идёт о книге чешского автора, вышла она сначала в США на английском, и только потом в Чехии на чешском. Автор опирался на американские архивы.

Вильсон же добился от японцев отмены их плана на переброску по транссибу 20 дивизий на помощь белым против большевиков.

К сожалению, у меня нет сейчас под рукой книги Фица, чтобы привести полный текст или хотя бы названия документов, на которые он ссылается. Но думаю, эта книга должна быть в Сети на английском. Переводилась ли она на русский, мне неизвестно.

Вчера ув. dtzkyyy выложил старую, ещё 50-х лет, статью одного русского эмигранта, где, помимо прочего, описывалась деятельность эмиссаров Масарика среди легионеров http://dtzkyyy.livejournal.com/48530.html
Ссылка, увы, ничего не описывает, а скорее констатирует обиду некоего русского фоицера на легионеров. А что до требования Вильсона, то оно вполне понятно в сентябре 1918-го. Когда сам Фош планировал кампанию 1919 года. Очевидно же, что после 11.11.18 оно утрачивает свою актуальность, или, по меньшей мере, становится дискутабельным.
Масарика хорошо бы осветить как следует - там через вильсоновскую точку сборки (всякие личности вроде Чарльза Крейна с его миссией в Россию в 1917 году + контакты с Тихоном Белавиным + спонсорство Мухи с его открытым и карикатурным масонством) намечаются контакты и с эсерами, и с прото-обновленческим крылом в РПЦ
Непростое это дело, освещать Масарика. В юности он был ревностным католиком, однажды своими проповедями обратил в католицизм одну протестантку, жену кузнеца, у которого учился ремеслу. Позже сам перешёл в протестантизм. Был некоторое время Властимилом, потом стал Гарригом. До 65 лет или около этого был монархистом, потом стал республиканцем.

Он был в контакте всегда и со всеми. Ещё в юности его протежировал брненский полицмейстер Антон Ла Моньер, позже - Рудольф Шлесингер из Австро-английского банка. В загребском процессе Масарик защищал хорватов. После начала ПМВ получил сербский паспорт. Защита Леопольда Хильснера (австро-венгерский аналог Дрейфуса и Бейлиса) принесла Масарику мощную поддержку американских евреев. Будучи по отцу словаком, Масарик отрицал существование словацкой нации, считая словаков ветвью чехов. Этой же точки зрения придерживалась и Словацкая лига в США, очень влиятельная организация. В 1925 г. Масарик основал в Праге Ротари-клуб. И т.д и т.п., вплоть до того, что в 1905 г. в Гданьске Масарик прочёл перед каким-то "Орденом добрых тамплиеров" лекцию о вреде пьянства.

Ну и, естественно, на всей его жизни лежит толстый-толстый слой бронзовой краски. Например, утверждается, что в возрасте 87 лет, за месяц до смерти, после паралича, ом заказал учебник греческой грамматики. Человеку срочно понадобилось выучить греческий.
человек-оркестр, одним словом
Спасибо за положительные эмоции. Мне теперь легче воспринимать Чешское проживание.
А Вам было тяжело его воспринимать?
Я, в общем, живу здесь в одиночку, и от того не могу совсем уехать из России. Бывает очень неуютно, тем более, что работы не приискал. А от такой информации на сердце снова теплеет, и старые камни мостовых и домов делаются прямо родными (неловко утирает слезу)...
На второй-третий год это бывает со многими. Радость новизны проходит, люди начинают замечать проблемы. У некоторых наступает момент, когда они видят только проблемы. Это тоже пройдёт.
Да, надеюсь. Спасибо за поддержку. Надо перестать жить на две страны.
Прекрасные посты Вы пишете по Чехии, очень приятно их читать!
А к этому тексту можно было бы еще добавить упоминание о Галлиполийской русской библиотеке, уникальном собрании, которое было практически целиком вывезено обратно в Россию после Второй мировой войны.
Спасибо.
Кстати, а почему Вы считаете, что за Бенешем стояла Англия? На мой взгляд, как раз Англии за ним и не было, что показали события в Мюнхене в 1938
На мой взгляд, события в Мюнхене, а в особености после Мюнхена, показали, что для англичан Гаха был абсолютно своим человеком. Преспокойно улетел в Лондон, через какое-то время составил правительство в изгнании, тут же получил признание, в 1945 триумфально вернулся. В Праге его встречали, как победителя в войне. А всех собак повесили на несчастного Гаху, который, строго говоря, вообще не был политиком, страдал склерозом и при этом ещё пытался что-то сделать (в частности, спас большую группу арестованных немцами студентов).
Мне казалось, что Бенеш был интегрирован через Великий Восток во французские сети. Поэтому, когда Франция пошла на поводу у Британии в 1938 году, то все расчеты Бенеша на французские контакты провалились. Собственно, характерен резчайший поворот Бенеша в сторону СССР и его прямо-таки советизм военного и первого послевоенного времени
Заметил у себя описку:

"для англичан Гаха был абсолютно своим человеком" - имеется в виду, конечно же, Бенеш.

Его "советизм" как раз представлятся мне ещё одним свидетельством в пользу того, что Бенеш был очень сильно ориентирован на Британию. Он всегда делал то, что в тот момент было нужно англичанам.
А как Вы прокомментируете то обстоятельство, что, по официальной версии, масонство в Чехии начинается только в 1920-е годы, когда его якобы завез в страну Альфонс Муха, ставший вроде как организатором
А разве есть такая версия? Было бы интересно узнать, откуда она происходит.

По официальной версии первой чешской ложей была ложа "У трёх звёзд", основанная в 1726 г. графом Шпорком в присутствии английского Великого магистра Энтони Сайeра.

Масонство в Богемии - институция старая и уважаемая. Говорится о ней исключительно положительно. Подчёркивается участие масонов в ликвидации последствий наводнения в Праге в 1784 г., членство в масонских ложах таких деятелей, как Добровский и т.д.
Сейчас передо мной изданная в Праге на русском книга о Мухе: там сказано "После образования в 1918 году Чехословакии Муха способствовал образованию первой чешской масонской ложи, ложи Коменского в Праге, и вскоре стал Великим магистром Большой ложи Чехословакии. Позже он стал вторым Суверенным командором Чехословакии" - и прилагается большая фотография героя с соответствующими атрибутами
А, понятно. Считается, что в XIX веке были какие-то запреты, и якобы их соблюдали. А после возникновения республики всё легализовалось и якобы возродилось из пепла. Обычное легендирование. А масонство Мухи несколько напоминает масонство того деятеля, что баллотировался в президенты РФ. Запамятовал имя. Богданов, кажется.
Матёрый человечище!